О непостижимости женской натуры 29 страница



 

Почти невозможно представить себе, что женщины, подвергнутые инфибуляции, способны будут после своего «вскрытия» наслаждаться половыми сношениями. Когда Хэнни Лайтфут-Кляйн спрашивала африканских женщин об этом, то в ответ получала банальные и стереотипные ответы, которым, разумеется, не могла верить. Часто женщины уклонялись от ответа или же отвечали односложно. Но одна женщина дала ответ настолько удивительный, что исследовательница решила его записать. Услышав вопрос Хэнни, она вдруг скорчилась от смеха, стала шлепать себя по бокам, буквально катаясь по полу от смеха. Переводчица, которая в первый момент не поняла, что такого смешного было в заданном вопросе, вскоре сама «поймала смешинку», а за нею следом расхохоталась и исследовательница, хотя она уже и вовсе не могла сообразить, в чем же дело.

 

В конце концов переводчица немного отошла от этого приступа хохота, так что была уже способна просветить меня, что же было такого смешного в моем вопросе? «Она говорит, – между приступами смеха выдавила наконец из себя переводчица, – она говорит, что ты, наверное, вконец спятила, если задаешь ей такой идиотский вопрос! Она говорит: „Ну как же? Тело – это ж тело, и никакое обрезание не способно его никак изменить! Что бы у тебя ни отрезали – изменить сущность тела они не способны!“»

 

Это было одно из первых интервью с опрашиваемыми в рамках начатого антропологом исследования, и такой поворот дела помог исследовательнице задавать свои вопросы без предубеждения, без предвзятости, определяемой западными представлениями о сути дела. Ведь большинство дискуссий на тему клитородэктомии ведутся с априорно негативным отношением к этой процедуре. Этнограф Лори Леонард смогла записать в одной из деревень в Чаде весьма любопытную интерпретацию женского обрезания, которая, однако, не вызвала восторгов в научном мире. Более того, если бы спонсор знал, чем она займется в Африке, он наверняка не выдал бы ей грант на исследования. Леонард вела свои исследования в Чаде, где около 80 процентов женщин подвергаются обрезанию, хотя этот обычай не соблюдается одинаково. В некоторых селениях обрезание вообще не делают, тогда как в других его делают 100 процентов женщин. Леонард удалось обнаружить селение, где клитородэктомия была введена лишь недавно. Деревушка называлась Миамбе, и проживало в ней около тысячи жителей. Одной из них, женщине по имени Кекета, первой сделали обрезание клитора. Боже, какое же это было значительное событие! Сегодня уже даже не помнили точно, когда именно это случилось. Старики помнили, что это было еще в годы войны, потому что школа тогда не работала. Кто-то вспомнил вдруг, что это было в засушливое время года и что тогда еще была жива жена Бамаде. После Кекеты ту же операцию проделали с пятью группами девочек, однако всего таких было, наверное, не больше тридцати человек. Почему они пошли на это, жители деревни не совсем понимали, однако в этой же деревне, с давних времен всегда были девочки, которые требовали, чтобы им вырвали нижние резцы, а зачем им это было так уж нужно, никто не мог понять. То есть можно было это сделать, а можно было и не делать. Но шансов найти себе мужа это никак не прибавляло.

 

