В. С. Миролюбов и его «Журнал для всех»



Дешевый и содержательный журнал «для большой провинциальной публики». «Журнал для всех» - одна из самых удачных попыток расширения читательской аудитории толстого журнала.

Тип журнала: сначала иллюстрированный журнал для народного чтения с религиозно- нравственным уклоном. Успеха не имел, пока не перешел в руки B.C. Миролюбова.

B.C. Миролюбов - известный певец (бас Мариинской оперы), из-за болезни потерял голос. А.А. Давыдова посоветовала певцу заняться издательской деятельностью и помогла достать деньги на покупку журнала. «Мир божий» поддержал «Журнал для всех», окончательно перешедший в руки Миролюбова в феврале 1899 г., но работать там будущий издатель начал в 1897 г.

Точный расчет издателя на провинциального читателя, городскую и сельскую интеллигенцию, грамотных крестьян, дешевизна журнала — 1 рубль в год — и правильный подбор материалов для публикации создали огромный успех «Журналу для всех».

 В молодости B.C. Миролюбов увлекался народническими идеями, и это отразилось на его издательских планах. Миролюбов пытался привлечь к своему изданию писателей-народников, но они активного участия не приняли, и тогда в «Журнал для всех» пришли участники кружка демократически настроенных писателей - объединение «Среда», стало ядром издательства «Знание». Горький решил обратиться к «Журналу для всех», который по своим целям и читательской аудитории лучше всего подходил для выполнения его плана. A.M. Горький пригласил в журнал А.П. Чехова, Л.Н. Андреева, А.И. Куприна, В.В. Вересаева - беллетристика вышла на первый план на рубеже веков, оттеснив политические и энциклопедические материалы. «Журнал для всех» печатал довольно много научно-популярных статей и по гуманитарным, и по естественным наукам.

«Журнал для всех» выполнял двойную задачу: «усложнял» содержание популярной литературы для народа; демократизировал «интеллигентскую» литературу, добиваясь простоты, ясности, доступности изложения применительно к широкому читателю».


Сохранив традиционные для толстого журнала отделы, строго выдерживая единое направление, B.C. Миролюбов внес изменения в форму издания: журнал стал тоньше, всего 800 страниц в годовом комплекте (нумерация в течение года была сплошная), т.е. чуть более 70 страниц в номере против 300 — 500 традиционных. Но формат журнала был значительно увеличен, текст, особенно в научных и хроникальных отделах, печатался мелким шрифтом, по-этому потери текста в количественном отношении были относительно невелики.

Миролюбов был в числе инициаторов создания религиозно-философских собраний в Петербурге, с интересом занимался религиозными проблемами – отразилось на журнале. В журнал в 1903 г. пришел критик Волжский (А.С. Глинка) — сторонник религиозного идеализма, критик писал о творчестве Чехова, Горького, Андреева — постоянных авторов журнала, — и его оценки не могли удовлетворить этих писателей, так как шли вразрез с их основными идейными принципами. Разрыв с писателями горьковского лагеря был неизбежен. На их место пришли символисты - Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, С.К. Маковский.

В 1904 г. изменилось и оформление журнала, и соотношение материалов в номере. По оформлению журнал превратился в некое подобие «Мира искусства»: украшенная орнаментом обложка, вынесенные на нее репродукции. Почти половину журнальной книжки занимали поэзия и проза. А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, А. Белый, К.М. Фофанов, И.А. Бунин не были известны, их стихи были трудны для понимания даже интеллигентному читателю, не говоря о тех, на кого «Журнал для всех» был рассчитан.

В 1904 г. в «Журнале для всех» разошлись по характеру и направлению литературная н хроникальная части издания, что для классического толстого журнала было совершенно невозможно. «Журнал для всех» начал свою деятельность как литературное издание, переориентация этого отдела была воспринята читателями болезненно.

 Миролюбов понял, что журнал должен был отражать интересы своей аудитории, чаще всего настроенной оппозиционно к самодержавию, чтобы сохранить ее внимание и соответственно тираж – в начале 1905 г. его подстегнули начавшиеся революционные события. В первый революционный год «Журнал для всех» стал одним из самых оппозиционных органов периодики.

