О существовании тела в Будущем мире



 

101) Сказано в трактате Брахот (17а) о Будущем мире: «Часто говорил Рав: В Будущем мире нет ни еды, ни питья, …ни ревности, ни ненависти, ни соперничества, а только праведники восседают с венцами на головах и наслаждаются сиянием Шехины (Б-жественного Присутствия)». И также часто говорится в Талмуде (Брахот 64а, Шабат 30а, Сота 49а и др.): «Святой, благословен Он, насытит их в Будущем мире сиянием Своей Шехины, как сказано: «Насыщаться буду наяву Твоим Образом» (Теилим 17:15)». Имеется в виду, что существование этих праведных людей будет поддерживаться сиянием Его Славы, подобно тому как в этом мире существование души в теле поддерживается едой и питьем. Об этом написано: «В свете Лика Царя — жизнь» (Мишлей 16:15); и толкуют в Ваикра раба (20:10): «И видели они Б-га — и ели, и пили» (Шмот 24:11) — истинную пищу , как написано: «В свете Лика Царя — жизнь» (т.е. созерцание «Лика Царя» — Шехины — поддерживало «жизнь» в их телах, подобно пище этого мира).

 

И так же сказано о нашем учителе Моше (Шмот раба 47:5,7): «Чем же он питался (в течение сорока дней на горе Синай)? Сиянием Шехины «питался». И не удивляйся этому, ведь хайот — ангелы, которые поддерживают Небесный Трон, — так же «питаются» сиянием Шехины, как сказано: «Ты даешь им всем жизнь, и небесное Воинство преклоняется перед Тобой» (Нехемья 9:6). И толкуют (Шмот раба 32:4): «Ты даешь им всем жизнь», т.е. «Ты для них всех пища» (толкование построено на том, что слова мехайе (даешь жизнь) и михья (пища) на иврите пишутся и могут быть прочитаны одинаково). Ведь существование души — в ее единении с Высшим Разумом, как и существование ангелов; и когда душа возобладает над телом до такой степени, что сделает ненужными телесные органы чувств, как мы упоминали по другому поводу выше, тогда существование тела сможет поддерживаться только силою души, без еды и питья, как существование нашего учителя Моше, да пребудет на нем мир, в течение сорока дней на горе Синай.А если ты отнесешь это явление к чудесам (утверждая, что для Моше было совершено уникальное чудо, но в общем случае человек не способен просуществовать длительное время без еды и питья), то послужит доказательством пророк Элияу, тело которого не было отброшено и отделено от его души, и он существует с той поры и навечно. И так же Ханох, согласно мидрашам наших учителей, благословенна память о них (Мидраш агадоль 5:24; Зоар, Берешит 56б).

 

102) И так же сказано в мидраше (Коэлет раба 3:14) по поводу стиха «Познал я — все, что Б-г творит, пребудет вовек, не прибавить к этому и не убавить; а сделал так Б-г, чтобы трепетали перед Ним» (Коэлет 3:14): «Сказал раби Симон: Человек, согласно вынесенному указу, должен был бы существовать вечно. Почему же он был «оштрафован» смертью? «Сделал так Б-г, чтобы трепетали перед Ним».

 

И толкуют в мидраше на стих «То, что было — уже было до этого» (Коэлет 3:15): «Передают от имени раби Юдана и раби Нехемьи: Если скажут тебе: «Разве мог бы Первый Человек жить вечно, если бы он не согрешил?», скажи им: «Ведь Элияу не согрешил — и живет вечно!» (Коэлет раба 3:15).

 

Итак, мудрецы прояснили, что желанием Б-га было, чтобы Его создания существовали вечно. И они привели в доказательство Элияу, да будет упомянут к добру. Ведь сказал пророк Малахи (3:23): «Вот Я посылаю к вам пророка Элияу перед наступлением дня Ашема, великого и грозного (перед грядущим днем Великого Суда)». И это доказывает, что душа Элияу не отделилась от его святого тела, но он продолжает свою человеческую жизнь (ведь написано о нем во Второй книге Мелахим (2:11), что он был взят на Небо живым, а Малахи (3:23) обещает, что он возвратится в грядущем — Хазон Йоэль). А если мы скажем, что душа покинула его тело, тогда стих Малахи прозвучит как ясное пророчество о воскрешение мертвых. И в том, и в другом случае он разбивает сердца маловеров.

 

103) Итак, мы видели, что существование тела у людей с чистой душой поддерживается тончайшими субстанциями, а у самых святых — еще более тонкими. Так существование людей поколения пустыни поддерживалось маном, который полностью усваивался тканями тела (без участия органов пищеварения и выделения, см. Йома 75б) и был порождением Высшего Света, принявшего материальную форму по воле своего Создателя, да будет Он благословен. И они удостоились мана в тот час, когда их души вознеслись, постигая чудеса рассеченного моря, как сказано (Мехильта, Бешалах, гл. 3, 15:2): «Рабыня видела на море больше, чем постиг пророк Йехезкель (которому были открыты сокровенные тайны высших миров)». А наш учитель Моше, душа которого была вознесена в постижении Творца и соединилась с Ним в еще большей степени, чем их души, не нуждался в этой материализовавшейся субстанции, и существование его тела поддерживалось сиянием Шехины и самим постижением высших миров.

