Вопрос.2.Расогенез. Движущие силы расогенеза, современные человеческие расы и их характеристики. Расизм в современном обществе



Расогене́з — процесс возникновения и становления человеческих рас

Находки черепов позднепалеолитических людей говорят о том, что основные особенности главных расовых делений человечества, существующих в настоящее время, уже были выражены в эпоху позднего палеолита достаточно отчётливо, хотя, по-видимому, всё же меньше, чем в настоящее время. Они более или менее точно совпадали с границами материков.

Европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, монголоидная — в Азии, представители негроидной расы населяли Африку, австралоиды Австралию. Таким образом, в образовании морфологических различий между тремя большими расами человечества (расовых различий первого порядка) основная роль принадлежала, вероятно, двум факторам: приспособлению к среде, различавшейся на разных материках, и изоляции в результате естественных границ между материками.

Расизм.

Раси́зм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Существует и несколько более широкое определение расизма. Так, в энциклопедии Britannica указывается, что расистским является убеждение в том, что расовые признаки имеют решающее влияние на способности, интеллект, нравственность, поведенческие особенности и черты характера отдельной человеческой личности, а не общества или общественной группы. Расизм обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на практике порой находит своё выражение в политике расовой дискриминации. Патриархальная родовая община. Причины перехода к патриархату.

На смену материнской родовой общине пришла отцовская, или патриархальная (от греческих слов "патер" - отец, "архи" - власть). Утверждение патриархата по времени соответствовало медному, бронзовому и раннему железному векам в развитии первобытнообщинного строя. С тех пор мужчины заняли господствующее положение в хозяйственной и общественной жизни родовых коллективов.

Родовые общины объединялись в племена. Они занимали определенную территорию, имели свой язык, обычаи, традиции, самоуправление. Во главе племен стояли советыстарейшин, избираемые из наиболее влиятельных лиц. Для решения важных вопросов созывались пользовались. Старейшины племени всего собранияраспределяли между родами племени угодья для охоты и скотоводства, земли для обработки, определяли места для сооружения жилищ, разрешали нынешней Украины насчитывалось около десятка скотоводческих. Общение между племенами взаимно обогащало их производственный опыт.

Орудия труда, земельные угодья, скот, собранные плоды, звери, добытые на охоте, выловленная рыба, сооруженные жилища принадлежали всему роду и распределялись между людьми поровну. Совместное владение имуществом и справедливое распределение материальных благ были главной отличительной чертой первобытнообщинного строя.

В удобных местах (вблизи рек, озер, лесов) несколько жилищ первобытных людей образовывали небольшое поселение - стоянку. Там они жили постоянно или временно. В общей сложности в современных пределах Украины археологи обнаружили около 500 стоянок людей каменного века. Известны стоянки вблизи Радомышля на Житомирщине, Мезина на Черниговщине, Добраничевки на Киевщине, Кирилловская в пределах Киева, Бакотская на Подолии, Деркульская в Донбассе и др. Во время раскопок Радомышльской стоянки археологи оленей, диких лошадей, каменных орудий труда, следы очагов, остатки шатроподобных жилищ, при сооружении которых использовались камень, кости, дерево. По мнению археологов, на нынешней территории Украины тогда проживало не более 20 тысяч человек.

В переходный период от каменного к бронзовому веку (4-3 тыс. лет до н. э) племена трипольской культуры, (название от с. Триполье на Киевщине) расселялись в бассейнах рек Днепра, Днестра, Прута, Южного Буга, а также на Волыни, в Причерноморье трипольской культуры на раннем этапе состояли из 10-15 хижин, в период расцвета - из нескольких сотен больших глинобитных жилищ с округлыми окнами иотапливавшихся уже печами. Основными видами занятий трипольских племен были земледелие и скотоводство, а также охота, рыболовство. Развивалась техника обработки меди. Эти племена сыграли значительную роль в формировании первобытнообщинного строя.

Причина:неолитическая революция, т.е переход от присваивающего (собирательство)к производящему хозяйству(земледелию и скотоводству).

