Принципы построения журналистского, информационного и аналитического текстов, их структурные элементы и содержательные особенности.



Композиционное построение журналистского произведения предполагает четкую структурную организацию. В отдельных жанрах публицистики, как, например, в эссе или в очерке, материал выстраивается средствами ассоциативной композиции: с помощью различных планов повествования, эпизодов, авторских ремарок и т.п. В информационных и аналитических жанрах, где основными функциональными целями публикаций являются или сообщение, или анализ, жесткое структурирование материала – творческая необходимость. Обусловлено это и особенностями читательского восприятия: лучше и легче прочитываются те материалы, которые имеют четкую структурную организацию, так как позволяют ориентироваться в пространстве текста, дают возможность вернуться к уже прочитанному.

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРОВ

Заметка. Основное функциональное назначение жанра заметки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели. Обычно журналисты выстраивают заметку по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет сокращать материал без ущерба для смысла.

Основная мысль публикации или сюжетная канва события могут быть представлены в лиде. Для привлечения внимания читателей данная часть текста обычно выделяется шрифтом.

Немаловажное значение имеет и зачин, т.е. структура первого предложения. Трудность его создания заключается в том, что здесь журналисту необходимо решить сразу две задачи: во-первых, сообщить о самом главном, а во-вторых, уже с первой фразы заинтересовать читателя. В зачине журналист может обозначить проблему, привести мнение какого-либо официального лица, констатировать итоги того или иного события и т.д. Если в лиде автор стремится в свернутом виде обозначить событийную канву, то в зачине он, как правило, посредством различных подробностей разворачивает действие. Образно говоря, лид – это стартовая позиция, а зачин – первый шаг в забеге. За зачином следуют подробности. Особенностью композиционного построения заметки является то, что в ней может отсутствовать заключительная часть.

Итак, в структуру заметки входят следующие элементы: заголовок – лид – зачин – подробности.

По своей природе репортаж имеет синтетический характер. Именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров. Например, в структуре репортажа присутствуют элементы и зарисовки, и интервью, и отчета, и корреспонденции, и т.п. Отличительной же чертой репортажа является динамично развивающееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается на его глазах событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа. К ним можно отнести:

• выбор отображаемого отрезка события;

• выбор и расстановку участников события;

•отбор и расположение фактического материала в репортаже;

•отбор и компоновку наиболее ярких эпизодов для описания;

• отбор характерных деталей;

• отбор авторских впечатлений.

В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста – создание целостного впечатления об эпизоде жизни.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, это яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки – привлечение внимания читателей к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления и т.п. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже, так называемый, эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору нужно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер.

В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки и мнения.

Среди разновидностей интервью выделяют: событийные, проблемные (аналитические), портретные, интервью-диалог и монолог. По постановке вопросов интервью делятся на стандартизированные (формализованные) и нестандартизированные (свободные). С учетом этих особенностей и строится композиция той или иной публикации. На базе таких изменений жанр классического журналистского интервью преобразуется в социально-проблемный, проблемно-психологический или историко-биографический диалог. С учетом этих особенностей журналисту необходимо почерпнутые из беседы факты не только тщательно отобрать, но и структурно-композиционно осмыслить. Если нужно отразить ход состоявшейся дискуссии, то лучше всего выстроить материал по принципу «тезис – антитезис». Если задачей интервью является раскрытие внутреннего мира человека, то следует представить монолог респондента в виде цельного рассказа, который может сопровождаться авторскими ремарками и комментариями. В жанре интервью возможны перестановки частей беседы по различным смысловым блокам, компоновка, исключение второстепенных суждений, подчинение всех ответов респондента единой концептуальной идее и т.п.

Таким образом, подходы в структурно-композиционном построении информационных жанров (заметка, репортаж, интервью) могут быть весьма различными.

Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т.д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.

Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам:

•выдвижению основного тезиса для доказательства;

•построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса,

• выводам из системы доказательства.