 

104) И я разыскал в Мехильте (Ваиса гл. 4) толкование на стих «Сегодня вы не найдете его (ман)…» (Шмот 16:25): «Сегодня вы его не найдете, но вы найдете его завтра. Раби Элазар бен Хисма сказал: В этом мире вы его не найдете, но вы найдете его в Будущем мире». И это изречение можно объяснить двумя путями. Или имеется в виду, что среди обитателей Будущего мира будут и такие, кто не достиг уровня, позволяющего постоянно «питаться» от сияния Шехины, и они будут поддерживать свое существование субстанцией, материализовавшейся из этого сияния, как это было с поколением пустыни. Или можно объяснить, что, по мнению раби Элазара бен Хисмы, стих словами «Сегодня вы не найдете его…» намекает на то, что люди в Будущем мире будут насыщаться первоосновой мана — самим сиянием Всевышнего. И мне представляется, что здесь намекается на первооснову мана, которой будут насыщаться обитатели Будущего мира.

 

И об этом сказано в трактате Йома (75б) по поводу стиха «Хлеб небожителей ел человек» (Теилим 78:25): «По мнению раби Акивы, это хлеб, которым питаются ангелы-служители». Он имел в виду, что «хлеб», которым «питаются» ангелы, происходит от сияния Шехины. «И сказал ему раби Ишмаэль: «Акива, в этом ты ошибся. Разве ангелы-служители питаются хлебом? А ведь сказано уже (о Моше на горе Синай): «Хлеба не ел и воды не пил» (Дварим 9:9)». Опроверг его, потому что раби Акива полагал, что ангелы питаются субстанцией, материализовавшейся из высшего сияния, а они «питаются» самим светом.

 

105) Поэтому можно поверить в сказанное (Санхедрин 92): «Праведники, которых Святой, благословен Он, воскресит в грядущем, не возвратятся в прах снова… Ты можешь спросить: А что будет с ними в то тысячелетие, когда Святой, благословен Он, будет обновлять Свою Вселенную (в седьмое тысячелетие, когда, обновляя Вселенную, Всевышний возвратит ее в первозданный хаос — Раши)?. Святой, благословен Он, дарует им крылья и они будут парить над водами». А под словом «крылья» имеется в виду, что их души облачатся в ангельские покровы, и тела облачатся вместе с душами и не распадутся на первоэлементы (несмотря на то, что все сотворенное возвратится к четырем первоэлементам, см. п.54).

 

И об этом очень часто говорили наши учителя, благословенна память о них. И привычными стали в их устах слова, приведенные во многих мидрашах и в Талмуде: «Чтобы было благо тебе» (Дварим 22:7) — в мире, который весь благо; «и продлились твои дни» — в мире, который длится бесконечно (Кидушин 39б; Рут раба 6:4). Имеется в виду, что все, кто удостаиваются Будущего мира, живут бесконечно, потому что там нет смерти. И однозначно говорится в конце трактата Хулин (142а): «Нет ни одной заповеди, записанной в Торе рядом с предназначенной за нее наградой, чтобы она не указывала на воскрешение мертвых, как сказано: «Чтобы было благо тебе» — в мире, который весь благо; «и продлились твои дни» — в мире, который длится бесконечно». И здесь разъяснили, что для воскресших из мертвых наступит «мир, который длится бесконечно», т.е. они не возвратятся в прах вовеки веков. И мы уже писали об этом (п.93).

 

106) Ты можешь нам возразить: «Поскольку тело состоит из органов, предназначенных для функционирования души и разделенных, как указывают исследователи, на три системы — пищеварительную, репродуктивную и поддерживающую жизнедеятельность самого тела, и существование тела самого необходимо только для потребления пищи, поддержания жизнедеятельности и воспроизведения подобного себе тела, то в Будущем мире, когда эти функции отпадут — ведь «не будет там ни еды, ни питья» — тело станет бесполезным, а в Б-жественном творении нет бездействующих «механизмов»?

 

Ответ заключается в том, что тела будут необходимы для упомянутых функций во время воскрешения мертвых, а затем Святой, благословен Он, не пожелает упразднить их. И еще: есть в строении тела глубочайшие тайны; ведь человек был создан именно в таком образе не по беспричинной случайности, но исходя из величайшей необходимости и по важной причине. И его Создатель, да будет Он благословен, желает, чтобы этот образ был сохранен.

