Суд: общее и особенное в ведении процесса над тамплиерами в разных странах



Сразу нужно отметить, что самым жестоким было преследование тамплиеров во Франции. Именно на её примере историки обычно рассматривают процесс. Складывается впечатление, что аналогичный вид - пытки, тюрьмы и костры - он имел и в других странах. Це не зовсім так. Факты, приведенные Г. Ли, показывают, что если пытки применялись почти везде, кроме Кипра, Кастилии, Португалии, Трира и Майнца, то в тюрьму их заключали обычно:

  1. не внезапно, как во Франции;
  2. могли брать слово чести и оставлять в своих замках - как в Англии и на Кипре;
  3. могли вообще не арестовывать, а вызывать на суд. Так делали в Трире, Майнце, Ломбарде и даже в Папской области. Впрочем, тамплиеры, бывало, являлись и сами.

И, конечно, жгли тамплиеров на кострах не везде. Были сожжены:

  • Франция:
    • 54 тамплиера в Санской епархии 12 апреля 1310 года; там же сожгли позднее ещё 4 тамплиеров;
    • в апреле 1310 года 9 тамплиеров в Санлисе;
    • 3 тамплиеров в Пон де Л`Арк;
    • Жак де Моле (последний из магистров ордена) и Гийом де Шарнэ, командор Нормандии - в 1314 году.
  • Другие страны:
    • в Лотарингии жгли многих, но заметим, что герцог Тибо Лотарингский был вассалом Филиппа IV Красивого;
    • сожжены тамплиеры из 4 монастырей в Марбурге;
    • возможно, сожжены 48 тамплиеров в Италии, хотя епископ Дени утверждал, что в Италии не было сожжено ни одного тамплиера.

Таким образом, утверждение о "сотнях костров по всей Европе" является неверным. В Англии и в Испании потребовались специальные королевские ордонансы для применения пыток к тамплиерам. По английским законам, например, пытка была запрещена. Церковь получила у Эдуарда Английского разрешение на пытки тамплиеров. Это разрешение называлось "церковным законом". Однако Эдуард сам вырос среди тамплиеров, был посвящён в рыцари в главном лондонском храме, поэтому доминиканцам долго не разрешали прибыть в Британию, а кроме того, заставили их оставить все пыточные орудия на континенте. Инквизиторам были разрешены только "лёгкие" пытки - выворачивание суставов, выламывание пальцев и не более того. Британские храмовники были предупреждены о готовящейся расправе задолго до того, как начались преследования, в отличие от французских братьев. В Арагоне дело обстояло лучше: закон также не признавал пыток, и кортесы не дали разрешение на их применение.

В якості свідків на процесах часто використовували малоосвічених братів Ордену, тобто братів-слуг. Г. Ли отмечает, что именно они во многих местах дали самые тяжёлые и ценные с точки зрения инквизиции показания. Использовались также показания ренегатов Ордена: флорентийца Роффи Деи и приора Монфоконского; последний, будучи осуждён великим магистром на пожизненное заключение в тюрьме за многочисленные преступления, бежал и сделался обвинителем своих прежних братьев.

В Германии меры, применяемые к тамплиерам, целиком зависели от отношения к ним местных светских властей. Бурхард III Марбургский тамплиеров не любил и сжёг рыцарей из четырёх монастырей - за что их родственники причинили ему потом большие неприятности. Архиепископы Трира и Кёльна в 1310 году уступили свои полномочия по отношению к тамплиерам Бурхарду III Марбургскому за их земли. Архиепископ Майнца Пётр навлек на себя недовольство Климента V за оправдание тамплиеров. У тамплиеров, в глазах архиепископа и тамошних обвинителей, были неоспоримые доказательства своей правоты: на созванный 11 мая 1310 года собор командор Гуго Сальм явился сам и привел всех двадцать тамплиеров; их плащи бросили в костер и кресты на них не сгорели. Это чудо сильно повлияло на общественное мнение, и их оправдали. В той же Германии Св. Иоанн выступил в пользу тамплиеров, приведя случай, когда во время голода при увеличении цены на хлеб с 3 су до 33 тамплиеры из монастыря в Мостере кормили 1000 человек ежедневно. Тамплиеры были оправданы. Узнав о таком исходе дела,Климент V приказал Бурхарду III Марбургскому взять дело в свои руки - результат известен.