Таким образом, статья имеет трехчленную структуру: тезис (начало) – аргументы (основная часть) – вывод (концовка). В публикации могут также присутствовать антитезисы и контраргументы. реди композиционных узлов выделяют следующие:

• «ввод» в проблему (эквивалент экспозиции);

• «постановка проблемы», предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие;

• столкновение тезиса и антитезиса (эквивалент «развития события»);

• «рекомендация» (своего рода «синтез) – производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» в результате практической постановки вопроса (эквивалент «кульминации»);

• «образный ориентир» – обобщенная оценка, дающая возможность расширительного применения рабочей идеи для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни (эквивалент развязки). Такая структура позволяет автору придать статье динамичность.

Стадии создания журнал текста:

- зарождение замысла;

- постановка проблемы;

- составление списка источников;

- составление плана работы;

- превращение идеи в содержат структуру;

- стадия проверки, подготовка оценок и выводов.

Композиция журнал. Произвед.:

- внешняя – выделение в тексте композиц единиц – выделение подтемы, параграфа, абзацев;

- внутренняя – система образов, характеров, логика изложения.

Типичные виды композиции: 1) кульминац расположение аргументов (слабы в начале, сильный в конце); 2) антикульминац.; 3) пирамидальное расположение; 4) кольцевое расположение аргументации (слабый посередине);

Журналистский текст – сложное семантич образование. Для него характерна интертекстуальность – включение в него сторонних элементов, заимствованных из других произведений. Во времени находится, значения разных элементов текста меняются во времени.

Журнал текст – живой организм, который имеет изменения:

- идеологический – любое произведение пишется с точки зрения какой-то идеологии;

- технологический – отбор информации, тиражирование текста, обработка материала. Трудности: отсут единой формы, наличие подтекста;

 

10. Технические средства в процессе журналистского творчества.

СМИ — организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации c целью массовой информации.

Полиграфические процессы 1.Допечатный процесс Конструирование газеты и предпечатная подготовка к ее тиражированию в типографии призваны создать такой дизайн издания, который предполагает сочетание трех принципов: 1)удобства (чтения —для читателей, создания и оформления — для журналистов, полиграфического исполнения — для полиграфистов); 2)экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов); 3) красоты (сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение). Шрифты, иллюстрации, особенности оформления — все это определяет графику газетного дизайна. Производство газеты проходит через такие технологические стадии, как а) набор текста и подготовка иллюстративного материала; б) верстка — процесс формирования, монтаж газетных полос с использованием текста и иллюстраций; в) печать.

Готовые файлы статей здесь поступают в технический отдел редакции, где каждый сотрудник имеет свою директорию. Компьютер отдельного журналиста подключен к редакционной компьютерной сети, и сданный файл немедленно попадает к макетчикам. Если к материалу прилагается иллюстрация, она тут же обрабатывается на планшетном сканере.В допечатном отделении или на предприятии происходит интеграция каналов текстовой, иллюстративной и рекламной информации, а специальное оборудование позволяет полностью автоматизировать верстку целых полос и быстро выводить их на бумагу или на фотоформу.2.Подготовка текста. Производство издания начинается с его основы — текста. Набирать его на компьютере несложно. Прежде, при горячем способе набора и фотонаборе, надо было сразу же установить формат набора, шрифт и его размер, а перемены в оформлении текста вели к тому, что его необходимо было полностью перебирать. Графически текст представлен на полосе с помощью шрифта. Прежде всего, мы выбираем гарнитуру — комплект шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертаниям и размерам. В то же время учитываем, что шрифты различаются по: насыщенности (светлые, полужирные и жирные); наклону основных штрихов (прямые, курсивные и наклонные); плотности (нормальные, узкие и широкие), по заполненности основных штрихов (оттененные, контурные и штрихованные), емкости (число знаков в строке), размеру (высоте), или кеглю, который выражается в особых линейных единицах измерения — типографских пунктах).Чтобы газетный текст на полосе был удобочитаем, следует применять не больше двух гарнитур, а основной шрифт должен иметь прямое, светлое, нормальное начертание. Текст в газете распределяется по колонкам, оптимальный формат (ширина) каждой из которых равен двум квадратам 24 пунктам или двум квадратам 36 пунктам (45-50 мм). Чтобы довести строку в колонке до точно заданного формата, приходится равномерно увеличивать или уменьшать пробелы между буквами (апрош), между словами (выключка строки). готовя иллюстрации к печати, работник типографии фотографирует представленные редакцией фотоснимки через специальный сетчатый стеклянный экран — раст, разбивая изображение на множество точек; подготовленные таким образом пленки потом надо вклеить в оригинал-макет газеты, где для них заранее размечено место. Макет и версткаЧтобы газетная полоса смотрелась как единое целое, необходимо разработать макет — графический план верстки. Этот план наглядно показывает, как распределились на полосах текстовые и иллюстративные материалы, заголовочные комплексы, все детали их оформления. В секретариате редакции готовят общий макет всего номера, который обсуждается на планерке, и макеты отдельных полос, которые к этому обсуждению приходят уже сверстанными. Ускорить макетирование позволяет модульная сетка — система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы. Вертикальные линии определяют формат колонок и пробелы между ними, горизонтальные — единицы информации, место постоянных элементов на полосе. Выбор модуля зависит от формата страницы, стиля оформления, особенностей издания. Компьютер избавляет от необходимости вычерчивать на бумаге подробные графические макеты. Страницы-шаблоны с модульной сеткой и основными элементами оформления могут храниться в памяти компьютера как угодно долго и при необходимостииспользоваться.

