Проблемы теоретического обоснования метода



До сегодняшнего дня в психологии нет единого мнения, что же такое проекция. В связи с этим необходимо остановиться подробно на рассмотрении этого вопроса, проанализировав наиболее известные подходы исследования феномена проекции. По мнению Б. Мюрштайна и Р. Прайера, впервые это явление было описано в средневековом трактате "Malleum Mallesicarum" следующим образом: "Воображение и фантазия представляют собой вместилище идей, возникающих из наших чувств, и не раз бывает, что дьяволы так управляют нашим воображением, что эти идеи становятся новыми отражениями вещей, превращаются во впечатления о вещах и предметах" .В его привычном значении этот термин был впервые употреблен З. Фрейдом. Фрейд впервые описал проекцию, изучаю паранойю, которой были посвящены две небольшие работы, написанные в 1895-1896 гг., а также главу III из "Дальнейших соображений о психоневрозах защиты" (1896). В этих работах проекция понимается как первичная защита, связанная с неправильным использо-ванием обычного психического механизма, например, вынесением вовне источника неудовольствия, когда параноик проецирует вовне мучительные представления. Особенно большое внимание проекции Фрейд уделил при анализе случая Шребера, понимая ее как часть параноидного защитного механизма. В 1915 г. Фрейд описал так называемую "фобическую" организацию психики как настоящую "проекцию" влечения, ощущаемого как нечто опасное: "Я ведет себя так, славно опасность нарастания тревожного страха обусловлена не динамикой влечений, а внешним восприятием, и, стало быть, можно реагировать на эту внешнюю опасность попытками бегства, фобическим уклонением от "опас-ности". Интересно, что Фрейд видел тот же механизм в так называемой "проективной ревности", которую он отличал как от "нормальной" ревности, когда пациент защищается от собственных желаний неверности, вменяя неверность в вину суп-ругу; перенося, таким образом, внимание с собственного бессозна-тельного на бессознательное другого человека, Рассматривая процесс психоанализа как терапии, Фрейд, правда, говоря о случаях приписывания собственных мыслей психоаналитику, был скорее склонен говорить о трансфере, нежели о проекции. Таким образом, Фрейд достаточно узко понимал проекцию. Проекция, по Фрейду, всегда или почти всегда - один из видов психологической защиты. Как известно, Фрейд считал, что в организме возможны два вида возбуждений, порождающих на-пряжение: те, от которых можно уберечься и защититься, и те, которых невозможно избежать, поскольку необходимого механизма защиты не существует. Проекция выступает, таким образом, как первоначальное средство защиты от внутренних возбуждений, которые могут быть слишком сильными и поэтому неприятными, и тогда субъект проецирует их вовне, чтобы уклониться (фобическое избегание), защититься от них.
Анализируя взгляды Фрейда на механизм проекции, Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис рассматривают два "смысла" проекции:

а) смысл, сходный с пониманием проекции в кинематографии, когда субъект выносит вовне образ того, что бессознательно существует в нем самом.

б) обозначение квазиреального процесса отторжения: субъект выбрасывает вовне то, чего не хочет иметь, и затем вновь обна-руживает выброшенное во внешнем мире. В данном случае про-екция выступает не как "нежелание знать", но как "нежелание быть". При первом подходе проекция сводится к иллюзии, при вто-ром - укореняется в месте первоначального раздвоения на субъект и внешний мир. Таким образом, смысл проекции по Фрейду достаточно прост. По его мнению, речь идет о выбросе вовне, об отказе принять нечто в себя или быть чем-то. Интересен взгляд на проекцию Ф. Перлза. Он считал, что "проекция - черта, установка, отношение, чувство или фрагмент поведения, которое в действительности принадлежит вашей личности, но не ощущается вами таким образом, а приписывается объектам или людям в окружении и затем переживается как направляемое ими на вас, а не наоборот". Причину проекции, как и причину возникновения таких явлений как ретрофлексия и интроекция, Ф. Перлз видел в напряжении, возникающем в ситуациях фрустрации. Не в силах справиться с возникающим напряжением, индивид бессознательно и прибегает к проекции своих чувств, мыслей, установок и т.д. Перлз справедливо замечал, что проецирующий, направляя вовне свои чувства, все же не избавляется от них. Таким образом, проекция не является, по Перлзу, механизмом, позволяющим полностью избавиться от, например, невротических переживаний. Понимая проекцию как один из видов невротических механизмов, если она "неуместна и постоянна", Перлз, тем не менее, рассматривает проекцию и как здоровый механизм, считая ее весьма полезной: "Одаренные художественным воображением артисты облегчают свои проблемы, проецируя их в свои художественные творения". Б. Мюрштайн и Р. Прайер различают следующие виды проекции:

