Философская категория бытия. Основные формы бытия.



Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия.

Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия- онтология (от греч. ontos - сущее, logos - слово, учение, т.е. учение о сущем). Онтология - учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия.Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь разрабатывала проблемы онтологии, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологическую, логическую, аксиологическую, этическую, эстетическую проблематику. Однако, все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию.

Парменид (представитель элейской школы древнегреческой философии, существовавшей в VI-V вв. до н.э.) был первым из философов, кто выделил категорию бытия и сделал ее предметом специального философского анализа. Парменид первым попытался понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение).

Категория бытия является отглагольным понятием, т.е. образовано от глагола «быть». Что значит быть? Быть - значит существовать. Синонимами понятия бытия могут выступать такие понятия как реальность, мир, действительность.

Бытие охватывает все реально существующее в природа обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия - есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную.

Объективная реальность — все то, что существует вне и независимо от сознания человека.

Субъективная реальность - это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека).

Таким образом, бытие - это объективная и субъективная реальности в своей совокупности.

Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах: 1. Бытие природы. При этом различают: - Первую природу. Это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др. - Вторую природу. Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.

2. Бытие человека. В этой форме выделяется: - Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.). - Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.

3. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить: - Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека. - Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).

4. Бытие социального, которое подразделяется на: - Бытие отдельного человека в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств. - Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов.

Билет 49 Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм. . Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего. Как правило именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя. Проблемы определения Основная проблема чёткого определения что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции из которой состоит вообще всё (то есть материя, мысли, чувства, пространство, душа и так далее). Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой «всеобщей субстанции» нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения). Один из подходов в философии заключается в том, что «всеобщая субстанция» иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически-независимым друг от друга атрибутам (первопричинам). Сейчас, например, существуют философы, утверждающие что бытие состоит (включая материи) из трёх независимых субстанций. Монизм Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью. Философский монизм В философии существует три вида монизма: 1. Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога). 2. Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии. 3. Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному. Другие позиции относятся к одной из вышеназванных категорий. Дуализм Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. Дуализм в философии Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность. Исторические разновидности: Картезианство. Окказионализм. Дуализм в философии сознания В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя(физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Создав глубоко противоречивое дуалистическое учение об источниках познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по разному устранить эту половинчатость. Их последователи создали мировоззрение дуализма основанное на законах и принципах разума. (См. законы, принципы разума). Теперь дуализм — стройная теория, имеющая основой собственные аксиомы. Дуализм отличают от монизма и плюрализма. Плюрализм Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму. Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма. Плюрализм в философских системах Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла). В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм,экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда). Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.

ВОПРОС 28 Философское учение о материи

Понятие «материя» прошло несколько этапов в своем развитии:

1. Наглядно-чувственный, представленный в трудах древних греков;

2. Естественно-научный, представленный в трудах Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона;

3. Философский (французский материализм XVIII в., К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин);

4. Гуманистический материализм, возникший в середине ХХ века и представляющий новый синтез предшествующих этапов.

В рамках первого этапа в качестве первоосновы мира рассматривались те или иные природные стихии: вода, воздух, земля и т.п. Так считали Фалес, Гераклити др. Демокритсоздал представление об атомах как бескачественных неделимых первочастицах, из которых состоят все тела окружающего мира.

На втором этапе, связанном с бурным развитием естественных наук в XVI-XVII вв., материя также отождествляется с первовеществом (атомами или корпускулами). Так, Декарт считал, что существует две субстанции: материальная (тела, обладающие протяженностью и движением) и духовная.

Третий этап связан с созданием философского представления о материи. Приведем три определения материи, которые можно считать философскими. «Материя – это все, что вызывает наши ощущения» (П. Гольбах). «Материя – это абстракция, посредством которой мы отвлекаемся от конкретных свойств и фиксируем только одно – быть объективной реальностью» (Ф. Энгельс). «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, которая фотографируется, копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин).

Все три определения можно назвать философскими, т.к.:

а) материя не отождествляется с веществом;

б) не сводится к первоначалу;

в) определяется через соотнесение с сознанием.

Итак, материя с философской точки зрения является абстракцией (категорией), в которой фиксируются наиболее общие свойства конкретных материальных форм бытия. Наиболее полно данные свойства были перечислены в ленинском определении материи: объективная реальность (т.е. существование вне и независимо от сознания человека), данность нашим ощущениям (в форме чувственных образов), отражаемость в нашем сознании (в форме идей).

Чтобы более подробно рассмотреть этот вопрос, выделим две стороны в философском определении материи.

Первая – гносеологическая. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Материя и сознание с гносеологических позиций рассматриваются как абсолютные противоположности. Материя есть объективная реальность. Сознание – это субъективная, идеальная реальность (образы, мысли, идеи), которая не включают в себя ни грана вещественности ни от самих объектов, ни от нейродинамических кодов головного мозга. Эти образы создаются творчеством человека и не имеют прямых прототипов в материальной действительности, хотя и способны впоследствии обрести материальное воплощение. Сознание по своему содержанию может быть рассмотрено как обобщенное и целенаправленное отражение объективной реальности, как мысленное построение действий и предвидение результатов, как разумное регулирование и самоконтроль.

