Материнская родовая община: семья и родоплеменная организация



Материнская родовая община: семья и родоплеменная организация

Род (родовая община) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на действительном или предполагаемом кровном родстве и совместном ведении хозяйства. Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Родоплеменная организации общества характеризуется следующими особенностями:

 1. «первобытная экономика» носит присваивающий характер т.е. человек брал от природы те предметы которые существовали в готовом виде (жизнеобеспечение общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства);

2. Производство и потребление было коллективным;

3. Технологический уровень общественного производства был низок и обеспечивал самые насущные потребности рода;,

4. Отсутствие избыточного продукта;

5. Частной собственности в современном понимании не существует.

Род отличался внутренним единством, социальные различия проводились по 2-м основаниям: пол и возраст, этим определялась функциональная роль членов общества. Половые отношения носили полигамный (множественный) характер. Родство определяется по материнской линии, отсюда и название строя – матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду. Таким образом, женщины играли основную роль в хозяйстве, а потому возглавляли племя. У многих сообществ даже существовал культ женского пола , и археологи часто находят первобытные статуэтки , изображающие человека , из кости и камня , где хорошо видны типично женские очертания . Система преобладания роли женщины называется матриархатом , что в переводе с греческого означает матеревластие.

Вопрос5.Патриархальная родовая община. Причины перехода к патриархату.

Замена материнского рода отцовским была обусловлена экономическим развитием общества. Матриархальный характер семейно-родовых отношений держался до тех пор, пока женщина занимала важное положение в производстве. Плужное земледелие, скотоводство, промысловая охота, специализированное рыболовство являлись занятиями мужчин. С их развитием мужчина стал создавать постоянные запасы и излишки продуктов, находившиеся в его собственности. С отделением ремесла от земледелия многие сферы деятельности женщины из прежнего домашнего хозяйства также превратились в занятия мужчин — профессионалов-ремесленников. К тому же в связи с применением труда рабов в домашнем хозяйстве последнее превратилось из почетной деятельности в рабскую, что способствовало низведению женщины до положения, близкого к рабскому. За женщиной сохранились лишь незначительные функции в домашнем хозяйстве, бразды правления в котором захватил мужчина. Соответственно с установившимися экономическими отношениями изменилось положение мужчины и женщины. Утратив ведущую роль в общественном производстве, женщина уступила первое место в обществе и в семье мужчине. Упало общественное влияние женщины: ее отстранили от участия в собраниях и заседаниях совета селения. При вступлении в брак женщина стала переходить в общину мужа. Установилось патрилокальное (лат. pater — «отец», locus — «место») поселение супругов. Теперь мужчины составляли постоянное ядро рода. Их сестры и дочери со вступлением в брак покидали свой род и поселялись в родовой группе и семье мужа. Отпуская женщину к мужу, род требовал за нее плату — компенсацию за потерю рабочей единицы. Так возникла покупка жен. Свободный брачный союз превратился в брак-покупку при полнейшем подчинении жены воле мужа. Для закрепления женщин за общиной мужа использовалась практика левирата и сорората. Левират (лат. levir — «деверь, брат мужа») — обычай, по которому брат имел право на жену умершего брата. Сорорат (лат. soror — «сестра») — обычай, заключавшийся в праве мужчины жениться на сестре умершей жены в случае, если плата за жену не потребована обратно.

Счет родства стал вестись по отцовской линии. Имущество семьи теперь наследовали дети. Новое наследственное право явилось непосредственным выражением права собственности отца семейства. Жена не наследовала имущества мужа. Она сама считалась его собственностью, которую он купил. Мужчина — глава семьи имел большую личную власть над детьми и женой. Установилось единобрачие для жены, в то время как муж сохранил за собой право на супружескую неверность, право иметь наложниц из рабынь. Женщина превратилась в служанку мужа «рабу его желаний, простое орудие деторождения». Характерные для скотоводческих племен парные могилы с одновременным захоронением мужчин и женщин говорят о том, что жену убивали во время похорон мужа и клали вместе с ним в могилу.

