Разновидности наказания «карет»



 

63) Тот карет, при котором, как мы сказали (п.60), истребляется душа грешника, не касается всех, приговоренных к карету. Ведь совершенный праведник, которого дурное влечение заставило съесть кусочек нутряного жира размером с маслину, не «отсекается» полностью и не теряет свой удел в будущем мире (хотя за такой проступок по закону Торы следует карет). И любой человек, совершивший один из грехов, наказуемых каретом, не теряет полностью своего удела вГан Эдене и будущем мире. Ведь, когда наши мудрецы перечисляли в мишне (Санхедрин 90а): «И вот те, у кого нет удела в будущем мире», они перечислили только тех, кто отвергает основные принципы Торы (и теперь остается выяснить, в чем же заключается карет, если и после «отсечения» душа все же сохраняет свой удел вГан Эдене и будущем мире).

 

Объяснение заключается в том, что карет, о котором говорит Тора, — это двоякое наказание и тела, и души. У того, чьи заслуги превышают его грехи, но среди грехов есть наказуемые каретом, карет поражает тело, и человек умирает в середине своих дней, как сказано в главе Машкин (Моэд катан 28а): «Умер пятидесятилетним — это смерть, вызванная каретом» (и разъясняется там же, в Гемаре, что имеется в виду смерть в возрасте от 50 до 60 лет). И сказано в Сифри (Хукат 125): «Почему выше это наказание названо “смертью”, а здесь — “каретом”? Чтобы научить тебя, что карет — это смерть, смерть — это карет» («Выше», в книге Ваикра 15:31, написано: «Берегите сыновей Израиля от их нечистоты, чтобы они не умерли из-за своей нечистоты, оскверняя Мою обитель, которая среди них». «А здесь», в Бемидбар 19:13, по поводу того же греха — осквернения Мишкана — говорится: «Каждый, прикоснувшийся к мертвецу… и не очистившийся, обитель Ашема он оскверняет, и отсечется эта душа из среды народа Израиля…» Т.е. «отсечение души», карет — это смерть). И на это намекается в нескольких случаях, когда о карете говорится (Ваикра 17:9): «И отсечется сей муж от своего народа» (Т.е. «отсечется» только «муж» — тело, а не душа). И когда умирает тот, чье тело было «отсечено», его душа не спускается в Геином, ибо у него преобладали заслуги, но он удостаивается соответствующего удела в Ган Эдене.

 

64) Если у человека грехов больше, чем заслуг, и среди грехов есть наказуемые каретом, тогда карет поражает душу грешника, после того, как она отделяется от его тела, и она «отсекается» от жизни в Ган Эдене. И это упомянутые нечестивцы (пп.4 и 7), у которых преобладают грехи, и в том числе, грех намеренного невыполнения предписывающих заповедей. Как учили наши мудрецы, благословенна память о них (Рош ашана 17а), «они спускаются в Геином и наказываются там в течение двенадцати месяцев», а «по истечение двенадцати месяцев их тела окончательно распадаются, души сжигаются, Геином извергает пепел, и ветер рассеивает его под стопы праведников» (ср. п.60). И на эту разновидность карета намекает стих: «…И отсечется эта душа от Меня…» (Ваикра 22:3), и написано (там же 23:30): «Истреблю Я его душу из среды его народа » (Т.е. «отсечется» и «истребится» именно душа, но не тело). Карет не поражает тела этих нечестивцев, и порой они благополучно доживают в этом мире до глубокой спокойной старости, как написано: «И есть нечестивец, долговечный в своем нечестии» (Коэлет 7:15). И об этом мы уже написали выше (п.26 и др.).

 

65) И есть еще наказываемые каретом, у которых тело «отсекается» от жизни этого мира, а душа «отсекается» не только от жизни в Ган Эдене, но даже от жизни будущего мира, так как она вечно карается в Геиноме. И это идолопоклонники и безбожники — например, перечисленные мудрецами в мишне (Санхедрин 90а): «И вот те, у кого нет удела в будущем мире: тот, кто утверждает, что не будет воскрешения мертвых; тот, кто говорит, что Тора не дарована с Небес; апикорос — тот, кто не почитает мудрецов Торы». И также те, что добавлены к ним в берайте, приведенной в Тосефте (Санхедрин 12:5): «И вместе с ними: тот, кто сбросил с себя “ярмо” (“ярмо” Торы и заповедей); тот, кто отверг “союз плоти” (брит мила — союз обрезания); тот, кто извращает слова Торы».И также те, о которых говорит другая берайта, приведенная там же (13:1): «еретики, и вероотступники, и доносчики, и подражающие образу жизни неевреев, и грешники, которые вводили в грех многих, и те, что “наводили ужас в стране живых” (Йехезкель 32:24, см. п.4), — все они сходят в Геином и подвергаются там карам из века в век и т.д.»

 

Об этих нечестивцах написано: «Отсекается, отсечена будет та душа; ее грех — на ней» (Бемидбар 15:31). И толковали наши учителя (Сифри, Шлах 112): «Отсекается» — в этом мире, «отсечена будет» — в будущем мире». И это слово таким образом удвоено в Торе только в отношении служащих чужим богам, хулителей святого и им подобных, как написано (там): «За то, что слово Ашема он презрел и Его повеление отверг, отсекается, отсечена будет та душа; ее грех на ней». И толковали в трактате Шевуот (13а): «За то, что слово Ашема он презрел» — это сбросивший «ярмо» и искажающий слова Торы, «и Его повеление отверг» — это отвергающий союз плоти». И там разъяснили, что этот удвоенный карет не относится к остальным грешникам, преступившим законы Торы, но только к названным в этом стихе. И поскольку этот стих говорит о служении чужим богам, наши мудрецы перечислили именно упомянутых выше и им подобных, так как стих подразумевает и их, и всех, отвергающих основы веры, и прочих абсолютных нечестивцев, о которых сказано в Пророках (Йешая 66:24): «Черви, снедающие их не умрут, и огонь, сжигающий их, не погаснет». Но с остальными, приговоренными к карету, не так, но как мы разъяснили.

 

66) Несмотря на то, что за такие тяжкие грехи «отсекается» тело в этом мире и «отсекается» душа в мире будущем, есть отрицающие основы веры, которым даруется долголетие и они наслаждаются жизнью этого мира. И ты можешь спросить: «За что же откладывается ему “отсечение” тела? Если в заслугу добрых поступков, совершенных им, то ведь нет у отрицающего основы веры вообще никаких заслуг, ибо даже добрые поступки он совершает, побуждаемый своим отрицанием, но не во имя Святого, благословен Он?»

 

Это нетрудно понять, ведь один из путей Милосердного — относиться с милостью к тому, кто творит добро и ведет себя порядочно в этом мире, даже если он это делает во имя других «богов», как это объясняли наши мудрецы в отношении народов мира (так вавилонскому царю Невухаднецару было отсрочено наказание за то, что во время голода он кормил евреев из своих кладовых — Бава батра 4а; Шмот раба 30:24). И то же следует из слов пророков (Ирмия гл.46—50): некоторые народы были приговорены к изгнанию за зло, причиненное Израилю, но народы, не вершившие им зла, не были приговорены к изгнанию. И так же упоминается в стихе (Дварим 23:8): «Не гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем в его земле» (и хотя египтяне служили идолам, им ставятся в заслугу добрые дела, которые они совершили, приняв семью Яакова с почетом в дни голода).

 

И тем более, мы уже намекали на тайну (пп.32,46), содержащую разрешение всех подобных проблем: ведь закон позволяет оттянуть наказание, даже для того, кто сознательно служит чужим богам.

 

Благословен справедливый Судья, основавший все на милосердии!

 

 

Рамбам о наказании «карет»

 

67) И вслед за тем, как мы разъяснили веру наших мудрецов, благословенна память о них, и их речения, мы должны прочувствовать и разъяснить слова великого учителя, нашего наставника Моше бар Маймона (Рамбама), который написал в Мишнэ Тора (Законы тшувы 8:1): «Награда праведников в том, что они удостоятся этой услады (жизни будущего мира), а расплата нечестивцев в том, что они не удостоятся этой жизни, а будут отсечены от нее и умрут. И каждый, кто не удостаивается этой жизни, — он мертв, ибо он не будет жить вечно, но будет отсечен за свое злодейство и исчезнет, подобно животному. И это “отсечение” — карет, о котором написано в Торе (Бемидбар 15:31): “Отсекается, отсечена будет эта душа”. Из устной традиции учим (Сифри, Шлах 112): “Отсекается” — в этом мире, “отсечена будет” — в будущем мире». Т.е. душа, которая покинула тело в этом мире, не удостоится жизни будущего мира, а будет от него отсечена.

 

И еще написал Рамбам, благословенна память о нем: «Вот возмездие — и нет возмездия, превосходящего это: эта душа будет “отсечена” и не удостоится той жизни, как сказано: “Отсекается, отсечена будет эта душа; ее грех на ней”. И это уничтожение пророки образно называют “гибельной ямой” (Теилим 55:24), и “преисподней” (там же 88:12), и “местом сожжения” (Йешая 30:33), и “пиявкой” (Мишлей 30:15) (все эти названия мудрецы относят к Геиному — Эйрувин 19а, Авода зара 17а), и другими словами, связанными с истреблением и гибелью, ибо это истребление, после которого не возрождаются, и потеря, которая не восполнима» (Законы тшувы 8:5). Все это слова Рамбама, благословенна память о нем.

