Причина страданий в этом мире



 

14) И еще находим, что сказали наши мудрецы (Брахот 5а): Если видит человек, что на него обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки, как сказано: «Проверим и исследуем наши пути» (Эйха 3:40). Проверил и не нашел за собой греха — значит страдания вызваны тем, что он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, — пусть знает, что это страдания, вызванные любовью (к нему Творца), как сказано: «Ибо кого Ашем любит, того наставляет» (Мишлей 3:12). И сказал Раба со слов рава Схоры от имени рава Уны: «Каждого, кто желанен Святому, благословен Он, Он сокрушает страданиями, как сказано: “И кого Ашем любит, того сокрушает недугами” (Йешая 53:10)».

 

От наших мудрецов мы учили, что страдания приходят в первую очередь за дурные поступки человека, когда он преступает запрещающие заповеди, за нарушение которых по закону Торы полагается наказание. Поэтому тот, на кого обрушиваются страдания, должен проверить свои поступки и раскаяться в прегрешениях, как сказано: «Проверим и исследуем наши пути, и вернемся к Ашему» (Эйха 3:40).

 

И порой страдания приходят за пренебрежительное отношение к изучению Торы, а также за невыполнение предписывающих заповедей (например, заповеди цицит), как мы видим из разговора рава Кетины с явившемся ему ангелом (Менахот 41а): Разве наказывают за невыполнение предписывающей заповеди? И сказал ему (ангел): «В час гнева — наказывают!» (т.е., хотя закон Торы и не требует от человека специально носить четырехугольную одежду только для того, чтобы выполнить заповедь цицит, тем не менее праведные люди, подобные раву Кетине, должны поступать так, чтобы выполнением как можно большего числа заповедей увеличить заслуги своего поколения и защитить его «в час гнева». И если они так не делают, то достойны наказания. Маарша). Поэтому, если тот, на кого обрушились беды, проверил свои поступки и не обнаружил за собой преступлений и намеренных прегрешений, пусть объяснит эти несчастья неисполнением предписывающих заповедей: он совершал положенные действия с прохладцей, без надлежащего рвения.

 

15) Но у совершенного праведника, за которым нет ни прегрешений, ни пренебрежения заповедями, не бывает других страданий, кроме «страданий, вызванных любовью», и эти страдания приходят к нему, чтобы даровать ему полную награду в будущем мире, как мы объяснили выше (в п.8).

 

Но почему они названы «страданиями, вызванными любовью» — ведь страдания, о которых мы ведем речь, приходят в качестве наказания за немногие грехи, совершенные праведником нечаянно или по забывчивости? Например, тот, кто по ошибке съел хелев (нутряной жир), называется грешником, и так повсеместно зовет его Тора. Но в чем его грех? В том, что он не проявил осторожности, и не было в нем трепета и страха перед словами Вездесущего, благословен Он. Поэтому он ел или совершал какое-либо действие, не проверив досконально, разрешено ли ему так поступать в соответствии с указами Святого, благословен Он. И подобным образом объясняется греховность нечаянных проступков во всей Торе. И еще: все запретное загрязняет душу и оскверняет ее, как написано: «И осквернитесь ими» (Ваикра 11:43), и также поэтому согрешивший нечаянно называется грешником.

 

И хотя согрешивший по ошибке не заслуживает наказания Геиномом и истребляющей бездной за свой недосмотр, тем не менее ему необходимо смыть этот грех, освятив себя, и, очистившись от него, удостоиться удела в будущем мире, соответствующего его добрым делам. Поэтому сжалился Святой, благословен Он, над Своим народом и над Своими праведниками, и предоставил им возможность искупать жертвоприношениями невольные прегрешения. А в отсутствие Храма Он посылает страдания, чтобы ими смыть невольные прегрешения и, искупив себя страданиями, обрести чистоту для будущего мира.

 

И как заповеди об искупительных жертвоприношениях выражают Его любовь и сострадание к сынам Израиля, приводя их под крылья Шехины, как сказано: «Постоянное всесожжение для вас из рода в род, у входа в Шатер Собраний — перед Ашемом, где Я буду являться вам… И Я буду открываться сынам Израиля на том месте, и оно освятится Моей славой… И Я буду пребывать среди сынов Израиля, и буду им Б-гом. И они познают, что Я Ашем, их Б-г, который вывел их из земли Египта, чтобы пребывать среди них» (Шмот 29:42—43, 45—46), так и эти страдания — проявление Его любви и сострадания к человеку. Но, тем не менее, даже эти страдания приходят, чтобы искупить и очистить от греха.