 

107) А если ты спросишь: Как же может существовать вечно тело, относящееся к нижнему миру? (т.е. состоящее из материальных субстанций — ведь все материальное рано или поздно распадается на составляющие его первоэлементы), то мы уже пояснили, что существование тела будет поддерживаться душой, а душа будет пребывать в единстве с Высшим Разумом; и получающий жизнь уподобится Дающему жизнь — в единстве с Ним.Ведь мы верим в самое простое значение стихов Писания о том, что Первый Человек, если бы не совершил тот грех, жил бы вечно — даже в мире, возвращенном к хаосу, и в годы, когда, как мы верим, все будет уничтожено (т.е. в седьмом тысячелетии. И мы вынуждены признать, что по крайней мере в этот период всеобщего разрушения его жизнь поддерживалась бы исключительно духовной энергией. Ведь написано (Берешит 2:17): «В день, когда ты поешь от него, умрешь смертью»; и объясняют мудрецы — «в тот день станешь смертным» (Рамбан). Значит, если бы Первый Человек не отведал плод от Дерева Познания, то по-прежнему был бессмертным и жил бы вечно — в том числе, и в седьмое тысячелетие всеобщего разрушения и обновления Вселенной).

 

И также мы верим, и все действительно признают, что влияние души, прилепившейся к Высшему Разуму, различимо на теле человека даже во мраке этого мира, как, например, «сияние лица» Моше (Шмот 34:30): «лицо Моше — как лик Солнца, а лицо Йеошуа — как лик Луны» (Бава батра75а). И также сказали наши учителя, благословенна память о них, что, подобно Первому Человеку, каждый, прилепившийся к своему Создателю, облачается духом святости (Ваикра раба 20:2); и сказали о коэне Пинхасе: «В час, когда сходил на него дух святости, его лицо пылало, подобно пламени» (Ваикра раба 1:1). И сказали о раби Элиэзере Великом, что, когда он толковал о Сотворении мира, от него исходили лучи света, как и от Моше, и невозможно было отличить день от ночи» (Пиркей дэраби Элиэзер 2). И так же сказано в Сифри (Дварим 10): «Лица праведников в грядущем уподобятся Солнцу и Луне, и небосводу, и звездам, и молниям, и розам, и светильникам Храма» (т.е. каждому из семи уровней постижения праведников в Будущем мире будет соответствовать особое сияние и особый свет). И даже если наше сознание не способно постигнуть путем исследования, каким образом происходит это явление (т.е. настолько яркое и интенсивное свечение человеческого лица), тем не менее мы верим, что это так, ибо Сотворивший это, да будет благословенно Его Имя, лучше знаком с тайнами души и ее природой, чем наши умники.

 

И еще мы видим, что, когда душа утоляет свои желания по своей воле, ее наслаждение различимо на теле, и придает ему сияние, красоту, довольство и здоровье, даже если это желание было утолено с помощью тяжкого труда и телесных усилий, — и тем более, постижение мудрости мудрецами, как написано: «Мудрость просветляет лик человека» (Коэлет 8:1).

 

108) И упомянутого вопроса — как же тело может жить вечно? — и подавно не должно существовать с точки зрения философов и некоторых наших мудрецов, толкователей Торы, — ведь, по мнению философов, Вселенная в целом существует вечно, а некоторые из наших мудрецов тоже признают ее вечность и не считают, что Вселенная непременно возвратится в состояние хаоса (Рамбам, Море невухим 27), ибо все, что сотворено по воле Творца, да будет Он благословен, просуществует определенное время или вечно — в соответствии с Его волей. И так же, как они верят, руководствуясь результатами своего исследования, что основы мира (сама Вселенная и ее первоэлементы) могут существовать вечно, так и мы можем верить, опираясь на свою традицию, в возможность вечного существования отдельного человека по воле Всевышнего. Ведь так же как Его воля проявляется по отношению к целому (ко всей Вселенной), она проявляется и по отношению к частному (отдельному человеку). И несмотря на то, что кажется, будто целое продолжает существовать, а частности исчезают, мы верим, что это происходит с людьми из-за Первого греха и что это наказание, к которому они были приговорены. Но вечная Его воля заключается в том, чтобы люди жили вечно, как мы уже упомянули выше (п.102), исходя из слов наших мудрецов, благословенна память о них.

 

«Свет» Будущего мира

 

109) Теперь, разъяснив вопрос награды и наказания, повторим вкратце, как мы понимаем награду за выполнение заповедей. Награду душам и их пребывание в Мире Душ наши учителя назвали Ган Эденом (пп.78—79), а иногда они именовали его «Высотами» (Сукка 45б; см. п.85) и «Небесной Ешивой» (Бава меция 85б; см. п.86). А затем придут дни Машиаха, которые все еще будут относиться к этому миру. И в завершение их будет День Суда и воскрешение мертвых, включающее награду и для тела, и для души — великая надежда всех, уповающих на Святого, благословен Он. И это — Будущий мир, в котором тело возвратится вместе с душой, а душа прилепится к Высшему Разуму также, как вГан Эдене Мира Душ, но поднимется на еще более высокий уровень постижения. И все будет существовать вовеки веков — вечно.