 

Того, кто видит эти слова, охватывает тревога — уж не склоняется ли мнение этого рава, благословенна память о нем, к тому, что нет наказания и мук для души грешника, и не настигнут ее страдания; уж не говорит ли он в один голос с еретиками, не дай Б-г. Но слова Рамбама, благословенна память о нем, относятся к конечному истреблению и полному уничтожению, после которого уже нет никакого наказания и возмездия, и это — карет, т.е. уничтожение души. И это уничтожение, происходящее после того, как душа уже претерпела кары Геинома и его страдания, — величайшее наказание и суровая казнь, потому что душа утрачивает великую усладу, которую могла бы заслужить, ибо изначально была чистым созданием, извлеченным из места пребывания ангелов или с еще более высокого уровня. Но эта нега — удел праведных и великая привилегия, которой они удостаиваются, как объясняет сам Рамбам, благословенна память о нем (Законы тшувы гл.8), и как мы разъясним в дальнейшем (пп.100-114).

 

И несмотря на то, что сам Рамбам, благословенна память о нем, не разъяснил в достаточной степени, что это уничтожение сопровождается карами и страданиями, есть в его словах доказательство, позволяющее истолковать его именно так. Ведь он написал в одной из глав упомянутой книги (Законы тшувы 3:5—6): «Всех грешников, у которых преобладают грехи, карают в соответствии с их грехами, и у них есть удел в будущем мире, ибо у “всего Израиля есть удел в будущем мире” (Санхедрин 90а). …»А вот те, у кого нет удела в будущем мире (там же) — они «отсекаются», и истребляются, и караются в соответствии со своим злодейством и своими великими грехами во веки веков, — и это еретики, и насмехающиеся над мудрецами, и отрицающие Тору и т.д. Ведь он разделил между приговоренными к окончательному «отсечению» и теми, кого «карают в соответствии с их грехами». И если нет особого места мук и страданий для души, что значит его фраза о грешнике, которого «карают в соответствии с его грехами», а по завершении кары у него «есть удел в будущем мире»? Т.е. он подразумевал как раз то, что мы разъяснили.

 

 

Рамбам о Геиноме

 

68) Но в одном месте у Рамбама есть слова, которые могут сбить с толку. В комментарии на Мишну, в главе Хелек, он вновь возвращается к этой теме и говорит: «И величайшее наказание заключается в том, что душа “отсекается” и уничтожается без остатка, и это называется в Торе карет (отсечение), как сказано: “Отсекается, отсечена будет эта душа” (Бемидбар 15:31). И сказали мудрецы, благословенна память о них: “Отсекается” — в этом мире, “будет отсечена” — в мире будущем» (Сифри). И сказано в стихе ( I Шмуэль 25:29): «А душа твоих врагов будет летать как камень из ложа пращи ». И каждый, кто тянется за плотскими наслаждениями, и отметает правду, и усиливает ложь против правды, «отсекается», теряет связь с Небесами и останется лишь смертной плотью».

 

И он пишет: «Однако Геином — это только термин, обозначающий наказание нечестивцам, и в Талмуде не прояснено, каково это наказание. Но некоторые говорят (Недарим 8б, Авода зара 3б), что Солнце будет приближено к нечестивцам и сожжет их, и приводят доказательство из стиха “И вот приходит тот день, пылающий, будто печь; и станут все преступные и все творящие злодейство соломой, и спалит их тот день грядущий” (Малахи 3:19). А некоторые говорят (Санхедрин 108а), что это чудесный жар, который возгорится в телах грешников и сожжет их — и доказательство этому: “Ваши души — огонь, который пожрет вас” (Йешая 33:11)». Таковы слова Рамбама, благословенна память о нем.

 

Но, с нашей точки зрения, нелегко принять его мнение, так как упомянутая им дискуссия наших учителей, вообще не имеет отношения к тому Геиному, который существует всегда и, по всем мнениям, служит местом кары, производимой необыкновенным бесплотным «огнем», который Б-г сотворил для наказания — чтобы уничтожать удалившихся от Него и «истреблять всех блудящих» (Теилим 73:27).

 

69) Однако по мнению наших учителей, благословенна память о них, есть еще особый день, назначенный, «чтобы судить народы» (Йешая 3:13). И это день о котором извещали нас пророки: «И вот приходит тот день, пылающий, будто печь» (Малахи 3:19). И сказал Малахи (3:23): «День Ашема — великий и грозный». И сказал Йешая (66:24): «И выйдут, и увидят останки людей, преступивших против Меня, — ведь черви, снедающие их, не умрут, и огонь, сжигающий их, не погаснет». И как суд в Рош ашана определяет удел человека в этом мире (п.3), а Суд, на котором предстает каждый в день смерти, решает, получит ли его душа награду или будет наказана Геиномом (п.6) — так будут судимы все в день, начинающий воскрешение мертвых, достойны ли они воскрешения из мертвых и этой предстоящей награды — услады для тела и души вбудущем мире.

 

И так написано об этом времени: «И пробудятся многие из спящих в земном прахе: одни — для вечной жизни, другие — на позор и вечное поругание» (Даниэль 12:2). И эти нечестивцы, например, народы мира и идолопоклонники, приговоренные к «вечному поруганию», не приобщатся к неге той жизни, а останутся при своем позоре, или же наказание их станет еще более суровым, в соответствии с приговором. И об этом Суде мы учили в Мишне (Санхедрин 107б): «У поколения потопа нет удела в будущем мире, и оно не предстанет перед Судом. И у жителей Сдома нет удела в будущем мире, но они предстанут перед Судом (так как возможны изменения в их участи)».

 

70) И во всех местах, где наши учителя, благословенна память о них, говорят о грядущем возмездии, речь идет об «отсечении» согрешившей души на этом Суде. Так сказано в Шмот раба (30:24): На вопрос народа Израиля: «Когда придет избавление?», ответил нееврейский пророк, злодей Билам: «Вижу его, но не ныне, предвижу его, но оно не близко» (Бемидбар 24:17). Сказал им Святой, благословен Он: «У кого вы спрашиваете? Разве вы не знаете, что его конец — Геином, вот он и не хочет, чтобы Я привел избавление». Здесь имеется в виду Геином, ожидающий нечестивцев в день Великого Суда. И Йонатан бен Узиэль сказал, комментируя стих «А нечестивцы подобны колючкам, которые не берут рукою, …огнем они будут сожжены» ( II Шмуэль 23:6—7): «Т.е. они будут наказаны не рукой человека, но в грядущем будут сожжены огнем, когда начнется Великий Суд и Судья воссядет на трон, чтобы судить Вселенную». И истолковывая стих псалма «Как сновидение при пробуждении» (Теилим 73:20), Таргум Иерушалми говорит: «Как пробуждают людей от сна, Ашем в гневе пробудит мертвых в день Великого Суда из их склепов, чтобы покарать нечестивцев». И сказано в Мехильте (Бешалах, Ваиса 4): «Если удостоитесь соблюдать шабат, будете спасены в годину трех бедствий — в дни Гога, в дни перед приходом Машиаха и в день Великого Суда». И сказано в агаде «Иламдейну» (Танхума, Эмор 2) и в других мидрашах (например, Ваикра раба 26:7) по поводу стиха «И сказал Шмуэль Шаулю (когда царь Шауль, с помощью колдуньи, вызвал дух пророка Шмуэля из могилы): “Зачем ты потревожил меня, поднимая меня?”, что Шмуэль испугался, не настал ли день Суда. И поскольку он умер уже некоторое время назад (т.е. посмертный суд над ним уже должен был состояться), он решил, что наступил день Грядущего Суда, на котором будут судить всех».

 

71) Вот об этом-то дне говорил Реш Лакиш (Недарим 8б, Авода зара 3б), что «не будет Геинома в грядущем» — т.е. в тот день Грядущего Суда, — «а только Святой, благословен Он, извлечет солнце из его “оболочки” и раскалит его — им покарает нечестивцев и им же излечит праведников», поскольку те праведники, которые удостоятся воскрешения, оживут с теми же увечьями, с которыми умерли — тот, кто умер хромой или слепой, будет воскрешен со своим увечьем, как сказали мудрецы, благословенна память о них (Берешит раба 95:1): «Ведь не скажут: “С Небес излечили их”, но скажут: “Это какие-то другие” (т.е. все будут воскрешены со своими физическими недостатками, чтобы не говорили:“Это какие-то другие, новые люди, а не воскресшие”).

 

72) И в доказательство своих слов Реш Лакиш приводит стих: “И вот приходит тот день, пылающий, будто печь; и станут все преступные и все творящие злодейство соломой, и тот день грядущий спалит их так, — сказал Б-г Воинств, — что не оставит от них ни корня, ни ветви” (Малахи 3:19). И объясняют: “Ни корня” — в этом мире, “ни ветви” — в мире будущем» (Авода зара 4а). А про праведников, которые излечатся в лучах солнца, Рейш Лакиш учит из следующего стиха: «И засияет для вас, трепещущие перед Моим Именем, солнце спасения; и исцеление — в его крылах» (Малахи 3:20). Ясно, что речь здесь не идет о том Геиноме, который существует сегодня для человека после его смерти (т.к. «огонь» ныне существующего Геинома не исцеляет праведников). И в том же ключе в начале трактата Авода зара (3б) истолковывается стих «И сделаешь Ты человека подобным рыбам морским» (Хавакук 1:14): «Как рыбы, попадая под палящие лучи солнца, немедленно умирают, так и люди, когда раскалится над ними солнце, умрут немедленно». И относят это к будущему миру, «как Реш Лакиш — ведь сказал Реш Лакиш: грядущий Геином будет заключаться в том, что Святой, благословен Он, извлечет солнце из его “оболочки” и т.д.» Итак, мы разъяснили, что слова Реш Лакиша относятся именно к будущему миру, и это мир после воскрешения мертвых, как мы в дальнейшем покажем, приведя, с помощью Ашема, да будет Он благословен, неоспоримые доказательства (пп.91—100).

