О непостижимости женской натуры 26 страница



 

Типичная история такова: замужняя женщина обращается к своему семейному врачу с просьбой избавить ее от боли, что мучает ее всякий раз, когда она выполняет свой супружеский долг, и при этом на счастлива сообщить врачу и даже несколько горда тем, что все эти обстоятельства на самом деле никогда ее не трогали. Каждый терапевт наверняка хотя бы раз слышал утверждение женщины о том, что она «ни разу не отказала мужу», причем для некоторых женщин именно в таком поведении и состоит нормальная интерпретация «акта любви». Хотя даже неспециалисту ясно, что такая женщина не сможет избавиться от боли, не изменив своего отношения к супружескому долгу.

 

Другая крайность, с которой приходится сталкиваться: женщина с большим удовольствием вступает в половые сношения с постоянным партнером, который хорошо откликается на ее пожелания и устремления, женщина, которая только тогда идет на половой контакт, когда сама его желает, и у которой нет проблем со здоровьем, – эта женщина тоже может испытывать боль при проникновении. Когда отсутствует очевидная причина боли, врачу очень трудно помочь женщине. Скорее всего, у нее были заболевания в прошлом, и медицинское лечение (например, введение во влагалище разных препаратов) или чувство вины после заражения венерическим заболеванием могло вызвать душевную травму.

 

«ГРЕБЕНЧАТЫЙ СИМФИЗ»

 

Вопрос «Я действительно больна или я все это вообразила?» беспокоит многих женщин, так что порой они мечутся между гинекологом и психологом, так и не получая на него ответа. Существует анатомическая особенность, которая способна вызывать боль при входе во влагалище и которую практически не принимают в расчет ни врачи, ни специалисты-сексологи. Это связано с шириной лобкового симфиза, той части лобковой кости, которую женщина способна нащупать в передней части собственного влагалища, если нажмет на свой «холм Венеры» – самый нижний участок передней брюшной стенки. Ширина симфиза вариируется в широких пределах, а объем симфиза определяет положение входа во влагалище. Широкий симфиз означает, что влагалище расположено достаточно далеко внутри. У некоторых женщин это явление настолько ярко выражено, что вход во влагалище расположен посередине между брюшной полостью и спиной, что противоречит представлениям большинства женщин (а также мужчин). Ведь поскольку родители называют вход во влагалище тем, что «внизу спереди», и мальчики и даже девочки вырастают с представлением о том, что «дырочку» можно найти прямо «там», чуть ниже «холма Венеры».

 

Коэн ван Эмде Боас, первый в Нидерландах профессор сексологии, был также одним из первых, кто обратил внимание на эту причину диспарейнии. В 1941 году он описал этот вид псевдовагинизма. Сексолог консультировал несколько пар молодоженов, которые в брачную ночь столкнулись с неожиданно сильными болями у новобрачной, и у него возникло подозрение, что неопытный молодой муж слишком высоко направлял свой пенис, что приводило к аномальной фрикции в области мочеиспускательного канала. Даже когда муж сумел ввести свой член, как полагается, у его жены осталось ощущение боли в этой области. После коитуса фрикции в области мочеиспускательного канала оставляли женщин с ощущением, похожим на то, какое бывает при воспалении мочевого пузыря. Слизистая оболочка в этой области достаточно тонкая и легко повреждается, причем она лежит на жесткой тазовой кости, да к тому же в некоторых случаях у симфиза имеется «гребень» – достаточно острая грань на внутренней стороне (откуда и произошло название «гребенчатый симфиз»). Ван Эмде Боас принял прагматичное решение: для пениса достаточно места в области малого таза, однако он не способен двигаться в передней части. Мышцы способны смещаться, а кости нет. Поэтому специалист посоветовал своим пациенткам приподнять ноги повыше, а под таз подложить твердую подушку. Конечно, эту чувствительную область можно поберечь, используя позу, при которой мужчина вводит свой член в женщину сзади.

