Механицизм и социальные науки



В социальных науках классического типа также обнаруживалось явное влияние механицизма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Ламетри, Гольбах). Так, А. Сен-Симон утверждал, что «прогресс человеческого ума дошел до того, что наиболее важные рассуждения о политике могут и должны быть непосредственно выведены из познаний, приобретенных в высших науках и в области физики». Наконец, американская конституция, также, как указывает А.Я. Гуревич,  воплотила в себе принципы механицизма.

Механицизм проявляется и в рассмотрении сущности человека. Ламетри проводил аналогию человека с механическими часами. Гольбах солидаризируется с Ламетри, но фиксирует особенные признаки, специфицирующие человека по отношению к неодушевленной машине, однако и они выражены на языке и в терминах механической физики. Р.Декарт предложил схему взаимодействия организма с окружающими телами посредством «нервной машины».

Механицизм в социологии - направление, возникшее в XIX в. и являющееся, в сущности, одной из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, которые под влиянием классической механики (и физики вообще), а также механистического миропонимания, бывшего весьма влиятельным в течение нескольких веков, стремились свести закономерности функционирования и развития общества к механистическим закономерностям, широко используя при этом физическую терминологию и фразеологию. Социальная структура сводилась к сумме ее элементов, общество, в отличие от органицистских представлений, понималось как механический агрегат. Сторонники механицизма прибегали к еще более наивным и вульгарным аналогиям, чем органицисты. Так, Г. Ч. Кэри сравнивал общественные структуры и процессы со структурами и процессами неорганического мира, стремился установить общие для них законы. В XX в. механицизм продолжал время от времени возрождаться в новых - "энергетических", "термодинамических" и прочих - формах, соответствовавших новым этапам развития физических наук. Его идеи развивали некоторые крупные ученые. Концепции механицизма разделял в значительной мере Парето. Для механицизма этого периода характерна работа А. Барсело "Очерки социальной механики" (Париж, 1925). При всей несостоятельности своей редукционистической методологии представители механицизма, будучи сторонниками количественных и статистических методов, внесли заметный вклад в теорию и методику социальных измерений, их влияние чувствуется и в современных тенденциях использования в социологии кибернетики и общей теории систем. [5, с.30-31]

Механицизм и психология.

В XIX веке механицизм окончательно перешел границы естественных наук и проник в психологию. Наиболее яркими примерами механистической методологии в психологии стали ассоциативная психология, бихевиоризм, реактология и когнитивная психология.

Одним из наиболее ярких проявлений принципов механицизма в европейской психологии во второй половине XIX в. стала система В. Вундта. Решающим обстоятельством, которое обеспечило этой системе господствующее положение, как указывают П.Я. Гальперин и А.Н. Ждан, оказалось введение в психологию экспериментального метода. Идеи, на которых базировалась психология В. Вундта, изначально отличались дуалистичностью. В. Вундт разделил психологию на две области: «физиологическую психологию», объектом изучения которой позиционировались простейшие психические процессы и «психологию народов» – область высших психических функций, связанную с «порождениями человеческого духа» – языком, мифологией, обычаями и пр. В системе В. Вундта совмещались механицизм и волюнтаризм, психологический атомизм и идеи творческого синтеза. Что касается механистической основы концепции В. Вундта, то здесь следует указать также на идею детерминизма психических процессов. Психические процессы, согласно этому психологу, в зависимости от их качества, могли обусловливаться как на физиологическом, так и на духовном уровне причинности, в чем также выразился дуалистический характер идей этого психолога.

Таким образом, первым механистическим направлением, всерьез заявившим свои претензии на парадигмальность следует в целом рассматривать ассоцианизм  (Г. Спенсер, А. Бэн – в Англии, И. Тэн, Т.А. Рибо – во Франции, В. Вундт, Г. Эббингауз, Г.Э. Мюллер, Т. Циген – в Германии, М.М. Троицкий – в России и др.). Ассоцианизм стал, по сути «психологией элементов», находящейся под влиянием механистических тенденций и ориентированной на то, чтобы разлагать все сложные образования сознания на элементы (ощущения, простейшие чувствования, представления), рассматривая их как результат сцепления, то есть ассоциации последних. При этом фактором, детерминирующим образование ассоциаций, становилась простая смежность двух психических процессов.

Эти общие свойства ассоцианизма можно обнаружить и в ходе анализа идей отдельных представителей ассоциативной психологии.

Так, Т. Браун (1778–1820), один из основателей ассоцианизма в психологии, полагал, что решение задачи является следствием хаотичным образом возникающих в сознании ассоциаций, одна из которых в итоге приводит к искомому решению. Атомистичность реализуется у Т. Брауна в его объяснении понятия потребность, которое сводится этим психологом к простой ассоциации между ощущением неудовольствия, вызываемым состоянием тела (например, при голоде, жажде), и непосредственно связанным с этим ощущением желанием того, что устраняет это неудовольствие.