 

И подобное же изречение приведено в Берешит раба (6:9): «У солнечного шара есть оболочка.» Для чего? «Солнцу Он поставил шатер» (Теилим 19:5) — скопление вод, которые над небесным сводом, окружает его. В час, когда оно восходит, Святой, благословен Он, уменьшает его силу с помощью вод, которые над небесным сводом, чтобы, появляясь, оно не сжигало мир. Но в грядущем Святой, благословен Он, обнажит его и спалит им нечестивцев. Откуда это известно? «И спалит их тот день грядущий» (Малахи 3:19). И понятно, что Геином, в котором карают ежедневно, относится ко времени этого мира, существующего сейчас, как мы объяснили со слов наших учителей, благословенна память о них, но то, о чем упоминается в словах Реш Лакиша, относится только к грядущему времени, когда солнце будет извлечено из той «оболочки», в которой оно, как было упомянуто, находится в этом мире, как написано: «Солнцу Он поставил шатер». И повторено еще то же изречение в мидраше Теилим (19), где сказано: «Что Святой, благословен Он, сделает в будущем? Он извлечет солнце из его оболочки, и, приблизив его, будет судить им нечестивцев, и оно сожжет их».

 

73). И также изречение другого мудреца, раби Йеуды сына раби Илая, сказавшего: «Не Геином, а огонь, исходящий из тела нечестивца, испепелит его» (Берешит раба 6:6), тоже относятся к грядущему времени. И про это сказано еще (Санхедрин 108а): «Даже в час, когда Святой, благословен Он, возвратит души в безжизненные тела, их души будут бременем для них в Геиноме (сами их души сожгут их — Раши), как сказано: “Ваши души — огонь, который пожрет вас” (Йешая 33:11)». Оба эти изречения относятся к тому же грядущему дню, о котором написано: «И пробудятся многие из спящих в земном прахе: одни — для вечной жизни, другие — на позор и вечное поругание» (Даниэль 12:2).

 

74) И как могло придти в голову тому, кто изучает Талмуд, что Реш Лакиш сказал, что нет Геинома?! Ведь в Талмуде приведено множество изречений мудрецов и по поводу месторасположения Геинома, и по поводу его «огня». Так в трактате Песахим (54а) приводится берайта: Сказал раби Йоси: «Огонь, который Святой, благословен Он, сотворил на второй день (“огонь” Геинома — Раши), никогда не погаснет». И если бы Реш Лакиш действительно сказал, что нет Геинома, то ему возразили бы, опираясь на эту берайту, и полностью опровергли бы его. И сам Реш Лакиш упоминает в трактате Эйрувин (19а) «пламя Геинома». Да и его способ выражения говорит сам за себя — ведь он не сказал, что «нет Геинома», но что «не будет Геинома в грядущем». Т.е. дело обстоит, как мы показали, и смысл изречений таков, как мы разъяснили.

 

75) И при всем том слова Рамбама, благословенна память о нем, свидетельствуют о том, что он верит в карающий Суд и страдания, наступающие через какое-то время после смерти нечестивца, хотя, с его точки зрения, в Талмуде это не прояснено и невозможно почерпнуть оттуда никаких сведений, кроме самых общих определений этих кар и этих страданий (Рамбам полагал, что, поскольку Геином относится к чудесным явлениям, скрытым от наших глаз, невозможно говорить о нем с определенностью, ибо его путь в Торе заключался преимущественно в разъяснении того, что возможно разъяснить с полной определенностью и исчерпывающе доказать — Рамбан, Послание раввинам Франции). И это оправдывает мнение Рамбама, благословенна память о нем, и позволяет истолковать в лучшую сторону слова такого великого мудреца и праведника, благословенна память о нем. Но изречение Реш Лакиша необходимо было разъяснить, чтобы некоторые ученики не запутались и чтобы еретики, порочные сердцем, не ухватились за неверное толкование.

 

76) Обобщим сказанное. Ясно из слов наших мудрецов и очевидно из традиции устной передачи Торы, что Геином — это место наказания и кары, где согрешившие души претерпевают страдания и муки, подобных которым нет в этом мире. Ведь страдания этого мира терзают лишь презренную плоть, примитивную, «толстокожую» и грубую, а те кары и муки терзают душу, нежную и тонко чувствующую. Точно так же человек ощущает прикосновение иглы к телу более остро, чем осел, более грубый по природе. Да и среди самих людей — утонченные телом и благородные посвоим взглядам и душевной организации воспринимают страдания и горе значительно острее, чем грубые, толстокожие, привыкшие к тяжелым и грязным работам люди, плоть которых уподобилась плоти коня или мула, а мысли и чувства спутаны. Так и душа воспринимает страдания значительно острее, чем тело, в силу своей великой чувствительности и утонченности. И нет никакого сравнения и подобия между этими великими и сильными страданиями и страданиями тела при жизни.

 

И еще это наказание повторяется в день Великого Суда для тех, кто приговорен к «отсечению». И они принимают свой карет в Геиноме и уничтожаются там, или же, по мнению Реш Лакиша, их уничтожают с помощью солнца, извлеченного из его «оболочки». В любом случае, наказание происходит с помощью «огня» Геинома, так как это «обнаженное солнце» относится к тому же высшему «огню», из которого рождается «огонь» Геинома, как разъяснено выше (п.61). И из этого поймет каждый мыслящий человек, что между нашими учителями нет существенных разногласий по поводу этого будущего Суда, и все их слова сказаны в одном ключе.

 

 

О Ган Эдене

 

77) И после того как мы немного прояснили тему суда и наказания — да избавит нас от него Милосердный, — мы должны прояснить тему награды — да удостоит нас ее Воздающий. В изречениях наших учителей, благословенна память о них, есть два имени для этой награды — «Ган Эден» и «Будущий мир», кроме благ этого мира, о которых мы сейчас не говорим, например, дней Машиаха для живущих в ту пору и воскрешения мертвых в ту же эпоху. 

 

И в начале скажем, что из слов наших учителей, благословенна память о них, ясно: основная награда за выполнение заповедей и воздаяние за добрые дела — в «жизни будущего мира», а предварительная награда, приходящая к человеку сразу же после смерти, — это Ган Эден, как мы разъясним (в пп.185—190) из аналогии с Геиномом, наказанием, приходящим к нечестивцу немедленно после смерти.

 

78) И ты обнаружишь, что везде в речах наших учителей Ган Эден — противоположность Геиному. Так сказано в трактате Эйрувин (19а): «Люди, преступившие волю Святого, благословен Он,… оправдывают приговор Суда и говорят перед Ним: «Владыка Вселенной! Ты нас судил замечательно!.. Замечательно Ты устроил Геином для нечестивцев и Ган Эден для праведников». И в трактате Хагига (15а) сказано: О чем написано: И одно против другого сделал Б-г» (Коэлет 7:14)? Он сотворил праведников и сотворил нечестивцев, сотворил Ган Эден и сотворил Геином. У каждого человека есть два «надела» — один вГан Эдене и один в Геиноме. Удостоился быть праведным — получает в Ган Эдене свой «надел» и «надел» того, кто признан на Суде нечестивцем; а тот, кто признан на Суде нечестивцем — получает в Геиноме свой «надел» и «надел» того, кто стал праведником». И учили в трактате Авот (5:19): «Чем отличается участь учеников нашего отца Авраама от участи учеников нечестивца Билама? Ученики нечестивца Билама сходят в Геином, как сказано: «А Ты, Б-г, низведешь их в гибельную яму» (Теилим 55:24). Ученики нашего отца Авраама унаследуют Ган Эден, как сказано: «Есть у Меня, что дать в наследство любящим Меня, и их сокровищницы Я наполню» (Мишлей 8:21)». И там же учили (Авот 5:20): «Наглый — в Геином, а стыдливый — в Ган Эден». И сказано (там же 5:18): «Тому, кто способствует благочестию многих, свыше не дадут согрешить», чтобы не оказался он в Геиноме, а его ученики в Ган Эдене. «Тому, кто вводит в грех многих, свыше не дают раскаяться», чтобы он не оказался вГан Эдене, а его ученики в Геиноме.

 

И в главе Тфилат ашахар (Брахот 28б) мы учили, что в час смерти рабан Йоханан бен Закай заплакал и сказал своим ученикам: «…И еще, есть передо мной два пути — один в Ган Эден, а второй в Геином, и я не знаю, по какому из них поведут меня — как мне не плакать?!», т.е. он боялся, что его поведут в Геином, и надеялся на Ган Эден. И в агаде из Шмот раба (2:2) сказано: «Тот, кто хранит Тору, — вот перед ним Ган Эден. Тот, кто не хранит Торы, — вот перед ним Геином и т.д.» И в мидраше Ваикра раба (32:1) сказано: В час, когда праведники поднимаются изГан Эдена и видят нечестивцев, караемых в Геиноме, их души радуются — в тот час они прославляют и благодарят Святого, благословен Он, за страдания, которые Он обрушил на них в этом мире, как написано (Йешая 12:1): «И скажешь ты в тот день: благодарю Тебя, Ашем, за то, что Ты гневался на меня» (ибо страдания этого мира избавили их от кар Геинома и позволили удостоиться услады Ган Эдена).

 

79) И в агаде о раби Йеошуа бен Леви (Ктубот 77б) говорится, что когда пришло его время умирать, он сказал ангелу смерти: «Покажи мне мое место!» (т.е. перенеси меня вГан Эден и покажи мне мое место в нем — Раши). Сказал ангел: «Хорошо». И когда ангел показал ему его место, раби Йеошуа бен Леви прыгнул и оказался в Ган Эдене. И сказано (там же): «И увидел там раби Шимона бар Йохая и т.д.» И в Берешит раба (5:22), в истории о Йокиме из Цророта, племяннике раби Йоси бен Йоэзера, говорится, что в предсмертном забытьи раби Йоси бен Йоэзер увидел парящее в воздухе смертное ложе своего племянника Йокима,. Он сказал: «Этот чуть-чуть опередил меня по дороге в Ган Эден» (Йоким был величайшим злодеем, но в тот час, раскаявшись, он добровольно подверг себя всем четырем казням, предусмотренным Торой за его преступления, и был помилован Небесным Судом).