 

Ван Эмде Боас был в свое время знаменитым специалистом, однако медицинская общественность тогда не слишком серьезно относилась к предмету его исследований. В гинекологической литературе можно встретить несколько упоминаний о подобных проблемах. Некоторые врачи считали, что у ряда женщин отверстие мочеиспускательного канала находится слишком низко (научный термин – гипоспадия). В результате при коитусе происходит давление на эту область, и пенис постоянно об нее трется. При этом может возникать боль. Эмде Боас в таких случаях советовал менять позу. Женщины с такой анатомической особенностью редко могут найти помощь у обычного врача. Тот проводит обследование и чаще всего не находит ничего аномального (нет воспаления, нет изменений слизистой, отсутствует вагинизм), а потому советует женщине считать свое состояние проблемой психологического характера. В то же время психолог или сексолог, который начинает наблюдать ее, вскоре уже не знает, как быть с такой пациенткой. Существование подобных проблем является сильным аргументом в пользу мультидисциплинарного подхода в области сексологии.

 

Большой диапазон ширины симфиза можно продемонстрировать, обследуя женщину в классической гинекологической позе. Положение влагалища сильно варьируется – а между тем этот факт едва ли вообще упоминается в учебниках! Лишь один Диккинсон в 1949 году процитировал мнения немецких антропологов на этот счет, а те утверждали, что отверстие влагалища у так называемых примитивных племен находится ближе к анусу. Это, пожалуй, можно лишь интерпретировать в духе культурных предрассудков тех времен, ведь считалось, что чем «примитивнее» племя, тем больше вероятность того, что они совокупляются подобно животным – в позе, характерной для животных (а не в «миссионерской позиции»).

 

А вот в древних китайских трактатах на тему об искусстве любви всегда проводилось различие между высоким, средним и низким влагалищем. Подобные трактаты были очень популярны в Китае, начиная с V века до нашей эры. В эпоху династии Мин (1368 – 1644), однако, нравы были, по китайским стандартам, невероятно чопорные, так что трактаты по искусству любви уже утратили свою откровенность. Выдержка, которую мы приводим ниже, содержится в единственной рукописи, сохранившейся от той эпохи. Действие представляет собой диалог между Императором и Простой девушкой. Нидерландский китаевед Роберт ван Гулик, который познакомил западных читателей с этими текстами, наиболее откровенные предложения дает на латыни (точь-в-точь как авторы эротических произведений Викторианской эпохи).

 

Император спросил: «В чем разница между высоким, средним и низким положением вульвы?» Простая девушка отвечала: «Качество влагалища определяет не его расположение, но его использование. Для использования подходит влагалище, которое расположено как высоко, так и посередине или низко. Женщина, у которой влагалище находится в центре [то есть между „холмиком Венеры“ и анусом], хороша для сношений в любое время года и в любой позиции. Потому что золотая середина всегда лучше всего, даже у женщин. Женщина с высоким влагалищем подходят для холодных зимних ночей. На ней мужчина может скрыться под разноцветными одеялами на квадратном ложе. А вот женщина, чье влагалище расположено низко, лучше всего для теплых летних ночей. Мужчина может иметь сношение с нею, сидя на каменном сидении в тени камышей, вводя свой член в нее сзади, для каковой цели она должна стать на колени, спиной к нему. Вот так используются конкретные преимущества формы женщины, с которой совокупляется данный мужчина».

 

Увы, подобное разъяснение представляется невыполнимым для иных, не столь феодальных времен. Ван Гулик упоминает, что в современном японском разговорном языке существуют специальные обозначения для влагалища, расположенного высоко, низко или посередине. Самый факт, что эти выражения существуют, говорит об одном: целый ряд японцев по той или иной причине считают подобные различия очень важными. К тому же японское слово, обозначающее высоко расположенное влагалище, отличается лишь высотой тона от слова «утонченный», а слово для низко расположенного влагалища почти идентично слову «вульгарный»; соответственно, подобная японская оценка высоты расположения влагалища напоминает стародавнюю интерпретацию немецких антропологов.

