О непостижимости женской натуры 21 страница



 

* Размножение после смерти стало сегодня реальностью. Мужской репродуктивный потенциал можно хранить в специальных фондах спермы на протяжении длительного времени, и если метод оплодотворения в пробирке (IVF) дал большее количество оплодотворенных яиц, чем можно на тот момент использовать, их можно заморозить для использования в будущем. Если умрет женщина, которая дала свое яйцо, разве не может другая женщина помочь вдовцу стать отцом детей своей покойной жены? Есть еще одна этическая проблема: каков статус сперматозоидов, «выдоенных» из яичек умершего пациента (точнее, на той стадии, когда его мозг прекратил свою деятельность), чьи органы были изъяты для трансплантации. Этот пациент заранее дал свое согласие на эти процедуры после его смерти, а его кончина (от кровоизлияния в мозг) ожидалась. – Примеч. авт.

 

Ложная беременность порой случается также и у мужчин. В большинстве случаев это – составная часть серьезного психического расстройства, то есть имеет психопатический, маниакальный характер. Наиболее детально описанный случай в медицинской литературе начинается с того, что врач, пришедший к пациенту, обнаружил у него распухший живот, тошноту и повышенный аппетит. Расширенный живот был объективным фактом, поэтому врач стал рассматривать возможность заболевания печени. Когда он не обнаружил ничего необычного, пациент сообщил врачу: у него есть подозрения, что в животе у него – «что-то живое»… При последующих встречах с психиатром пациент признал, что он, по-видимому, попросту «женщина в мужском теле», однако у него не было никакого желания (в отличие от транссексуалов) изменить свою внешность. Он также считал, что его беременность – это религиозный опыт: хотя сам в церковь не ходил, однако был убежден, что некое высшее существо, по-видимому, предназначило его для особой цели – даровав ему это чудо. Пациент был одинокий мужчина, единственный сын у замкнутого, необщительного отца (мать умерла вскоре после родов). Когда пациенту исполнилось шестнадцать лет, его отца официально признали алкоголиком и лишили отцовских прав. Юношу усыновила квартирная хозяйка, у которой он жил. Во время Второй мировой войны он служил в военно-морском флоте, а позже работал на торговых судах. У него был положительный сексуальный опыт с представителями обоего пола, однако с возрастом он все больше склонялся к гомосексуализму. Для человека со столь явной патологией он был на удивление «обычным», и всего через два месяца терапевтического лечения у психотерапевта удалось полностью излечить его и от его маниакального бреда и от физических симптомов «беременности»…

 

КУВАДА

 

Из трудов антропологов известны примеры того, как в некоторых культурах муж или партнер беременной женщины ведет себя так, словно он тоже в положении, – причем никто из окружающих не видит в этом ничего странного. Этот обычай назвали «кувада» (от французского слова «высиживание»), причем первым его подробно описал еще Марко Поло. Свои наблюдения он сделал в XIII веке, в китайской части Туркестана. Едва родив, женщина из местного племени вставала с ложа и принималась за свои обычные занятия по дому, тогда как ее муж на 40 дней укладывался в постель и принимал гостей пришедших поздравить его со счастливым событием. В том же веке Генрих Ахенский (Хенрик ван Акен) написал рыцарский роман под названием «Хейнрик и Маргрета Лимбургская», в котором он, в частности, дал такое описание:

 

Королева Пауки, чья слава велика,

 

дама преблагонравная,

 

за нею следом – восемь тысяч женщин,

 

и все-то, как одна, мужьями правят;

 

а боль не ощущают вовсе;

 

и вот как опростаются их жены,

 

ложатся эти молодцы в постель,

 

чтоб их супруги, слышал я рассказы,

 

прислуживали им до срока.

 

Что ж, так и знаменосцу роздых,

 

и женщинам пора идти сражаться,

 

коль их мужья не в силах боль терпеть*.

 

* Перевод Владимира Болотникова.