 

16) И так сказано там (Брахот 5б): «Сказал раби Йоханан: “Язвы проказы и смерть детей не являются страданиями, вызванными любовью”. Спрашивают на это: “Язвы проказы?!” Но ведь сказал Раби (Йеуда Анаси): “Каждый, пораженный одним из четырех видов проказы, — есть жертвенник, искупающий народ Израиля”». Т.е. страдания, вызванные любовью, уподобляются здесь искупающему жертвеннику. И несмотря на то, что это возражение парируют: «Подобны искупающему жертвеннику, но не страданиям, вызванным любовью», — имеется в виду только, что искупительное действие язв проказы не во всем подобно действию жертвенника, так как жертвенник, подобно страданиям, вызванным любовью, искупает невольные прегрешения, а язвы проказы искупают намеренные грехи. И еще объяснили в Гемаре по-другому, сказав: «Это для нас, а то для них». Т.е., на Земле Израиля, поскольку она чиста и ее жители следят за своей ритуальной чистотой, язвы отделяют прокаженного от всех людей и лишают его возможности даже прикасаться к другим, и поэтому они не могут быть «страданиями, вызванными любовью», — ведь такая серьезная кара соответствует только намеренным грехам и серьезным преступлениям. Но «для них» — в Вавилоне, где не остерегаются ритуальной нечистоты, — это страдание, вызванное любовью, и «искупительная жертва». Отсюда видим, что страдания, вызванные любовью, приходят именно во искупление греха.

 

И также сказали там (Брахот 5а) о страданиях, вызванных любовью, «что они очищают все тело человека», и ясно, что имеют в виду очищение от грехов и невольных проступков. И еще сказано там (5б) по поводу случившегося с равом Уной, у которого скисло четыреста бочек вина: «И кто подозревает, что Святой, благословен Он, поступает не по закону?!» Т.е., беда — касается ли она его самого или его имущества — приходит к человеку исключительно по приговору (Небесного) Суда.

 

17) И еще в связи с этим сказано там (Брахот 5а): «Все страдания, которые заставляют пренебречь изучением Торы и молитвой, не являются “страданиями, вызванными любовью”». И если человек принял такие страдания с любовью, какова награда ему? «Он увидит потомство, продлит свои дни» (Йешая 53:10). И более того — выученное упрочится в нем, как сказано (там же): «И желанное Ашемом преуспеет в его руке». Т.е., страдание, вызванное любовью, не причиняет человеку тяжких мучений, уводящих его от служения Святому, благословен Он, — от молитвы и Торы. Все страдания, которые не губят человека или не приводят к отсечению его души и забвению его имени, завершаются покоем; приносимое ими зло ограниченно по времени. И о таких страданиях сказали мудрецы (Берешит раба 66:4): «У праведников — начинается со страданий, а заканчивается покоем».

 

18) И в главе Хелек (Санхедрин 101а) сказано: «Когда заболел раби Элиэзер и ученики пришли утешить его, он сказал им: “Страшный гнев пришел на мир!” (имея в виду, что Ашем разгневался на него и усилил его недуг — Раши). Все заплакали, а раби Акива рассмеялся. Сказали ему: “Акива, почему ты смеешься?” Сказал им: “А вы почему плачете?” Сказали ему: “Можно ли не плакать, если свиток Торы в беде?!” Сказал им: “Поэтому-то я и радуюсь! Ведь все время, пока я видел, что у нашего раби вино не скисает, лен не гниет, масло не портится и мед не засахаривается, я думал, что раби, не дай Б-г, уже получил всю свою награду. Но теперь, когда я увидел, что раби в беде, я обрадовался” . Сказал ему (раби Элиэзер): “Акива, разве упустил я что-нибудь из всей Торы?!” (т.е. нет за мной грехов, чтобы, по твоим словам, искупить их страданиями — Раши). Сказал ему: “Ты нас учил, раби: Ведь нет такого праведника на земле, который бы делал добро и не согрешил” (Коэлет 7:20). И еще сказал ему в другой раз (там же): “Любезны страдания!”. И привел ему в доказательство судьбу Менаше, царя Иудеи: сколько усилий ни прикладывал его отец, царь Хизкия, чтобы направить его к добру, ничего не помогло, кроме страданий (II Диврей аямим 33:10-13).

 

Ведь раби Акива утешал раби Элиэзера тем, что страдания смывают грехи. И если есть такие страдания, которые Святой, благословен Он, посылает вообще не за грехи, почему же он не утешал его этим? Ведь кому, как ни раби Элиэзеру, соответствовали бы страдания, посылаемые не за грехи, но только из любви! И еще: раби Акива — его ученик. Он пришел исключительно, чтобы почтить его от всей души; понятно, что он объяснил его страдания самым уважительным образом! Отсюда учим, что нет других страданий, кроме искупающих грех.