 

 


Вторая сторона определения материи – онтологическая. Материя – это субстанция. Мир материален, в мире нет ничего, кроме разнообразных форм движущейся материи. Материя как субстанция несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Всеобщие свойства материи – способность к отражению (взаимодействию материальных систем друг с другом), самодвижение, пространственно-временная представленность, системность.

Рассмотрим несколько подробнее отражение. Отражение – это всеобщее свойство движущейся материи, которое выражается в способности любого объекта на воздействие извне отвечать определенным действием. Отражение заключается в воспроизведении отражающим объектом особенностей отражаемого объекта.

Являясь всеобщим свойством самодвижения, процесс отражения качественно меняется на различных ступенях развития материи. Формы отражения подразделяются на несколько основных видов в зависимости от их сложности, в соответствии с порядком их возникновения на Земле.

1. Малоактивные формы отражения:

 

 

а) в неорганической природе (например, след, произведенный воздействием одного тела на другое, след ветра на песке);

б) в простейшей органической природе (например, растения, бактерии). Данная форма называется раздражимостью.

2. Активное отражение, для которого характерны процессы управления и самоуправления. Данная форма называется психикой и присуща всем биологическим формам (животные).

3. Человек обладает высшей формой отражения, называемой сознанием. Для него характерно целенаправленное и целеустремленное преобразование себя и внешнего мира.

Свойства отражения:

- Аккумуляция, т.е. накопление «следов» отражения, которые произошли в результате полученного воздействия извне. Изменения структуры, которые при этом происходят, не исчезают полностью, а сохраняются некоторое время.

- Избирательность. Благодаря аккумуляции отражения отражающая система оказывается предрасположенной к восприятию главным образом лишь определенных воздействий, что обуславливает в конечном итоге ее эволюцию. Благодаря этому свойству реакция отражающей системы всегда строго специфична и соответствует характеру полученного воздействия.

- Опережающее отражение, т.е. способность отражающей системы быстро воспроизводить действия и события внешнего мира, которые разворачиваются медленно и постепенно. Чем более высокий уровень организации представляет данная материальная система, тем более наглядно проявляется опережающее отражение. Самый высший уровень представляет собой человек, отражающий мир в форме целенаправленного и целеустремленного действия.

- Адекватность означает соответствующее, точное, верное воспроизведение связей и отношений материального мира. Чем более адекватно отражение, тем больше система приспособлена к окружающей среде, поэтому гармоничное взаимоотношение со средой можно считать показателем развитости системы. Но это свойство не является абсолютным, т.к. отражение не может быть абсолютно адекватным полученному воздействию. Особенно ярко это проявляется в сознании человека, которое не копирует окружающий мир, а вносит в процесс отражения собственные характеристики.

Отношения между материей и сознанием построены по типу субстрата и его атрибутов: материя – это субстрат, сознание – свойство, которое принадлежит не всем материальным формам, а только человеческому мозгу. Мозг – это вещественная основа сознания, точнее – физические, биохимические процессы, происходящие в правом и левом полушариях мозга. Конечно, нужно иметь в виду, что мыслит не мозг сам по себе, а человек с помощью мозга. В данном случае противоположность материи и сознания является не абсолютной, как в гносеологическом определении, а относительной.

Современный этап развития философского учения о материи отличается следующими специфическими чертами. «Последовательный материалист должен понять материю личностно, с точки зрения категории личности, что вовсе не равносильно олицетворению или одушевлению материи», – писал еще в конце 20-х годов ХХ века русский философ А.Ф. Лосев. В наше время его слова рассматриваются как программа плодотворного развития понятия «материя» в рамках гуманистического материализма. Материализм зачастую предстает в искаженном виде, до сих пор для многих материя – косное, бездуховное образование, а материалисты – люди, либо недооценивающие, либо вообще лишенные духовности. Современный материализм стремится преодолеть данные стереотипы.

Позицию гуманистического материализма можно выразить так: поскольку кроме материи ничего нет, а материя включает в себя сознание, постольку материя одухотворена. В этом положении нет никакого пантеизмаили идеализма. Материя в своем субстанциональном аспекте включает в себя человека в его духовном многообразии. Человек – это часть материи, следовательно, материя включает в себя и духовность.

Материя и сознание связаны между собой актуально, потенциально, диспозиционно. Актуальность предполагает, что сознание является свойством нашего мозга, возникшим в результате развития природного мира. Сознание способно отражать мир не только на уровне психических реакций, но и творческого абстрактного мышления. Потенциальность означает, что природа – неорганическая и органическая – содержит в себе в виде возможности такую форму психического как сознание. Любая форма материи, как уже отмечалось, способна к отражению, т.е. взаимодействию с внешним миром, в результате чего происходит ее изменение.

Все формы отражения выступают как разные возможности сознания. Диспозиционность отношений материи и сознания затрагивает ценностный аспект их бытия. Природные явления могут становиться ценностями в их отношении к человеку, его интересам, потребностям, целям. Ценности проявляют себя лишь в социуме при взаимодействии с человеком. В таком отношении природа (материя) предстает как одухотворенная.