 

Трактаты древнего Востока достаточно подробно рассматривают вопросы правильного соответствия размеров мужских и женских половых органов. В древнем индийском трактате «Камасутра» женский орган («йони») и мужской орган («лингам») разделяются на три класса: у женщин это – «газель», «кобыла» и «слониха», а у мужчин – «заяц», «бык» и «конь». Наилучшее сочетание, как утверждает «Камасутра», возможно лишь между одинаковыми классами. «Заяц» со «слонихой» или «газель» с «конем» могут быть совместимыми, однако это сильно зависит от темперамента и от умения партнеров. Западная сексология уделяет мало внимания тому, как мужской орган может вызывать боль у женщин, хотя ведь длина И толщина пенисов могут настолько разниться, что этим фактором невозможно пренебрегать. Но самый предмет, по-видимому, все еще невозможно обсуждать открыто. Если у мужчины «он» больше среднего размера, тогда женщина подсознательно думает, что ей стоит радоваться этому и гордиться этим не меньше, чем ему самому. Мужчин обычно беспокоит, если размер пениса меньше среднего, а вот размер больше среднего считается совершенно нормальным.

 

Это очень четко проявилось в небольшом исследовании, проведенном в США. В рамках исследования мужчин просили оценить размер собственного пениса: среднего ли он размера, существенно больше или существенно меньше среднего или же он незначительно больше (меньше), чем средний размер? А затем аналогичный вопрос был задан тем же мужчинам относительно их ног. В случае ног, как оказалось, группа опрошенных следовала нормальному статистическому распределению: примерно столько же мужчин посчитали свои ноги больше среднего размера, как и меньше среднего, а ответ «мои ноги среднего размера» оказался самым популярным. Совсем иная картина была в отношении их оценки собственного пениса. На первом месте был ответ «немного ниже среднего»; это означало, что большинство мужчин считали, что средний размер был больше, чем на самом деле. Разумеется, мы давно уже знали: мужчины могут быть очень чувствительны к этому предмету, настолько, что об этом имеется бесчисленное количество шуток. Вот, например, что говорил шоумен Тео Маасен.

 

Смотришь порнуху, и тебя всякий раз охватывает это странное ощущение… оторопь берет, что ли… Как увидишь всех этих девчонок, которые держат пенис в руке, сразу понимаешь, что он им как-то не по размеру, что ли… Слишком здоровенный какой-то… Но я ведь не дурак, я ж понимаю: их-то, девчонок этих, специально для этой работы подбирали. Таких, знаете ли, с невероятно маленькими ручками и пальчиками…

 

И наоборот: кое-кто из женщин могут еще спросить у своего врача, не слишком ли у них узкое влагалище; однако они редко когда жалуются, что «аппарат» их партнера слишком большой по размеру.

 

ВАГИНИЗМ: МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ

 