Обрезанные девочки, однако, любили хвастаться тем, какие они смелые и совсем не боятся боли. Они считали, что обрезание – это, как сказали бы их сверстницы на Западе, «клево», «круто». После обрезания проводилось что-то вроде церемонии введения в общество, и тогда обрезанные девочки уже не разрешали необрезанным присоединиться к их особенному танцу. И они сами сделали такую церемонию частью жизни, поскольку Нанда, религиозный вождь их страны, был известным противником обрезания, да и староста в их селении вовсе не одобрял этого. Однако жители селения, по-видимому, отнеслись к ним хорошо: во время их танца девочкам давали подарки и деньги. Девочки были еще совсем юные – 8-10 лет, поскольку считалось неприемлемым совершать процедуру обрезания после того, как девочка теряла невинность. В некоторые годы в селении не было ни одной женщины, которая знала бы, как именно проводить обрезание, однако, как только появлялся кто-нибудь со стороны, кто умел это делать, тут же возрастало всеобщее давление на девочек. Необрезанных девочек называли «сато», «кара» или «кой», и хотя у них в селении не знали, что эти слова означают, однако никому не хотелось, чтобы ее назвали именно этими «позорными» словами… Кекета, которая уже стала матриархом обрезания в Миамбе, знала, что ее мать совершенно точно не была обрезана и что она никогда никому не говорила, что она сама думала о решении собственной дочери подвергнуться обрезанию. Когда Кекета рожала своего первого ребенка, мать впервые увидела, что именно сделали с ее дочерью. Было ясно, что Кекета ждала порицания со стороны матери, а потому испытала двойное облегчение, когда ее ребенок родился без каких-либо осложнений. И на этот раз ее мать опять ничего ей не сказала. Ни тогда, ни позже.

 

Пусть старейшина селения был и против подобной практики, однако некоторые старики, наоборот, восприняли обрезание как признак прогресса. Если бы Ясмина Аллас жила в Чаде, ее родителям, возможно, не удалось бы повлиять на нее в достаточной мере, чтобы защитить ее от потребности страдать ради обретения своей судьбы: чтобы стать «клевой», точь-в-точь такой, как все остальные…

 

КЛИТОРОДЭКТОМИЯ НА ЗАПАДЕ

 

На Западе слово «женское обрезание», или «клитородэктомия», главным образом ассоциируется с некоторыми регионами Африки. Но в романе «Секрет удовольствия» Элис Уокер напомнила американцам, что у западных медиков также богатый опыт в этой области. Ее героиня – психотерапевт – познакомила Таши с Эми, женщиной лет восьмидесяти, которая лечилась у нее от депрессии. Эми всегда стремилась скрывать собственные проблемы, потому что у нее был сын, страдавший депрессией, которого она таскала по психотерапевтам практически всю его жизнь. И лишь когда он в сорокалетнем возрасте покончил жизнь самоубийством, на поверхность вышло ее собственное отчаяние. Таши не могла понять поначалу, почему психотерапевт познакомила ее с этой женщиной.

 

– Ну, когда я была совсем маленькая, – сказала Эми, – я, в общем, иногда трогала себя… там… Эта привычка очень расстраивала мою мать. Мне еще было три годика, а она каждый раз, укладывая меня в постель, связывала мне руки. В четыре она мазала мне пальцы жгучим перечным соусом… А в шесть лет попросила нашего домашнего врача обрезать мне клитор.

 

– Как, в Новом Орлеане?! Но разве это не Америка? – спросила я с недоверием. Потому что больше ничего не могла сказать.

 

– Да, – сказала Эми, – Америка, Америка… Но все равно, я же говорю, что даже в Америке белая девочка из богатой семьи не могла потрогать себя, свои женские органы, если кто-то мог ее увидеть, и притом ничем не рисковать.

 

Элис Уокер дальше описывает, какой была реакция малышки Эми. Перед операцией мать сказала ей, что ей нужно удалить гланды, а Эми без конца повторяла, что это неправда.

 

– У меня долго все не заживало, – сказала она. – Мать держала меня в постели и приносила мне лимонад, чтобы уменьшить боль в горле – она ведь все-таки убедила меня, что врач сделал операцию в горле, и потому я чувствовала боль именно там. А я не смела дотронуться пальцами до того места, где на самом деле болело, – настолько я боялась ей перечить. Или обидеть ее. Я в результате больше себя так уже не трогала – как раньше. А когда я, наконец, случайно дотронулась до собственного тела там, внизу, я обнаружила, что там ничего не осталось…

 

Эми нужно было как-то пережить это открытие. Она занялась спортом, а позже переспала практически со всеми мужчинами, с кем ее сводила жизнь. Она не была обижена на мать, и, лишь когда умер ее сын, она смогла вновь установить контакт с самой собой. И в результате к ней вернулись воспоминания.