 

В голландских колониях моряки нередко наблюдали аналогичные картины. В XVII веке мореплаватель Биллем Схаутен, например, не мог скрыть своего негодования при виде следующего.

 

Чернокожая женщина, едва родив, не остается на своем ложе, но с новорожденным в руках отправляется прямиком к реке и там обмывает его и пеленает, потом же возвращается к своим повседневным занятиям; все дальше будет нормально. А еще мне рассказывали, что чернокожие женщины с острова Буру заставляют мужчину лежать на ложе, и вид у него смехотворный и болезненный, а они его тешат так, что бедняга избалован еще больше обычного. А между тем женщине, еще слабой после родов, приходится готовить вкусные блюда для этого «заместителя» на ложе роженицы, чтобы он был способен вновь подняться на ноги.

 

Праведный кальвинистский гнев Схаутена можно понять и в XXI веке, однако кувада порой лишь часть более сложного ритуала, который ничего общего не имеет с баловством. Еще в 1654 году Ж. В. дю Тертр, описывая куваду на острове Мартиника, отмечал, что этот период сорокадневной «болезни» связан со строгим постом, вслед за чем отец превращается «из воображаемого в реального пациента». Для этого его сняли с его подвесного ложа, кожу надрезали в нескольких местах острыми зубами агути*, а потом натерли раны перцем. При этом ему, понятное дело, не разрешалось издавать каких-либо звуков. После этой церемонии отец ребенка может жить, как все, хотя остается в силе еще один запрет: в течение нескольких месяцев ему запрещается есть мясо или рыбу.

 

* Агути – родственники морских свинок и похожи на них внешне, но имеют более вытянутые конечности. Агути могут вырастать до 60 см в длину, их вес до 4 кг. Агути питаются фруктами и другими частями растений, но их зубы настолько сильны и остры, что они способны раскалывать ими бразильские орехи.

 

Смысл такого ритуала трудно понять, однако необходимость вегетарианства, возможно, объясняется верой в то, что новорожденный настолько связан с организмом отца, что отец не должен принимать пищу, которую тот не сможет переварить. У некоторых племен ритуал кувады связан с верованием, что ребенок, этот продукт мужского семени, лишь пользовался утробой матери временно – как плодородным полем. А пролитие крови в ходе ритуала (при надрезах на коже) возможно предназначено для того, чтобы отогнать злых духов, потому что, если злой дух вселится в кого-то, его чаще всего можно обнаружить в крови такого человека.

 

В XVI и XVII веках в Англии появление симптомов беременной женщины у ее мужа нередко связывали с колдовством. Особенно повивальных бабок часто подозревали в том, что они были наделены властью переводить боль рожающей в тело ее мужа. Когда Мария Стюарт, шотландская королева, должна была родить в 1566 году, одна из ее придворных дам пыталась облегчить ее боли, передав их одному из мужчин в свите. Ей это не слишком удалось: боли у королевы едва ли уменьшились, а вот бедному придворному тоже пришлось пострадать, как мы сегодня предполагаем, в силу эмпатии.

 

Кувада – не такое уж «предание старины суровой»… Французский врач Гюстав Коэн в годы Первой мировой войны сообщал, что в одном нидерландском городке, Стапхорсте, его жена видела женщину, которая, хотя только что родила ребенка, уже стояла за плитой, поджаривая оладьи, а муж, одетый в лучший, воскресный костюм, в котелке и с различными украшениями на одежде, принимал посетителей, лежа в постели…

 

Кувада – это ритуализованная болезнь, однако даже в наши дни мужчины нередко испытывают такие классические симптомы беременности, как утреннюю тошноту и боли в пояснице, когда их жена беременна. В годы Второй мировой войны были отмечены случаи странных симптомов у американских солдат, воевавших в Европе, чьи жены дома были беременны. Часто солдаты жаловались на зубную боль, и при этом в народе считалось: если у мужчины болит зуб, значит, жена у него «в интересном положении». Эмоциональные проблемы (например, страх и депрессия) сегодня упоминают в этой связи чаще, чем физические симптомы. Иногда они приводят к неадекватному поведению. В исследовании, проводившемся в 1966 году, было отмечено, что некоторые мужчины, находившиеся под наблюдением психиатра в связи с недавним правонарушением, гораздо чаще привлекались к ответственности за сексуальные преступления (особенно связанные с эксгибиционизмом и педофилией), если их партнеры по половым отношениям были беременны.

