Часть 2 Основные понятия и правила композиции
Понятие «дизайн» появилось в начале XX века, когда на помощь ремесленному декоративно-прикладному искусству пришло массовое производство всего комплекса окружающих нас вещей. Раньше один и тот же мастер придумывал, изготавливал и украшал свою продукцию (одежду, посуду, инструменты, в новых. Потребовался особый отряд специалистов — дизайнеров, — занятых только проектированием будущих вещей и приборов, изготовление. В переводе с английского «дизайн» (design) означает «проект», «рисунок», «эскиз», а также действия, связанные с появлением проекта или рисунка. Иначе говоря, главный смысл слова «дизайн», означающего проектное создание (прогнозирование, продумывание) условий для появления высококачественных, радующих глаз вещей, образующих среду человеческого обитания, — превращение, преобразование нужного и полезного в прекрасное.И этот девиз стал идейным стержнем работы дизайнеров. Сегодня полноценный интерьер любого назначения немыслим без интенсивного оснащения мебелью, оборудованием, разного рода украшениями, предметами быта, которые вместе с архитектурной основой должны составлять среду — удобный, целесообразно организованный предметно-пространственный ансамбль или «гармоничное пространство для жизни», что невозможно без тесного взаимодействия двух искусств — архитектуры и дизайна, взаимодействия, требующего определенного уровня знаний и умений в обеих сферах проектной деятельности.
|
|
Общие понятия дизайна, его место в проектной культуре
Официально история дизайна начинается в 1907 году, когда в Германии по инициативе компании АЭГ был создан «Дойче Веркбунд» — производственный союз передовых художников, инженеров, промышленников и коммерсантов, провозгласивших, что массовая стандартная продукция может и должна быть эталоном — во всех отношениях — качества потребительских товаров.
Уильям Моррис – один из первых теоретиков дизайна. Пионеры дизайна: Реймонд Лоуи, Чарлз Макинтош, К.Оливетти и Э. и А. Брауны, Френк Ллойд Райт, К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин и др.
После Первой мировой войны идеи родоначальников дизайна подхватили две школы «производственного искусства», возникшие почти одновременно: ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) в Москве и БАУХАУЗ в Германии высшая школа промышленного искусства (нем. Bauhaus - "дом строительства"). - художественное учебное заведение, занималось подготовкой художников-дизайнеров. Обе объединяли выдающихся художников, архитекторов, мыслителей: В. Татлина, А. Родченко, Л. Попову, В. Гропиуса, Миса ван дер Роэ, В. Кандинского. Все они выступали за острые, новаторские решения форм предметно-пространственной среды, максимально отвечающие потребностям человека и возможностям промышленных технологий, справедливо полагая, что активное использование новых материалов, образов, колористических композиций даст жизнь новой эстетике.
|
|
промышленный, или индустриальный дизайн— проектирование, ориентированное на массовое производство изделий промышленности — от станков и инструментов, нужных самой промышленности, до скрепок, заколок, расчесок и прочей мелочи для бытовых надобностей. Некоторые виды промышленной продукции давно уже приобрели статус самостоятельных дизайнерских отраслей. Например, средства транспорта, посуда, радиоэлектроника. Особую группу дизайнерских усилий составляет связка «текстиль—одежда», образующая индустрию моды, существуют разделы промдиэайна, выпускающие бижутерию, ювелирные изделия, духи и другую парфюмерную продукцию.
графический дизайн— печатные издания, плакаты, знаки, указатели — все изобразительные решения, тиражируемые типографским или другим техническим способом, вплоть до телезаставок.
архитектурный дизайн,объекты, которые возводятся в массовом порядке призваны обеспечить прежде всего наши утилитарные запросы— стандартные жилые дома, типовые школы, больницы, оборудования «рядовых» магазинов.
|
|
Существуют и другие разновидности дизайнерского проектирования. Например, ландшафтный дизайн,продолжатель дела садово-парковой архитектуры, пользовавшейся для своих целей «натуральными» природными средствами — водой, формами земной поверхности, зелеными насаждениями. Сегодня, при общей нехватке природных ресурсов, особенно в городах, главной заботой этого вида дизайна стала технология искусственного поддержания задуманных его специалистами экологических систем — в парках, дворах, интерьерах общественных зданий.
арт-дизайн,произведения которого специально подчеркивают художественный эффект любых объектов и сооружений, превращая их в «скульптуры», декоративное панно и т.п.
