Журнал для самообразования как особый тип издания (на примере журнала «Вестник знания»)



Журналы для самообразования на рубеже XIX и XX вв. появлялись в большом количестве. «Помощь самообразованию», «Вестник самообразования», «Путь к знанию», «Хочу все знать», «Учись сам», «Самоучка», «Деревенский самоучка» — перечень подобных изданий достаточно велик. Среди них были журналы-однодневки, созданные как дань моде, но существовали и серьезные, известные в своей области издания.

Одним из наиболее интересных среди журналов для самообразования стал «ВЕСТНИК ЗНАНИЯ», и хотя он не был еженедельником (первоначальный его подзаголовок: «Ежемесячный иллюстрированный и научно-популярный журнал с приложениями для самообразования»), все признаки еженедельника тут присутствовали: иллюстрации, приложения, научно-популярный характер публикаций. Это был журнал, как бы объединивший четыре недельные книжки в одну, выходившую раз в месяц. Его объем колебался от 140 до 300 страниц.

«Вестник знания» выходил с 1903 по 1918 г. Редактором и издателем был один человек — В.В. Битнер, отставной штабс-капитан, страстно увлеченный наукой. Опыт журнальной работы он получил в изданиях Сойкина, с 1890 г. постоянно сотрудничал в «Природе и людях», а с конца 1899 г. стал фактическим редактором журнала «Научное обозрение».

Тип своего журнала сам Битнер определял как «народный университет со статьями, лекциями и беседами, дающими определенную сумму знаний по всем отраслям науки». В объявлении, кото-рое периодически публиковалось на обложке журнала, он был назван «не специальным, а общелитературным, по единственным толстым иллюстрированным журналом подобного рода».

Сам Битнер считал, что он реформирует тип толстого журнала, оставляя в нем

только энциклопедию и политическую газету и добавив иллюстрации, но получилось у него нечто переходное, где периодичность и наличие общественно-политической проблематики шли от толстого издания, а преимущественное внимание к науке и образовательным целям приближало «Вестник знания» к научно-популярной периодике.

Вокруг «Вестника знания» образовался свой круг — писатели, ученые, педагоги. Постоянными авторами выступали преподаватели «Высшей русской школы общественных наук» в Париже.

Постоянными в «Вестнике знания» были три отдела: «Литература и жизнь», который потом получил название «Летопись современной литературы и искусства»; «Научное обозрение» с подотделами «Научные беседы», «Научные новости», «Ответы»; позже были введены «Библиография», «Вопросы народного образования», «Справочный отдел по народному образованию». С 1907 г. возник раздел, посвященный молодежи. «Вестник знания» все больше внимания уделял проблемам образования и самообразования, все дальше отходил от толстых журналов, к которым себя причислял.

Как и было обещано, журнал Битнера давал приложения, в основном бесплатные. Наиболее значительными были три, впоследствии преобразованные в самостоятельные издания: «Общедоступный университет», «Энциклопедическая библиотека для самообразования» и «Читальня «Вестника знания».

Российская сатирическая журналистика в 1905 – 1907 годах

Первая русская революция вызвала огромный количественный рост еще одного типа еженедельника, существовавшего и прежде, но в 1905—1907 гг. буквально заполонившего прессу. Это сатирическая журналистика. Обличительная стихия, многократно увеличившаяся в революционные дни, не могла обойтись без традиционного для русской литературы оружия — смеха. Сатирические песенки, стихи, карикатуры стали непременным атрибутом русских сатирических журналов этого времени.

Около четырех сотен тонких, разрисованных злыми и смешными карикатурами журналов и журнальчиков выплеснулись на улицы больших русских городов. «Пулемет» Н.Г. Шебуева, «Сигнал» К.И. Чуковского, «Жупел» 3. Гржебина, «Маски» С. Чехонина и многие другие оказывались в центре политических скандалов, слухов и разговоров, вызванных острой карикатурой, фельетоном или броским названием.

Всю Россию обошел первый номер журнала Н.Г. Шебуева «Пулемет», вышедший 13 ноября 1905 г. На последней странице обложки был изображен кровавый отпечаток ладони на тексте Манифеста 17 октября. Подпись под рисунком гласила: «К сему листу свиты его величества генерал-майорТрепов руку приложил». Тренов заслужил особую славу своими действиями по усмирению Петербурга.

«Пулемет», просуществовавший около двух месяцев, делали два человека: текст и темы для рисунков давал Шебуев, а рисунки выполнял И.М. Грабовский, который имел опыт газетной оформительской работы.

В сатирических журналах «Жало», «Жупел» участвовали известные писатели — A.M.

Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн, К.Д. Бальмонт и др. Оформляли их художники из группы «Мир искусства» — Е. Лансере, В. Перов, И. Билибин.

В сатирических журналах 1905 — 1907 гг. на первый план выходила карикатура, рисунок. Очень часто живописная часть формировала журнал, текст только дополнял рисунки. Поэтомуучастиехорошиххудожниковсоздавалоуспехжурналу.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 973; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!