 

ВЫБОР ПАРТНЕРА И СОМНЕНИЯ В ОТЦОВСТВЕ

 

Женщина, которая хочет родить ребенка, должна найти такой сперматозоид, который пожелает слиться с ее яйцеклеткой. Сегодня в ее распоряжении есть целый набор различных возможностей, однако чаще всего женщины все же ищут мужчину, с которым они могли бы разделить усилия по воспитанию ребенка. Семья по-прежнему является основой общества, а заключение брака играет важную роль в широком социальном и экономическом аспекте. Во всем мире пока что распространены такие человеческие сообщества, в которых создание семейных связей подчиняется законам распределения капитала. Соответственно, потомство становится частью имущества, на котором супруги основывают свое существование. А в некоторых кругах пары даже не скрепляли свои брачные узы до тех пор, пока предполагаемая невеста не становилась беременной. Естественно, мужчина хотел быть уверенным в том, что его имущество перейдет в руки его законного потомка, его плоти и крови, и это не могло не привести к моногамии. На определенном историческом этапе мужчины пожелали, чтобы только у мужа был доступ к влагалищу супруги. Для этого и был придуман пояс целомудрия. Он появился в Европе в эпоху Крестовых походов, но похожие устройства были знакомы, например, некоторым племенам индейцев Северной Америки (в частности шайенам). На Ближнем Востоке жену, получившую разрешение от мужа пойти в гости к подруге, обычно сопровождал евнух. Если такого провожатого не находилось, арабский муж мог воспользоваться поясом целомудрия – правда, в этом варианте он был выполнен так, чтобы круглый деревянный шток заполнял собой влагалище…

 

В Средние века хитроумие жен и их коварство были стандартной темой в искусстве, что, по-видимому, и объясняет, отчего пояса целомудрия стали широко распространенным сюжетом в различных плутовских романах. Профессия слесаря – мастера, изготавливавшего замки для поясов целомудрия и ключи к ним, – также стала темой для бесконечных шуток: сколько же, мол, эти ремесленники зарабатывали на изготовлении дубликатов ключей… На гравюре XVI века изображена женщина с надетым на нее поясом целомудрия, а на декоративных надписях в верхней части сказано следующее.

 

Старик. Дарами, золотом тебя осыплю, / Коль поведешь себя, как я велю. / Бери, что хочешь, у меня в карманах. / Замок оставлю я тебе на попеченье.

 

Женщина. Ах, что замок противу женского обмана? / Нет веры ничему, коли любовь порхнула. / А значит, нужный ключ себе всегда куплю я! / Ты ж за него сам и заплатишь…

 

Молодой человек. Мой ключ ко всем таким замкам подходит, / Хотите верьте или нет… / На том всегда колпак дурацкий, / Кто верит, что любовь подкупна.

 

В наши дни тоже, бывает, женщины носят пояса целомудрия. 4 декабря 1999 года газеты сообщали, например, о судебном процессе, проходившем в Мюнхене, на котором женщина обвинила своего сожителя в оскорблении действием и насильственном принуждении. Он, как оказалось, надел на нее пояс целомудрия, прикрепив его к колечкам, продетым сквозь ее малые половые губы. «Так это же просто игра», – оправдывался мужчина. Некоторые фотографы, снимающие эротические сюжеты, время от времени делают портрет своих моделей в поясе целомудрия.

