В чем проявились самоотверженность и находчивость главной героини рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»?
Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев.
Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и актуальных проблем. Центральная тема рассказа – любовь. На примере истории Веры и Николая Алмазовых автор показывает, каким должно быть настоящее чувство.
Николай Алмазов попадает в неприятную ситуацию: успешное окончание учебы в Академии генерального штаба находится под угрозой. Мужчина случайно посадил пятно на экзаменационной работе и решил замаскировать его под кусты. На экзамене он обманул профессора, сказав, что растительность на обозначенном участке земли действительно есть. Но как оказалось, старый немец был хорошо знаком с местностью, показанной на плане. Преподаватель предлагает поручику следующим утром поехать и проверить, кто из них прав.
В расстроенных чувствах Николай возвращается домой. Его встречает любящая и заботливая жена – Верочка. Узнав о проблеме мужа, женщина придумывает план: раз уж в том месте нет кустов, надо посадить. Вера с легкостью превращает свою идею в жизнь, избавляя мужа от неприятностей.
История показывает читателю, как ведут себя по-настоящему любящие люди в тяжелых жизненных ситуациях. Они поддерживают друг друга, оказывают посильную помощь. Для таких людей нет ничего невозможного. С любой напастью они могут справиться сообща.
|
|
В чем кроется счастье? Ответ на этот вопрос – вторая по значимости тема произведения. У каждого найдется свой ответ. Для одних это работа, новые знания и открытия. Для других – жизнь в свое удовольствие. Для третьих – возможность развиваться и путешествовать.
А для Верочки Алмазовой счастье – быть со своим мужем. Самоотверженно любить его. Делать все ради благополучия своей семьи. Вера «поддерживает мужа и не дает ему падать духом». Для слабого духом Николая она незаменима. Женщина помогает ему не сдаваться в тяжелых ситуациях. Она для него надежда и опора. И Верочка счастлива оттого, что может быть полезной для своего мужа. Ей радостно видеть, как он справляется с неприятностями, как достигает поставленных целей.
Вера отдает всю себя Николаю, а в ответ получает любовь и безграничную благодарность. А что еще нужно женщине для счастья?
Рассказ А. Куприна не только дает ответы на вечные философские вопросы, но и учит читателя никогда не сдаваться, верить в лучшее.
Оказавшись в проблемной ситуации, человек часто бездействует, ведь он полагает, что выхода нет. Так и Николай Алмазов, попав в неприятности, лишь жалеет себя, но не пытается что-либо изменить.
|
|
Поведение Верочки в сложном, казалось бы, безвыходном положении разительно отличает ее от мужа. Она не паникует, не опускает руки. Женщина верит в то, что существует решение проблемы, и она его находит.
«Безвыходных ситуаций не бывает, – говорит нам рассказчик, – надо лишь не сидеть на месте».
Казалось бы, «Куст сирени» – легкий для понимания рассказ. Автор не поднимает серьезные темы, не говорит о вопросах нравственности. Однако произведение заставляет читателя задуматься о том, что такое любовь и счастье. Дарит веру в лучшее и мотивирует изменить себя к лучшему.
Верочка живет ради семьи. Она делает все возможное, ради того, чтобы ее муж мог спокойно достигать своих целей. Его счастье и благополучие – смысл жизни женщины. Вера помогает ему всеми возможными способами: служит «его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». Поддерживает его, дает советы, при необходимости подбадривает. Неприятности мужа девушка воспринимает, как свои. Но она не сдается, не опускает руки, старается найти выход. И это вдохновляет Николая, возвращает веру в то, что еще не все потеряно.
|
|
Верочка ставит интересы мужа выше своих. Она готова пожертвовать всем лишь бы ему жилось хорошо. Наблюдая за этим, невольно задумываешься: «А счастлива ли Вера?».
В начале рассказа мы видим, как раздраженно реагирует Николай на расспросы жены, о том, что приключилось. Он злится, нервничает. И даже не пытается держать себя в руках, чтобы не обидеть жену своими словами. Читателю начинает казаться, что нежное и трепетное отношение Веры к мужу не находит ответа, что чувства девушки не взаимны и она несчастна. Но ее действия говорят об обратном. Верочку не смущает поведение мужа. Она деликатно продолжает задавать вопросы, утешает его.
