ЭРИКСОН ЭРИК (Е. ERIKSON) (1902 г. рожд.)



В теории норвежского психолога Э. Эриксона глав­ной частью структуры личности является не бессозна­тельное ИД, как у Фрейда, но сознаваемая часть Эго, которая стремится в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуальности. Поэтому и сама эта теория носит название ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ. Кроме пересмотра позиции Фрейда в отношении иерархии структур. личности, Эриксон отходит от него и в понимании роли среды, культуры и социального окружения ребенка, которые, с его точки зрения, оказывают огромное влияние на его развитие. Главными для него становятся положения о роли среды, цельности личности, и о необходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни. Большое влияние оказали на Эго-психологию и, в частности, на Эриксона и идеи гуманистической психологии, главным образом мысли недопустимости адаптации, которая приостанавливает саморазвитие личности, и важности сохранения собственной идентичности и цельности.

Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а первые 6 лет жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не только родители и близкие ребенку люди, то есть не только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и друзья, работа, общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл процессом формирования идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности цельности личности, цельности ЭГО, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

Он выделил 8 основных этапов в развитии идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия даёт возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать.

Первая стадия — до 1 года, в это время развитие де­терминируется в основном близкими людьми, родителя­ми, которые формируют у ребенка чувство базового до­верия или недоверия, то есть открытости к миру, либо настороженности, закрытости к окружающему.

Вторая стадия —с 1 года до 3 лет. В это время у де­тей развивается чувство автономности или чувство за­висимости от окружающих, в зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка до­биться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием фор­мирования новообразования “Я-Сам” в отечественной психологии.

Третья стадия — с 3-х до 6-ти лет. В это время у де­тей развивается либо чувство инициативы, либо чувст­во вины, развитие этих чувств связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагают­ся и насколько жестко взрослые контролируют их со­блюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реали­зовать собственную активность в заданном обществом русле и нормах.

Четвертая стадия— с 6-ти до 14 лет, в течение кото­рой у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чув­ство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребе­нок начинает учиться, как у него складываются отно­шения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе и зависит развитие данных качеств личности.

Пятая стадия—с 14-ти до 20 лет связана с форми­рованием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. На этой стадии главным фактором является общение со сверстниками, выбор своей про­фессии, способа достижения карьеры, то есть фактиче­ски выбор путей построения своей дальнейшей жизни. Поэтому в это время для человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и

своего предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые отношения с окружающими.

Шестая стадия — с 20-ти до 35-ти лет связана с развитием близких, интимных отношении с окружающими, особенно с людьми противоположного пола. При отсут­ствии такой связи у человека развивается чувство изо­ляции, которое отчуждает его от людей.

Седьмая стадия — с 35-ти до 60—65-ти лет является одной из важнейших, по мнению Эриксона, так как она связана либо со стремлением человека к постоянному развитию, творчеству, либо со стремлением к постоян­ству, покою и стабильности. В этот период большое зна­чение имеют работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусным местом, а также его общение со своими детьми, воспитывая ко­торых человек также может развиваться и сам. Жела­ние стабильности, отвержение и боязнь нового останав­ливают процесс саморазвития и являются гибельными для личности, считает Эриксон.

Восьмая, последняя стадия наступает после 60— 65 лет. В этот период человек пересматривают свою жизнь, подводя определённыеые итоги прожитым годам. В это время формируется чувство удовлетворения, осо­знания идентичности, целостности своей жизни, приня­тие ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря. Естественно, что такое чувство является гибельным для личности и ведет к ее невротизации.

Это чувство отчаяния может появиться и раньше, но всегда оно связано с потерей идентичности, с “отверде­нием” частичным или полным, каких-то эпизодов своей жизни или свойств своей личности. Поэтому, хотя Эриксон и говорил о важности формирования у человека активной, открытой и творческой позиции, прежде всего, постоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, писал о па­губности внутренних конфликтов. Ни один психолог до него не подвергал сомнению необходимость формирова­ния самостоятельности или преодоления чувства непол­ноценности или вины. Эриксон, хотя и не считает эти качества положительными, тем не менее утверждает, что для детей с развитым чувством базового недоверия, за­висимостью, гораздо важнее оставаться в русле уже за­данного пути развития, чем менять его на противоположный, несвойственный им, так как он может нару­шить цельность их личности, их идентичность. Поэтому для таких детей развитие инициативы, активности мо­жет оказаться губительным, в то время как неуверен­ность в своих силах поможет им найти адекватный для них способ жизни, выработать ролевую идентичность. В принципе эти взгляды Эриксона являются особенно важными для практической психологии, для коррекции и формирования у детей свойственного им, индивиду­ального стиля поведения.