средовом дизайне,получившем самостоятельность около полувека назад, когда и потребители, и проектировщики осознали, что вся продукция отдельных дизайнов в натуре взаимодействует, создавая в целом уникальное по значимости и широте охвата явление — предметно-пространственную среду.
Возникновение, развитие и укрепление дизайнерских форм творчества — одно из весьма показательных проявлений специфического свойства человеческой сущности — проектного сознания.Большинство людей в реальной жизни, не задумываясь об этом, постоянно ставят и решают разного рода проектные задачи. Проектирование, говорил английский теоретик дизайна Дж.К.Джонс, ставит целью предусмотреть, запланировать положительные изменения в окружающей человека действительности. И охватывает оно не только творчество профессиональных проектировщиков, архитекторов и конструкторов, но и мысли, и чувства плановиков, экономистов, политиков, простых граждан — всех тех, кто стремится изменить формы и содержание нашего мира, сделать его лучше, человечнее.
|
|
Так определяется одна из ценностей человеческого сообщества, его врожденная проектность, которая реализуется в современной деятельности людей как особый тип мышления и практической направленности работы по жизнеустройству — проектная культура.
Понятие о среде
Среда как объект проектирования, ее характеристики и слагаемые.
В русском языке словом «среда» обозначаются:
— система набора природных (физических) условий, «внутри» которых протекает некая деятельность; социально-бытовое окружение, обстановка;
— совокупность людей и вещей, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее средовое пространство.
Эти определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающеечто-либо, с другой — то, что окружено,находится внутри чего-либо. Двойственность эта неслучайна — в целом понятие подразумевает единство условий существования объекта (процесса, явления) и самого этого объекта.
Этим термином (в отличие от других видов среды — интеллектуальной, сценической, социальной и т.п.) мы обозначаем ту часть нашего окружения, которая образована архитектурно художественно обоснованными структурами, где комбинации пространств, объемов и систем оборудования и благоустройства для проходящих здесь процессов жизнедеятельности объединены в целостность по законам художественного единства, являются результатом реализации определенного архитектурно-дизайнерского замысла.
Объединяют, делают близкими архитектуру и дизайн архитектурной среды общие свойства — «пространственность» методов, целей и результатов работы, использование прежде всего визуальных средств формирования конечного объекта. Различает их сам результат.
Архитектурная среда — она немыслима без единовременности существования и восприятия «оболочки» и ее заполнения, субъектов и объектов осуществляемых здесь видов деятельности. Другими словами, если в архитектуре процесс (утилитарная потребность) служит как бы поводом, толчком к появлению архитектурного образа, который после воплощения в постройке начинает жить сам по себе, вне породивших его задач, то образ среды принципиально ориентирован на единство «причины» проектирования — функции — и «следствия» проектной деятельности — комплекса материально-физических и эстетических условий выполнения функциональной задачи.
В этом — сущность проектного отношения к среде: она состоит из архитектурных (пространственных), дизайнерских (предметных) источников средового состояния и самого этого состояния (атмосфера среды), которые концептуально неразрывны и все три являются предметом проектирования, хотя способы их проектного формирования различны.
интерьеры, как продукт чисто архитектурного творчества, могут существовать и оцениваться сами по себе, вне учета протекающей здесь жизни. Их проектирование характерно своего рода невмешательством в течение функциональных процессов — они задаются «сверху» (обычаем, заказчиком, технологом) и только «оформляются» архитектурными средствами. Соответственно архитектурное проектирование интерьеров ведется в традиционной последовательности: «пространство (слепок функции) — художественная организация (композиция) пространства — насыщение композиции выразительными деталями (конструкции, декор, оборудование и пр.)», которую, правда, можно интерпретировать по-разному.
Специалисты даже разделяют интерьеры «архитектурные» и «предметные» — первые созданы преимущественно архитектурой и архитекторами и представляют собой «самоценное», мало зависящее от условий эксплуатации образование; тогда как главное в облике вторых — оборудование, мебель, личные вещи, «случайно» собранные владельцем.
«Предметные» интерьеры намного ближе к понятию «среда», т.к. их архитектурная основа только обозначена, задумана как абстрактная сцена, где «живет и действует» непредусмотренная замыслом зодчего обстановка, преобразовавшая помещение соответственно интересам заказчика. Что объясняет весьма специфические художественные возможности дизайна среды — его произведениям, в отличие от архитектурных, подвластны ирония, смех, они могут «критиковать» действительность, осуждая ее, создавать «отрицательные» образы, унижать и даже, в отдельных случаях, — разрушать по специальному заказу человеческое в человеке.