Вагинизм – это сексуальная проблема, которую описал в начале XIX века американский гинеколог Дж. Мэрион Симе. Столь ранний интерес к этой проблеме неудивителен, поскольку логическим следствием такой болезни было бесплодие. Вагинизм хорошо интегрировался в общую картину викторианского общества. Представьте себе молодую невесту, которая воспитывалась исключительно «добродетельно» (то есть в совершенном неведении о вопросах супружеской, интимной жизни), а также ее мужа, весь сексуальный опыт которого, по-видимому, ограничился несколькими визитами к проституткам (то есть он не мог научиться у них слишком многим эротическим «тонкостям»). В таких обстоятельствах легко представить себе первую брачную ночь, когда невеста в целом готова благожелательно отреагировать на заигрывания своего мужа, пусть даже она вовсе не испытывает необходимого возбуждения. Если при этом все не сложится исключительно благоприятно, вполне можно ожидать, что у женщины появится защитная реакция. В то время в женщине наиболее высоко ценилось такое качество, как чувствительность; причем в каждом доме обычно держали небольшую склянку с каплями Гофмана* – на тот случай, если какой-либо даме предпочтительнее было упасть в обморок. Если поднести склянку к носу дамы (ее содержимое было что-то вроде нашатырного спирта), то, как ожидалось, она должна была прийти в себя. В ту пору сверхчувствительная женщина из «хорошего общества», несомненно, была вправе испытывать дискомфорт при таком вульгарном виде общения, как секс, ведь это подкрепляло распространенную точку зрения на женственность. С одной стороны, это было к лицу викторианской девице и не считалось проблемой, требующей решения. С другой стороны, вагинизм препятствовал осуществлению брачных отношений и получению потомства, а это уже требовало самых решительных мер. Иногда женщину лишали невинности и оплодотворяли под действием эфира – анестетика, который тогда как раз только-только появился в распоряжении врачей. Однако стандартным решением вопроса было хирургическое вмешательство. Мышцы сфинктера надрезали, а область девственной плевы (гименальное кольцо) вовсе удаляли, после чего женщинам надлежало ежедневно выполнять упражнения с помощью особых стеклянных форм, чтобы держать раскрытым то пространство, которое уже было расширено хирургом. Симе сам опубликовал довольно много убедительных отчетов о своих хирургических успехах.

 

* Капли эти предложил знаменитый немецкий терапевт первой половины XVIII века Фридрих Гофман (1660 – 1742), причем они состояли из эфира и спирта. В «Лекарственнике» К. Шпренгеля (1820 г.) о каплях Гофмана сказано, что «спасительные действия сего средства похваляются в нервных лихорадках». Применялись они также при тошноте и обмороках.

 

В Европе врачи были явно куда более консервативны. В 1867 году в «Венском медицинском журнале» была обнародована более мягкая и более^ современная форма лечения вагинизма, основанная на упражнениях. В медицинскую практику была введена также психология, и в 1917 году профессор гинекологии Гектор Тройб высказал мнение, что эмоциональные проблемы лучше лечить с помощью понимания, а не скальпеля. Тем не менее хирургический способ лечения применялся еще довольно долго. В 1987 году профессор сексологии Иос Френкен исследовал сексологические познания гинекологов, и когда он проанализировал их ответы на вопросы анкеты, то сделал вывод: насколько часто вагинизм до сих пор лечили в Нидерландах хирургическими средствами (согласно его подсчетам, в год делалось около 117 операций такого рода), дело дошло до запросов в парламенте. Между тем еще Мастере и Джонсон предложили простой способ излечения этого заболевания, основанный на общих принципах поведения. Они давали супружеским парам большое количество положительной информации по всем аспектам сексуальности и эротизма, а одновременно предлагали женщине постепенно привыкать к проникновению во влагалище с помощью пластиковых расширителей. Постепенно увеличивая толщину подобных расширителей, удавалось свести на нет рефлекторное сокращение сфинктерных мышц. Мастере и Джонсон сообщали, что их методика давала стопроцентный успех при лечении сильно мотивированных супружеских пар на протяжении двух недель. В 1990-е годы ряд физиотерапевтов начали специализироваться на проблемах тазового дна (в дополнение к вагинизму, к ним относятся недержание мочи и прочие проблемы мочеиспускательного тракта у женщин, а также ряд проблем с предстательной железой у мужчин).

 

Терапевты изменили свое отношение к лечению этих заболеваний в немалой степени еще и потому, что их пациенты изменились по сравнению с тем, кого врачам приходилось лечить в XIX веке. На основе вагинизма можно было ясно продемонстрировать, что конкретное заболевание удается излечивать целым рядом различных способов, а также насколько лечение является отражением данных представлений о взаимоотношениях между врачом и пациентом. После сексуальной революции 1960-х в общепринятую практику вошло сексуальное воспитание в кругу семьи, что положительно сказалось на способности женщины расслабляться в сексе и получать оргазм.