Большое значение придавал Эриксон и внешней ста­бильности системы, в которой живет человек, так как нарушение этой стабильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушает иден­тичность и обесценивает жизнь человека. Таким обра­зом, теория Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов, нескольких точек зре­ния на личность, которые дают возможность увидеть процесс ее развития под разными углами.

 

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ (С. G. JUNG) (1875-1961)

Швейцарский психолог К. Юнг окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у известного психиат­ра П. Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию”. В это же время он зна­комится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало реша­ющее влияние на его научные взгляды. Однако вскоре выяснилось, что несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разно­гласия, примирить которые им не удалось. Эти разно­гласия были связаны прежде всего с разным подходом к анализу бессознательного, так как Юнг, в отличие от Фрейда утверждал, что “не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознатель­ным”. Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее зна­чимым были и разночтения.в.толковании сновидений и ассоциации, так как Фрейд считал, что символы, упот­ребляемые человеком, являются заместителями других, вытесненных, предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употреб­ляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической еди­ницей. Символ ничего не замещает, но отражает то что психологическое состояние, которое испытывает чело­век в данный момент, он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал против символической ин­терпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного.

Определенные расхождения у ученых были и по вопросу психокоррекции, так как Фрейд считал, что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена, то есть он придерживался кон­цепции директивной терапии. В то же время Юнг, хотя и поддерживал директивность отношений в начале кур­са психотерапии, тем не менее считал, что зависимость пациента от врача должна уменьшаться со временем, в последней фазе терапии, которую он называл транс­формацией.

Окончательный разрыв между ними произошел в 1912 году, после того, как Юнг опубликовал свою книгу “Символы трансформации”. Разрыв был болезненным для обеих сторон, особенно для Юнга, который почув­ствовал свое одиночество, однако не мог отступить от тех положений, которые считал важными для своей тео­рии. Постепенно он пришел к мысли о том, что его ин­терпретация символа дает ему ключ не только к анали­зу сновидений, но и к анализу мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, обращая внимание на их символику. Это во многом и привело Юнга к одному из важнейших его открытий—открытию коллективного бессознательного.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей — коллективного бессознательного, индивидуаль­ного бессознательного и сознания. Если индивидуаль­ное бессознательное и сознание являются чисто лично­стными, прижизненными приобретениями, то коллектив­ное бессознательное является своего рода “памятью по­колений”, тем психологическим наследством, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что: “содержа­ние коллективного бессознательного лишь в минималь­ной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное—как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому”.

Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, которые являются формами, организую­щими и канализирующими психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы “первичными обра­зами”, так как они связаны с мифическими и сказочны­ми темами. Он также считал, что архетипы организо­вывают не только индивидуальную фантазию, но и кол­лективную, например лежат в основе мифологии наро­да, его религии, определяя психологию народа, его са­мосознание. Основными архетипами индивидуального бессозна­тельного он считал эго, персону, тень, Анима или Анимус и “самость”. Эго и Персона находятся в основном в сознательных пластах индивидуальной психики, в то время как остальные главные архетипы располагаются в индивидуальном бессознательном.

Эго (Ego) является центральным элементом лично­го сознания, так как оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной лично­сти. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старает­ся убедить нас в необходимости игнорировать бессозна­тельную часть души.

Персона (Persona)—это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и ти­пичные для нас роли, стиль поведения и одежды, спосо­бы выражения. Персона имеет и позитивное, и негатив­ное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может подавить индивидуальность человека, развивать в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, ко­торую навязывает человеку среда. В то же время пер­сона и защищает нас от давления среды, от любопыт­ных взглядов, стремящихся проникнуть в душу челове­ка, помогает в общении, особенно с незнакомыми людь­ми.