 

Страх обнаружить у себя в гнезде подкидыша-«кукушонка» не покидал мужчин на протяжении многих тысячелетий. В своей пьесе «Отец» Стриндберг изобразил состояние человека, который сомневается в своем отцовстве и которого ловко обводит вокруг пальца его жена. Однако тема эта никогда не перестает быть актуальной. В 1991 году в рекламном ролике «Кампари» этакая бывшая Спящая красавица, на новом этапе своей жизни, торжественно демонстрирует своему вечно молодому Прекрасному принцу их новорожденное дитя. Только с первого взгляда не верится, что этот толстенький коротышка является отпрыском такого папаши… И в самом деле, в углу комнаты, где все это происходит, хихикает, закрывшись рукой и отворачиваясь, толстенький, невысокий прелат… Ролик идет всего сорок секунд, но всем сразу понятно, о чем тут речь.

 

Но как часто в реальной жизни бывает, что гордый папаша на самом деле не является биологическим отцом новорожденного? Бельгийская газета «Де морген» 14 марта 1998 года напечатала заметку о работе Центра медицинской генетики в Генте, который ежегодно проводит около двух тысяч анализов ДНК. Их делают обычно, если есть угроза возникновения генетического заболевания при развитии плода, однако результаты также позволяют сделать заключения о генетическом родстве между отцом и ребенком. Так вот, из общего числа обследованных случаев 15 процентов детей не могли быть зачаты их номинальными отцами! Эта цифра оказалась существенно выше ожидавшегося результата, поэтому для восстановления морально-нравственного равновесия отметим: данные о половых сношениях мужей вне брака во время беременности их жен примерно отражают это положение вещей – из 79 мужей, которых опросили Мастере и Джонсон относительно внебрачных половых контактов во время беременности их жен, 12 признались, что у них они были.

 

Отчасти результаты, полученные в Генте, можно объяснить и использованием в последние 50 лет спермы доноров в случае мужского бесплодия, а также тем, что часть отцов обращались в центр в Генте именно потому, что сомневались в своем отцовстве. При этом, как выяснилось, у каждого четвертого такого отца действительно были поводы для сомнения. В ряде штатов в США при разводе ввели стандартную процедуру проведения теста на отцовство, чтобы избежать в дальнейшем возникновения каких-либо юридических споров.

 

Исследования в мире животных привели к аналогичным открытиям. Некоторые виды приматов живут малыми сообществами, в которых обычно и самцы и самки соблюдают строгий иерархический порядок. Чем выше самка в своей иерархии, тем более она «принадлежит» главному самцу, во всяком случае, в благоприятный для размножения период. Шимпанзе ведут достаточно промискуитетный (беспорядочные половые сношения самок и самцов) образ жизни, однако всегда считалось, что они не выходят за рамки собственной группы. Однако, когда в 1997 году у них были проведены тесты на ДНК, оказалось, что некоторые из рожденных в данной группе малышей шимпанзе могли быть отпрысками самцов из других групп. Исследователей этот результат донельзя удивил, ведь они понятия не имели, что самки порой ходят «на сторону», в другие группы, равно как ни разу не наблюдали, чтобы какой-то подлый аутсайдер попытался покуситься на честь данной группы. Но факт оставался фактом: «адюльтер» процветал даже в таком с виду строго организованном сообществе, а самки явно были в этом смысле куда находчивее самцов.

 