 

110) Знак, указывающий на это, и намек на это в Торе: шесть дней Творения. На шестой день был сотворен Человек, и Б-г завершил Творение, а на седьмой день — отдыхал. Так, владычество народов мира в пятом тысячелетии соответствует созданию птиц и обитателей моря, и прочих тварей. И продолжение их владычества в течение некоторой части шестого тысячелетия соответствует созданию скота и животных, которые были сотворены в начале шестого дня. А воцарение потомка Давида (царя Машиаха) в шестом тысячелетии соответствует сотворению Человека, который знает Своего Творца и властвует надо всем. И в конце этого тысячелетия будет День Суда, подобно тому как Первый Человек был судим в завершение шестого дня. А седьмой — День Покоя, это начало Будущего мира. И он не завершится и не закончится для удостоившихся его. И они будут вечно существовать по воле Творца, да будет Он благословен и превознесен, ведь Ему желанно и угодно поддерживать их существование. И так же шесть лет семилетия и седьмой год отдыха намекают на это, и мудрый постигнет отсюда тайну йовеля (пятидесятого года) и познает весь этот цикл в целом. Да благословен Всеведущий и Обучающий человека мудрости!

 

111) И в мидраше раби Нехуньи бен Аканы (Сефер абаир 160) находим: Сидел раби Бэрахья и толковал: «Почему мы говорим “аолам аба” (Будущий мир; но дословно “Пришедший мир”) и сами не понимаем, что говорим? Аолам аба мы переводим (на арамейский язык — разговорный язык евреев эпохи составления Талмуда) альма дэатей (Будущий мир). Почему же “будущий”? Научить нас, что сотворению мира предшествовала мысль сотворить Свет — и был сотворен великий Свет, воспринять который не мог никто в сотворенном мире. Увидев, что никто из сотворенных не способен выдержать этот Свет, Святой, благословен Он, взял седьмую часть этого Света и оставил в этом мире, а остальное — скрыл для Будущего мира. И Он сказал: “Если удостоитесь этой седьмой части (т.е. Торы и ее заповедей) и сохраните ее, Я дам вам все в грядущем мире”. И вот, аолам аба — он уже “пришел” прежде, до шести дней Творения, ведь так и написано: “Как велико Твое благо, которое Ты хранишь для трепещущих перед Тобой…” (Теилим 31:20)».

 

Значение слов аолам аба — мир, который уже пришел. И упоминается, что на арамейском языке наши учителя, благословенна память о них, называют его альма дэатей (Будущий мир), научить нас, что он только приближается (т.е. этот мир уже сотворен, но еще не наступил). И объясняется, что Будущий мир — это Свет; тот Свет, который был задуман и сотворен раньше этого мира, и это последнее и высшее постижение, которое дается человеку. И сказано в Берешит раба (11:2), что в этом Свете «человек видит от края до края Вселенной»; и подразумевается созерцание Небесной Колесницы (тайны Б-жественного управления Вселенной), и в этом Свете постигается подлинная сущность всего сотворенного — «от края до края Вселенной». И это «свет жизни», о котором написано (Йов 33:29—30): «Осветить светом жизни» (имеется в виду, постижение Творца, да будет Он благословен, и единение с Ним — Рамбан, комментарий на книгу Йова).

 

112) И еще сказано там, в мидраше раби Нехуньи бен Аканы (Сефер абаир 147): «А Небесный Трон, увенчанный, прославляемый и осененный благодатью — это и есть обитель Будущего мира, и эта обитель высечена Мудростью». И далее весь мидраш до конца говорит об этом: «Ведь написано (Берешит 1:3): “И сказал Б-г: Да будет свет. — И стал свет” (дословно в стихе дважды повторено:“Да будет свет” и “Да будет свет”). И сказал раби Йоханан: Было два великих Света, как сказано: “Да будет свет” (дважды), но Святой, благословен Он, взял один из них и спрятал для праведников в грядущем. И об этом сказано (Теилим 31:20): “Как велико Твое благо, которое Ты хранишь для трепещущих перед Тобой…” — научить нас, что первозданный Свет спрятан, и никто из сотворенных не может его увидеть… И написано: “И увидел Б-г все, что создал, и вот — очень хорошо!” (Берешит 1:31), т.е. осмотрел Святой, благословен Он, все, что создал, и увидел Свет — добрый, сияющий, сверкающий. И Он взял от этого благого Света и, заключив в него тридцать два пути Мудрости (“Тридцатью двумя чудесными путями Мудрости Ашем высек… и сотворил мир” — Сефер йецира 1:1), отдал его в этот мир… И это сокровища Торы. И сказал Святой, благословен Он: Если вы сохраните Тору в этом мире (имеется в виду именно Устная Тора) то удостоитесь Будущего мира, блага, сохраненного для праведников. И в чем оно заключается? Это могущество Святого, благословен Он, как написано (Хивакук 3:3—4): “Его великолепие затмило небо, и Его слава наполнила землю, и ее сияние подобно свету, лучи — от Его десницы, и там тайник Его могущества” (“Его могущество” — это великий Свет, хранимый для праведников в грядущем — в Будущем мире — Рамбан, комментарий на Тору, Дварим 16:20)».

