ТЕАТРАЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ВИТЕБСКОГО УНОВИСА



 

Барковская В.В.,

студентка 3 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Лисов А.Г., канд. искусствоведения, доцент

 

Нельзя переоценить значение феномена УНОВИСа для художественной жизни Витебска. Прежде всего, деятельность партии связана, безусловно, с именем Казимира Севериновича Малевича.

Малевич приехал в Витебск в ноябре 1919 года, и с невероятной быстротой вокруг него стали группироваться ученики Народного художественного училища. Сначала произошло оформление Молпосновиса – Молодых последователей нового искусства. 28 января появилось название Посновис (Последователи нового искусства) и держалось оно 18 дней, до 14 февраля 1920 года, когда на организационном собрании в училище был сделан коллективный вывод о том, что подмастерья школы могут выступать отныне не только как последователи, но и как утвердители нового искусства. Аббревиатура от Утвердителей нового искусства образовало слово УНОВИС, которому суждено было войти в историю [2].

Одной из главнейших забот складывающегося сообщества стало создание «нового театра». Учитывая этот факт, хотелось бы проанализировать театральное творчество витебского УНОВИСа.

За историю своего существования, длившуюся немногим более двух лет, УНОВИС, тем не менее, успел реализовать несколько интереснейших театральных проектов.

Первым опытом уновисского театрального представления явилась «живая картина всех предприятий в декорациях супрематических», проведенная в рамках празднования двухлетнего юбилея Комитета по борьбе с безработицей. Эта постановка предшествовала грандиозному проекту футуристической оперы «Победа над солнцем» Веры Ермолаевой и следовавшему за ней «Супрематическому балету» Нины Коган, которые прошли в Латышском клубе 6 февраля 1920 г. в рамках «Недели фронта». Именно эти постановки стали впоследствии объектом пристального внимания искусствоведов. Последняя театральная акция уновисцев состоялась 17 сентября 1921 г. в Латышском клубе: это был вечер под лозунгом «Величайшина» в декорациях Веры Ермолаевой и Льва Циперсона; в его программе были произведения Маяковского − трагедия в пяти актах «Война и мир» и пролог к «Мистерии-буфф» [3].

Особый интерес представляет «построенный» в июне 1920 г. альманах «УНОВИС №1» [1], который содержал значительный блок материалов о театре и непосредственно о «Победе над Солнцем». В первую очередь, это статья Нины Коган «О супрематическом балете», призванная объяснить и обосновать театральные эксперименты, имевшие место 6 февраля 1920 г. в Латышком клубе. Здесь же в альманахе – статьи «О старой и новой музыке» М. Матюшина, «Декларация слова как такового» А. Крученых, эскизы костюмов и декораций К. Малевича, В. Ермолаевой к «Победе над солнцем», и Н. Коган к «Супрематическому балету». Один из материалов напрямую связан с событием – «Доклад тов. М.И. Носкова на митинге 6 февраля 1920 г.». Важным программным документом является статья Л. Зупермана «О театре», которая посвящена пересмотру всех основополагающих ценностей театра в соответствии с задачами нового искусства и позволяет познакомиться с театральной концепцией К.С. Малевича «искусство-жизнь».

Витебские театральные постановки имели огромное значение как для истории самой витебской организации УНОВИСа (именно благодаря реализации театральной идеи вечера 6 февраля произошла консолидация тогдашних посновисцев в организацию УНОВИСа), так и для культурной жизни Витебска в целом. Кроме того, витебская постановка «Победы над Солнцем» − это качественно новая ступень в развитии супрематической концепции К.С. Малевича.

Важно также сказать о том, что театральные эксперименты УНОВИСа привели к рождению новых художественных форм и обозначили переход к тем сложным синтетически видам искусства, что получили развитие во второй половине XX в. под общим названием «акционизм» (перформансы, хеппенинги, «искусство действия») [2].

Театральные проекты, выросшие в недрах витебской организации УНОВИСа, навсегда сделали художественную культуру Витебска 20-х гг. XX в. уникальным феноменом русского авангарда.

 

Литература:

1. Горячева Т.В. «Директория новаторов»: Уновис – группа, идеология, альманах / Т.В. Горячева // Уновис №1. Витебск 1920. Факсимильное издание. − М.: Издательство СканРус, 2003.

2. Шатских, А.С. «Витебск. Жизнь искусства 1917-1922 гг.»/А.С. Шатских. – М.: Языки русской культуры, 2001. – 255 с.

3. Шатских, А.С. «Театральные затеи УНОВИСа и их инициатор» /А.С. Шатских // Малевич: Классический авангард: Вып. 4 / Под ред. Т. В. Котович. − Витебск, 2000. – С. 40-48.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 591; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!