В сообществе людей различные факторы могут привести к сомнению об истинности отцовства. В романе Карела Гластры ван Луна «Плод страстоцвета» сюжет закручен как раз вокруг этого. У главного героя, вдовца, есть сын, но через несколько лет, он узнает, что от рождения бесплоден и ребенок не может быть его. Другой пример подобной дилеммы изображен в смешной и стильной немецкой кинокомедии «Грешить – дело мужское» (1995), которую сняла кинорежиссер Шерри Хорманн. Здесь речь о счастливом отце семейства, у которого есть жена, двое детей и любовница, которая тоже мечтает завести от него ребенка. Но она никак не может забеременеть, и сделанные анализы выявляют бесплодие. У него. Как? Почему? Солидный отец семейства в одно мгновение превратился в обманутого мужа. Он судорожно начинает вспоминать, от кого же могла забеременеть его жена. Припомнив двух возможных кандидатов, он приглашает их на вечеринку, где любыми способами пытается раздобыть образцы их крови для анализа. Но все усилия остаются тщетными. В отчаянии он изливает свои горести собственному брату, священнику, который привык выслушивать самые невероятные исповеди. В следующей сцене брат главного героя ведет серьезную беседу с его женой. И зрителю становится ясно, что много лет назад жена решила воспользоваться помощью брата, чтобы решить проблему «в рамках семьи», не вынося сор из избы и не подвергая мужа унизительным процедурам выявления бесплодия, а себя искусственному осеменению. Теперь они оба придумывают хитроумную отговорку: брат-священник клянется мужу, что анализы в лабораториях порой делают неправильно, поэтому не помешает получить еще одно мнение – на хорошее дело денег, мол, не жалко. Священник с женой брата, ожидая курьера из лаборатории, уже были готовы подменить склянку с образцом спермы, как вдруг совершенно непредвиденные обстоятельства приводят к тому, что ни одна из склянок вообще не доходят по нужному адресу. Что же, приходится пойти на выполнение альтернативного плана действий, хотя при этом во все происходящее приходится посвятить и любовницу. Та легко соглашается принять участие в этом «розыгрыше», поскольку ей хорошо известно, с какой стороны бутерброд намазан маслом… Стоит ей забеременеть, как герой тут же успокоится и все забудет. Так и вышло. Происходят крестины новорожденного, которые проводит, разумеется, брат-священник, а жена главного героя становится крестной… Женщины тем временем успели стать закадычными подругами. Несмотря на все обманы по ходу фильма, сцена крестин согревает душу зрителей – так что никто и не удивляется, когда муж шепчет на ушко жене, что, мол, есть еще порох в пороховницах… вот бы завести еще одного… Оглянувшись, жена встречается взглядом со священником, который как раз приласкал одного из детей. Заканчивается фильм безмолвной исповедью священника перед образом Христа в его приходской церкви. Ясное дело, долго, придется ему просить прощения у Всевышнего за все свои «мужские грехи»…

 

Сегодня сделать тест на установление родства несложно. Если женщина пожелает узнать, был ли ее отец ее настоящим, биологическим отцом, то ей для этого сегодня достаточно найти соответствующий сайт в Интернете и действовать согласно указаниям.

 

Обсуждение сомнений в отцовстве стало на какое-то время настолько популярным, что Рональд Плэстерк, нидерландский профессор генетики развития, в октябре 1999 года даже предложил осветить эту проблему в формате реалити-шоу. После успеха программ, вроде «За стеклом» и «Дом», стало ясно, что именно хочет видеть публика на экране. Он предложил устроить новое шоу под названием: «Папа – да, папа – нет». Предложение было таким: три пары «отец – ребенок» предстают перед понимающим и остроумным жюри, состоящим из специалистов в этой области, и после первого круга вопросов как само жюри, так и аудитория передачи решают, у кого из трех пар сын или дочь являются незаконнорожденными (пусть это понятие сегодня и устарело), а кто из отцов оказался обманут (при этом, разумеется, безумно нервничающая жена и мать также находится под оком телекамеры). Профессор Смальхаут, специалист по анестезии и один из самых популярных телевизионных ведущих в Нидерландах, был бы идеальной кандидатурой на пост председателя группы, проводящей анализ ДНК. После того как окажется, что первая пара напрасно попала под подозрение, голосование продолжится, а когда правда наконец будет установлена, рыдающая мать может принять участие в обсуждении того, как и при каких обстоятельствах случилось то, что случилось… Мы увидим также, с каким мужеством и отец и ребенок перенесут этот удар, а под конец, когда пойдут титры с перечислением участников передачи, будут также показаны фотографии трех семей, которые окажутся в этой «пыточной палате» на следующей неделе…


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 8; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!