Композиция
Композиция (лат. - сочинение, составление, расположение) - объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.
Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения.
Предметно-смысловым элементам композиции способствуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, план, ракурс, акцент и различные контрасты.
Композиция не должна играть самостоятельной роли она служит лишь средством для выражения авторской мысли.
Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в искусстве и дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием вещей.
Цель композиции в дизайне - утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.
Целью композиции является достижение целостности (гармонической организованности) формы и ее выразительности.
Основными принципами композиции любых объектов дизайна, учет которых призван обеспечивать достижение их композиционной целостности, являются:
единство целого и частей формы;
соподчиненность элементов формы;
уравновешенность элементов формы;
соразмерность элементов формы.
Известный искусствовед Н. Н. Волков отмечал, что в композиции воплощаются два начала: смысловое — логос и пластическое — мелос. В реалистическом искусстве ведущим является первое
Н. Ф. Ковалев в книге «Золотое сечение в живописи» отмечает, что художник каждый раз изобретает необходимый прием для выражения своего замысла. Он говорит о пяти законах композиции. Их «проявление... обнаруживается в любом произведении искусства независимо от времени и места его создания:
1-й. Закон целого выражает неделимость целого.
2-й. Закон пропорций определяет отношение частей целого по величине друг к другу и целому.
3-й. Закон симметрии обусловливает расположение частей целого.
4-й. Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого.
5-й. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого.
Эти пять законов с неизменным постоянством проявляются во всем, что создает человек».
Средствами учебной гармонизации композиции и приведения к единству первичных свойств формы являются:
пропорциональность и масштабность;
симметрия — асимметрия;
контраст — нюанс;
ритм — метр;
статика — динамика;
тяжесть — легкость;
равновесие — неустойчивость;
модульность — подобие — различие;
цвет — свет.
1.Композиция в дизайне есть специфичная творческая деятельность, направленная на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью.
2.Предметом композиционно-художественного образования в дизайне выступает форма, в которой четко и ярко раскрываются художественные свойства составляющих ее элементов, эффективность применяемых в ней разных композиционных средств и приемов гармонизации.
3.Определяющим моментом в построении композиции в дизайне является ее четкая логическая обоснованность или рациональность, основанная на учете объективных
закономерностей композиционно-художественного формообразования.
4.Раскрытие глубокого образного характера и достижение необходимого своеобразия дизайн-формы возможно только при одновременном вкусовом, заинтересованном отношении к ней автора.
5.Композицию в дизайне следует рассматривать как сложный процесс гармонизации формы, направленный прежде всего на достижение ее целостности или, по-другому, выявление ее художественного характера.
6.Важнейшей стороной композиционно-художественной разработки дизайн-формы является точное следование раскрытым принципам ее гармонизации.
7.Определяющим условием построения гармоничной дизайн-композиции является достижение в ней «единства в многообразии».
Геометрический и композиционный центры, средства выделения композиционного центра, плановость в композиции
Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции.
Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. В рекламе выделение композиционного центра может пригодиться для привлечения внимания потенциального покупателя к интересной ему информации. Это может быть текст или изображение.
Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время как геометрический центр один.
Композиционный центр — это часть композиции, предусмотренная для управления вниманием зрителя. Именно на композиционных центрах изображения внимание зрителя концентрируется в первую очередь. При отсутствии композиционных центров взгляд остановить не на чем. Реакцией в данном случае может быть или безразличие к изображению или вовсе – раздражение. Задача композиционного центра заключается не столько в раскрытии идеи сюжета изображения, сколько в формировании восприятия самой композиции.
Композиционных центров на изображении может быть несколько, но один из них все же должен быть первостепенным.
Композиционный центр не обязательно является точкой. Как правило, композиционный центр занимает некоторое пространство на изображении.
Композиционный центр может быть выделен:
Контрастом света и тени
Контрастом цвета
Размером
Формой
В классической живописи, как правило, сюжетно-композиционный центр изображают на втором плане. Передний план служит как бы вступлением, приглашением взглянуть на основное событие. На втором плане находится весь сюжет произведения, а третий служит продолжением картины, фоном, на котором разворачивается действие.
Часть 2 Основные понятия и правила композиции
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 3105; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!