 

И мидраш говорит, что обитель Будущего мира — Небесный Трон, место пребывания душ в Мире Душ, ведь сказали мудрецы, что души праведников пребывают на аравот (на седьмом, высшем уровне Небес — Радак), и там же ангелы-служители и Небесный Трон — так приведено в трактате Хагига (12б). И там же обитель Будущего мира, высеченная Мудростью — т.е. там постигается первозданный Свет, который называется Мудростью, как написано: «Ибо заповедь — светильник, а Тора — свет» (Мишлей 6:23) и написано: «Мудрость просветляет лицо человека» (Коэлет 8:1). И невозможно разъяснить больше этого.

 

113) И как драгоценны слова великого рава — раби Моше, сына рава и судьи Маймона (Рамбама), благословенна память о нем, который пишет о Будущем мире так, что словам тесно, а мыслям просторно. В комментарии на главу Хелек (Санхедрин 10:1) он говорит: «В Будущем мире наши души будут постигать тайны Творца, как постигают их звезды и небесные сферы (ибо звезды и небесные сферы обладают разумной и постигающей душой, они живут… и они знают Того, Кто сказал: “Да будет Вселенная!” — Рамбам, Законы основ Торы 3:9), а может быть и больше их… И так же сказали наши мудрецы, благословенна память о них: “В Будущем мире нет ни еды, ни питья…, а только праведники восседают с венцами на головах и наслаждаются сиянием Шехины” (Брахот 17а). И в словах “с венцами на головах” имеется в виду состояние души, знающей Источник всякого знания — и ее существование и Его существование едины, как об этом подробно говорят знатоки учений философов (См. Рамбам, Море невухим 1:68). А в словах “наслаждаются сиянием Шехины” имеется в виду, что души будут наслаждаться тем, что постигнут из тайн Б-га, да будет Он благословен. И это и есть благое воздаяние; и конечная цель в том, чтобы человек достиг этого высшего воздаяния и приобщился к тому миру. И существование души, как мы сказали, не будет иметь предела, как существование Творца, да будет Он благословен. Ведь Он поддерживает ее существование тем, что она постигает Его». Таковы слова Рамбама, да благословенна память о нем, и эти слова чисты.

 

114) И обо всем этом уже говорили наши учителя, благословенна память о них. Ведь Рамбам говорит о наслаждении души своим существованием и приравнивает ее к святым хайот и ангелам, также, как наши учителя, благословенна память о них, которые определили место для душ под Небесным Троном, вместе с ангелами, — в обители, «высеченной Мудростью», месте полного постижения и совершенного воздаяния. И наши учителя, благословенна память о них, говорят также, что существование души подобно существованию хайот и других категорий ангелов — в том, что и души, и ангелы наслаждаются своим постижением, как упоминается в толковании на стих «В свете Лика Царя — жизнь» (Мишлей 16:15), и мы уже приводили выше их слова (см. п.101). И они упоминали, что существование душ поддерживается познанием Того, Кого они познают, и Его бытие и их бытие — одно целое, и это внутренний смысл сказанного в Торе: «И прилепиться к Нему» (Дварим 11:22, 30:20). И сказано: «И будет душа моего господина завязана в узел жизни у Ашема, твоего Б-га» ( I Шмуэль 25:29).

 

И отсюда выучил раби Акива свое толкование (Песахим 22б) на стих «Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи» (Дварим 6:13): «Также имеется в виду: трепещи перед мудрецами Торы» (т.е. трепет перед равом должен быть подобен трепету перед Небесами — Раши). И наши учителя, благословенна память о них, постигли и разъяснили природу этого единства (мудрецов Торы с Ашемом, ведь они еще при жизни так «прилепляются» к Нему, что их души «завязаны в узел жизни у Ашема»; и пока они еще в этом мире, они сами становятся местом пребывания Шехины. Поэтому Рамбан и говорит: «И отсюда» — из вышеприведенных стихов Писания — «выучил раби Акива…»). Однако человек (при жизни) не способен познать Его сущность, ведь такое познание подразумевает полное единение с Ним.

 

И об этом сказано (Брахот 34б): «Все пророки пророчествовали только о днях Машиаха, но Будущего мира “не видел глаз, кроме Твоего, Б-г” (Йешая 64:3)». И это изречение упоминает Рамбам, да благословенна память о нем, и разъясняет его, сказав: «Мудрецы древности уже дали нам понять, что человек (при жизни) не способен ясно постичь благо Будущего мира, и никто не ведает его величия и великолепия, кроме Святого, благословен Он» (Рамбам, Законы тшувы 8:7). Эти слова Рамбама о превосходстве Будущего мира и его усладах верны, и нам остается лишь согласиться с ними, восхвалив достоинства их автора, да благословенна память о нем.