 

В течение многих десятилетий с начала XIX века удаление клитора считалась нормальным хирургическим вмешательством, которое было способно привести к исцелению конкретного заболевания. Гинекологи, которые удаляли клитор, заявляли своим современникам, что делают это именно по такой причине – ради исцеления, и нам также известно, как реагировали на это их коллеги по профессии. Это был примечательный период в истории медицинской мысли. Удаление клитора, как считалось в ту пору, было самым эффективным способом лечения психических заболеваний – во всяком случае, в глазах некоторых врачей. Правда, это было, конечно, до разделения духа и тела в подходе медицины к лечению (к чему сегодня нередко относятся свысока). Теперь, по прошествии более ста лет, это трудно представить, но тогда шли жаркие дебаты на тему, кому следует лечить женскую истерию – гинекологу (со скальпелем или без) или же психиатру. В обращении, выпущенном в 1855 году в поддержку расширения женской больницы в Нью-Йорке, можно прочитать следующее:

 

Статистика наших больниц для душевнобольных показывают, что от 25 до 40 процентов всех случаев психических заболеваний коренятся непосредственно в органических женских болезнях, которые в большинстве случаев возможно излечить, если провести необходимое и своевременное лечение.

 

Ведущим поборником медицинской клитородектомии был английский гинеколог Айзек Бейкер Браун, один из основателей Больницы Святой Девы Марии в Лондоне, в которой он и работал хирургом-гинекологом, имея безупречную репутацию. На многих его коллег, наблюдавших за его операциями, производили сильное впечатление его эрудиция и смелость при принятии решений. В 1858 году его слава была столь высока (как и его финансовые возможности), что он смог открыть частную клинику под названием «Лондонская клиника хирургических методов лечения женщин». В 1865 году его избрали президентом Лондонского медицинского общества, а в 1866 он опубликовал книгу под названием «Об излечении некоторых видов безумия, эпилепсии, каталепсии и истерии у женщин». Книга почти целиком представляла собой восторженный панегирик удалению клитора. На проведение подобных операций Бейкер Брауна вдохновили популярные в те годы идеи относительно физиологии нервной системы: считалось, что если мозг находится в состоянии полного смятения, то причина может заключаться в «периферийном раздражении».

 

Постоянно занимаясь лечением заболеваний женских половых органов, я неоднократно терпел неудачи при попытках успешно справляться с истерическими и иными нервными проявлениями, которые осложняли гинекологические проблемы, и притом не мог установить истинную причину своих неудач…

 

Долгие и частые наблюдения убедили меня в том, что большое количество заболеваний, встречающихся только у женщин, зависели от утраты нервической силы, и что это было вызвано периферийным раздражением, причем изначально оно возникает в некоторых ответвлениях лонного нерва, а именно во входящем нерве, питающем клитор, а иногда и в некоторых ответвлениях, обеспечивающих влагалище, промежность и анус.

 

В своих двух клиниках Бейкер Браун, мог наблюдать пациенток с разного рода эмоциональными и психическими расстройствами. Согласно его наблюдениям утрата умственных способностей у женщин приводила к неизбежным и фатальным последствиям следующего рода.

 

Истерия (включая расстройство пищеварения и нарушения менструального цикла);

 

раздражение спинного мозга (с рефлекторным воздействием на мочевой пузырь, яичники и т. д., вызывающим смещение матки, слепоту, односторонний паралич, паралич верхних или нижних конечностей и проч.);

 

припадки эпилептического типа или истероидная эпилепсия; приступы каталепсии (психическое заболевание, вызывающее полную неподвижность и жесткость конечностей, как у манекена);

 

эпилептические припадки; идиотия;

 

маниакальное состояние; смерть.

 

Он, несомненно, искренне верил, что нервные заболевания, которые встречались в его практике, должны были в конечном счете приводить к смерти женщины, так что на этом фоне принимаемые им крайние меры становятся несколько более понятными. Врач сам так описывал свои действия.

 

Пациентке был дан полный наркоз (операцию делали под хлороформом), а затем у нее можно было спокойно отрезать клитор – либо ножницами, либо скальпелем. Я лично всегда предпочитаю ножницы. Затем рану следует плотно заполнить компрессами из корпии, наложить прокладку и как следует забинтовать Т-образной повязкой.