Составив план-макет, на полосе располагают (верстают) материалы. Верстка бывает прямой и ломаной, горизонтальной и вертикальной, симметричной и асимметричной. При верстке блок может иметь прямоугольную конфигурацию (текст разбит на равновеликие колонки) или ломаный (ступенчатый) вид (у колонок разные высоты или широкий формат текста сменяется на узкий). Ломаная верстка сложнее прямой, но позволяет придать динамизм композиции, разнообразить построение полосы. А иллюстрации можно использовать в форме не только прямоугольника, но и круга, овала, многоугольника. Правда, компьютерная техника позволяет и текстовые материалы (особенно для выделения частей публикации) разверстывать в виде пирамиды, треугольника, круга и т. д.Многолетняя практика верстки, размещения материалов на полосе дала жизнь специфическим терминам: на открытие (правый верхний угол полосы), на отлёт (правый верхний угол), стояк (две-три колонки сверху донизу), чердак (верхняя часть полосы), подвал (нижняя часть), подвал на разворот (или «нараспашку»), внакрут (подборка материалов на одну тему, внутри блока из двух-трех колонок заметки идут одна за другой), мельница, win вертушка (два крупных материала уравновешивают друг друга по диагонали). Использование различных вариантов размещения материалов на полосе призвано привести к ее целостности, обеспечить единство графического стиля, сбалансированность и пропорциональность в компоновке публикаций.Верстка — это не только способ расположения материалов при творческом создании газетной полосы, но и чисто технологический процесс, при котором из соответствующих элементов монтируются полосы заданного размера и, в соответствии с макетом размещается материал. Раньше версткой занимался типографский работник, сейчас — редакционный оператор верстки, если редакция имеет собственное компьютерное оборудование.Повседневная работа над макетом и версткой газетных полос позволяет создать модель — образец, эталон композиции и графики газеты. 3 Печатный процесс.Более пяти веков самым распространенным способом была высокая печать, но сейчас на смену ей пришли глубокая печать и офсет — самый распространенный вид плоской печати.В основе высокой печати лежит литогравюра и обрезная гравировка. Литеры или стереотипы и клише возвышаются над поверхностью, и поэтому принимают с валков краску, которую затем передают на бумагу. Высокая печать позволяет получить четкое, ясное изображение; набор производится на машине, и есть возможность легко вносить необходимые правки и добавления. Все это делает высокую печать весьма привлекательной при печати значительных объемов текстового материала. Новейшие достижения в области высокой печати позволяют использовать электросканирование для изготовления клише и фотонабор, который пришли на смену металлическим литерам.В глубокой печати используется принцип гравировки, т. е. рабочая поверхность расположена ниже нерабочей, как в гравировке и травлении. Краска заполняет эти впадины и затем переходит на бумагу, что дает в результате глубину цвета и позволяет добиться разнообразных полутонов.Литография — это плоскопечатный процесс, т. е. поверхность матрицы плоская. Рабочие поверхности обрабатываются таким образом, что на них задерживается краска, а с нерабочих поверхностей краска уходит. Литография основана на принципе несмешиваемости масла и воды. Границы изображения в литографии рельефно не обозначены, и готовая продукция имеет характерную мягкость и несколько ограниченные полутона.Глубокая печать и литография особенно хорошо подходят для цветной печати (но выгодны только при больших тиражах).