Преследования тамплиеров в Арагоне начались в январе 1308 года. Большинство тамплиеров заперлось в семи замках, некоторые сбрили бороды и скрылись. Командором Арагона был тогда Рамон Са Гвардия. Он укрепился в Миравете. Также тамплиеры укрепились в замках Аскон, Монтсо, Кантавьеха, Вилель, Кастельот и Чаламера. Местное население оказывало тамплиерам помощь, многие приходили в замки и защищали их с оружием в руках. В ноябре 1308 года сдалась крепость Кастельот, в январе1309 года - крепость Миравета, Монсо и Чаламера - в июле 1309 года. К ноябрю 1309 года тамплиерам из остальных крепостей было разрешено выйти группами по 2-3 с оружием в руках. Рамон Са Гвардия 17 октября обратился к вице-канцлеру папы Арнольду, указывая, что тамплиеры, находящиеся в плену по 20-30 лет, не отрекаются от Бога, тогда как отречение даёт им свободу и богатство, и даже сейчас 70 тамплиеров томятся в плену. В защиту тамплиеров выступили представители многих знатных фамилий. Король Яков выпустил узников, но оставил земли и замки себе. Рамон Са Гвардия удалился на Майорку.

Тамплиеры Кипра, которых на острове было 118 братьев всех степеней (75 - рыцари), сначала несколько недель оборонялись, потом были арестованы под честное слово. Само количество рыцарей на острове (обычное соотношение рыцарей и служащих было 1:10) чётко говорит о том, что именно Кипр, а не Тампль в Париже был в то время главным местопребыванием тамплиеров. Г. Ли пишет: "На Кипре, где тамплиеров знали лучше, чем где-либо в другом месте, к ним чувствовали симпатию не только друзья, но и враги, и особенно все те, кто долгое время был с ними в близких отношениях; никто не поставил в вину ордену никакого преступления, пока виновность его не была так беспричинно подтверждена буллами папы". [ источник не указан 436 дней ] Пытки к тамплиерам не применялись, все они единогласно отрицали виновность Ордена Храма. Другие 56 свидетелей из числа духовных лиц всех степеней, вельмож и горожан, среди которых были и политические противники тамплиеров, однозначно заявляли, что им известны только факты, делавшие честь Ордену - всячески подчеркивалась их щедрость, милость и ревность к исполнению религиозных обязанностей.

На Майорке все 25 тамплиеров с 22 листопада 1307 года закрылись в наставничестве Матте. Позже, в ноябре 1310 года, к ним присоединился Рамон Са Гвардия. На процессе 1313 года тамплиеры признаны невиновными.

Во Франции тамплиеры были арестованы и заключены в тюрьмы с 6 часов утра 13 октября 1307 года. К ним сразу же были применены пытки и жестокое обращение. Именно во Франции впервые стали сжигать на кострах рыцарей Ордена Храма. К несчастью инквизиторов, среди тамплиеров не было ни одного подследственного, который бы отстаивал ересь Ордена. Наличие такого свидетеля было бы просто подарком судьбы для Филиппа IV. Рыцари под пытками признавались во всех грехах. Пытки были настолько ужасны, что Аймери де Вильер позже заявил: "Я бы признал всё; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали". Но после, на следующем же допросе рыцари отказывались от признаний в ереси. Эти отказы носили столь массовый характер, что Жан де Мариньи, архиепископ Санской епархии (в которую тогда входил и Париж) был вынужден под давлением Филиппа IV передавать отказывающихся от своих показаний тамплиеров в руки светской власти для сожжения на кострах. Все инквизиционные правила перевернулись наоборот: ведьма, отказавшаяся от ереси, была уверена в своем спасении и окончании пытки; тамплиер, отказавшийся от ереси, попадал на костёр.