Тень (shadow) является центром личного бессозна­тельного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так тень фокусирует, систематизирует те впечат­ления, которые были вытеснены из сознания. Таким об­разом, содержанием тени являются те стремления, ко­торые отрицаются человеком как несовместимые с его персоной, с нормами общества, при этом чем больше доминирует персона в структуре личности, тем больше содержание тени, так как индивиду необходимо вытес­нять в бессознательное все большее количество жела­ний.

Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом во многом касались именно роли тени в структуре лич­ности, так как Юнг считал ее одной из составляющих этой структуры, в то время как Фрейд ставил ее в центр личности, делая центром своих исследований именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным просто избавиться от тени, не признавать ее, так как она является законной частью личности и человек без тени является таким же неполноценным, как и без дру­гих частей души. Самое вредное, с его точки зрения, это как раз не замечать, игнорировать тень, в то время как внимательное отношение к ней, стремление к анализу ее содержания, то, что Юнг называет “техникой обра­щения с тенью” помогает преодолеть ее негативное влияние.

Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) —это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество че­ловека, так как является источником проекций, новых образов в душе человека.

Самость (Self), с точки зрения Юнга, является цент­ральным архетипом всей личности, а не только ее со­знательной или бессознательной части, это “архетип по­рядка и целостности личности”. Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, до сое­диняет их так, чтобы они дополняли друг друга. В про­цессе развития личность обретает все большую целост­ность, самость и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и самопознании. Идеи о необходимости сохранения целостности и инди­видуализации при развитии личности развивались Юнгом уже в 50—60-е годы. К этому же времени относятся его положения о роли сознания в духовном росте и ор­ганизации поведения. Такая трансформация некоторых положений психоанализа, принимавшихся и Юнгом в начале века, была для него особенно важна, так как он постоянно подчеркивал открытость своей концепции для всего нового в отличие от ортодоксальности теории Фрейда.

Исходя из структуры души Юнг создает и свою ти­пологию личности, выделяя два типа — экстраверты и интраверты. Интраверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, на­оборот, больше ориентированы на персону, на внешнюю часть своей души. Если для интроверта опасностью является полный разрыв с внешним миром, то для экстравертов не меньшей опасностью является потеря себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, в то время как интраверты – фанатиками.

Однако самость, стремление к целостности личности, как правило, не даёт возможности одной из ее сторон подчинить другую. Поэтому эти две части души, два типа как бы делят сферы своего влияния. Как правило,  экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких им людей они открываются другой стороной своей личности, интравертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараясь настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых людей чрезвычайно затруднительно для интраверта, который исходит только

Из своих позиций и 'не может выстроить линию поведения, понять точку зрения собеседника. Он либо настаивает на своём, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывается, верх берёт его экстравертная, обычно подавляемая сторона личности и он является мягким, заботливым и теплым семьянином. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои доводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так и в описании экстра- и интравертов он, в частности, упоминал и известных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толстого к типичным экстравертам, а Достоевского—к интравер­там.

Развитие самости связано не только с типологией личности, но и с развитием четырёх основных психических процессов – мышлением, чувствованием, интуи цией эждого человека, считал Юнг, процесс, который, в сочетании с интра или экстраверсией и индивидуализирует путь развития человека. При этом он считал, что мышление и чувствование являются альтернативными способами принятия решения, так как       мышление ориентировано на логические посылки, такие люди превыше всего ценят абстрактные принципы идеалы, порядок и системность в поведении. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпочи­тая любые чувства, даже отрицательные, скуке и по­рядку.

Если мышление и чувства характеризуют активных людей, способных по той или иной причине принимать решения, то ощущение и интуиция характеризуют ско­рее способы получения информации и люди этого типа более созерцательны. При этом ощущение ориентирует­ся на прямой, непосредственный опыт и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредствен­ную ситуацию, в то время как интуитивные — на прош­лую или будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящем. Хотя все эти функ­ции и присутствуют в каждом человеке, доминирующей является одна из них, которая частично дополняется второй функцией. Причем, чем более она осознанна и доминирующая, тем более бессознательны две остав­шиеся от доминирующей и дополняющей ее функций и данные их опыта могут восприниматься человеком не только как чуждые ему, но и как прямо враждебные.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бес­сознательные структуры, он не только не отрицал воз­можность их осознания, но и считал этот процесс одним из важнейших в личностном росте человека. Одним из вариантов такого осознания себя является психотерапия, в которой врач является помощником пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность. Юнг пони­мал сложность символической интерпретации и дока­зывал необходимость отказа от упрощений, применяе­мых Фрейдом в их интерпретации. Его анализ символов и их возможной интерпретации является одним из зна­чительных достижений этой теории. В отличие от боль­шинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может вос­принимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам и это тоже является одним из до­стоинств его теории.

