Культы и обряды в первобытном обществе



Все представления древнего человека о мире и о себе, независимо от того, тотемистические они, анимистические или какие - ни будь еще, фиксировались в мифах и обрядах. Мифы - рассказы о первопредках и временах творения - представляли собой самосознание племени и потому были священны. Они передовались из поколения в поколение на протяжении веков и тысячелетий, сохраняя племенные традиции и историческую преемственность. Особенно сокровенные мифы нередко держались в тайне и передавались только людям, достигшим определеного возраста и завоевавшим уважение соплеменников. Знатоками и хранителями мифов были старшины, колдуны и знахари, а впоследствии - храмовые жрецы. Средством поддержания освященного мифов порядка был обряд. Исполнитель обряда воспроизводил в действиях и лицах действия, совершенные якобы предками в далекие времена и необходимые для установления космогонического и общественного порядка, и, тем самым, постоянно воспроизводил и поддерживал этот порядок. "Когда люди прекратят живое общение (с предками) через воспроизведение мифов в обряде, когда они перестанут воспроизводить прошлое, мир придет к концу" [Косарев А.Ф.Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость.-М.:ПЕРСЭ,2000.С.34] Обряды всегда имеют магический характер, поскольку главной их целью являтеся привлечение к реальным человеческим делам сверъестественных сил. Миф и обряд - две стороны, одного и того же образа жизни других людей - духовная и "практическая". Миф - это рассказ, а обряд - его инценировка. Обряд - это ритуальное действие, а миф его описание, "проигрывание". Поэтому всякие споры о приоритете мифа или обряда, по существу своему, оказываются беспредметными, напоминающими знаменитый спор о курице и яйце. Наиболее важными в первобытном обществе были обряды посвящения (инициации), продуцирующие (обряды размножения) и всевозможные производственные (охотничьи, рыболовецкие, земледельческие, скотоводческие и тому подобное) обряды". Помимо этого существовало множество других обрядов, сопровождающих и освящающих различные стороны человеческой жизни - брачные, похоронные, колдовские, лечебные, связанные с рождением или усыновлением ребенка и так далее. По существу, каждое ремесло, каждое общественно значимое событие имело свою обрядовую сторону. Обряд предшествовал любому практическому начинанию, обрядом же заканчивалось любое практическое действие. Со временем некоторые обряды утрачивают свое духовное содержание, свой сокровенный смысл и превращается в церемониальный акт - простою форму этикета. Инициация- обряд,освящающий переход члена племени из одной возрастной или социальной группы в другую. Такому обряду предшествует длительный - до нескольких лет - подготовительный период, во время которого соискатель подвергается физическим и нравственным испытаниям, приучается переносить голод и холод, боль и страдание, совершать далекие переходы, ориентироваться на местности и в сложной обстановке, маскироваться, приобретать умения и навыки, необходимые для новой сознательной роли. Следы от таких испытаний в виде рубцов и шрамов, выбитых зубов и рваных ушей нередко остаются на теле испытуемого на всю жизнь. Одновременно старики и посвященные рассказывают молодежи о деяниях предков, героических и культурных, о совершенных ими, когда - то, путешествиях и перенесенных трудностях, об оставленных ими установлениях и заветах, приучают молодежь быть похожими на своих героических предков и, совершая сокровенные обряды, ощущать родство и единство с ними. Испытательный срок заканчивается посвящением, которое всегда происходит в торжественной обстановке, в присутствие всех членов рода и сопровождается демострацией соискателями приобретенных знаний и опыта, умение обращаться с духовным достоянием племени. Продуцирующие обряды, или обряды размножения, имеют целью способствовать магическими средствами увеличению плодородия почв, плодовитости ценных пород животных, урожайности растений. Они совершаются, как правило, в местах размножения животных, нерестилищах рыб, в священных рощах и лугах, а также на полях и пастбищах. В обрядах размножения, как и в других, воспроизводятся деяния тотемистических предков, того мифического времени, когда "люди были еще животными, а животные были людьми". Многочисленные производственные обряды, описанные разными исследователями - это обращение людей к своим тотемистическим предкам (позднее - духом, богам) - творцам животных и растений, учредителям социального порядка, создателями культурных благ - за помощью, стремление соприкоснуться с их душами, почувствовать их присутствие, слиться с ними в своих делах и в своем ремесле. Во всех мифологических ритуалах и обрядах существуют очень сложные негласные сценарии, где у каждого движения и у каждого звука есть свое, строго определенное место. Освоение этих сценариев, как и детских игр, происходит через участие в ритуалах и обрядах, структура которых строго и неукоснительно передается из поколения в поколение на протяжении сотен и тысяч лет, через живое проигрывание мифов в современных ритуальных и обрядовых действиях.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!