 

За пациенткой полагалось тщательно наблюдать, и эта обязанность возлагалась на медсестер, причем руки пациентке нередко связывали, чтобы она не могла дотрагиваться до раны.

 

Для полного заживания раны обычно требуется месяц, причем по истечении этого срока для неосведомленных и для непрофессионалов обнаружение каких-либо следов операции весьма затруднительно.

 

После восемнадцати страниц объяснений сути и достоинств своего метода автор рассказывает о сорока восьми историях болезни, причем его триумфальный тон постепенно начинает надоедать читателю. Диапазон болезней, которые, согласно Бейкер Брауну, можно включить в одну категорию с истерией, удивительно широк (его за это, однако, нельзя полностью винить, поскольку то же относится ко всем врачам, использовавшим термин «истерия», от Гиппократа до последователей Фрейда). Довольно часто клитор удаляли в тот же день, когда пациентку помещали в клинику, а выписывали ее из Клиники хирургических методов лечения через две-три недели, притом неизменно объявляя «излеченной». Некоторые пациентки и их родственники писали затем письма, исполненные безудержной благодарности: у них мгновенно проходили запоры, которые прежде мучали их годами; женщины, которым никак не удавалось прежде забеременеть, избавлялись от своего бесплодия; даже опухоли рассасывались. Иногда после операции происходило нечто вроде катарсиса.

 

Через несколько дней после операции эта пациентка иногда делалась невероятно агрессивной и непокорной, у нее было дикое, маниакальное выражение лица. После беседы с ее мужем оказалось, что в течение нескольких лет она страдала жесточайшими припадками, особенно во время менструаций, так что она порой «набрасывалась на него и раздирала ему кожу ногтями, словно тигрица».

 

Однако эта пациентка в результате полностью выздоровела; впоследствии .она не страдала от каких-либо болезней и стала во всех отношениях хорошей женой.

 

В общем, не хирург, а экзорцист, изгоняющий бесов… При описании некоторых историй болезней Бейкер Браун продемонстрировал, что в своей собственной сфере он преследовал те же цели в области медицины, что и африканские повивальные бабки в целях поддержания традиций. Вот, например, история болезни № 48:

 

…у пациентки возникло сильное отвращение к мужу… и к сожительству с ним. Я применил обычное хирургическое вмешательство, после чего наступило непрерывное улучшение ее состояния; после двух месяцев лечения она вернулась к мужу, возобновила супружеские отношения и заявила, что всякое отвращение к нему прошло; вскоре она забеременела, заняла полагающееся ей место во главе стола и в конце концов стала счастливой и здоровой женой и матерью.

 

В качестве причины раздражения иногда упоминалась мастурбация. Одну семнадцатилетнюю девушку с этим «дурным занятием» еще в пятнадцатилетнем возрасте познакомила ее одноклассница, и вот с той поры у нее начались приступы каталепсии, которые превращали ее в полного инвалида… Бейкер Браун убедил озабоченных родителей (по-видимому, не прилагая особых усилий), что ей необходимо удаление клитора.

 

Правда, его коллеги по профессии придерживались иного мнения. В одной из рецензий на книгу Бейкер Брауна рецензент подверг сомнению его заявление, что он отнюдь не единственный специалист по клитеродэктомии среди британских врачей. Кроме того, он разоблачил Бейкер Брауна как ханжу. За исключением последней истории болезни, тот упорно скрывал истинную причину «периферийного раздражения». Операция по удалению клитора на самом деле предназначалась для «излечения» от мастурбации, причем рецензент книги был готов допустить, что это оказалось столь же эффективным, сколь и радикальным средством. Бейкер Браун ведь был не единственным врачом тогда, кто считал, что мастурбация приводила к всевозможным печальным последствиям, а потому самые суровые меры были оправданы, лишь бы искоренить этот «порок», – но почему же автор книги не заявил об этом прямо? Рецензент указывал, что в том же самом году некий профессор Браун опубликовал статью в «Венском медицинском обозрении», название которой – «Излечение мастурбации посредством ампутации клитора и малых половых губ» – гораздо точнее выражало, что именно было поставлено на карту. В статье этой, кстати, указывалось на то, что Бейкер Браун часто был чересчур усерден: он иногда удалял клитор, не озаботившись согласием пациентки (или хотя бы ее мужа или родителей).

