Механицизм и естественные науки



Оглавление

Введение. 2

1. Развитие классической науки. 3

2. Механицизм.. 5

2.1. Механицизм и естественные науки. 6

2.2. Механицизм и социальные науки. 6

2.3. Механицизм и психология. 8

3. Этапы построения психологических теорий. 12

3.1. Виды психологических теорий. 13

3.2. Требования к получаемым в ходе научной деятельности знаниям.. 15

3.3. Теоретические объяснения. 16

Заключение. 18

Литература. 20

 

Введение

Уровень общенаучных принципов и форм исследования.Эта сфера получила широкое развитие в XX в., что явилось фактором превращения методологических исследований в относительно самостоятельную область научного знания.

Это - содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин одновременно, и формальные разработки и теории, связанные с решением широкого круга методологических задач.

Пример содержательной концепции - теоретическая кибернетика, концепции ноосферы Вернадского. Формальные концепции - дисциплины прикладной математики (типа исследования операций, теории игр и т.п.), логики и методологии науки, которые связаны с анализом языка науки, способов построения научных теорий, логико-методологических особенностей идеализации, формализации, моделирования и т.п. Общенаучный характер разрабатываемых на этом уровне проблем не означает, что они непременно относятся ко всем и любым отраслям науки: их специфика определяется относительным безразличием к конкретным типам предметного содержания и вместе с тем апелляцией к некоторым общим чертам процесса научного познания в его достаточно развитых формах.

Этот уровень связан с пониманием причинности, с наукой нашего времени. Здесь бихевиоризм, ассоциативная психология, механический детерминизм (кирпич просто так на голову не падает). Исключение - когнитивная психология, рассматривающая все через призму – человек = устройство по приему, переработке, извлечению информации. Когнитивная психология, как и бихевиоризм, задает себе идеал рациональности. Мир рационален, предсказуем. Рациональная модель мира – основа для конструирования всех психологий.

Развитие классической науки

Понятие «классическая наука» охватывает период развития науки с XVII в. по 20-е годы XX века. Наука XIX века довольно сильно отличается от науки XVIII века, которую только и можно считать по-настоящему классической наукой. Тем не менее, поскольку в науке XIX века по-прежнему действуют гносеологические представления науки XVIII в., их объединяют  в едином понятии – классическая наука. Этот этап характеризуется целым рядом специфических особенностей:

1. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику, представляющую мир в виде гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Поэтому механика рассматривалась и как универсальный метод познания окружающих явлений, в результате дававший систематизированное истинное знание, и как эталон всякой науки вообще. Следовательно, в классической науке господствовала парадигма механицизма. Эта ориентация на механику приводила к механистичности и метафизичности не только классической науки, но и классического мировоззрения, а также проявлялась в целом ряде частных установок: однозначность в истолковании событий, исключение из результатов познания случайности и вероятности, которые расценивались как показатели неполноты знания; – исключение из контекста науки характеристик исследователя, отказ от учета особенностей (способов, средств, условий) проведения наблюдения и эксперимента; субстанциональность – поиск праосновы мира; оценка имеющегося научного знания как абсолютно достоверного и истинного; осмысление сущности познавательной деятельности как зеркального отражения действительности.

2. Рассмотрение мира как из века в век неизменного, всегда тождественного самому себе, неразвивающегося целого. Данный методологический подход породил такие специфические для классического естествознания исследовательские установки, как статичность, элементаризм и антиэволюционизм. Усилия ученых были направлены в основном на выделение и определение простых элементов сложных структур (элементаризм) при сознательном игнорировании тех связей и отношений, которые присущи этим структурам как динамическим целостностям (статичность). Поэтому истолкование явлений реальности было в полной мере метафизическим, лишенным представлений об изменчивости, развитии, историчности (антиэволюционизм).

3. Сведение самой Жизни и вечно живого на положение ничтожной подробности Космоса, отказ от признания их качественной специфики в мире-механизме, четко функционирующем по законам открытым И.Ньютоном. В этом абсолютно предсказуемом мире (идею всеобщего и полного детерминизма наиболее точно высказал Лаплас: если бы было известно положение всех частей и элементов мира и силы, действующих на них, если бы нашелся некий демонический ум, объединивший эти данные в одной формуле, не осталось бы ничего непонятного в природе, было бы открыто не только прошлое, но и будущее) не было места жизни, организм понимался бы как механизм. Казалось, чем дальше шел ход человеческой мысли, тем резче и ярче выступал такой чуждый живому, человеческой личности и ее жизни, стихийно непонятный человеку Космос. Бренность и ничтожность жизни, ее случайность в Космосе, казалось, все более подтверждались успехами точного знания. Лишь одна религия продолжала отводить человеку особое место в мире. Присущее христианству резкое разделение духовного и материального и упор на превосходство духовного ныне получили противоположную оценку: мир физический все более представлялся основным средоточием человеческой деятельности. Христианское противопоставление духа и материи постепенно превращалось в свойственное классическому мышлению противопоставление разума и материи, человека и Космоса.

4. Наука вытесняла религию в качестве интеллектуального авторитета. Человеческий разум и практическое преобразование природы как результат его деятельности полностью вытеснили теологическую доктрину и Священное Писание в качестве главных источников познания Вселенной. Вера и разум были окончательно разведены в разные стороны. Место религиозных воззрений занял рационализм, который считал человека высшей или окончательной, формой разума, дал жизнь светскому гуманизму и эмпиризму, который выдвинул концепцию материальности мира как важнейшей и единственной реальности, чем заложил основы научного материализма. [3]

Механицизм

Механицизм — метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной. В своем конкретном применении механицизм выступает как крайняя форма редукционизма. Для него характерны отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого — к сумме его частей. Выдвигая на первый план механические формы движения, механицизм переносит понятия механики в область физики, химии и биологии и в духе механики трактует такие философские категории, как причинность, взаимосвязь.
В XVI—XVIII вв. механицизм приобрел значение господствующего направления, что было обусловлено особым положением в этот период механики как науки, ранее других получившей законченную систематическую разработку и широкое практическое применение. Механицизм нашел распространение в мировоззрении естествоиспытателей (Галилей, Ньютон, Лаплас), философов-материалистов (Гоббс, Ламетри, Гольбах). Декарт, выделяя “душу” в качестве отличия человека от остального мира (не имеющего в себе источника движения), приравнивал любые другие организмы к искусным механическим автоматам. Вольф полагал, что познание истины возможно “потому, что мир есть машина”. Типичными представителями механицизма в XIX в. были Бюхнер, Я. Молешотт.
Механицизм как философская позиция обусловил мировоззренческий кризис в XIX в. в ряде отраслей естествознания и связанных с ними областях философии: новые открытия, радикально преобразовавшие естественно-научное познание и углубившие его основы, требовали отказа от редукционизма. [11]

Механицизм и естественные науки

На этапе классической научной рациональности, согласно В.С. Степину, принято выделять всего одну концепцию, имеющую общенаучное значение - механицизм. Однако следует отметить, что в физике, как указывает         П. Фейерабенд, существовали модели физической картины мира, которые являлись альтернативными механицизму и, как полагает автор, небезуспешно пытались навязать ему борьбу за парадигмальность. Тем не менее, механицизм оказал влияние на все естественнонаучное знание. Так, начало становления химии как науки связано с введением в химию атомно-курпускулярных представлений. Все химические явления объяснялись Бойлем в контексте движения корпускул - малых частиц материи. В биологии Ламарк полагал, что существуют невесомые флюиды, которые являются источником органических движений. [5, с.30-31]


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!