 

Рамбам о Будущем мире

 

115) И еще написал Рамбам в одном из своих респонсов: «Представления мудрецов Греции и мудрецов Запада о душе совпадают в том, что душа — это чистая и отделенная от материальности сущность, лишенная тела и образа, и что она — источник познания. Она и не нуждается в теле, поэтому, когда тело погибает, она не уничтожается с ним, а продолжает жить сама по себе; она существует, подобно ангелу, созерцая свет того, Будущего мира, и наслаждаясь им». Таковы слова Рамбама. Однако его понимание традиции отличается от нашего; ведь он представляет себе Будущий мир как мир душ, в котором нет места телу, как он объясняет в нескольких местах своих книг.

 

И также следует из его слов, что и время Будущего мира он определяет не так, как мы. Ведь по его мнению, Будущий мир наступает для человека немедленно после смерти, — и это то наслаждение и та нега, которую мы называли Ган Эденом. Так написал Рамбам, благословенна память о нем, в книге Мада (Законы тшувы 8:8): «Мудрецы называют тот мир “Будущим” не потому, что сейчас его не существует, и он возникнет только после того, как исчезнет этот мир. Дело обстоит не так. Но “Будущий” мир уже существует и пребывает, как написано (Теилим 31:20): “…Велико Твое благо, которое Ты хранишь для трепещущих перед Тобой, совершаешь для уповающих на Тебя…” (т.е. воздаяние Будущего мира уже “совершается”, несмотря на то, что Ашем “хранит” его от глаз пребывающих в нашем мире). И его называют Будущим миром только потому, что жизнь в нем наступает для человека после завершения его жизни в этом мире, где наши души пребывают вместе с телами. Но сам “Будущий” мир существует для каждого человека изначально». И видно из этих его слов, что Будущий мир — это Мир Душ, наступающий сразу после смерти тела.

 

Еще написал Рамбам, благословенна память о нем: «В Будущем мире нет тел и плоти, но только бестелесные души праведников, подобные ангелам-служителям. И поскольку в нем нет тел, нет в нем ни еды, ни питья, и ничего из того, в чем нуждаются тела сынов человеческих в этом мире. Т.е. там не сидят и не стоят, не спят и не умирают, не печалятся и не видят и т.п. И сказали мудрецы древности, благословенна память о них: “В Будущем мире нет ни еды, ни питья, ни интимной близости…, а только праведники восседают с венцами на головах и наслаждаются сиянием Шехины” (Брахот 17а). Ведь ясно, что нет там тел, уже из того, что нет там “ни еды, ни питья”. А то, что сказано “праведники восседают”, это иносказание: т.е. души праведников пребывают там, не испытывая страданий или усталости. И также то, что сказано “с венцами на головах”, — имеется в виду мудрость, которую они приобрели и благодаря которой удостоились жизни Будущего мира, — она по-прежнему с ними, и она их “венец”. А что значит “наслаждаются сиянием Шехины”? Они познают и постигают подлинную сущность Святого, благословен Он, так, как не могли познать, пребывая в темном и низменном теле» (Законы тшувы 8:2).

 

И еще подробнее Рамбам разъясняет это в главе Хелек и в своем «Свитке воскрешения мертвых» и он приводит доказательства того, что в Будущем мире пребывают только бестелесные души.

 

116) А Ган Эден, по его представлению, это избранное место на земле, в котором Б-г посадил плодовые деревья и разнообразные растения, приносящие великую пользу. И в будущем Он откроет его сынам человеческим и укажет им дорогу туда, и они будут наслаждаться там в дни Машиаха или после воскрешения мертвых — во плоти, как в этом мире. И его наслаждения подобны наслаждениям этого мира — с едой, питьем, умащением маслами, купанием. Но не это конечное воздаяние, как разъяснил Рамбам, а Будущий мир — т.е. Мир Душ, ведь вечное существование соответствует природе души.

 

117) И удивительно: если он верит, что Будущий мир наступает для человека сразу же после смерти, для чего ему понадобилось доказывать и убеждать, что в том мире нет тел, но исключительно одни души? У евреев самый маленький школьник знает, что душа усопшего праведника «во благе пребывать будет» (Теилим 25:13), т.е. будет наслаждаться благом высшего мира — без тела и без какой бы то ни было материальной оболочки. И не будет ей никакой пользы от еды, питья, умащения маслами и интимной близости, ибо душа наслаждается не этим, но живет сиянием Шехины, как сказано: «И пойдет впереди тебя твоя праведность, Слава Ашема будет сопутствовать тебе» (Йешая 58:8). И хотя тайна этих процессов известна только единицам, и никто не может постигнуть их подлинную природу, кроме Владыки мира, да будет Он благословен, тем не менее, простое понимание этих вещей есть у каждого.