Среди современных философов-материалистов не затихают дискуссии, например о понимании материи в рамках социальной философии. Если утверждается, что материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека, то с точки зрения социальной философии существование объекта вне сознания отнюдь не тождественно его независимости от сознания и первичности по отношению к нему. Мир разнообразных вещей, созданных человеком, обладает реальностью существования, но едва ли мы будем утверждать, что например, котлета первична по отношению к сознанию.

Мы учтем, что ее приготовил повар, предпославший реальной котлете идеальный замысел ее создания, от нашего желания зависит, будет ли она съедена. Подобные явления, обладая всеми атрибутами материальности, в тоже время не могут быть рассмотрены как материальное в обществе. Для обозначения таких явлений предлагается использовать термин «реальное» (К.Х. Момджян), рассматривая общественные явления как своеобразное инобытие сознания, форму его опредмечивания в социальной действительности. Духовные, а не материальные компоненты общественных явлений определяют их сущность, их отличия от природных явлений.

Учение о материи лежит в основе научной картины мира. Картина мира – это философский термин, который обозначает образно-описательную и системно-теоретическую модель мироздания, его портрет, взглянув на который, можно было бы более-менее четко представить связи, отношения, место интересующих тебя вещей внешнего мира. Научная картина мира опирается на открытия естественных наук и принимает в качестве исходных материалистические принципы (объективности и материальности мира).

Представления о строении материи – одна из важнейших проблем научной картины мира. Она находит свое выражение в борьбе двух концепций: корпускулярной и континуальной. Первая была создана Ньютоном, который распространил принципы атомистики на световые явления и создал теорию света. Свет он считал потоком корпускул (частиц). Ньютон, как и Декарт, стремился построить общую картину природы, в которой все явления природы объяснялись как результат движения больших и малых частиц, образованных из единой материи. Сокрушительный удар по принципам механицизма был нанесен открытиями XIX-XX вв. (радиоактивное излучение, электромагнитное поле, делимость атома и др.). Формируется принципиально новая картина мира (континуальная, т.е. непрерывная).

Современная научная картина мира динамична, противоречива, в ней больше вопросов, чем ответов. Ее облик определяется научными открытиями начала ХХ в., теорией относительности А. Эйнштейна, квантовой физикой, теорией синергетики, биоэнергетикой. Важнейшее завоевание современной научной картины мира заключается в том, что сознание человека изначально включено в наше восприятие действительности. «Антропный принцип» гласит: мир таков, каков есть потому, что мы глядим на него, и всякое изменение в нас, в нашем взгляде, в самочувствии и самосознании меняет картину мира. Чисто объективное описание мира невозможно.

Теория относительности показала, что поток времени не является равномерным и зависит от позиции наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Пространство и время зависят от массы тела, например, около гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время – замедляться.

Квантовая физика показывает, что один и тот же феномен может выступать и как вещественная частичка, и как волна, частицы как бы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно энергетическое состояние. Это сплошная динамика, не позволяющая говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Современные представления о материи получили четкое выражение в двух видах материи: веществе и поле, различие между которыми явно фиксируется на уровне явлений микромира. Частицы, однако, как было доказано Планком, неотделимы от создаваемых ими полей, что является показателем единства прерывности и непрерывности в структуре материи. Данная концепция имеет название континуальной.

Современной науке известны следующие структурныеуровни материи:

1. Уровень неживой природы (элементарные частицы, атомы, молекулы) состоит из объектов микромира, макро- и мегамира.

2. Уровень живой природы (биологический) включает следующие подуровни: макромолекул (ДНК, РНК, белки), клеточный, микроорганический (одноклеточные организмы), органы и ткани организма в целом, популяционный (например, стая волков), биоценозный (совокупность популяций), биосферный (глобальная система жизни).

3. Уровень социальной деятельности включает индивидов, коллективы, группы, государства, человечество в целом, ноосферу.

Теория синергетики, созданная лауреатом Нобелевской премии И.Р. Пригожиным положила начало новому осмыслению действительности с точки зрения эволюционных процессов. Второй закон термодинамики, говорящий о том, что все сложное стремится к хаосу (энтропийный закон), не всесилен, ибо все системы имеют способность к изменению в направлении большей сложности. Вселенная бесконечно развивается к новым ступеням бытия.

Данные синергетики таковы, что логически приводят к необходимости создания нового нетрадиционного миропонимания, имеющего много общего с трактовкой единства мира в восточной философии. Древние китайцы (даосы) мыслили синергетически. Все связано со всем: каждый цветок, каждый камень – это элементы мировой гармонии. Неосторожное вмешательство в процессы даже второстепенной важности могут привести к нарушению гармонии мира.

Новая наука биоэнергетика опирается на открытие торсионного взаимодействия в макромире, фиксирующего и передающего информацию без энергетических затрат. Торсионные поля (поля кручения) обладают способностью почти безэнергетически передавать информацию в любую часть Вселенной. Поэтому есть все основания считать, что эти поля ответственны за парапсихологические феномены.

ВОПРОС 29 Происхождение, сущность и структура сознания


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1428;