Целостность и соподчиненность – главное композиционное свойство и условие композиционного формообразования.



Гармоничная целостность.

Целостность –это первый признак композиции, характеризуется тем, что из композиции нельзя изъять, добавить или передвинуть не один из элементов. Целостность нельзя понимать как спаянный монолит, это такое отношение, когда все элементы композиции связаны воедино стилем рисунка, цветами, размерами, выравниванием. В цельной композиции все промежутки, пробелы и отношения между элементами работают на создание внутреннего единства композиции. Для создания целостной композиции будущее изображение рассматривают как набор цветовых пятен – силуэтов отдельных элементов, которые компонуют на плоскости до достижения необходимого эффекта.

Критерии оценки целостности композиции:

- Простота, лаконичность, ясность композиции

- Возможность лёгкого охвата целиком всей композиции одним взглядом.

- Незаменимость всех составляющих композиции. Незаменимым считается такой элемент композиции, который нельзя убрать из композиции без ущерба для нее в целом.

- Подчиненная связь первичным элементам вторичных, которая обеспечивает их гармонию друг с другом в логическом, эмоциональном, эстетическом плане и пластическое единство.

Таким образом, причиной целостности композиции следует считать соподчинение всех ее элементов

 

Подчинённость второстепенного главному (наличие доминанты)

В любой композиции есть главный элемент и ряд второстепенных, которые работают на выделение главного, они по-своему оттеняют главный элемент, направляя взгляд при рассматривании произведения. Главный элемент является смысловым центром композиции, но это не означает, что он должен обязательно находиться в геометрическом центре композиции. Центр композиции может находиться как на переднем, так и на заднем плане композиции.

Раскрыть понятие композиционного равновесия и гармонии средовой композиции.

Композиционное равновесие.

Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходимо выполнить два ее непременных условия: первое — равновесие, второе — единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции.

Равновесие − это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения масс композиции относительно ее центра.

Равновесие так же, как ритм, присуще и растительному, и животному миру. Равновесие объемов или частей любого сооружения, любого предмета зрительно вызывает чувство покоя, уверенности и устойчивости. Человеческий глаз отдыхает при восприятии такого предмета. Композиционно равновесие достигается, прежде всего, формой деталей, цветом, тоном и пластикой. Равновесиезависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д.

Равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных композициях. Симметрия сама по себе еще не является гарантией уравновешенности в композиции. Количественное несоответствие симметричного элемента и плоскости (или диспропорция частей и целого) становится зрительно неуравновешенным. Уравновесить симметричную композицию гораздо легче, чем асимметричную, и достигается это более простыми средствами, так как симметрия уже создает предпосылки для композиционного равновесия. Правильно найденная симметричная композиция воспринимается легко, как бы сразу, независимо от сложности ее построения. Асимметричная же порой требует более длительного осмысления и раскрывается постепенно.            

Добиваясь выполнения одного закона гармонии, необходимо выполнить условия второго закона — единства и соподчинения. И наоборот: создавая единство, цельность произведения, вы тем самым решаете задачу его равновесия. Только выполнив два этих условия, вы можете сказать, что создали гармоничную композицию.
Но не забывайте о средствах гармонизации, которые помогут вам в выполнении этих условий. Это пропорции и масштаб, контраст, нюанс и тождество, ритм.

Уравновешенность– это основа гармонии в произведении, она напрямую связана с симметрией, но симметричная композиция по определению уравновешенна. Намного сложнее уравновесить ассиметричную композицию. Уравновесить композицию можно благодаря зрительной взаимосвязи элементов относительно воображаемой оси симметрии. Особое внимание следует уделять уравновешенности в динамических композициях, где основной задачей является уничтожение равновесного покоя.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 3744; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!