 

И для чего потребовалось Рамбаму, благословенна память о нем, доказывать то, о чем он пишет в «Свитке воскрешения мертвых» (эти аргументы Рамбама уже приводились вкратце в п.106): «Но жизнь Будущего мира — это жизнь, вслед за которой нет смерти, ведь там нет тел, ибо мы верим — и это верно по мнению всех мудрецов, что в Будущем мире обитают души без тел, подобные ангелам. И доказательством служит то, что тело состоит из органов, предназначенных для удовлетворения потребностей души, и существование тела было необходимо лишь для определенных целей: потребления пищи для поддержания тела и производства себе подобных для поддержания вида. А поскольку в Будущем мире эти функции упраздняются и потребность в них исчезает, как ясно сказали наши мудрецы: “Нет в нем ни еды, ни питья, ни интимной близости”, то нет в нем и тела — таково значение их слов. Ведь Б-г, да будет Он благословен, не производит бесполезных вещей, но создает их только для определенной цели. И упаси Б-г, чтобы Его подлинные создания уподобились созданиям идолопоклонников — “Рот у них — а не говорят, глаза у них — а не видят, уши у них — а не слышат…” (Теилим 115:5—6). Такими выглядят создания Творца, да будет Он благословен и превознесен, в глазах тех, кто воображает, что Он сотворил органы, не придав им никаких функций. А возможно, по представлению этих людей, обитатели Будущего мира лишены всех органов, но обладают только телами, и, возможно, они круглые или подобны столбам или квадратам, поставленным ярусами друг на друга. И взгляды этих профанов служат посмешищем для всех народов — “если бы они промолчали, это было бы вменено им в мудрость” (Йов 13:5)». Все это слова Рамбама, благословенна память о нем, и еще он добавляет к ним многочисленные рассуждения.

 

И удивительно: если он действительно верит, что Будущий мир — это мир, наступающий для душ немедленно после смерти тела, для чего ему нужны эти аргументы? Ведь уже всем открыто и известно, что души «обнажаются» от умерших тел и оставляют их тлену. Да и Писание свидетельствует: «И прах возвратится в землю, как было прежде, а душа возвратиться к Б-гу, который ее дал» (Коэлет 12:7).

 

118) Однако представляется, что по мнению Рамбама, благословенна память о нем, слова «Будущий мир» служат обозначением для всех миров душ и для всего, что произойдет с душами во веки веков (т.е. не только для Мира Душ, в котором души пребывают сразу после смерти человека, но и для Мира Душ, наступающего после воскрешения из мертвых). Ведь он верит совершенной верой в воскрешение мертвых — и это основа основ Торы, и, значит, он имеет в виду, что душа возвратится в тело по воле Творца, да будет Он благословен. Т.е. во дни воскрешения мертвых души выйдут из «Будущего мира» и вернуться в тела, и в дни Машиаха эти чистые люди будут наслаждаться благом этого мира, и достигнут в нем более высокого, чем прежний, уровня постижения. Но затем Рамбам, благословенна память о нем, «приговаривает» к смерти Машиаха и все его поколение (Ср. Рамбам, «Свиток воскрешения мертвых» гл. 6), а их души будут вкушать благо Будущего мира без тел, как и раньше, но на более высоком уровне постижения, которого они удостоились, выполняя заповеди в эпоху воскрешения, — и это будет продолжаться для них вечно.

 

119) И вот, та подробность, с которой Рамбам, благословенна память о нем, доказывает, что обитатели Будущего мира бестелесны, и само обилие приводимых аргументов объясняется двумя причинами. Ведь он знает, что люди, следующие нашей Традиции, верят, что после воскрешения мертвых нет смерти в соответствии с пониманием стиха «Уничтожит Он смерть навечно» (Йешая 25:8). И сказано (Санхедрин 92а): «Праведники, которых Святой, благословен Он, воскресит в грядущем, не возвратятся в прах снова». И согласно этому мнению, обитатели Будущего мира оставались бы после воскрешения мертвых во плоти, но Рамбам, благословенна память о нем, опровергает это мнение всеми своими силами. И именно по этому поводу спорили с ним многие из мудрецов последних поколений, как мы находим в их сочинениях (См. Раавад; Яд рама на Санхедрин; Рашба из Шанца и др.) Ведь ни один человек — мудрец или не мудрец — не будет спорить с тем, что «Будущий мир», наступающий после смерти, предназначен только для душ. И нет необходимости во всех аргументах, которые Рамбам, благословенна память о нем, приводит в различных местах, ведь общеизвестно, что тело не удостаивается удела в мире посмертного воздаяния.