 

И в мидраше Рут (7:24), комментируя стих «И его пропитание — пропитание постоянное, выдаваемо было от царя изо дня в день, во все дни его жизни» ( II Мелахим 25:30), говорят: «Во все дни» чьей «жизни»? Об этом спорили Рав и Леви. Один из них сказал: «во все дни жизни» Йеояхина (царя Иудеи, захваченного в плен Невухаднецаром и помилованного новым царем Вавилона — Эвил-Меродахом.В стихе говорится о том, что Эвил-Меродах, помиловав Йеояхина, кормил его изысканной пищей со своего стола). А второй сказал: «во все дни жизни» Эвил-Меродаха. Сказал раби Шмуэль бар Нахмани: «Ближе к правде тот, кто сказал: во все дни жизни Йеояхина — ведь, когда Святой, благословен Он, дает успокоение праведникам, Он больше не лишает их его, и оно сопровождает их в Ган Эден» (т.е. Йеояхин пребывал в покое и после смерти Эвил-Меродаха)». Учим из этих слов, что праведники переходят из этого мира в Ган Эден. А во второй главе трактата Тмура (16а) приведено: Сказал рав Йеуда со слов Шмуэля: В час, когда наш учитель Моше отходил в Ган Эден, он сказал Йеошуа: «Спроси меня обо всех сомнениях, которые есть у тебя и т.д.»

 

Итак, находим множество доказательств, что награда человеку после его смерти — в Ган Эдене.

 

80) И в чем заключается эта награда и какие наслаждения ожидают души праведников в Ган Эдене? В общем виде сказано в самой Торе и разъяснено в словах мудрецов, что Ган Эден расположен в этом мире, в одном из мест на земле, и четыре реки выходят оттуда, и одна из них — Ефрат, обтекающий Землю Израиля. И все, что говорится в Писании (оГан Эдене), когда излагается порядок Творения (Берешит 2), — истина, и каждый стих сохраняет свой простой смысл.

 

И исследователи Земли утверждали, что Ган Эден расположен под линией равноденствия, где день не удлиняется и не убывает (и день, и ночь неизменно длятся по 12 часов). И в медицинских книгах древних греков, а также в книге Асафа-еврея рассказывается, как македонский мудрец Асклапинус и с ним сорок жрецов-книжников отправились исследовать землю, и пройдя Индию, двинулись на восток, к Эдену. Они стремились отыскать некоторые целебные деревья и Дерево Жизни, чтобы их слава превысила славу всех мудрецов земли. И когда они подошли к тому месту, молнией обрушился на них вращающийся огненный меч, и все были спалены стрелами молний. И не уцелел из них ни один — и исчезла мудрость врачевания у тех народов на долгие годы, до персидского царя Артахшашта, а затем медицинские знания были обновлены теми, кто занимался этим ремеслом. И это все правдивые сведения, известные и распространенные и сегодня, ибо многие путешественники, исследовавшие земли востока, видели издалека вращающееся пламя (охраняющее вход в Сад Наслаждений. См. Берешит 21:9).

 

81) Но тайна заключается в том, что есть два Ган Эдена (т.е. Ган Эдену на земле соответствует высший Ган Эден, см. п.85). Действительно, и Ган Эден, и четыре реки, и огненный ангел (охраняющий Ган), и вращающийся огненный меч, а также листья смоковницы (из которых Адам и Хава сделали себе пояса) и одежды из кожи (которые сделал для них Ашем) — все это в соответствии с простым смыслом и значением несомненная истина. А чудесная тайна заключается в том, что все это подобно рисункам, созданным, чтобы сделать понятным иной глубокий предмет с помощью аллегории. О таком способе объяснения мы учили в Мишне (Рош ашана 24а): На стене верхнего этажа в доме рабана Гамлиэля были изображены фазы Луны, и он показывал их свидетелям, говоря: «Такую видели или такую видели?» (рабан Гамлиэль был главою Санхедрина в Явне, и когда приходили свидетели нового месяца, он, допрашивая их, показывал каждому из них эти изображения, чтобы точно установить, можно ли положиться на их свидетельства, объявляя начало нового месяца.И как маленькие изображения, находящиеся здесь, на земле, намекали на огромную Луну, расположенную на небесном своде, так и Ган Эден, Дерево Жизни, Дерево Познания, находящиеся на земле служат уменьшенным отображением высших миров — Хазон Йоэль).И подобно этому святое служение в трех местах Мишкана: во дворе, в шатре и за внутренней завесой, и служение в Храме — во дворе, в самом Святилище и в Святая Святых, а также каждый храмовый сосуд, все изображения, вышитые на тканях, и скульптурные изображения херувимов — все это лишь миниатюрное отображение устройства Вселенной, служащее для того, чтобы постичь тайны происходящего в высшеммире. И также сами Б-жественные творения были созданы как подобия, ведь сказано в Сефер йецира (6:1): «И на это указывают верные свидетели — земля, год и душа» (т.к. эти три «верных свидетеля» отражают структуру трех уровней Вселенной — и это подлунный мир, мир небесных сфер, на действие которых указывает смена времен года, и мир душ. И «три места» служения в Храме и Мишкане по своей структуре также отражают эти три уровня. Мешех хохма, гл. Ахарей мот).

 

И Святой, благословен Он, создав Своими руками Первого Человека, превосходящего всех будущих людей в познании и мудрости, поместил его в превосходнейшее из мест, полное наслаждений и полезное для тела, и отобразил в этом славном месте все происходящее в высшем мире — мире душ. В этом материальном отражении Первый Человек мог постичь основы всего Творения: материальных тел, и душ, и ангелов — всего, что сотворенный человек способен постигнуть из деяний Творца, да будет Он благословен.

 

И хотя это славное место расположено в нижнем мире, оно связано со средними мирами и высшим миром, и поэтому в нем «созерцают Б-жественные видения» (Йехезкель 1:1) больше, чем в других местах на земле. Подобно этому мы верим, что Земля Израиля и Иерусалим — особые места, предназначенные для пророчества в силу своего положения, и тем более Храм, престол Ашема, как сказано: «До чего же грозно это место! Не иначе, это дом Б-га и врата Небес» (Берешит 28:17) — наш праотец Яаков (увидевший в пророческом сне лестницу до Небес и говоривший с Ашемом) объяснил внезапное пророческое видение, пришедшее к нему, особенностью этого места (горы Мория — места, где впоследствии был возведен Храм).

 

Поэтому обитатели Ган Эдена, этого избраннейшего из мест, постигают через материальное отображение все тайны высших миров, и их души возносятся от этого постижения. И они видят с этого места «Б-жественные видения», созерцая Его во всей Славе — в окружении обитателей высших миров, и постигают все, что способен узнать и понять сотворенный человек, подобно постижению нашего учителя Моше, да пребудет на нем мир, на горе Синай, ведь написано (Шмот 25:40): «Как тебе было показано на этой горе» (т.е. именно «на этой горе». Тора подчеркивает, что постижение Моше стало возможным именно благодаря святости и избранности места, на котором он находился. Точно так же высочайший уровень постижения обитателей Ган Эдена обусловлен святостью и избранностью этого места — Хазон Йоэль). Таково наше знание о Ган Эдене.

 

82) И это разъясняется в словах мудрецов. Ведь уже раби Элиэзер Великий в своих очерках (Пиркей дераби Элиэзер) намекает на эту двойственность, о которой я говорил (что Ган Эден одновременно является и земным садом, и отображением высших миров). В 21-ой главе он приводит толкование раби Зейры на слова стиха: «А от плода дерева, которое в середине Сада…» (Берешит 3:3): Это не «дерево», а человек, который сравнивается с деревом, как сказано: «Ибо человек, как дерево в поле» (Дварим 20:19). «В середине Сада» — это лишь деликатное иносказание (т.е. в «середине» тела, внутри тела.См. Зоар, Берешит 35б), а «Сад» — это женщина, которая сравнивается с садом, как сказано: «Закрытый на замок сад — моя…невеста» (Шир аширим 4:12). И также сказано, что «Самаэль (ангел, восставший против Б-га) скакал на змее» (Пиркей дэраби Элиэзер, гл.13). И сказано (там же), что «когда Хава прикоснулась к Дереву Жизни, оно возопило: «Пусть не притронется ко мне нога гордецов и рука нечестивых не пошатнет меня!» (Теилим 36:12)». И все здесь представлено как иносказание и притча. А вдругом месте, в главе двадцатой, истолковывая стих «И изгнал Адама» (Берешит 3:24), он говорит о Ган Эдене как об одном из садов земли: «Изгнал Адама и поселил его вне Ган Эдена — у горы Мория, так как врата Ган Эдена расположены близко к горе Мория» (по одному из мнений, вход в Ган Эден скрыт в Бейт-Шеане, к северу от Иерусалима.Эйрувин 19а).

 

83) И нет необходимости доказывать из слов наших мудрецов, что Ган Эден расположен прямо на земле, ибо все предания ясно говорят об этом. В главе Мекабель (Бава меция 114б) рассказывают о раби Абау, что когда пророк Элияу «ввел его в Ган Эден», он наполнил свой талит листьями с деревьев. И в мидраше Теилим (Шохер тов 56) говорится: «В земле живых» (Теилим 116:9) — это Земля Израиля. Согласно другому объяснению, это Ган Эден». И в мидраше Коэлет (Мидраш зута, Коэлет 7:12) сказано: Почему Святой, благословен Он, сотворил Геином и Ган Эден рядом? Чтобы один из них спасал от другого. И каков промежуток между ними? Раби Йоханан сказал: «Толщина стены». Раби Аха сказал: «С кулак». А все мудрецы говорят: «В два пальца». И приведено в начале Берешит раба (1:14), а затем повторено там несколько раз (9:5, 15:1, 20:10), да и в других местах также учим (См, например, Ктубот 77б, Тамид 32б), что это реальный сад, посаженный на земле, как я разъяснял.

