УРАВНОВЕШЕННАЯ И НЕУРАВНОВЕШЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Самый простой способ уравновесить композицию - расположить объект по центру изображения. Однако это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону - равновесие нарушается. Одна часть плоскости становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть плоскости какой либо объект.
Равновесие может быть достигнуто и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее.
Уравновешенная композиция Неуравновешенная композиция Уравновешенная композиция
Закон композиционного равновесия говорит, что левая и правая, верхняя и нижняя части картины должны находиться в равновесии. В противном случае, возникает дисгармония, негативно действующая на зрителя.
Неуравновешенное состояние тела грозит человеку падением, поэтому внутри нас существует механизм восстановления баланса и сохранения равновесия. Зрительное равновесие не менее важно, чем физическое. Человек испытывает дискомфорт, когда он смотрит на неуравновешенную композицию, хотя может не осознавать в чем причина.
схема равновесия в композиции.
Если композиция симметрична, т.е. ее основные элементы равны по пятнам и их тонально-цветовым характеристикам, то композиция будет равновесной, как если бы на качели сели два ребенка одинакового веса.
|
|
Если же композиция несимметрична, то равновесие нарушается, как если бы на одну сторону качелей сел взрослый. Как тогда восстановить равновесие? Либо посадить против взрослого двух – трех детей, либо взрослому сесть ближе к центру качели.
Несколько сложнее всё на практике. Ведь у нас нет весов или качелей, позволяющих нам судить о том, насколько равновесны две части картины. Для этого у каждого должно быть внутреннее чувство композиционного равновесия. У кого-то оно развито хорошо, а у кого-то не очень.
Представьте чистый лист бумаги. Это наша картинная плоскость. Она пуста и самодостаточна, изначально уравновешенна. Но стоит поставить на листе точку, и ситуация меняется. Наш взгляд неумолимо будет стремиться к этой точке, а значит, равновесие нарушится – эта часть листа будет притягивать большее внимание.
Чтобы восстановить равновесие, недостаточно поставить точку симметрично, мы должны учитывать не только равновесие левой и правой половин, но и верха и низа.
В принципе, когда мы говорим о точках, их положение можно просчитать логически, рассматривая их положение относительно середины формата. Однако если мы возьмем не точки, а более сложные и разнообразные формы, математический расчет нам уже не поможет, здесь нужно опираться на внутреннее ощущение равновесия.
|
|
5. Симметрия и асимметрия как свойства и качества
объемно-пластической композиции.
Симметрия.
Связь между отдельными частями и связь каждой части с целым. Повторение, отражение левого в правом, верхнего в нижнем и т. д. Как средство композиции симметрия используется очень давно. В природе абсолютной симметрии нет. Отступления от симметрии неизбежны и в технике, что обусловливается функциональными и конструктивными факторами. Симметрия предполагает: строгость, отдых, спокойствие, классицизм, силу.
Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный. Эта пара средств определяет расположение элементов композиции относительно главной оси. Если оно одинаково, то композиция выступает как симметричная, если в нем есть небольшое отклонение в ту или иную сторону − как дисимметричная. При значительном отклонении она становится асимметричной.
Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции в художественном проектировании.
|
|
Симметрия с древних времен считалась одним из условий красоты, поскольку она обеспечивает равновесие композиции. Древние греки полагали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна.
Слово «симметрия» в переводе с греческого означает «соразмерность».
Существуют три основных вида симметричной композиции: зеркальная, осевая и винтовая. Зеркальная симметрия образуется при одинаковом расположении элементов относительно главной оси, проходящей по центру горизонтальной или вертикальной композиционной плоскости (графической или пластической). Пример − квадрат с перекрестием по середине.
Осевая симметрия типична для объемной формы, имеющей центральную, как правило, вертикальную ось симметрии и равномерное расположение элементов вокруг этой оси. Характерная симметрично- осевая форма − цилиндр.
Винтовая симметрия характерна для объемной формы, имеющей ту же центральную ось и неравномерное развитие элементов в продольном направлении, их сокращение и смещение относительно этой оси.
Типичный ее пример − форма, подобная форме раковины. Симметрия обеспечивает предельно четкое зрительное равновесие композиционной формы. Всякое ее нарушение ведет к тому, что эта форма приобретает неуравновешенный характер.
|
|
Широко применяется также асимметрия, т. е. сочетание и расположение элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствует. В такой композиции особенно важна зрительная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету.
Асимметрия − принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.
Если симметричная форма воспринимается легко и сразу, то асимметричная читается постепенно.
Следует отметить, что очень часто симметрия, как и асимметрия, выражается в сопоставлении нескольких композиционных осей. Композиция может включать в себя симметрию и асимметрию одновременно. Тогда она строится на основе соподчинения второстепенных, асимметричных частей и главной симметричной формы. При таком соподчинении устанавливается зрительное равновесие всей композиции. Оно может быть достигнуто при положении, в котором главный элемент асимметричен относительно общей формы, а ее части − симметричны, и наоборот.
Асимметрия.
Использование асимметрии в симметрично развивающейся форме часто встречается при проектировании отдельных изделий мебели и особенно интерьеров. Поэтому художнику-конструктору важно научиться хорошо разбираться в особенностях соподчинения, которые действуют при отступлениях от симметрии. Асимметрия как свойство-состояние формы имеет принципиальное отличие от симметрии. При организации асимметричной композиции используются многие закономерности, так как отдельные элементы лишены своей связующей - оси симметрии. Работа над асимметричной формой сложнее, чем над симметричной. Здесь необходимо тонкое понимание композиционного равновесия, так как соподчиненность формы обычно и сводится именно к нему. Асимметрия означает: слабость, движение, динамизм, "жизнь", свободу, как в совокупности, так и в деталях.
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 12633; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!