- классическая защитная проекция (бессознательное приписывание другим своих социально неприемлемых качеств личности, мотивов, потребностей и пр.);

- атрибутивная проекция (склонность воспринимать других по аналогии собой)

- аутистическая проекция (детерминированность восприятия потребностями субъекта);

- рациональная проекция (в отличие от защитной проекции, в этом случае индивид сознательно приписывает, например, ответственность за свои поступки другим);

Д. Холмс выделяет следующие два "измерения" проекции:

1) наличие - отсутствие у индивида проецируемого свойства и

2) степень осознанности проецируемой черты:

степень осознания субъектом проецируемой черты наличие у субъекта проецируемой черты отсутствие у субъекта проецируемой черты
не осознает симилятивная проекция проекция "Панглосса" или "Кассандры"
осознает атрибутивная проекция комплиментарная проекция

Считая, что существование проекция неосознаваемых черт личности не может быть экспериментально доказана, Д. Холмс, исходя из психоаналитического понимания этого феномена, полагал, что симилятивная проекция - суть проекция защитная, а проекция "Панглосса" или "Кассандры есть вариант защитной проекции. Атрибутивная проекция, как уже было сказано выше, - это следствие склонности воспринимать окружающий мир по аналогии со своим собственным внутренним миром; комплиментарная проекция же проекция "предполагает проекцию качеств, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих; в этом случае приписываемая черта служит причинным объяснением собственного состояния" . Необходимо, однако, отметить явную недостаточность предложенной Д. Холмсом классификации. Это касается, прежде всего, проекции "Панглосса" или "Кассандры". Трудно представить себе, как отсутствующая, да еще и неосознаваемая черта может проецироваться вовне - отсутствие, по определению, предполагает, что чего-то в действительности не существует. Возможно лишь одно допущение. Речь идет о случаях проекции черт личности, противоположных имеющимся у субъекта. Судя по всему, это происходит тогда, когда классическая защитная проекция выступает одновременно с таким видом психологической защиты, как формирование реакции, проекция становится в этом случае своего рода проводником этого механизма. Впрочем, уместнее всего предположить наличие двойных связей в этом процессе. Предложенный же Д. Холмсом вариант представляется более чем сомнительным. Субъект, по Холмсу, "не осознает своей черты". Как же может быть иначе, если она отсутствует? Комплиментарная проекция, на наш взгляд, может иметь место и в ситуации проективного исследования личности, что будет подробнее обсуждаться ниже. Сейчас же заметим, что согласно нашим предположениям, индивид может приписывать стимулу определенные качества, которыми он не обладает, но желал бы обладать. Мы предлагаем следующую классификацию видов проекции, основанную, с одной стороны, на степени осознанности проецируемых черт и, с другой стороны, учитывающую фактор их социальной приемлемости:

степень социальной желательности

степень осознания

не осознаются осознаются
социально желательные черты - атрибутивная или аутистическая проекция
социально нежелательные черты прямая или обратная ("реактивная") проекция рациональная проекция

Если наличие нежелательной черты, мотива, потребности и пр. не осознается субъектом, то проекция выступает как один из видов психологической защиты (классическая защитная проекция). Как уже было отмечено, случай, когда проецируются переменные, противоположные имеющимся в действительности, связан с тем, что проекция выступает вместе с таким механизмом, как формирование реакции (особенно если учесть, что отделить один виз психологической защиты от другого достаточно трудно). Таким образом, в подобных случаях имеет место 1) классическая защитная проекция и 2) обратная ("реактивная") проекция. Если нежелательная черта осознается субъектом, проекция приобретает рациональный характер. В ситуации проекции социально приемлемых черт речь идет об атрибутивной проекции, частным случаем которой является аутистическая проекция.


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!