 

Почет и уважение словам раби Авраама бен Эзры, благословенна память о нем, который написал: «В Дереве Познания скрыта сладостная тайна, и вместе с тем все сохраняет свой простой смысл» (Предисловие к его комментарию на Тору).

 

И в мидраше Шир аширим (зута), объясняя стих «Привел меня царь в свои покои» (Шир аширим 1:4) сказали: «Научить нас, что в будущем Святой, благословен Он, покажет Израилю Свои сокровенные высоты — Его «покои на Небесах». Раби Йеуда говорит: Ведь это можно выучить из истории с нашим отцом Яаковом, которому Святой, благословен Он, сказал: «Встань, поднимись в Бейт Эль и поселись там» (Берешит 35:1). Этот стих учит нас, что Святой, благословен Он, показывал ему один уровень Небес за другим, и показал ему Свои «покои» в высотах (название города Бейт Эль переводится как «Дом Б-га»). Согласно другому объяснению, «Привел меня царь в свои покои» — это покои Ган Эдена. Поэтому говорят: Ган Эден создан по образцу Небес и т.д.»

 

И в мидраше раби Нехуньи бен Аканы (Сэфер абаир) приводится ясное объяснение значительно более сокровенных сторон этой темы.

 

84) Ты можешь сказать: Если, как мы упомянули, Ган Эден расположен в этом нижнем мире, какое вознаграждение может быть там для душ, ведь им нет никакого толку ни от материальных предметов, ни от определенной местности на земле, ни вообще от нижнего мира.

 

85) Мы уже объяснили (п.81), что суть дела в удвоении — и нижние «Ган» и «Эден» отображают высшие тайны. И эти проявления высшей реальности, отраженные в них, также называются «Ган» и «Эден», так как нижний Сад получил свое название от них. О чем идет речь? Есть в высшем мире уровень постижения, который наши учителя образно называют «Ган», и еще более высокий уровень постижения, называемый «Эден», и он также называется «Узлом жизни». Но их тайна глубока и надежно сберегается в руках хранителей веры.

 

Однако наши мудрецы, благословенна память о них, описали для нас место пребывания душ (в верхнем мире). Сказано в трактате Шабат (152б): «Души праведников сокрыты под Небесным Троном, как сказано ( I Шмуэль 25:29): «И будет душа моего господина завязана в узел жизни у Ашема, твоего Б-га» (Эти слова сказаны пророчицей Авигаиль о посмертном уделе царя Давида.Мудрецы уточняют: «у Ашема» — т.е. рядом с Ним, у подножия Его Трона — Раши, Маарша)».

 

И сказано в трактате Хагига (12б), что «на аравот» (на седьмом, высшем, уровне Небес — Радак) — источник справедливости и закона, там «хранилище жизни и хранилище мира, и хранилище благословения, и души праведников, и духи и души, которые будут воплощены в будущем… И там офаним, и серафим, и святые хайот (виды ангелов), и ангелы-служители, и Небесный Трон, и Царь — Б-г Живой и Сущий, Всевышний и Превознесенный, обитает с ними».

 

А в трактате Сукка (45б) приводятся слова раби Шимона бар Йохая: «Я видел сыновей Высот, но их мало (т.е. немногие удостоятся созерцания Шехины — Б-жественного присутствия.И возражают в Гемаре: из других пророчеств мы видим, что многие тысячи праведников будут окружать Шехину в небесном Иерусалиме — Раши; Маарша)». И объяснено: «Эти («сыновья Высот») смотрят в ясное зеркало («преграда», отделяющая их от Шехины, настолько «просвечивает», что они видят через нее, как в зеркале — Раши), а эти (тысячи праведников, не достигших ясного духовного зрения — Раши) смотрят в тусклое зеркало». И подобно этому созерцание, о котором сказано (Йевамот 49б): «Моше смотрел в ясное зеркало, а другие пророки смотрели в тусклое зеркало». И слово «смотрел» использовано здесь для обозначения духовного зрения и высшего постижения — поэтому они и названы «сыновьями Высот».

 

И сказано (Бемидбар раба, Насо 14:22): «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Шмот 33:20) — но в час смерти видит».

 

И по поводу стиха «Ашем, Б-г душ всех людей» (Бемидбар 27:16) сказано в Сифри (Пинхас 139): Это говорит о том, что все души исходят именно от Него. Раби Элиэзер, сын раби Йоси Галилейца, сказал: Да будет тебе ясно, что все время пока человеку даруется жизнь, его душа вложена в руку его Создателя, как сказано: «В Его руке души всех живых» (Йов 12:10) и сказано: «В Твою руку вкладываю свою душу» (Теилим 31:6). Умер — его душа поступает в хранилище, как сказано: «И будет душа моего господина завязана в узел жизни у Ашема» (I Шмуэль 25:29). Можно подумать — как души праведников, так и души нечестивцев. Но Писание говорит: «А души твоих врагов будут летать, как из ложа пращи» (там же)».

 

И в мидраше Теилим (30:3) сказано о стихе «Возрадуется праведные почету» (Теилим 149:5): «Какому почету? Почету, который оказывает Святой, благословен Он, праведникам в час, когда они покидают этот мир. А они прославляют Его за то, что Он поместил их души в «Узел жизни», как сказано: «И будет душа моего господина завязана в узел жизни у Ашема…» (I Шмуэль 25:29)».

 

И в мидраше Шир аширим (зута) сказано: «Сердце его полно любви» (Шир аширим 3:10) — это души праведников, пребывающие с Ним в высотах. Существует три уровня постижения — один выше другого. Уровень Моше, как сказано: «А Моше приблизился ко мгле, в которой был Б-г» (Шмот 20:18). Выше этого — уровень справедливости и правосудия, как написано: «Справедливость и правосудие — основание Твоего Трона» (Теилим 89:15). Выше этого — души праведников, как сказано: «В Его руке души всех живых» (Йов 12:10) и сказано: «И будет душа моего господина завязана в узел жизни у Ашема» (т.е. «в Его руке» ближе к Святому, благословен Он, чем «основание…Трона», а «основание Трона» ближе, чем «мгла»). И на это намекается в Торе — «и прилепиться к Нему» (Дварим 11:22), и мы еще поговорим об этом в дальнейшем (п.114), с Б-жьей помощью.

 

86) Но вместе с тем верили наши учителя, судя по их словам в агаде, что и в том, нижнем, Ган Эдене, который мы упоминали, получают души часть своей награды и наслаждения, несмотря на то, что они бестелесны и что уже отведено им место в высших мирах.

 

И это разъясняется из слов мудрецов (Шабат 152б): «До двенадцати месяцев (после смерти) тело продолжает существовать, а душа поднимается и спускается. После двенадцати месяцев тело перестает существовать, а душа поднимается — и уже не спускается». И это предание имеет в виду, что на протяжении двенадцати месяцев все еще сохраняется энергия тела, и душа склонна к тем понятиям и поступкам, которые были ей свойственны, когда она состояла в союзе с ним — она возвращается к своему земному мышлению, и несмотря на то, что она «поднимается», познавая Мир Душ, она все еще «спускается» к своему прежнему состоянию. После двенадцати месяцев она поднимается над своими земными понятиями и облачается в духовность ангелов и коронуется короной Будущего мира. И слова «тело продолжает существовать» не имеют в виду разницу между телом, сожженным на известь, и набальзамированной мумией, которая «продолжает существовать», но имеется в виду то, что мы объяснили.

 

И в эти двенадцать месяцев — удел души в земном Ган Эдене, где наслаждения Высшего Мира еще связаны с материальностью. И не имели в виду наши учителя, благословенна память о них, что души наслаждаются плодами этого Сада или омываются в его реках — но имеется в виду, что это врата Небес, «сияющие светом жизни» (Йов 33:30). И как говорят о пребывающем в Иерусалиме, что его душа облекается духом святости и, подобно ангелам, пророчески постигает Всевышнего во сне или в видении более, чем способны постигнуть стоящие на оскверненной земле (вне Иерусалима или вне Земли Израиля), так пребывание в Ган Эдене возвышает душу, чтобы она смогла прилепиться к Высшему Миру и постигнуть духовное наслаждение.

 

И наши учителя рассказывают в агаде (Бава меция 85б), что души праведников «поднимаются» в Небесную ешиву и «спускаются». «Подъем» — это постижения души и ее «прилепление» к высшим мирам, а «спуск» — это постижение, которого удостаиваются избранные существа нижнего мира, например, пророки (т.е. постижение души, даже когда она в течение 12 месяцев «опускается» в Ган Эден, подобно пророческому постижению).

 

87) Однако пребывание души ограничено этим местом. И если тем, кто мудрствует по поводу Торы Ашема, тяжело понять это, то укажем им на ту вероятность, о которой мы уже говорили им по поводу душ грешников, пребывающих в Геиноме (пп.57—58).

 

88) И невозможно объяснить больше этого о верхних «Гане» и «Эдене», на которые мы намекнули выше (п.85). Но мы стремились, чтобы из наших слов изучающим было совершенно ясно, что слова Торы оГан Эдене и его устройстве — не аллегория, лишенная правдивости. И что слова наших учителей и традиция, полученная от наших отцов, сердца которых были убеждены в этих предметах, — не небылицы, не пустые басни и не притчи. Но все истинно и достоверно — и открытое всем, и сокровенное знание о каждом уровне и о каждом постижении. И всякий удостаивается своего уровня и постижения, соответствующего воздаянию, которое он заслужил. И об этом говорится в Ваикра раба (27:1): «Сказал раби Элазар от имени раби Менахема: Не написано: «из ручья Своего Эдена Ты их поишь», но написано: «из ручья Своих Эденов Ты их поишь» (Теилим 36:9) — научить, что для каждого праведника существует свой особый Эден (особый уровень постижения)».