 

19) Но мудрецы упоминают еще один вид страданий. Сказано (Арахин 16б): “В доме учения раби Ишмаэля говорили: “Тот, кто прожил сорок дней без страданий, получил (в этом мире) всю свою награду””. И тут имеются в виду обычные неприятности, которые случаются с каждым человеком, как-то: трудности в делах или недомогание от пищи, не подходящей для организма, или головная боль от долгого пребывания на солнцепеке, или утомление, которое испытывают даже цари. Никто не избавлен от подобных вещей, кроме законченных грешников, обреченных на Геином, которые получают всю награду здесь: их берегут с Небес и выполняют все их желания в этом мире, как сказано: “Преуспевает он на своих путях во всякое время” (Теилим 10:5). Но все остальные люди — и праведники, и грешники — подчинены обычному течению жизни. И так толкуют в Гемаре, в трактате Арахин (там же): Какие самые мелкие неприятности все еще называются “страданиями”? Если сшили одежду, а она не подходит». И возражают на это: «Даже если он надел платье задом наперед. И даже если сунул руку в карман, чтобы достать три монетки, а сумел ухватить только две. А зачем нужно знать, что и это называется “страданиями”? Ибо в доме учения раби Ишмаэля говорили: “Тот, кто прожил сорок дней без страданий и т.д.”» Однако это другая категория. Такие повседневные «страдания» равномерно распределены между людьми. Но относительно подлинных страданий мы учили, что они приходят только для искупления его грехов.

 

       Страдания для испытания

 

20) А если ты спросишь и скажешь: Разве не объяснено в Торе, что есть страдания для испытания? Например: Б-г испытал Авраама и сказал ему: «…Возьми своего сына, единственного своего, которого ты любишь, Ицхака, пойди в землю Мориа и принеси его там во всесожжение на одной из гор…» (Берешит 22:1—2). И также: «И помни весь путь, которым вел тебя Ашем, твой Б-г, вот уже сорок лет по пустыне, чтобы, изнуряя тебя, испытать и узнать, что на твоем сердце — будешь ты хранить Его заповеди или нет» (Дварим 8:2).

 

Объяснение этому таково: Святой, благословен Он, подвергает испытанию не всякого человека, но только своих праведников, как сказано: «Ашем испытывает праведника» (Теилим 11:5). Так толковали в Берешит раба (55:2): «Когда гончар проверяет свои изделия, он не проверяет бракованные кувшины, которые разлетелись бы от первого же щелчка. Он проверяет хорошие кувшины, которые даже от нескольких постукиваний не разобьются. Так и Святой, благословен Он, не испытывает порочных, которые не устоят. А кого Он испытывает? Праведников, как сказано: “Ашем испытывает праведника” и написано: “Б-г испытал Авраама”.»

 

21) И что это за испытания? В своем служении Святому, благословен Он, и в соблюдении заповедей человек сталкивается с большими хлопотами и трудностями. Ибо есть люди, которые выполняют заповеди и совершают добрые дела, когда они сами приходят им в руки — в покое и довольстве. Но в стесненных обстоятельствах, когда служение сопряжено с большими хлопотами и тяжелым трудом, не делают. Поэтому Святой, благословен Он, отягчает трепещущих перед Ним определенными испытаниями, чтобы они приняли на себя заповеди и выполняли их, преодолевая трудности. И тогда их награда за эти заповеди умножится многократно.

 

Но зачем испытывать человека — ведь открыто перед Ним, да будет Он благословен, и известно Ему, примет ли на себя испытуемый такое служение, сопряженное с трудностями? Однако награда дается человеку не за его веру и не за готовность совершить поступок, но за сам поступок. И поэтому праведник получает возможность реализовать свои добрые намерения и совершить поступок, увеличивающий его заслуги.

 

Но почему это называется «испытанием», разве не все как на ладони перед Ним, да будет Он благословен? Несмотря на это, выбор остается за человеком: захочет — сделает, не захочет — не сделает. Получается, что сам праведник безусловно испытывается относительно заповеди. Поэтому (ситуация) называется «испытанием» со стороны испытуемого, но не стороны Испытателя, да будет благословенно Его Имя.

 

22) И такое испытание — благо для человека, а не возмездие и не несчастье. Ибо Он испытывает того, о ком известно, что он выйдет с миром из этого испытания, чтобы увеличить его награду, как было сказано.