Опорными центрами в борьбе мужчин за преобладающее влияние в общине являлись мужские дома, возникшие при матриархате в связи с обособлением полов. В мужских домах жила неженатая молодежь, достигшая половой зрелости и прошедшая инициацию. Мужские дома были местом сбора мужчин родовой общины, где они проводили свое свободное время.

В переходный период от матриархата к патриархату из мужских домов развились мужские союза с качественно новым социальным значением. Союзы были направлены на ликвидацию влияния женщин, которых они терроризировали. Мужские союзы охраняли своих членов и их собственность, обеспечивали им влиятельное положение в общине. В их функциях прослеживаются элементы общественной власти. Впоследствии они превратились из органа, способствовавшего становлению патриархата, в орган утверждения власти богатой родовой верхушки. Членство в союзе стало определяться богатством. Внутри союзов появилось ранговое деление. Вступление в союз и продвижение по ступеням рангов определялись размерами богатства. В совет союза входили наиболее богатые, а следовательно, наиболее влиятельные люди. Беднякам союз не был доступен. В союзе старшинство уступило место богатству и путь к власти лежал через имущественное накопление. Показательны в этом отношении хорошо сохранившиеся тайные мужские союзы Меланезии.

Формирование патриархальных отношений сопровождалось также появлением патриархальной семьи, состоящей из потомков мужчины (сыновья, внуки, правнуки со своими детьми). В состав этих семей входили рабы. В исторической литературе патриархальную семью называют семейной или домашней общиной.

Семейная община являлась экономической ячейкой общества, она совместно вела хозяйство на родовой земле. Руководил всей жизнью семьи старейший мужчина. В своей деятельности он советовался со всеми взрослыми членами семейной общины. Члены домашней общины жили в общем жилище, питались из одного котла, совместно трудились и владели имуществом.

Когда ведение единого домашнего хозяйства в разросшейся большой семье оказывалось затруднительным, семейная община делилась на части. Каждая часть с течением времени превращалась в новую патриархальную семью, которая жила отдельно и самостоятельно вела домашнее хозяйство. Группа родственных патриархальных семей, образовавшихся в результате разделения одной семейной общины, получила в истории название патронимии. Совокупность патриархальных семей и патронимии составляла патриархальную родовую общину, экономическая сущность которой заключалась в обеспечении своих членов средствами производства, хозяйственной взаимопомощью, общественной солидарностью. Род выступал в качестве верховного собственника земли, разделенной между патронимиями и семьями. Патриархальная родовая община не была хозяйственной ячейкой.

Родовое начало поддерживалось общностью происхождения (от одного генеалогического корня), совместным поселением и культом. Для решения общеродовых дел время от времени созывалось собрание глав патриархальных семей. Родовая община имела главу религиозного культа и хранителя родовых преданий, традиций.

Патриархат, как и матриархат, является универсальной стадией. Отдельные буржуазные историки, искажая закономерный путь исторического развития, утверждают, что одни народы начали свой путь с развития матриархата, другие — с патриархата. Те, которые, по их мнению, стали развиваться с матриархата, отстали в своем развитии. Народы же, начавшие развитие с патриархата, дошли до высших стадий общественного развития. Подобные утверждения лишены основания. Все начали с матриархата. Темп развития племен зависел от различных причин внутреннего и внешнего характера. В основе перехода от матриархата к патриархату лежит рост производительных сил, приведший к дальнейшему усовершенствованию ранее развитых форм хозяйства. Этнографический материал показывает, что становление отцовского рода происходит на любой хозяйственной основе, достигшей определенного уровня развития, например на базе специализированного охотничье-рыболовческого хозяйства (у племен северо-западного побережья Северной Америки). Наиболее благоприятным и широко распространенным является переход к отцовскому роду на земледельческой и скотоводческой основе.

Реликтовыми представителями патриархата являются, например, береговые чукчи, занимавшиеся охотой на морского зверя, и оленные чукчи. Чукчи имели рабов из военнопленных и покупных, знали имущественное неравенство. На стадии патриархата находились также папуасы горы Хаген Новой Гвинеи, у которых обнаружено зачаточное оросительное огородничество, стада свиней, первые рабы, деление свободных на бедных и богатых. Богатые имели до 40 свиней, покупали несколько жен.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 5079; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!