Философия и аксиология. Проблема ценностей в современных условиях.



ВОПРОС 1 Сущность и структура философского знания

Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:

. Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.

. Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей.

Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:

· Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания.

· Логика знания –

наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.)

· Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными. - Общая история познания, эволюция познания.

. Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях.

В структуре философского знания выделяют так же:

. Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.

. Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего.)

. Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры.

. Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико- мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..

. Философия истории.

. История философии.

Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как:

. Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.

. Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).

. Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например:

· Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология) - Систематизация данных научного познания.

· Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами оценки деятельности человека).

Современные философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций, поскольку для философии нет запретных тем.

ВОПРОС 2 Мировоззрение, его структура и социальная роль.

1. Мировоззрение, его структура и социальная роль.

1. Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Структура мировоззрения:

· познавательная,

o натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека.

o уманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей».

· аксиологическая (ценностная)

o Предметные ценности – включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики.

o Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений.

· праксеологическая— обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека.

3 Типа мировоззрения:

-мифологическое (санкритическое)

-религиозное

-научное (сер. XIX века; позитивизм и марксизм)

Социальная роль: от того, каково есть мировоззрения человека, во многом зависит его положение в обществе или же хотя бы тот факт, к чему человек будет стремиться.

ВОПРОС 3 Функции философии

Функции философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

ВОПРОС 4 Исторические типы философствования

История есть способ классификации философского знания.

6 в. До н.э. – возникла философия (Аристотель).

Тип философствования – способ мышления одного философа целой эпохой.

Начало философии ( 2 основных предположении):

· 1.мифогенная теория ( первоначально существовал миф, который на определенном этапе преобразовался и стал философией. Сам миф подразумевает рассуждения о происхождении мира, существовании Богов, потустороннего мира. Подобного вида рассуждения не могли позволить человеку вырваться из представленных структур и обнаружить, что его сознание помещено в мифологические структуры. В результате мы не можем констатировать последовательные взаимосвязи между мифом, мифологией, которая в качестве предмета обнаруживает миф и философией как тем, что рассуждает о мышлении. Таким образом, мифогенная концепция оказывается не объясняет происхождение философии.)

· 2.гносеогенная – научное знание, данная концепция рассматривает как основание возникновения философии. Исторически можно констатировать из философии выделяются и возникают различные науки: физики, биологи, математики. Сама философия – знание из которой появилась наука, а не наоборот. В результате эта концепция также не дает нам ответа на вопрос.

- Начало философии есть начало мышления, поскольку сама философия подразумевает рассуждение о мышлении или мышление о мышлении. Мышление о мышлении появляется сразу у человека в момент его появления. .

В Древней Греции начала существовать 5-6 в.в. до н.э. , основная проблема – космос и способы его существования «космоцентризм».

Основными представителями являлись: Фалес, Сократ, Платон, Аристотель, Латин.

· 3.Средневековая философия.

Основная проблема – бытие Бога, тип философствования: «теоцентризм».

Основные представители: Фома Аквинский, Аврелий Августин, Дионисий Ареопагит.

· 4.Возрождение

Основная проблема – человек и способы его существования;

Тип философствования – «антропоцентризм»

Представители: Макиавелли, Леонардо да Винчи, Северин Боэций.

· 5.Период нового времени

Наука оказывается центром.

Проблема: основные способы познания человеком мира. Тип философствования: рационалистически - сенсуалистический.

Представители: Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц, Джон Локк.

· 6.Эпоха просвещения

Тип философствования – просвещенческий.

Представители: Ж.Ж.Руссо, Вольтер, М. Монтень.

· 7.Эпоха немецкой классической философии.

Проблема - Рациональные способы познания мира.

Тип философствования: рационально-аналитический.

Представители: Шеллинг, Кант, Фихте, Гегель.

ВОПРОС 5 Философия и аксиология. Проблема ценностей в современных условиях

Философия и аксиология. Проблема ценностей в современных условиях.

Аксиология — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. То есть ценность и польза две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы.

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1874;