 

И с тем был испытан Авраам, чтобы принял на себя тяжкое служение и чтобы его награда сохранялась вечно, как написано: «Собою клянусь, — сказал Ашем, — за то, что ты совершил это и не пожалел своего единственного сына, Я благословлю тебя и многократно умножу твое потомство…» (Берешит 22:16—17). И с тем был испытан в пустыне народ Израиля, чтобы ради Имени Святого, благословен Он, и Его Торы они приняли на себя трудности и опасности, связанные с переходом через пустыню, и получили за это награду, как сказано: «И помни весь путь, которым вел тебя Ашем, твой Б-г, эти сорок лет по пустыне, чтобы, изнуряя тебя, испытать и узнать, что на твоем сердце…» (Дварим 8:2). И еще сказано: «Я помню о благосклонности ко Мне в твоей юности, о твоей любви, когда ты была невестой, как ты шла за Мной по пустыне, по незасеянной земле» (Ирмия 2:2). Получается, что эти испытания — благо для человека, ибо, устояв, он удостаивается награды. И Имя Святого, благословен Он, превозносится этим, ибо в испытании выявляется, насколько велики в сердцах Его слуг любовь к Нему и трепет перед Ним, насколько их влечет к Его заповедям — ведь они выполняют Его волю, как желание своих сердец.

 

23) Но ты можешь спросить: «А ведь царь Хизкия был подвергнут испытанию и не устоял в нем, как сказано: “И только при послах правителей Вавилона…покинул его Б-г, чтобы испытать его и узнать все, что у него на сердце” ( II Диврей аямим 32:31)»?

 

Святой, благословен Он, никогда не испытывал этого праведника и ни о чем его не просил, но тот совершил проступок по собственному почину (похваляясь своим богатством, показал послам царские сокровищницы). И поэтому написано: «Покинул его Б-г, чтобы испытать». Т.е. Он не сделал для него чуда и не помог ему подобно тому, как чудесным образом спас его от ассирийского царя Санхерива или излечил от смертельной болезни, но предоставил самому себе — за то, что Хизкия возгордился своим чудесным излечением, как написано о нем: «И не воздал Хизкия за оказанное ему благо, ибо возгордилось его сердце» (там же, 25). Поэтому-то Святой, благословен Он, предоставил его сейчас самому себе, а он, возгордившись, оступился, согласно принципу: «Кто хочет оскверниться, тому предоставляют возможность; кто хочет очиститься, тому помогают» (Шабат 104а, Йома 38б).

 

24) Подобным же образом поступил Святой, благословен Он, с народом Израиля при вступлении в Землю Израиля. Они согрешили и не желали изгонять обитателей Земли, как сказано: «Я вывел вас из Египта и ввел в Землю, о которой клялся вашим отцам, и сказал: “…Не заключайте союза с жителями этой земли — их жертвенники разрушьте”. Но вы не послушались Моего голоса. Что вы наделали?» (Шофтим 2:1—2). И написано: «И Я не стану изгонять от их лица народы, которые оставил, умирая, Иешуа, чтобы испытать ими Израиль: будут ли они держаться пути Ашема и следовать по нему» (там же 2:21—22). И написано: «И были они оставлены, чтобы испытать народ Израиля и узнать, будет ли он повиноваться заповедям Ашема» (там же 3:4). Он хотел совершить для них чудеса, чтобы каждый из них преследовал тысячу неприятелей, как это было вначале, но они согрешили, не пожелав изгонять народы, и заключили с ними союз. Они не устояли в испытании и оступились, но само испытание не было угодно Святому, благословен Он, а произошло в результате того, что Он приказал им изгнать народы, а евреи ослушались.

 

25) А то, что сказано о мане: «Вот, Я дождем дам вам хлеб с неба; и пусть выходит народ и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать, будут ли они следовать Моей Торе, или нет» (Шмот 16:4). Это испытание, как и любое другое, есть проявление милосердия к народу Израиля, который, оказавшись в великой и грозной пустыне без пропитания, получал свою пищу каждый день, сколько нужно, чтобы научиться уповать на Святого, благословен Он, и на его пророка. И об этом написано: «Он кормил тебя в пустыне маном, которого не знали твои отцы, чтобы смирить тебя и чтобы испытать тебя, а затем воздать тебе благом» (Дварим 8:16).

 

Итак, мы учили, что испытание не приносит человеку страданий, приводящих к гибели, и не ведет к тому, чтобы все свои дни он прожил в беде и позоре, оторванный от служения Б-гу и изучения Торы, — но это тяготы, ведущие к покою, и трудности, завершающиеся радостью и миром. И тем более испытания не приводят к тому, чтобы имя человека было забыто, а он сам истреблен из этого мира. Поэтому испытание вообще не относится к страданиям — ни к причиненным любовью, ни к искупительным; но все оно — великое благо для испытуемого.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!