Истинное отношение прапорщика к жене мы видим в конце произведения. Беда обходит Алмазовых стороной. Радостная пара идет по улице, держась за руки. Мира вокруг для них не существует.
В этот момент становится совершенно ясно, что Вера Алмазова все-таки счастлива. Ведь она не только самоотверженно любит своего мужа, но и получает в ответ такое же отношение. Она живет ради Николая, направляет его и поддерживает. И он бесконечно благодарен за это.
3. М.А. Осоргин в своем рассказе «Пенсне» показывает необычную жизнь вещей: «Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, …копируя… дядю, книги дышат…». Объясните, почему именно эти глаголы поставлены рядом с каждой названной вещью?
|
|
«Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца…»
Чтобы показать необычную жизнь вещей, автор использует олицетворение: он подбирает к названиям предметов глаголы и речевые обороты, которые могут относиться только к живым существам.
«Часы шагают, хворают, кашляют»,- часы в то время были только механические, в большом механизме что-то могло поскрипывать («хворают»), мог шуршать маятник, фальшивить кукушка («кашляют»), могла громко щелкать секундная стрелка («шагают»).
«Печка мыслит» - печка топилась дровами; могла быть достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело, и создавалось впечатление, что она о чем-то размышляет после подкидывания подходящих «идей» (дров).
«Запечатанное письмо подмигивает и рисуется» - письма были рукописные, со своеобразным почерком, который не всегда был понятен. Открываете письмо, а лист напоминает подмигивающий глаз.
«Раздвинутые ножницы кричат» - по форме раздвинутые ножницы похожи на кричащий рот.
«Кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю» – рассказчик имеет ввиду старые приземистые кресла. Они были широкие и могли произвести впечатление усталых толстых дядей.
«Книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках» – книги на полках напоминают многоэтажный дом. Герой перелистывает страницы, и оживают во время чтения перед ним истории. Книги бывают разного объема, разного содержания, и каждая напоминает жильца со своим характером и манерами.
.
Билет № 22
1. Своеобразие жанра частушек и их исполнения.
Народные частушки – небольшие лирические песни, обычно имеющие форму четырехстрочного рифмованного куплета. Частушка – поздний жанр по времени своего происхождения. Время создания частушек мы можем определить по лексике (употребление архаизмов и диалектизмов), по фактам, которые упоминаются в тексте.
Своеобразие народной частушки в том, что она коротко и иронично описывает какое-нибудь событие, отношение к чему-либо. Среди особенностей частушек фольклористы отмечают параллелизм (параллельное изображение явлений природы и состояний человека, его переживаний), сравнения, эпитеты, уменьшительные суффиксы, повторы. Частушкам присуща своеобразная лексика. Например:
1.Архаизмы – слова и выражения, а также синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активного употребления (напр., в русском языке «втуне», «наущать», «шелом»).
2.Диалектизмы – языковые особенности, присущие речи людей, живущих в одной местности.
Исполнялись частушки обычно в паре: либо двумя девушками, либо парнем и девушкой, которые вели между собой своеобразный диалог. Исполнение частушек сопровождалось игрой на разных музыкальных инструментах: гармонике, сопилке, трещотках, балалайке и т.д.
2.Образ солдата-героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
Твардовский писал свою поэму в самый разгар войны, когда победа была далека, и ежедневной проблемой была борьба за выживание. Именно поэтому автор создает образ настоящего русского солдата, в котором каждый мог узнать знакомые черты современников.
Кто же он, этот герой, не унывающий на войне, сопровождающий трудные жизненные испытания шуткой и смехом? Обычный парень, такой есть всегда в каждой роте, каждом взводе. Особой красотой не отмечен, не высок и не мал, но «герой – героем». На войне ни дня, ни часа без приказа он не живет: есть сигнал вперед – пойдет вперед, а будет приказ умереть – умрет. Он достойно проходит через все тяжелейшие испытания войны. Готов защищать родину перед лицом смертельной опасности. Даже ощущая превосходство противника, солдат вступает в рукопашный бой: «Теркин знал, что в этой схватке он слабей: не те харчи».
Особенно ярко характер Василия Теркина раскрывается в ситуациях, пограничных между жизнью и смертью. В главе «Переправа» описывается, как Теркин совершил подвиг, когда, оказавшись на правом берегу, возвращается вплавь на левый, чтобы попросить поддержки.
