Достоинства теории В.С. Нерсесянца



 

1. Концептуальное единство права и государства - это принципиальный момент концепции, который определяет все ее основные составляющие, в том числе - и трактовку содержания принципа формального равенства. Никакого права «до» и «вне» государства данная концепция не предполагает. Правда, при этом государством В. С. Нерсесянц называет не любую организацию публичной власти, а только ту, которая является институциональной формой свободы людей в их общественных отношениях.

2. В.С. Нерсесянц различает правовую и неправовую социальную политику государства и что критерием разграничения правового и неправового начал в данной сфере является у него принцип компенсации. Поэтому, с позиций либертарного правопонимания В. С. Нерсесянца равная мера как составная часть принципа формально-правового равенства - это, в конечном итоге, мера соответствия между личными волевыми усилиями людей (как абстрактных носителей свободной воли) и реально доступным для них набором прав на получение социальных благ. С позиций такого подхода формальное равенство -это не заданное раз и навсегда абстрактное равенство между деянием и воздаянием, а гораздо более сложная, исторически изменчивая модель равноправия, содержание которой уточняется по мере социального развития человечеств à такое понимание правового принципа формального равенства позволило В. С. Нерсе-сянцу выдвинуть и обосновать идею цивилизма как нового общественного строя, в основе которого - право каждого гражданина на одинаковую долю от так называемой «общенародной социалистической собственности».

3. либертарная концепция, раскрывающая сущность права через принцип формального равенства, дает теоретическую базу, необходимую и для разработки правового закона, и для оценки правовой природы общепризнанных принципов и норм естественного права. На этой единой теоретической основе, а не на эклектичных конструкциях интегративного подхода и может быть выстроен столь востребованный современной правовой практикой синтез различных типов правопонимания.

4. Научно-практический потенциал либертарной концепции права позволяет ей быть эффективным теоретическим инструментом решения актуальных задач правовой практики.

 

В настоящее время либертарную теорию права развивают последователи В. С. Нерсесянца — В. А. Четвернин, В. В. Лапаева, Н. В. Варламова, Е. А. Зорченко

 

Четвернин

 

Для В.А. Четвернина право – это общеобязательные нормы, выражающие и обеспечивающие равную свободу индивидов в обществе и государстве. Правовое общение – это общение свободных и равных в своей свободе людей.

 

По мнению В.А.Четвернина, либертарное правопонимание основано, прежде всего, на четырех постулатах:

 

1. «Право - это нормы и требования (притязания, полномочия) свободы людей».

 

2. «Правовые нормы и требования обязательны для всех и поэтому они должны быть зафиксированы в форме законов и других властных актов, но не от этого они становятся правовыми».

 

Право и закон, таким образом, соотносятся между собой как содержание и форма. Закон - это форма, которая может быть наполнена как правовым, так и неправовым содержанием.

 

В свою очередь «чистое право» как императивное долженствование свободы существует и в предзаконном состоянии, в качестве некой потенции.

 

Актуализация данной потенции, т.е. превращение должного также и в сущее, выражается в манифестации «чистого права» в «позитивное право», т.е. в «правовой закон». В этом случае закон представляет собой действующее право.

 

3. «Права человека составляют основу права в современном обществе».

 

4. «Государство - это особая организация власти в обществе, а именно такая, которая признает, соблюдает и защищает свободу подвластных хотя бы в минимально необходимой мере. Здесь считается, что сущность государства - это власть, подчиненная праву. С этой точки зрения различаются государство (власть, ограниченная правом) и деспотия (власть, ничем не ограниченная)».

 

Однако хотя В. А. Четвернин и его единомышленники позиционируют себя в качестве продолжателей традиций либертарно-юридического правопонимания В. С. Нерсесянца, в ряде принципиальных моментов они существенно расходятся с его концепцией и тяготеют, скорее, к той версии либертарианства как политико-правового и экономического учения, которая развивается Институтом Катона (США) и восходит к идеям Л. Мизеса, Ф. Хайека, М. Фридмана и других сторонников социально-политической и экономической доктрины неолиберализма. Для приверженцев подобного подхода источником свободы является «невидимая рука рынка», управляющая стихийным (свободным, по их мнению) развитием рыночных отношений и обеспечивающая свободу от принуждения во всех иных сферах общественной жизни. С позиций именно этого подхода (а не либертарно-юридической концепции В. С. Нерсесянца) отечественные либертарианцы отрицают правовой характер социальной политики государства и, в конечном итоге, возможности постиндустриального прогресса права и государства.

 

В этом плане очень показательно, что сторонники такой версии либертаризма не признают теоретическую ценность (а уж тем более — практическую значимость) концепции цивилизма, которую сам В. С. Нерсесясянц рассматривал в качестве логического развития своего теоретико-правового подхода и его преломления в область постсоветских социально-экономических и политико-правовых реалий. Более того, они попросту игнорируют эту концепцию, не включяя ее в свою трактовку либертарно-юридической теории В. С. Нерсесянца.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1803; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!