Осенью 1906 г. журнал был закрыт. В 1908 г. Миролюбов уехал за границу, в 1913 г., вернувшись в Россию, организовал «Ежемесячный журнал», в котором продолжал традиции своего первого издания. Тип «Журнала для всех» в последующие годы пытались воскресить другие издатели.

20) Журнал «Русская мысль»

По структуре и составу номера «Русская мысль» была типичным журналом «обычного русского типа».

«Русская мысль» гольцевского периода.


С 1885 Гольцев – профессор Московского университета, редактор. Отечественные записки закрылись: подписчиков «Отечественных записок» М.Е. Салтыков-Щедрин передал «Русской мысли», то же самое сделал закрывшийся журнал «Артист». В «Русскую мысль» перешли сотрудники «Отечественных записок» - их сотрудничество превратило «Русскую мысль» в один из самых известных журналов 80-х годов.

Публицистические и научные материалы занимали до половины журнальной площади - статьи по истории, естествознанию, политическим и экономическим проблемам. Литературный отдел вобрал в себя весь цвет отечественной беллетристики. Журнал отдал дань и полемике с марксизмом, что было характерно для изданий народнической ориентации. Все годы своего существования журнал пропагандировал конституционные идеи, доказывал необходимость коренных реформ. После образования партий В.А. Гольцев примкнул к кадетам.

«Русская мысль» под руководством П. Б. Струве.


Гольцев умер в 1907г.  Струве в это время начинает расходиться с кадетами, что возможно и заставило его начать издавать собственный журнал, а не ограничиваться сотрудничеством в многочисленных кадетских изданиях.

Первый номер за 1908 г.: журнал не предполагает иметь строго выдержанное единое направление. Во главе издания, кроме Струве, еще Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.А. Кизеветтер. Журнал сознательно и достаточно демонстративно отказался от единого выдержанного направления, объявляя критерием выбора материала для публикации — «оригинальную и свежую постановку проблем» - возможно, желание П.Б. Струве отмахнуться от кадетов. Журнал не должен быть органом ни одной партии — это поняли все сотрудники толстых изданий.

В 1908 г. (первом номере под новой редакцией) – статья Струве «Великая Россия». Предложил «национальную идею» современной России, которая приведет страну к расцвету, призвал к «примирению» власть, интеллигенцию и парод – НЕ ПРИНЯЛИ. Группа активных авторов журнала пересмотрела свои прежние взгляды и на страницах «Русской мысли» высказала идеи, получившие дальнейшее развитие в 1909 г. в сборнике «Вехи». «Вехи» вызвали бурю, немногие одобрительные отзывы затерялись в общем хоре осуждения. Наиболее резкие отзывы звучали со страниц социал-демократических изданий - со стороны «Современного мира». Ленин под псевдонимом В. Ильин в газете «Новый день» опубликовал статью «О Вехах», где назвал книгу «энциклопедией либерального ренегатства».

Главным в журнале Струве считал публицистику, признавая необходимость литературного отдела как уступку нетребовательному читателю. Основой издания Брюсов считал не беллетристику, а критику. Журнал стал печать символистов. Журнал издавался в Москве, где жил Брюсов, а Струве находился в Петербурге, поэтому вся черновая редакционная работа легла на поэта.

Струве не всегда поддерживал Брюсова. Разрыв произошел из-за романа Андрея Белого «Петербург». В.Я. Брюсов практически заказал Белому роман именно для «Русской мысли», но, прочитав его, Струве, литературные вкусы которого были достаточно традиционны, печатать «Петербург» отказался. Брюсов из журнала ушел.

Брюсов пытался преждевременно реформировать структуру традиционного публицистического толстого журнала, вывести на первые позиции литературно-критические отделы, но основной задачей «Русской мысли» под редакторством Струве оставалось переосмысление идей, которыми на протяжении века жила русская интеллигенция.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1025; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!