Дж. Милль (1773–1836) сводит всю психологическую жизнь к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей: в психическом мире, согласно Дж. Миллю, есть только одно явление – ощущение, и только один закон – ассоциации. В учении Дж. Милля об общем законе ассоциаций и причинах их закрепления наиболее ярко прослеживается характерный для ассоцианизма механицизм в трактовке психики.

Ученик В. Вундта Э.Б. Титченер (1867–1927) помимо ощущений и чувствований считал элементами сознания еще и представления. Из ощущений, как из кирпичиков, по мнению Э.Б. Титченера, складывается все содержание нашей душевной жизни, в том числе более сложные мыслительные образования. Этот исследователь называл свой вариант интроспективной психологии структурализмом, понимая под структурой сумму элементов в сознании. Э.Б. Титченер представлял сознание в виде «двухуровневого» потока, верхний «уровень» которого включает в себя ясные содержания сознания, нижний – смутные. Э.Б. Титченер предполагал, что в этом потоке постоянно происходит процесс перехода состояний сознания с одного уровня на другой.

В каждом из приведенных подходов присутствуют ярко выраженные признаки механицизма, в особенности атомизм. Поэтому можно смело утверждать, что ассоциативная психология стала прямым воплощением идей ньютоновской механики в поле психологической науки (по аналогии с тем, как это было ранее с химией, биологией, социологией и т.д.).

В психологии сознания, к которой историки психологии, как правило, относят и ассоцианизм, следует вычленять еще одного яркого психолога, чей вклад в классическую психологию является весьма серьезным. Представитель американской психологии сознания У. Джеймс (1842–1910), рассматривая предмет психологии так же, как это делали многие ассоцианисты, в виде потока сознания, в отличие от них (в частности, от В. Вундта и Э. Торндайка) считал невозможным выделение в сознании четко отграниченных друг от друга элементов, из которых потом синтезируются более сложные процессы. У. Джеймс полагал, что в потоке сознания нет «связок», что он как река, которую невозможно разбить на изолированные друг от друга части воды. Поэтому, У. Джеймса, несмотря на близость некоторых его идей позициям ассоцианистов, не вполне правомерно относить к представителям классической психологии: он репрезентирует скорее переходный этап в динамике научной рациональности.

Еще одним ярким примером механицизма в психологии стал бихевиоральный подход к осмыслению проблемы психического (Дж. Уотсон, Э. Толмен и др.). В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Общеметодологическими предпосылками бихевиорального направления в психологии явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука не может и не должна описывать что-либо, выходящее за пределы непосредственно наблюдаемого, тогда как попытки анализа внутренних, недоступных чувственному познанию форм активности человека следует рассматривать как продукт философского воображения.

Основателем бихевиоризма является американский психолог Дж. Уотсон (1878–1958). По его мнению, интроспективная психология не могла называться наукой, поскольку в качестве предмета изучения постулировала субъективную реальность, не доступную, как полагал Дж. Уотсон, объективному исследованию. Поэтому, Дж. Уотсон отвергал интроспективную психологию и считал, что необходимо отказаться от изучения сознания и исследовать поведение индивида от рождения до смерти как единственно доступную для психологического изучения объективную реальность. Программной для развития бихевиоризма стала статья Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913). В этой статье Дж. Уотсон определил поведение как совокупность всех «внешне наблюдаемых» реакций организма на внешние стимулы. Единицей анализа поведения в теории Дж. Уотсона выступила схема «стимул – реакция» (S – R). Эта схема, по мнению психолога, актуальна как для простейших, так и для сложных реакций организма на средовой стимул.

В основе бихевиоризма (Э. Торндайк, Дж. Уотсон) лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов на воздействия внешней среды. Общеметодологическими предпосылками бихевиорального направления явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука не может и не должна описывать что-либо, выходящее за пределы непосредственно наблюдаемого. В бихевиоризме ярко выражены и атомизм, реализующийся в идее о том, что человек представляет собой простой набор его поведенческих реакций, и детерминизм, выражающийся в идее о существовании стимула как самодостаточного фактора, детерминирующего психическую (сводимую к поведенческой) активность человека.

Значительное влияние оказал механицизм и на реактологию К.Н. Корнилова. Реактология предлагала рассматривать психику человека как арифметическую сумму реакций на совокупность внешних воздействий.

Механистичностью также характеризуется возникшая в середине 20-го века когнитивная психология, рассматривающая психику человека по аналогии с ЭВМ как простую совокупность когнитивных функций человека. Эта ситуация обусловлена тем, что когнитивная психология использует R-методологию, которую она заимствует у методологического бихевиоризма. [10]


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 2223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!