 

Здесь необходимо отметить, что самовосхваление Бейкер Брауна, отраженное и на страницах газет, было не слишком хорошо принято его коллегами. Через год после опубликования книги Акушерское общество приняло решение об исключении Бейкер Брауна из числа его членов. Этому решению предшествовал протест, со стороны дирекции психиатрических лечебниц, которой совершенно не импонировала методика отсечения части организма при лечении душевнобольных. По мнению директорского состава, подобный «дровосек» не имел необходимой квалификации и, соответственно, никакого права заниматься психиатрической практикой… За час до решающего заседания в конференц-зале общества собрались гинекологи со всех концов Великобритании, так что к восьми вечера уже не только все сидячие, но и все стоячие места в зале были заняты. Отчет об этом исключительном заседании в «Британском медицинском журнале» занял целых пятнадцать страниц убористого текста. Истец, мистер Сеймур Хейден, выражался без обиняков:

 

Но вот шарлатанство в наши дни стало опасным в этом отношении, ведь современный шарлатан обнаружил, что он может проводить свои кощунственные операции на основании профессионального закона. Он даже может получить ученую степень. А шарлатан с ученой степенью – самый опасный и зловредный из всех! [Выкрики: «Вопрос!»]

 

Хейден поставил под сомнение добросовестность основателя Клиники хирургических методов, а равно всех заведений подобного рода:

 

Это «Клиника для женщин» или «приют» или еще что-то в таком же роде… А дальше оттуда начинают рассылать три вида обращений, причем вот какого сорта. Одно адресовано к представителям среднего класса, главным образом к женщинам, и это призыв ради получения прибыли. Другое обращение направляется к верхним слоям общества, к титулованным особам, и это просьба о покровительстве; требуется ведь длинный список известных имен, причем возглавлять его может, например, принцесса Уэльская, однако эти покровительницы едва ли понимают, чем занимается это заведение. Третье же обращение адресовано к духовным лицам, и в них неизменно присутствуют такие слова, как «ради сотрудничества в добрых делах». [Громкий смех и аплодисменты.]

 

Но можно ли доверять тому, кто пользуется подобными, ужасными приемами? Хейден был опытным демагогом:

 

…стоит ли удивляться, что в подобную клинику отправляется бедная, беззащитная женщина или даже что еще более бедный мужчина приводит туда жену или дочь… операция ведь такая пустяковая: почти ничего, особенного, лишь отрезание ворса или удаление нерва. Муж остается в прихожей. Пациентку ведут наверх, усыпляют хлороформом, и клитор ей вырезают, прежде чем она успеет оправиться от действия обезболивающего средства. И вот медик, придумавший это мошенничество, уже спускается вниз, к ожидающей его жертве, и предлагает ей (ему), выписать чек на 100 или 200 гиней… или сколько там будет нужно. Если клиент, допустим, не согласится столько платить, что вполне вероятно, ему явно дадут понять следующее: «Вашу дочь (или жену), это уж в зависимости от обстоятельств, пришлось подвергнуть позорному увечью, поскольку она занималась позорными делами; что ж, если вы сможете, расскажите обо всем этом своим друзьям, а не то поведайте и тому человеку, который соберется жениться на ней, что у нее вырезали клитор, под корень, так сказать, а все потому, что она занималась позорными делами сама с собой; ну, а если не можете себе такое позволить, тогда, лучше уж платите денежки и больше не говорите об этом». Я не имею ввиду, что ему скажут именно эти слова, однако… [Крики: «Нет! Нет!», «О боже!» – и невероятное волнение в зале.] Да-да. [Крики: «Нет, не может быть!»] Что? Разве нет? [Крики: «Нет, нет!», «Председатель!» – и грандиозный шум в зале.]


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 9; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!