ФРЕЙД ЗИГМУНД (FREUD S.) (1856-1939)



Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть и на­правил ее по определенному пути развития.

Под влиянием Гете и Дарвина Фрейд выбрал меди­цинский факультет Венского университета, на который и поступил в 1873 году. В эти годы он работал в фи­зиологической лаборатории д-ра Э. Брюке. Эта работа во многом определила будущую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимания к сек­суальным и физиологическим параметрам, определяю­щим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие матери­альных затруднений вынужден был заняться частной практикой. Вначале он работает хирургом, однако, прослушав курс по психиатрии, он заинтересовывается этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 году он добивается престижного положения лектора в Венском университете. При помощи Брюке Фрейд получил сти­пендию для поездки в Париж в клинику Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрыла впервые завесу над бессознательным, продемонстрировав в сеансах гип­ноза роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно с известным пси­хиатром Блейером начинает исследовать динамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Од­нако постепенно он отходит от Блейера, который на­стороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Также настороженно Блейер отнесся и к новому, предложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии — пси­хоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с дру­гими, боялся и самого этого открытия, той ответствен­ности, которая с ним связана. Фрейд считал, что в своих отношениях с Брюке, Шарко и, особенно, с Блейером он трансформировал свои отношения с отцом. Стремление заменить реального отца учителем вызва­ло и двойное отношение Фрейда к учителям—с одной стороны восхищенное поклонение, а с другой—желание, найти свой собственный путь в науке, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовываются контуры концепции Фрейда о трасфере и Эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теории лич­ности.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 го­ду, а в 1897 он начал проводить систематические само­наблюдения, которые фиксировал в дневниках до кон­ца жизни. В 1900 году появилась его книга “Толкование сновидений”, в которой он впервые опубликовал важ­нейшие положения своей концепции, дополненные в его следующей книге “Психопатология обыденной жизни”. Постепенно его идеи приобретали признание, в 1910 го­ду его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепен­но складывается кружок его почитателей и последова­телей, в который входят К. Юнг, А. Адлер, Ш. Ферен­чи, О. Ранк, К. Абрахам. После организации психоана­литического общества в Вене, его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение расширяется, приобретая все большее количество сторонников. В то же время Фрейд становится все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпит малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры юности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его следователей—Адлера, Юнга, Ранка.

По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взгля­дов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помо­гают никакие операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области— это метод лечения функциональных психических забо­леваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы являются его взгляды на разви­тие и структуру личности человека.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрей­да, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое распола­гается одна из структур личности—ИД, которая фак­тически является энергетической основой личности. В ИД содержатся врожденные бессознательные ин­стинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятель­ность субъекта. Фрейд считал, что существует два ос­новных врожденных бессознательных инстинкта — ин­стинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутрен­него конфликта. Неосознанность этого конфликта свя­зана не только с тем, что борьба между инстинктами, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается, как правило, одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда, инстинкты являются кана­лами, по которым проходит энергия, формирующая на­шу деятельность. Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики, является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно гово­рил о ее существовании. Он также считал, что содер­жание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей дея­тельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности — ЭГО, по мнению Фрей­да, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в пред сознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое “Я”, хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание ИД расширяется, то содержание ЭГО, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с “океаническим чувством я”, включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осо­знавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое “я” до своего тела, сужая таким образом объем Эго.

Третья структура личности — СУПЕР-ЭГО не врож­денная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием СУПЕР-ЭГО. В про­цессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в ИД, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. СУПЕР-ЭГО, в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются ИД и СУПЕР-ЭГО. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенци­альным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное на­пряжение делает их потенциальными невротиками.

Воз­можность поддерживать свое психическое здоровье за­висит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку, если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить кон­фликт между ИД и СУПЕР-ЭГО.

Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так. как при этом энергия, протекающая по инстинктивным ка­налам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вы­тесняется в бессознательное, человек о нем совершен­но забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде сим­волов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненно­го желания, но его трансформацией. Поэтому он при­давал такое значение “психопатологии обыденной жиз­ни”, то есть толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрей­да к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредст­венная и тесная связь между символом и стремлением человека и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация являются более успеш­ными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремле­ний, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т. д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспри­нимаются таковыми. Рационализация связана со стрем­лением СУПЕР-ЭГО хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуман­ными, но морально приемлемыми мотивами. При проекции человек приписывает другим те же­лания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделан­ную проекцию, этот защитный механизм действует до­статочно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.

Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм по­могает направить энергию, которая связана с сексу­альными или агрессивными стремлениями, в другое рус­ло, реализовать ее, в частности, в художественной дея­тельности. В принципе Фрейд и считал культуру про­дуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.

Любидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, ха­рактера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающих­ся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уде­ляет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, он выделяет три больших этапа, распадающиеся на несколько стадий.

Первый этап — либидо-объект, характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализа­ции либидо. Этот этап длится до 1 года и носит назва­ние оральной стадии, так как удовлетворение происхо­дит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания и для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная зависимость, инфантильность.

Вторая стадия, которая длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характери­зуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл также эту стадию и нарциссизмом, счи­тая, что для всех людей, у которых произошла фикса­ция на этой стадии, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворе­ния собственных нужд и желаний, эмоциональная отго­роженность от них. Она состоит из нескольких стадии. Первая, которая длится примерно до 3-х лет — аналь­ная, при которой ребенок не только учится определен­ным навыкам туалета, но у него начинает формировать­ся и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризует­ся упрямством, часто жестокостью, аккуратностью и бе­режливостью. С трех лет ребенок переходит на следу­ющую, фаллическую стадию, на которой дети начина­ют осознавать свои сексуальные отличия, интересовать­ся своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал кри­тической для девочек, которые впервые начинают осо­знавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. Во многом это связано с тем, что в этот период нарастает напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребёнок боится и к которому ревнует родителя противопо­ложного пола. Эта напряженность ослабевает к 6 годам, когда наступает латентный период в развитии сексу­ального инстинкта. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большее внимание на учебу, спорт, игры.

В подростковом возрасте дети переходят на послед­нюю стадию, которая также называется либидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эта стадия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, ха­рактерные для его пола и его типа личности.

Либидозную энергию Фрейд считал основой не толь­ко развития индивидуального человека, но и человече­ского общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его ме­сто. Однако с убийством вождя в племя приходит враж­да, кровь и междоусобица, оно слабнет, и такой нега­тивный опыт приводит к созданию первых законов, та­бу, которые начинают регулировать социальное поведе­ние человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняет особенности психики различных народов способа-прохождения основных этапов в развитии либидо.

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод— психоанализ, для объяснения работы которого и собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого он признает безусловно. При этом между ними как бы устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому, терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает определенные положения, прежде всего свое пониманиe, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической ннтерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто делится с па­циентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает ка­тарсис, так как, принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Так как основа такого выздоровления связана с внушением, такая терапия была названа директивной, в отличии от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили науч­ное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, меди­цины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его ог­ромная заслуга перед человечеством.

 


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!