Солдат Тёркин может не только винтовку в руках держать, но и часы починить, сыграть вальс на гармони. А еще может пошутить над ситуацией и над собой.
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как ежедневный и тяжкий труд – и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле. А герой, совершающий этот подвиг, – обыкновенный, простой солдат – смелый, упорный, находчивый, бесконечно преданный своей родной земле. Даже когда ранен, не унывает, не боится смерти, не боится врага. Мечтает вернуться на свою смоленскую землю с наградой.
«Василий Тёркин» писался для тех, кто был в окопах, кто мог и не дочитать поэму, поэтому у неё и нет конца. А в Теркине солдаты узнавали своих однополчан. Теркин – настоящий русский солдат, сильный русский характер.
3.Выразительно прочитайте стихотворение Б.Ш.Окуджавы «Здесь птицы не поют». Какова его тематика? Как вы понимаете строки «…и только мы к плечу плечо врастаем в землю тут», «горит и кружится планета»?
Здесь птицы не поют
Здесь птицы не поют,
деревья не растут,
и только мы к плечу плечо
врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей родиною дым,
и, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех - мы за ценой не постоим.
Нас ждет огонь смертельный,
и все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
десятый наш десантный батальон.
Едва огонь угас -
звучит другой приказ,
и почтальон сойдет с ума,
разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
бьет пулемет, неутомим...
И, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех - мы за ценой не постоим.
От Курска и Орла
война нас довела
до самых вражеских ворот -
такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это -
и не поверится самим...
А нынче нам нужна одна победа,
одна на всех - мы за ценой не постоим.
В стихах Булата Окуджавы важное место занимают образы и мотивы, навеянные войной. Сами названия говорят об этом: «Первый день на передовой», «Здесь птицы не поют», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» и др. В них раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытания огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле.
Стихотворение «Здесь птицы не поют», ставшее песней, посвящено теме Великой Отечественной войны, а именно: автор, описывая место будущего сражения - Орловско-курскую дугу. Ни птицы, ни деревья не выдерживают того, что может выдержать человек, особенно русский человек, который, сражаясь с фашистами, не щадил себя, отдавая жизнь за Родину. Русские солдаты, как выражается автор, «плечом к плечу» стояли на смерть как бы закопанные в землю. В этом месте деревья не растут, а люди врастают в землю, которая для них является домом.
Для усиления образного воздействия на читателя автор об ужасах того сражения пишет: «Горит и кружится планета...» В этом адском огне все смешалось: и люди и техника (известно, что там было самое крупное в мире танковое сражение). О цене человеческой жизни тогда никто не задумывался, потому что все знали, что исход битвы под Курском станет переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны.
Билет № 23
1. Дайте определение понятию «композиция». Назовите особенности композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
Построение литературного произведения: расположение и взаимосвязь частей произведения, порядок изложения событий называется композицией (от лат.compositio – сложение, состав, соединение).
Художественное произведение не хаотическое собрание эпизодов описаний, монологов и диалогов. Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствуют раскрытию идеи писателя и помогают воспринять произведение как единое целое. Композиция состоит из таких сюжетных элементов: пролог, экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Кроме этого автор может использовать некоторые композиционные приемы, которые помогают ярче обозначить идею произведения (повтор, противопоставление, гипербола и др.), а также внесюжетные элементы (эпиграф, посвящение, вставные эпизоды, обрамление лирические отступления). Они составляют особенности композиции. Остановимся на некоторых из них на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
1) Художественное обрамление – сцены, которыми начинается и заканчивается произведение. Прямого отношения к действию они не имеют, но дополняют его. В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» основное повествование ведется от имени Ивана Васильевича, пожилого человека, который вспоминает прошлое. Герой поведал историю, которая переменила всю его жизнь.В обрамлении же второй рассказчик, автор, сообщает, что Иван Васильевич уважаем всеми и обладает богатым жизненным опытом. От этого читатель с первых же страниц с уважением относится к главному герою и верит в его искренность.
2) Контрастное изображение двух эпизодов: бала у губернского предводителя и наказания солдата. С помощью этого автор развивает единую художественную идею. Без эпизода истязания солдата картина бала потеряла бы всякий смысл. И сцена истязания солдата не выглядела бы столь ужасной, а отчаяние молодого студента не было бы так глубоко объяснено. Контрастно противопоставляя две сцены, Л.Н.Толстой как бы срывает маски с внешне благополучной и нарядной действительности. Чем праздничнее и роскошнее мир, представляемый студентом, тем неожиданнее и трагичнее оказалось его прозрение.