Трафаретная печать — это тип печати по шаблону (трафарету). Раньше его называли шелкографией. Этот термин больше не употребляется, так как шелк перестал быть единственным материалом для трафаретов. Краска продавливается через отверстия в них. Это позволяет использовать множество различных красок. Трафаретная печать широко применяется для изготовления плакатов, печати на металле и других материалах, а также при раскраске тканей и изготовлении обоев.Дизайн.-разработка мастер-полосы(граф.и текстов. Инф-ии),дизан обложки(лицо любого издания)ФОТО.Специфика журналистской деятельности оказывает влияние на технологию создания фотографий, рассматриваемых в журналистике в качестве одной из форм носителей массовой информации.Фотография в журналистике имеет значение в хронологическом контексте развития событий, должна достаточно точно воспроизводить запечатленные события и передавать читателю или зрителю представление о сути событий. Создание изображений в журналистике носит определенный грубоватый стиль и требует беспристрастности. Фотографирование обычно ведётся по ходу событий, не дожидаясь позирования.Требование объективности к журналистским фотографиям запрещает проведение постановочных фотосессий и применение средств обработки изображений. Электронный инструмент в руках журналиставо многих газетных редакциях подготовку номера — от набора и корректуры текстов до получения форм для печати; ПТК (передвижных телевизионных камер) и другой сложнейшей техники, которой оборудованы технические телецентры, в арсенале непосредственно журналиста имеется немало облегчающих его труд различных средств малой оргтехники. К ним относятся персональные компьютеры и ксероксы, автоответчики, диктофоны, видеомагнитофоны..Сегодня подавляющее большинство телевизионных программ записывается на видеокамеру. Технологию телевизионного вещания коренным образом изменило появление видеомагнитофона, позволившего сводить на одну ленту сюжеты с разных источников, повысить качество передач, расширить творческие возможности тележурналиста.Для облегчения процесса подготовки программы разработаны кассетные видеомагнитофоны, могущие непрерывно передавать в эфир программы, составленные из пятиминутных частей.С появлением цифровых корректоров временных искажений появилась возможность передавать в эфир сигналы, записанные уже на бытовую видеокамеру. В конце 60-х гг. в стране начался процесс миниатюризация телевизионного оборудования, ставший возможным благодаря появлению интегральных радиосхем. А сегодня весьма перспективен портативный ноутбук . Находясь на задании вне редакции, корреспондент, подключив ноутбук с помощью модема (переходного устройства) к телефонной сети, может передать свое сообщение на редакционный компьютер. И фотографию, снятую цифровой фотокамерой, подключенной затем к тому же ноутбуку.Конкуренция на рынке, борьба за выживаемость побуждает редакции средств массовой информации совершенствовать не только журналистское мастерство, но и техническую базу изданий и технологию подготовки газет, радиопрограмм, телепередач. Возможности и быстрота действия оборудования по сбору информации и иллюстративного материала (пишущие машинки, телефоны, телеграф, факс, компьютер, световоды, спутниковая связь и проч.) влияет на скорость производства, качество и стоимость газет. Электроника и компьютеризация средств массовой информации позволяют совершенствовать дизайн изданий, телерадиопередач, улучшать их качество. Переход печати, радио и телевидение на цифровые технологии открывают перед журналистикой уникальные перспективы.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2713; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!