 

89) И действительно, это место — Ган Эден — еще послужит именно для материального воздаяния во дни воскрешения мертвых. И об этом говорят наши учителя, благословенна память о них: «В грядущем Святой, благословен Он, устроит праведникам трапезу и танцы в Ган Эдене и Он будет восседать среди них, и каждый сможет указать на Него пальцем, как сказано (Йешая 25:9): «Вот, это наш Б-г!» (Таанит 31а). Таким будет наслаждение и грядущая награда во дни воскрешения. И это созерцание Шехины (Б-жественного Присутствия), когда танцующие праведники смогут как бы «указать на Него пальцем» — постижение высших сфер и наслаждение единством мира, сопровождаемое веселием плоти — говорит о том, что люди того мира достигнут уровня нашего учителя Моше, да пребудет на нем мир, душа которого возобладала над его плотью до такой степени, что его телесные органы чувств перестали действовать, и он был каждое мгновение облачен пророческим духом — как бы видел и слышал исключительно глазами души, а не посредством плотских глаз и ушей. И то же происходило с другими пророками, когда их тела отключались и ощущения органов чувств заменялись восприятиями души, и она наделялась духом пророчества и видела собственным зрением, как видят ангелы Михаэль или Гавриэль, — и это истинное «зрение» и верный «слух». И несостоятельны претензии философствующих ниспровергателей Торы, когда они опровергают наше представление о том, что у ангелов есть «зрение» и «слух», — ведь мы аллегорически называем так восприятие, с помощью которого ангел Гавриэль постигает ангела Михаэля. И также, когда упомянули наши учителя, благословенна память о них, что души «разговаривают» друг с другом (Брахот 18б), не имелся в виду разговор на определенном языке, с разделением на слова — но то, что души воспринимают и постигают друг друга.

 

Но мы отклонились от нашей темы и едва не коснулись тайн пророчества и «зрения» праведников, которые видят ангелов. И сказано в агаде (Шохер тов 31), толкующей стих «Как велико Твое благо, которое Ты хранишь для трепещущих перед Тобой» (Теилим 31:20): «Сказал Святой, благословен Он, Израилю: Вы сохранили Мою Тору и заповеди в этом мире, а Я сохранил для вас благо, уготованное в грядущем для праведников… Вы сделали то, что в ваших силах, а Я — то, что в Моих силах». (А в Иерусалимском Талмуде /Авода зара 3:2/ приводится параллельная агада, комментирующая тот же стих псалма — «Как велико Твое благо»: «Когда раби Авау приблизился к смерти, он увидел награду, которую Святой, благословен Он, дарует ему в грядущем, и все благо, уготованное в грядущем для праведников. И как только он увидел всю эту уготованную ему усладу,…сразу страстно возжелал смерти. И начал произносить: «Как велико Твое благо, которое Ты хранишь для трепещущих перед Тобой…» Ведь Святой, благословен Он, показывает праведникам их награду еще в этом мире — и их души насыщаются». Т.е. перед самой смертью праведники уже воспринимают постижения высших миров, видят ангелов и свою награду — Рабейну Бехая).

 

 

О Будущем мире

 

90) И вот уже прояснилось наше представление оГан Эдене, и мы передали намеком то, что было возможно, а теперь возвратимся к величайшей награде — «Будущему миру». Итак, известно, что слово зохе (он удостаивается) на языке наших учителей обозначает, что этому человеку «уготована жизнь в Будущем мире». И благословляя человека, они говорят о нем: «Да будет он удостоен жизни Будущего мира!» (Кидушин 31б). И главная награда за выполнение заповедей в их понимании — «Будущий мир», ведь они сказали, истолковывая стих «И радуется она грядущему дню» (Мишлей 31:25), что «вся награда за выполнение заповедей — в Будущем мире» (Шмот раба 52:3). И сказано (Рош ашана 16б): «Совершенным праведникам даруется жизнь в Будущем мире, и приговор немедленно утверждается», как мы упомянули вприведенной выше берайте (п.4), — т.е. наградой праведников и их привилегией они называют «жизнь Будущего мира». А про тех, кто будет истреблен, они учат в мишне (Санхедрин 90а): «А вот те, у которых нет удела в Будущем мире: утверждающий, что Тора не говорит о воскрешении мертвых и что Тора — не с Небес и т.д.»

 

91) Но из этой мишны неясно, что представляет собой этот «Будущий мир», и не разъяснено однозначно, то ли это Мир Душ, и награда приходит к каждому немедленно после смерти, как мы упоминали (п.77), то ли это другой мир, который только возникнет, и награда в этом обновленном мире даруется и телу, и душе, или же только душе.

 

И мы видим, что говорят в Гемаре (там же) по поводу этой мишны: «Ну за что уж так-то?! (т.е. почему их наказывают столь строго, лишая удела в грядущей жизни). Учили: Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в воскрешении мертвых, ибо Святой, благословен Он, всегда отмеряет меру за меру». И это показывает, что «Будущий мир» даруется в награду тем, кого Святой, благословен Он, оживляет при воскрешении мертвых. Не Мир Душ, который мы называем Ган Эденом, но именно мир после воскрешения мертвых.

 

И там говорится (Санхедрин 90б): «Сказал раби Элазар (в дошедшей до нас редакции Гемары «Элиэзер»), сын раби Йоси: «Именно в этом пункте я разоблачал книги еретиков, утверждающих, что Тора не говорит о воскрешении мертвых. Сказал я им: «Я вам покажу, что ваше учение ложно и что нет у вас в руках ничего (т.е. ваши речи пусты — Раши). Вот вы утверждаете, что Тора не говорит о воскрешении мертвых. Но ведь сказано: «Отсекается, отсечена будет эта душа; ее грех на ней» (Бемидбар 15:31). «Отсекается, отсечена будет» — в этом мире; «ее грех на ней» — в Будущем мире». Он показал им, что в этом стихе Тора говорит о воскрешении мертвых — а значит, без воскрешения мертвых не может быть Будущего мира. И поскольку Тора приговаривает того, кто служит чужим богам, к «отсечению» от Грядущего мира, получается, что мы учим воскрешение мертвых из Торы.

 

И в Гемаре приводится возражение на эти слова раби Элиэзера: «Рав Папа сказал Абайе: Пусть бы он учил и то, и другое из слов: «Отсекается, отсечена будет»! («отсекается» — в этом мире, «отсечена будет» — в мире будущем). И отвечают на это: «Тогда бы они (т.е. еретики) сказали: Просто Тора говорила разговорным языком (а в живой речи слова часто повторяются и удваиваются без особой причины — так и здесь «отсекается, отсечена будет».И поэтому раби Йоси выучил «отсечение» от Будущего мира не из этих слов, а из избыточных, на первый взгляд, слов «ее грех на ней» — чтобы не дать еретикам возможности «открыть рот» — Раши). И сказано дальше: «И уже был подобный спор у мудрецов Мишны. Раби Акива говорил: «Отсекается» — в этом мире; «отсечена будет» — в Будущем мире». Сказал ему раби Элазар бен Азарья (в дошедшей до нас редакции Гемары — раби Ишмаэль): «Но ведь уже сказано (в предыдущем стихе): «Ашема он хулил, и отсечется его душа…» (там же, 15:30) — а разве существует три мира?! Но учи так: «Отсекается» — в этом мире; «отсечется» (из стиха 15:30) — в Будущем мире, а «отсекается, отсечена будет» — просто Тора говорила разговорным языком».

 

И мы выучили из этого, что карет — это «отсечение» души от тела в этом мире, но для тех, кто служит чужим богам, наказание удваивается — душа отсекается и от Будущего мира. И не существует «третьего мира», от которого душа могла быть «отсечена», ведь в Геиноме души караются в настоящее время (т.е. этом мире) и в нем не происходит никакого «отсечения», как сказано: «…И не прощает Б-г душе ее грех, но думает о том, чтобы отверженный не был бы отторгнут от Него совершенно» ( II Шмуэль 14:14). А те, которые не предстанут перед Судом (грядущим Великим Судом), но будут «отсечены» и останутся в Геиноме, — они будут «отсечены» от жизни Будущего мира (а не от самого Геинома; т.е. безусловно нет какого-либо третьего мира, к которому могли бы относиться слова Торы об «отсечении»).

 

92) И еще сказано там в Гемаре, в главе Хелек (Санхедрин 90б): «Откуда известно, что Святой, благословен Он, воскрешает мертвых? Из того, что сказано: «А вы, прилепившиеся к Ашему, вашему Б-гу, живы вы все сегодня» (Дварим 4:4) — как сегодня все вы живы, так и в Будущем мире все вы оживете» (видим из этого, что Будущий мир — это грядущий мир воскресших из мертвых, а не ныне существующий Ган Эден — Мир Душ).