3.Источники первобытного общества
Исследователи первобытного общества имеют в своем распоряжении в основном бесписьменные источники, которые классифицируются по наукам, их добывающим: археологические, этнографические, антропологические, лингвистические, палеоботанические, палеозоологические, палеоклиматологические и другие.
История первобытного общества реконструируется главным образом по этнографическим, археологическим и антропологическим источникам. Из них наибольшую ценность для изучения доклассового общества представляют археологические и этнографические источники.
Антропологические данные позволяют представить процесс антропогенеза и расогенеза.
К археологическим источникам относят орудия труда и созданные с их помощью постройки, предметы быта, украшения, произведения искусства и так далее. Вещественные памятники достоверны, но, к сожалению, не все они одинаковой степени сохранности. Лучше сохранились неорганические изделия (каменные, керамические). Причем, чем древнее эпоха, тем меньше от нее осталось памятников культуры. Вещественные источники помогают воссоздать направление, уровень экономического развития и лишь отчасти общественные отношения. Особенно они важны для изучения древнейших эпох человечества, от которых до нас не дошли этнографические данные. Например, стадный и ранне-родовой периоды представлены только вещественными памятниками. Последующие стадии развития первобытного общества (расцвет, распад родового строя) реконструируются полнее по этнографическим источникам.
Ученые изучают также высокоразвитые народы, в экономике, в быту, обрядах, обычаях которых остались видоизмененные элементы прошлой жизни, названные английским этнографом Э. Тейлором пережитками. Реликтовые племена сохранились в Южной Америке, Африке, Индонезии до сего времени.
Сбор этнографических, археологических и антропологических материалов происходил постепенно. Причем первоначально его накапливали не специалисты (путешественники, мореплаватели, миссионеры и другие лица), потому что этнография, археология и антропология как самостоятельные научные дисциплины сложились во второй половине XIX века. Зачатки этих отраслей знаний восходят к народам Древнего Востока, о чем свидетельствуют описания покоренных народов в царских надписях Египта, Вавилонии, Ассирии, Индии и Китая, раскопки вавилонского царя VI в. до н.э. Набонида (искал царские надписи), анатомические познания древних египтян, их умение в настенной живописи и в скульптуре отражать племенные и расовые отличия известных им групп людей.
В XIX веке были собраны большие коллекции орудий труда и предметов быта первобытных людей в музеях Европы. Но в целом, накопление археологических и особенно антропологических данных шло медленнее, чем этнографических. Основные археологические и антропологические источники открыты в XX веке, причем за последние примерно 65 лет.
К настоящему времени в распоряжении ученых имеется громадный этнографический, археологический и антропологический материал.
Всесторонне и глубоко изучить родовой строй невозможно без данных палеоантропологии, лингвистики, фольклора, геологии, палеонтологии, палеоклиматологии и так далее.
В языке, возникшем и развивающемся вместе с обществом, часто сохраняются старые слова в новом смысловом значении. Лингвисты, выявляя первоначальное значение слова, помогают выяснить путь развития языка и отдельные стороны жизни первобытных людей (например, занятия, этнический состав населения по наименованию сел, улиц).
Не менее ценный источник представляет собой фольклор первобытных людей (произведения устного народного творчества), записанный позднее, в классовом обществе. В песнях, преданиях встречаются сведения о приручении людьми животных, изготовлении орудий, открытии лекарственных трав и прочее.
Палеонтология в соответствии с объектом исследования делится на палеоботанику и палеозоологию.
Палеоботаника изучает виды растений, их приблизительное соотношение по пыльце, сохранившейся в торфе. По пыльце определяют также климат. Известно, что при сухом климате преобладают одни растения, при влажном – другие.
Палеозоология восстанавливает животный мир, окружавших первобытных людей, по ископаемым костям вымерших животных.Только используя разнообразные источники, можно решить стоящую перед историками задачу реконструкции периодов возникновения, расцвета и гибели первобытнообщинного строя.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 858; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!