 

Но имеется еще и вторая причина (столь подробной аргументации): Рамбам, да благословенна память о нем, стремится утвердить представление о самостоятельности души — она бестелесна и не нуждается в теле, но, подобно ангелам, представляет из себя самостоятельный разум. И так он говорит там, в «Свитке о воскрешении мертвых»: «Беда в том, что толпа не верит в иную реальность, кроме материальных тел, и, по ее представлению, не существует ничего, что не является телом и не происходит в теле. Иное не умещается в сознании невежд, и поэтому большинство из них верит, что и “творец” — тоже материальное тело, потому что, если бы он не был материальным телом, то он бы, по их представлению, не существовал. Но подлинным мудрецам — а не тем, кто только на словах называются “мудрецами” — известно из духовного откровения, что существование сущностей, независимых от материальных тел, более реально, чем сами эти тела. И более того: неверно сказать “более реально”, но духовная реальность и есть подлинная реальность, на которую не влияют сменяющие друг друга случайности материального мира. И этим мудрецам стало совершенно ясно из духовного откровения, что Творец, да будет Он благословен, бестелесен, и поэтому Его существование обладает абсолютной реальностью. И также существование всех Его бесплотных творений — т.е. ангелов и душ — более реально и устойчиво, чем существование тел. И поэтому мы верим, что в Будущем мире обитают отделившиеся от тел души, подобные бестелесным ангелам».

 

И еще сказал Рамбам, благословенна память о нем (там же): «И как может человек понять слова Торы так, как понимают эти профаны (т.е. из того, что Тора говорит об ангелах, как о людях — например, ангелы, навестившие Авраама, “ходят”, “говорят”, “едят”, “пьют”, — “эти профаны” заключают, что ангелы и обитатели Будущего мира телесны), — ведь ангелы, по самому своему существу, отделены от тела также, как и обитатели Будущего мира. Они (эти профаны) думают, что мы знаем о существовании ангелов только из традиции, основанной на Торе. Но разве вдумчивое исследование не свидетельствует о реальности ангелов и о существовании душ?!…» И эти слова показывают, что на языке Рамбама, благословенна память о нем, «Будущий мир» — означает посмертное существование одних только душ, которое, по его словам, можно постигнуть путем «духовного откровения» и «вдумчивого исследования».

 

Однако, чтобы узнать о Будущем мире, наступающем после воскрешения мертвых, действительно необходимы слова Торы, разъясненные в кабале, (ибо невозможно путем исследования доказать реальность будущего воскрешения мертвых).

 

120) И вот мы разъяснили, как представляет «Будущий мир» Рамбам, благословенна память о нем, и что мы подразумеваем под этими словами. И можно обнаружить, что некоторые мудрецы Испании, благословенна память о них, в своих сочинениях и молитвах принимают мнение о том, что «Будущий мир» — это Мир Душ. Так раби Шломо ибн Гвироль, благословенна память о нем, говорит в своей молитве (Кетер малхут): «Под Твоим Небесным Троном пребывают души Твоих праведников. И там услада бесконечная и безмерная — и это Будущий мир». И также он молит: «В миг, когда Ты извлечешь меня из этого мира, приведи меня с миром в Будущий мир».

 

Однако нам думается, что мы разъяснили все в соответствии с алахой, обосновав доказательствами из высказываний наших учителей, благословенна память о них.

 

121) И еще я нашел, что рав Сеадья Гаон, благословенна память о нем, в толковании на книгу Даниэля говорит о Будущем мире так же, как мы (Даниэль 2:44; 7:25; 12:13). И он просит в своих молитвах: «В Твоей верности навечно возвеличь Свое имя: собери наших изгнанников и построй наш Храм, воскреси наших мертвецов и с миром приведи их в дни избавления в Будущий мир, который Ты хранил для нас». И это древняя традиция (ведь вавилонские гаоны ближе к источнику Традиции, чем испанские мудрецы), и их «Тору не забывай» (Мишлей 3:1).

 

122) Но в любом случае, нас разделяет только разница в названиях («Мир Душ» Рамбана — Рамбам называет «Будущим миром»). И все сходятся во мнениях относительно воскрешения мертвых и представляют этот период подобно тому, как мы разъясняли, — и в общем, и в деталях, кроме Рамбама, благословенна память о нем, который ограничивает этот период воскрешения мертвых определенным временем и возвращает всех в Мир Душ, как мы упомянули выше (п.118). А мы считаем (см. п.109), что воскрешенные будут существовать во веки веков — в период воскрешения мертвых и в Будущем мире, «в мире, который длится бесконечно» (и поздние кабалисты поддерживают и обосновывают мнение Рамбана. См., например: Святой Шла, Бейт Давид 16:2; Рамхаль, Дерех Ашем ч.1, 3:11).

 

И Милосердный Владыка удостоит нас «блага, которое Он хранит для трепещущих перед Ним» (Теилим 31:20) и вершит для Своих рабов — ради Его милосердия и Его благости! Амен и амен.

Благословен Милосердный! Завершим и закончим хвалою вечному Б-гу!

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!