 

В 1990-е годы представление о вагинизме стало частью той информации, с которой знакомились девушки с раннего возраста. Сегодня гораздо реже женщину может поразить неожиданный спазм, случающийся при ее попытке расстаться с невинностью. Она нередко осознает, что делает нечто против своего желания. Возможно она, например, пыталась уже пользоваться гигиеническими тампонами, но безуспешно, поскольку либо побоялась вводить их внутрь влагалища, либо же ей никак не удавалось привыкнуть к мысли, что во влагалище все время будет находиться какой-то посторонний предмет. Или она считает, что ее влагалище необычно узкое. Если женщины, проходящие курс лечебной психотерапии, способны достаточно подробно обсуждать свою вагинальную реакцию, большинство из них начинают понимать, что у них очень высокая степень эмоционального сопротивления в отношении самой идеи пенетрации. Ведь и до сих пор можно встретить женщин, которые приходят в полное изумление, когда специалисты напоминают им, что все эти боли существуют лишь у них в уме, однако влияние психологии уже достаточно много лет распространялось и за пределами круга профессионалов.

 

Партнеры женщин, страдающих вагинизмом, сегодня не столь невежественны, как прежде; они проявляют также больше внимания к своим подругам. Хотя он и способен умолять свою подругу попытаться «попробовать еще разок», сегодняшний мужчина, скорее всего, откажется от своих дальнейших притязаний на половое сношение, заметив признаки страха ожидаемой боли. Порой юноша и девушка сходятся потому, что их объединяет известная сдержанность в вопросах секса. Юноши ведь также нередко побаиваются процесса пенетрации, ожидая, что для них это может оказаться болезненным. А некоторые и в самом деле чувствуют боль, например, если они недостаточно аккуратно обращаются со своим пенисом, который тоже может быть настолько чувствительным, что первая попытка пенетрации окажется болезненной, особенно если юноша еще ни разу не оттягивал полностью свою крайнюю плоть.

 

Даже если вагинизм считать психосоматическим заболеванием, отказываясь от хирургических способов его лечения, все равно существует немало противоречий по поводу того, как лучше всего справляться с этой проблемой. Вагинизм по-прежнему остается яблоком раздора среди сексологов. В 1970-е годы гинекологи и терапевты считали, что вагинизм возможно диагностировать посредством внутреннего обследования, то есть это может выполнить только квалифицированный специалист. Врач-диагност должен был самолично убедиться в том, что действительно имеются веские причины, чтобы говорить о спазматическом мышечном рефлексе, который женщина практически не способна контролировать, и только тогда можно было проводить лечение. Сексологи, имеющие образование в области психотерапии, настаивали на том, что женщины сами лучше всего способны определить, что именно произошло при коитусе, если только задать им вопросы в нужном ключе. Тогда не понадобится проводить диагностическое обследование, которое так неприятно для женщин, страдающих вагинизмом.

 

Все же результат физического обследования может быть положительным. Если обстановка в приемной врача благоприятная, то можно провести обследование влагалища с помощью одного пальца. В одном нидерландском исследовании описан способ лечения вагинизма, при котором женщина появляется в офисе у врача раз в неделю, чтобы самостоятельно проводить подобные упражнения в гинекологическом кресле – но в присутствии собственного мужа и врача. Другие сексологи яростно возражали против подобного подхода, считая этически неприемлемым, чтобы женщине приходилось обнажать собственные интимные органы так часто перед двумя мужчинами одновременно. Однако большинство гинекологов, имеющих сексологическое образование, не особенно сильно были обеспокоены критикой в свой адрес: что, мол, подобный подход дает им своеобразное «право первой ночи»…


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!