В художественном произведении нет ничего случайного, все события и герои взаимосвязаны.
2. Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе «Два солдата» (поэма «Василий Теркин»)?
1) В главе «Два солдата» А.Т.Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов. С первой строфы словами «Рвутся мины. Звук знакомый / отзывается в спине», – автор начинает рисовать (создавать) образ бывалого солдата. Старик по слуху определяет «перелет» и «недолет». Теперь у него не такая сноровка, но в душе он – настоящий солдат, умелый, мастеровитый. На каждое дело Теркина он говорит: «Вот что значит мы, солдаты…». Дед-солдат по достоинству оценил смекалку Теркина – умение чинить и пилу, и часы. Автор подчеркивает преемственность поколений в диалоге во время застолья: дед со знанием дела рассказывает, что в армии должны быть у солдат сапоги с суконными портянками, спрашивает, есть ли вошь у солдат. Дед уважает терпение и скромное мужество Теркина: «Ты – солдат, хотя и млад, а солдат солдату – брат». Оба они: и дед, и Теркин – спокойно реагируют на разорвавшийся вблизи снаряд. Преемственность поколений выражается в интонациях глубокого уважения молодого солдата Теркина к старому деду, а дед гордится званием солдата и тем, что ему на смену пришло поколение Теркиных.
2) Вспомним бытовые русские сказки о ловком, смекалистом солдате. А.Т.Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается! Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой – Василий Тёркин – достоин быть его преемником: он мастер на все руки, человек широкой души, любит хорошую, задушевную шутку.
Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом, полусерьёзном разговоре – испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:
Ты – солдат, хотя и млад,
А солдат солдату – брат.
Некоторые строки этой главы звучат как поговорки, пословицы, которые говорят о духовной близости солдат, их общих народных корнях :
Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.
3. Процитируйте эпиграф к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Раскройте его смысл.
«Береги честь смолоду» - эта пословица стала эпиграфом к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Смысл данного эпиграфа очень сложен и многогранен. Через нравственные испытания проходят все основные герои романа. Не только у защитников Белогорской крепости, у Маши Мироновой, но и у Пугачева и его соратников есть свои представления о чести. Честь стала в романе Пушкина мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина.
Образ Гринева в повести дан в развитии. Каждое событие дает ему проявлять себя с разных сторон, укрепляет его характер.
«Береги честь смолоду…» - это значит, что честь не забывает прошлых ошибок. Оступившись один раз в молодости, ты уже не сможешь полностью очистить свою совесть от темных пятен минувших дней. Вся зрелая жизнь – по большому счету, взращивание плодов юности. Гринев, по моему мнению, вступает в зрелость с хорошей духовной почвой, готовой для добрых дел и справедливых решений. И именно в столкновении с серьезными испытаниями закаляется, формируется характер молодого дворянина.
Честь для молодого офицера является основной ценностью, без которой вся жизнь теряет свой смысл. Не случайно родители Петра Гринева так болезненно восприняли позор своего сына, на которого пало подозрение в соучастии с бунтовщиками. Нет ничего страшнее для дворянина, чем оказаться предателем. Из всех испытаний Гринев вышел с честью, сохранив в себе достоинство человека.
Прощальное отцовское напутствие Петруше («Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»), простое и искреннее, отражает идеалы дворянского сословия.
Понятие о чести и долге должно быть у каждого человека.
Эти качества являются своего рода внутренним стержнем, позволяющим человеку выстоять в различных сложных ситуациях. Честь не может восприниматься как абстрактное понятие, оно является частью души. Без него вся жизнь становится пустой и бессмысленной.
Для Швабрина, лишенного каких бы то ни было нравственных устоев, не существует понятия чести. Он легко переходит на сторону бунтовщиков, забывая о присяге. Он — оборотень, легко меняющий свои убеждения.
При любых обстоятельствах человек не должен терять своего достоинства. В ином случае он превращается в безнравственное существо, лишенное каких бы то ни было принципов. В этом случае сама его жизнь становится бессмысленной и пустой.
Билет № 24
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1092; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!