 

АДЛЕР, АЛЬФРЕД (Adler, Alfred) (1870–1937), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред получил образование в Вене и жил там до 1926, когда получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.

В 1895 Адлер окончил медицинский факультет Венского университета, а в 1898 опубликовал свою первую работу Учебник здоровья для портных (Gesundheitsbuch риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагал меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов “индивидуальной психологии”. Начиная с 1900-х годов Адлер занимался психиатрическими проблемами общей медицины. Он был среди тех немногих, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда об интерпретации сновидений; Адлер опубликовал положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет. Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Адлер сначала колебался, поскольку в то время интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности, однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение. Адлер никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после того, как Адлер в 1907 опубликовал книгу Исследование неполноценности органов (Studie Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою группу “Обществом свободных психоаналитических исследований”. С 1912 Адлер применял термин “индивидуальная психология”; в том же году была опубликована работа О концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, Человекознание (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.

В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.

В 1912 Адлер основал “Журнал индивидуальной психологии” (“Zeitschrift прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 в Вену, возглавил военный госпиталь.

В 1919 при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже – в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).

В 1922 “Журнал индивидуальной психологии” возродился под названием “Международный журнал индивидуальной психологии”. В 1938–1946 его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946–1948 в Вене. С 1935 под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 – “Journal of Individual Psychology”).

Став сотрудником Колумбийского университета в 1926, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938. Школа вновь открылась в 1946.

Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы; в последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа.

Среди публикаций ученого: Практика и теория индивидуальной психологии (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920; Проблемы человеческой природы (Problems of Human Nature,1929), Наука жизни (The Science of Living,1929), Стиль жизни (The Pattern of Life,1930), Социальные интересы: вызов человечеству (Social Interest: A Challenge to Mankind,1938), Превосходство и социальные интересы (Superiority and Social Interest,1964).

G.htm0005049G.htm

 

ЛИТЕРАТУРА

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995

 

 

  ЛУРИЯ, АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (1902–1977), советский психолог, один из основателей нейропсихологии. Во множестве книг и статей исследовал влияние неврологических нарушений на психические функции. В двух популярных работах – Маленькая книжка о большой памяти (1968) и Потерянный и возвращенный мир (1971) – Лурия описал два ярких клинических случая. Первый связан с человеком, который обладал способностью запоминать абсолютно все, не мог забыть несущественные детали прошлого и, вследствие этого, а также из-за того, что его память была дезорганизована, испытывал трудности с формированием общих понятий. В другом случае человек, из-за поразившей его мозг пули, имел доступ лишь к отдельным фрагментам прошлого опыта. В ходе исследования и лечения людей с неврологическими нарушениями Лурии удалось получить важные результаты, приоткрывающие ранее неизвестные аспекты мышления, восприятия и других психических процессов человека, что повлияло как на исследования современных ему ученых, так и на работы следующего поколения психологов. Лурия родился 16 июля 1902 в Казани. Окончил Казанский университет в 1921. С 1924 по 1934 работал с Л.С.Выготским. Под его влиянием изучал развитие речи и мышления у ребенка, структуру детской игры, особенности психического развития в разных культурах. В 1937 Лурия, в дополнение к полученному ранее психологическому образованию, получил диплом врача и во время Второй мировой войны работал в военных госпиталях, занимаясь проблемой локальных мозговых поражений. Полученный опыт и научный материал подтолкнули его к изучению мозговых нарушений, их влияния на психику. Послевоенные исследования Лурии, касавшиеся тонких психических нарушений, вызванных локальными опухолями мозга, позволили получить уникальную комплексную картину развития мозговых функций. Опираясь на результаты многолетних исследований, Лурия основал российскую школу нейропсихологии. Среди основных работ ученого – Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, тт. 1–2 (1956–1958), Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга (1969), Основы нейропсихологии (1973), Нейропсихология памяти (1974). Умер Лурия в Москве 14 августа 1977.   ЛИТЕРАТУРА А.Р.Лурия и современная психология. М., 1982  

 

 


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!