 

И сказано там (Санхедрин 91б): «Рав Хисда приводит два стиха, противоречащие друг другу. Написано: «Тогда посрамлена будет луна и пристыжено будет солнце, потому что Б-г Воинств будет царствовать на горе Сион и в Иерусалиме» (Йешая 24:23). И написано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца усилится в семижды семь раз, и станет подобным свету семи дней Творения — в день, когда исцелит Ашем Свой бедствующий народ» (там же, 30:26). Но противоречие только кажущееся: второй стих говорит об этом мире, а первый — о Будущем мире». Т.е. второй стих говорит об этом мире в дни Машиаха (когда мир еще будет нуждаться в свете Солнца и Луны; но Будущий мир, о котором говорит первый стих, будет освещен только Сиянием Шехины — Б-жественного присутствия — Хазон Йоэль). И возражают на это (там же): «Но ведь по мнению Шмуэля, сказавшего: «Этот мир отличается от дней Машиаха только тем, что евреи сейчас находятся под властью народов», получается, что и тот, и другой стих говорят о Будущем мире (так как и второй стих повествует о глобальных природных изменениях — многократном усилении яркости светил)». И отвечают в Гемаре, что эти два стиха не противоречат друг другу и с позиции Шмуэля: даже если они оба говорят о Будущем мире, «второй говорит об обители праведников, а первый об обители Шехины» (т.е. и в Будущем мире многократно усиленный свет Солнца будет различим в «обители праведников», но в «обители Шехины» Солнце будет «пристыжено» — его свет померкнет всвете Шехины — Раши). И разумеется, наши мудрецы, благословенна память о них, не имели в виду, что «свет луны будет, как свет солнца» в Мире Душ (ибо невозможно говорить о материальных светилах в мире, лишенном материальных объектов), но они называют Будущим миром время, наступающее после воскрешения мертвых.

 

И так же сказано о поколении пустыни (там же, 110б): «Они войдут в Будущий мир, как сказано: «И избавленные Ашемом (речь идет о поколении, «избавленном Ашемом» из Египта — Раши, Маарша) возвратятся и придут в Сион с ликованием» (Йешая 35:10)».

 

И о десяти коленах мы учим (там же): «Десять колен не вернутся в будущем» (не вернутся из изгнания на Землю Израиля). И приводится берайта (там же): «Раби (раби Йеуда Анаси) говорит: «Они войдут в Будущий мир, как сказано: «И будет в тот день — вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ассирийской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Ашему на святой горе в Иерусалиме» (Йешая 27:13)». И здесь речь не идет о Мире Душ.

 

И там же (Санхедрин 91б): «Сказал раби Йеошуа бен Леви: Где в Писании говорится о воскрешении мертвых? Сказано: «Счастливы пребывающие в Твоем доме, они еще будут прославлять Тебя вечно!» (Теилим 84:5). Не сказано: «прославляют», но «будут прославлять» — здесь Писание говорит о воскрешении мертвых. И сказал раби Йеошуа бен Леви: Каждый, кто сложил песню в этом мире, удостоится произнести ее в Будущем мире, как сказано: «Счастливы пребывающие в Твоем доме, они еще будут прославлять Тебя вечно!». И вот, оба эти изречения, принадлежащие раби Йеошуа бен Леви, ясно свидетельствуют, что он называет «Будущим миром» время, наступающее после воскрешения мертвых.

 

И там же (Санхедрин 92а) сказано: «Каждый глава общины, который благополучно вел свою общину в этом мире, удостоится возглавить ее в Будущем мире».

 

И в трактате Шабат (63а) говорится по поводу ношения оружия в Шабат: «Раби Элиэзер сказал: Эти предметы (меч, копье, лук, булава, щит и т.п.) служат ему как украшения. И сказали ему: Если это украшения, то почему же их не будет в дни Машиаха? Сказал им: Потому что они не будут нужны, как сказано: «Перекуют они свои мечи на плуги, а свои копья — на ножницы; не поднимет народ на народ меча и не будут больше учиться войне» (Йешая 2:4)». И возражают на это: «Но ведь это противоречит мнению Шмуэля, сказавшего: «Этот мир отличается от дней Машиаха только тем, что сейчас евреи находятся под властью народов (т.е. в дни Машиаха Израиль освободится из-под власти народов, но народы по-прежнему будут «поднимать меч» друг на друга)». И приводят другой ответ: «Сказал им раби Элиэзер: И даже если, по мнению Шмуэля, они еще будут в дни Машиаха, в Будущем мире их не будет». Здесь дни Машиаха отделены от Будущего мира — мира после воскрешения мертвых, ведь все эти реалии (главы общин, народы, войны, оружие) не имеют отношения к ныне существующему Миру Душ.

 

93) И в конце трактата Хулин (142а) мы учим берайту, которая приводится также в трактате Кидушин (39б) и в других местах (Иерусалимский Талмуд, Хагига 2:1): «Учили — раби Яаков сказал: Нет ни одной заповеди, записанной в Торе рядом с предназначенной за нее наградой, чтобы она не указывала на воскрешение мертвых (т.е. из самой приведенной в Торе награды мы понимаем, что подлинное воздаяние за выполнение заповедей — в Будущем мире — Раши), как сказано (о награде за заповедь шилуах акен): «Чтобы было благо тебе и продлились твои дни» (Дварим 22:7). «Чтобы было благо тебе» — в мире, который весь благо; «и продлились твои дни» — в мире, который длится бесконечно». А «мир, который весь благо» и «который длится бесконечно» — это Будущий мир. И сказано, что награда за заповедь «указывает на воскрешение мертвых», так как Будущий мир наступает после воскрешения мертвых.

 

94) И в Сифри все эти периоды упомянуты при истолковании стихов Писания. Сказано: «Когда пойдешь, она (Тора) поведет тебя» (Мишлей 6:22) — в этом мире; «когда ляжешь, охранит тебя» — в час смерти; «когда пробудишься» в дни Машиаха, «она будет говорить с тобой» — в Будущем мире» (Сифри, Ваэтханан 35). Здесь упомянуты и этот мир, и период смерти — это Мир Душ, и дни Машиаха, и вслед за ними — Будущий мир.

 

И сказано там (Сифри, Экев 47): «Чтобы продлились ваши дни» (Дварим 11:21) — в этом мире; «и дни ваших детей» — в дни Машиаха; «как дни неба над землей» — это Будущий мир.

 

И еще толковали там (Сифри, Насо 40): «…И охранит тебя!» (Бемидбар 6:24) — сохранит твою душу в час смерти, как об этом сказано: «И будет душа моего господина завязана в узел жизни у Ашема» ( I Шмуэль 25:29). Другое толкование: «…И охранит тебя!» — убережет твои стопы от Геинома, как об этом сказано: «Он оберегает стопы Своих праведников, а нечестивые погибнут во тьме» (там же, 2:9). Другое толкование: «…И охранит тебя!» — сохранит тебя для Будущего мира, как об этом сказано: «А уповающие на Ашема обновят силы» (Йешая 40:31)». Упомянули здесь и охрану души в час смерти — это Мир Душ, и ее пребывание в «узле жизни» — это Ган Эден Мира Душ, как мы разъясняли (См. п.81), а затем — сбережение ее для Будущего мира.

 

И еще учили там (Сифри, Браха 352): «…Оберегает его весь день» (Дварим 33:12), «оберегает его» — в этом мире; «весь день» — в дни Машиаха; «и на его плечах обитает» — отстроен и преображен в Будущем мире» (мидраш относится к пророческому видению праотцев, которым был показан «отстроенный и преображенный в Будущем мире» Храм).

 

И еще сказано там (Сифри, Браха 354): «Ибо богатством морей питаться будут и сокровищами, сокрытыми в песке» (Дварим 33:19) — это море у Хайфы, которое бережет свои сокровища для праведников — для Будущего мира. И так сказано потому, что все корабли, потерпевшие крушение в Средиземном море, и кошели с серебром и золотом, и драгоценные камни, и жемчужины, и все стеклянные сосуды, и драгоценную посуду — Средиземное море выбрасывает в залив у Хайфы, и они хранятся для праведников — для Будущего мира. Об этом Тора говорит: «Ибо богатством морей питаться будут…».

 

95) И в Шмот раба (15:21) ясно сказано: «Десять явлений обновит Святой, благословен Он, в грядущем — для Будущего мира. Первое: в грядущем Он Сам будет освещать мир, как сказано: «Не будет больше солнце дневным светом для тебя, и сияние луны не будет светить тебе, но будет тебе Ашем светом вечным…» (Йешая 60:19). Но разве может человек смотреть на Святого, благословен Он? Так как же будет? Святой, благословен Он, усилит свет солнца в сорок девять раз, как сказано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца усилится в семижды семь раз…» (там же 30:26). И даже если человек будет болен, Святой, благословен Он, прикажет солнцу, и оно его излечит, как сказано: «И засияет для вас, трепещущие перед Моим Именем, солнце спасения; и исцеление — в его крылах» (Малахи 3:20).

 

И второе: Он извлечет из земли Иерусалима источник родниковой воды, и излечатся в нем все, у кого есть недуги, как сказано: «И будет: все живые существа, которые обитают там, куда доходят эти потоки, живы будут; и будет рыбы очень много, ведь придут туда эти воды и исцелят, и все будут живы — там, куда придет этот поток» (Йехезкель 47:9).

 

И третье: Он сделает, чтобы плодовые деревья давали свои плоды каждый месяц, и люди, отведав их, исцелятся, как сказано: «И над потоком, по его берегам — с одной и с другой стороны — поднимутся различные деревья со съедобными плодами; не увянут листья на них и не закончатся их плоды; каждый месяц созревать будут новые плоды, ибо воды из Храма текут для них; и будут их плоды для еды, а их листья — для лекарств» (там же 47:12).

 

И четвертое: отстроятся все руины, и не будет опустошенного места в мире. И даже Сдом и Амора будут отстроены в грядущем, как сказано: «…Сдом и окружающие его города отстроятся, как в древности» (там же 16:55).

 

И пятое: Он построит Иерусалим из сапфира, как сказано: «Вот Я… сделаю основание твое из сапфиров, и сделаю твои окна из рубинов, и твои ворота — из карбункулов, и все ограды твои — из драгоценных камней» (Йешая 54:11—12). И эти камни будут сиять, как солнце; и народы мира придут и увидят славу Израиля, как сказано: «И придут народы на твой свет (свет Иерусалима), и цари — на блеск твоего сияния» (там же 60:3).

 

И шестое: «И пастись будут корова с медведем, детеныши их лежать будут вместе; и лев будет есть солому, как вол» (там же 11:7).

 

И седьмое: Он приведет всех зверей, и всех птиц, и всех пресмыкающихся в мире, и заключит союз между ними и Израилем, как сказано: «И заключу Я в тот день союз для них (для сынов Израиля) со зверями полевыми и небесными птицами, и с пресмыкающимися земли; и лук, и меч …уничтожу Я на этой земле, и дам им жить в безопасности» (Ошеа 2:20).

 

И восьмое: не будет больше плача и рыданий, как сказано: «И Я веселиться буду в Иерусалиме и радоваться Моему народу, и не будет слышны в нем больше звуки плача и звуки рыданий» (Йешая 65:19).

 

И девятое: не будет больше смерти на свете, как сказано: «Уничтожит Он смерть навечно» (там же 25:8).

 

И десятое: не будет больше ни вздохов, ни стонов, ни печали, но все будут радоваться, как сказано: «И избавленные Ашемом возвратятся, и придут в Сион с ликованием, и радость вечная — на челе их; веселье и радость постигнут они, и сгинут печаль и стенания» (там же 35:10)». Здесь завершаются слова этой агады.

 

96) И вАльфа-бета дэраби Акива (гл.9) сказано: «Земля жизни» (Йехезкель 26:20) — земля, где мертвецы первыми оживут для Будущего мира (т.е. Земля Израиля). Если так, то как оживут и попадут в Будущий мир праведники, умершие вне Земли Израиля, например, Моше и Аарон? Учим, что в час воскрешения мертвых Святой, благословен Он, сойдет с горних Небес, которые над небесами, и воссядет на Свой престол в Иерусалиме, как сказано: «В тот срок назовут Иерусалим престолом Ашема» (Ирмия 3:17). И созовет Святой, благословен Он, ангелов-служителей и скажет им: «Дети мои, Я создал вас именно для этого часа, что бы вы порадовали Меня… Облетите все четыре стороны света… и проделайте в глубине земли туннели до Земли Израиля — для каждого праведника, умершего вне Израиля, и доставьте мне каждого из праведников… в Землю Израиля, а Я оживлю их…».

 

Из всего приведенного ясно, что Будущий мир, о котором говорится в каждом из мидрашей, — не Мир Душ и не награда, которую души получают сразу после смерти, а тот мир, который в будущем Святой, благословен Он, обновит после дней Машиаха и воскрешения мертвых.

 

97) И в Берешит раба (14:5) сказано: «Школа Гилеля утверждает: Каким он был в этом мире, таким будет и в Будущем мире. Каким он был создан в этом мире, начиная с кожи и плоти и кончая жилами и костями, таким он будет в Будущем мире, начиная с кожи и плоти и кончая жилами и костями».

 

И в Гемаре, в главе Эйн баарахин (Арахин 13б) говорится: «Из этой мишны видно, что лира и арфа — разные инструменты (так как в мишне сказано, что малолетним сыновьям левитов разрешено подпевать отцам в Храме, но не подыгрывать им «на лирах и арфах»). Значит, мишна противоречит мнению раби Йеуды, ведь мы учили в берайте: «Раби Йеуда сказал: Арфа в Храме была семиструнной, как сказано (Теилим 16:11): «Полнота радости — перед Твоим Ликом» — не читай «сова» (полнота), но «шева» — семь (неогласованный текст псалма позволяет двоякое прочтение, так как эти слова на иврите состоят из одних и тех же букв — шин, бейт и айн). В дни Машиаха арфа будет восьмиструнной, как сказано (Теилим 12:1): «Руководителю хора; для восьмиструнной арфы…». А в Будущем мире — десятиструнной, как сказано (Теилим 92:4): «На десятиструнной арфе и на лире, торжественной песней на арфе…!» и сказано (Теилим 33:1—2): «Пойте, праведные, Ашему…! Прославляйте Ашема под звуки арфы, на десятиструнной лире играйте Ему!» (в доказательство того, что арфа Будущего мира будет десятиструнной, раби Йеуда приводит также и слова стиха «на десятиструнной лире»; из этого можно заключить, что, по его мнению, арфа и лира — один и тот же музыкальный инструмент). И разрешают это противоречие: «Можно сказать, что мишна и раби Йеуда не противоречат друг другу (т.е. в Храме арфа и лира — по обоим мнениям — были разными инструментами). Но в Будущем мире увеличится количество струн на лире, и ее звучание, усилившись, станет подобным звучанию арфы».

 

И скрытый смысл заключается в том, что звучание арфы и других музыкальных инструментов Храма символизирует постижение мысли — ведь мысль духовна, а в материальном мире нет ничего более духовного, чем музыка, подобно тому, как сказано (Сефер йецира 1:9): «Звук, речь и мудрость — это дух пророчества». И вот, в этом мире мудрецы постигли пророческим духом семь сфирот (в кабале: семь проявлений Б-жественного Света), свет которых связан со Мишканом Завета и Храмом, и на них намекают семь светильников меноры и некоторые из жертвоприношений. И также Билам сказал (Бемидбар 23:4): «…Семь этих жертвенников воздвиг я…» — упоминая их, подчеркнул, что именно «этих» (т.е. намекающих на семь сфирот — семь путей проявления Б-жественного в мире). И поэтому семиструнная арфа символизировала семь «нот» этого мира. Но в дни Машиаха будет постигнута восьмая сфира, и намекается на это. А в Будущем мире будет полное постижение всех десяти сфирот, и намекается на них. И это тема полная чудес и величия.

 

Во всяком случае, из этого можно выучить, что в Будущем мире будут материальные тела («начиная с кожи и плоти и кончая жилами и костями»), и Храм, и его утварь — и это не Мир Душ, в котором каждый человек получает соответствующий ему удел сразу после смерти.

 

98) И это совершенно ясно из Талмуда. Ведь во многих местах ты найдешь в нем, что упоминаются нечестивцы в Геиноме — например, община Кораха, злодей Титус (Тит), и прочие, которые в настоящее время подвергаются там карам. И упоминаются праведники вГан Эдене, такие как раби Йеошуа бен Леви, раби Шимон бар Йохай и другие. Но ни в одном месте Талмуда ты не найдешь, чтобы было сказано об одном из праведников, что он ныне в Будущем мире; а сказано, что им «уготована жизнь в Будущем мире» (Ктубот 103б).

 

И сказано в Сифри (Вайелех) о нашем учителе Моше, да пребудет на нем мир, что он «сохранен для жизни Будущего мира» — но не то, что он сейчас пребывает в Будущем мире.

 

И сказано о смерти раби Акива (Брахот 61б): «Блажен ты, раби Акива, что вышла твоя душа на слове «Один» (в час мученической смерти он произносил: «Слушай, Израиль: Ашем — наш Б-г, Ашем один!»). Тебе уготована жизнь в Будущем мире». И еще о раби Элазаре бен Дурдае и о Ктие бар Шаломе сказано, что им «уготована жизнь в Будущем мире» — в первой главе трактата Авода зара (17а;10б). И также сказано во многих местах Талмуда (Таанит 29а, Моэд катан 9а, Ктубот 103а, Авода зара 18а).

 

И когда после кончины праведников мы говорим, что им «уготована жизнь Будущего мира», имеется в виду — их грядущее. Ведь мы учили, что из этого мира они удаляются вГан Эден — Мир Душ, а не в мир, называемый «Будущим миром», который уготован им в грядущем.

 

99) И еще. Сказано в благословении, которое произносит тот, кто видит могилы евреев: «Умертвивший их в соответствии с решением Суда, Он в грядущем поднимет их по решению Суда — для жизни Будущего мира. Благословен Ты, Ашем, воскрешающий мертвых» (Брахот 58б).

 

И принято поколениями произносить среди просьб и в конце Биркат амазон, и во всех молитвах: «Милосердный, Он нас удостоит и приблизит ко дням Машиаха и к жизни Будущего мира» (нусах «сфарад») — значит, дни Машиаха предшествуют Будущему миру; ведь не имеется же в виду, просить Его «приблизить» час смерти, чтобы оказаться в Мире Душ.

 

100) И еще находим ясное объяснение в мидраше на стих «И благословил Б-г седьмой день» (Берешит 2:3): «Благословил Святой, благословен Он, Будущий мир, который начнется в седьмом тысячелетии (от Сотворения мира); «…и освятил его» — уготовил его сынам Израиля» (Берешит рабати раби Моше Адаршан с.20). И об этом мы учили в трактате Тамид (7:4): «На седьмой день недели произносим «Песнопение на день Шабата» (Теилим 92:1) — песнопение о грядущем, о мире, который весь — отдохновение и покой вечной жизни».

 

И в Мехильте (Ки тиса 1) сказано по поводу стиха «…Шабаты Мои соблюдайте,… ибо Я Ашем, освящающий вас» (Шмот 31:13): «Освящающий вас» — для Будущего мира, подобного святости Шабата в этом мире. Учим, что Шабат сравнивается со святостью Будущего мира. И так же сказано: «Песнопение на день Шабата» — песнопение о мире, который весь Шабат» (и как Шабат наступает после шести дней недели, так и Будущий мир наступает после шести тысячелетий истории).

 

И в агаде раби Акивы сказано: «День Суда и царство потомка Давида (царя Машиаха) будут в шестом тысячелетии; в седьмом — «И благословил Б-г седьмой день, и освятил его, ибо этот день — отдохновение» от всех дней существующего мира и начало Будущего мира».

 

 

Итак, мы выяснили, что Будущий мир — это не Мир Душ, но сотворенный, осязаемый мир, в котором будут пребывать воскрешенные люди — их тела и души.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!