Процесс закончился расформированием ордена. 3 апреля 1312 года Климент V выпустил буллу "Vox in excelso", в которой говорил: осудить Орден за ересь нельзя, но тамплиеры добровольно сознались в заблуждениях - это отвратит верующих, которые больше не будут вступать в Орден; таким образом, пользы он приносить не будет и должен быть расформирован.

Имущество тамплиеров переходило к ордену св. Иоанна, но С. Г. Лозинский отмечает, что доминиканцы, картезианцы, августины и целистины тоже сумели поживиться.

Тамплиеров выпускали из тюрем даже во Франции, кроме руководства. Частью они влились в орден св. Иоанна. На Майорке тамплиеры жили в крепости Мас Дё, каждый из них получал от 30 до 100 ливров пенсии. Рамону Са Гвардии была назначена пенсия в 350 ливров и доходы от сада и виноградника. Последний из тамплиеров Майорки умер в 1350 году - звали его Беранжель де Коль.

Замок Томар - резиденция португальских тамплиеров и их преемников.

В Португалии судьба тамплиеров была более чем благоприятна: в благодарность за услуги, оказанные ими в борьбе с сарацинами король Диниш I основал орден Христа, который был утвержден в 1318 году папой Иоанном XXII. Новый орден был простым продолжением старого.

Обязанность содержать бывших тамплиеров возлагалась на тех, кому перешло их имущество. Суммы эти порой бывали настолько велики, что в 1318 году Иоанн XXII запретил выдавать тамплиерам Германии такую пенсию, которая позволяла им копить деньги и жить роскошно. Во Франции на долю короля и его семьи приходилось:

  • 200 000 ливров из Тампля плюс 60 000 ливров за ведение процесса;
  • деньги, поступившие от распродажи имущества Ордена;
  • драгоценности тамплиеров;
  • доходы от имущества тамплиеров, поступившие за время ведения процесса:
    • 200 000 ливров, которые иоанниты хранили в Тампле;
    • 500 000 франков, взятых Филиппом IV на свадьбу Бланки;
    • 200 000 флоринов долга Филиппа IV перед тамплиерами;
    • 2 500 ливров, выданные тамплиерами в 1297 году на организацию крестового похода, который не был осуществлён;
  • платежи по векселям тамплиеров;
  • долги королевской семьи.

Достаточно беглого взгляда на этот список, чтобы понять, что процесс над Орденом был для Филиппа IV очень выгоден. Конечно, никакой "борьбой за чистоту веры" этот процесс объяснить было нельзя - причины его были явно экономического и политического характера. Годфруа Парижский выражал общественное мнение относительно процесса и поведение Филиппа IV и Климента V, говоря: "Легко можно обмануть церковь, но ни в коем случае нельзя обмануть Бога".


Легенда о проклятии

Согласно Готфриду Парижскому, Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд Филиппа IV, хранителя печати Ногаре и Климента V. Вроде бы сломленный морально и физически великий магистр неожиданно громким, громовым голосом, так, чтобы слышал народ, произносит: [ источник не указан 436 дней ]

- Справедливость требует, чтобы в этот ужасный день, в последние минуты моей жизни я разоблачил всю низость лжи и дал восторжествовать истине. Итак, заявляю перед лицом Земли и Неба, утверждаю, хотя и к вечному моему стыду: я действительно совершил величайшее преступление, но заключается оно в том, что я признал себя виновным в злодеяниях, которые с таким вероломством приписывают нашему ордену. Я говорю, и говорить это вынуждает меня истина: орден невиновен; если я и утверждал обратное, то только для прекращения чрезмерных страданий, вызванных пыткой, и умилостивления тех, кто заставлял меня все это терпеть. Я знаю, каким мучениям подвергли рыцарей, имевших мужество отказаться от своих признаний, но ужасное зрелище, которое мы сейчас видим, не может заставить меня подтвердить новой ложью старую ложь. Жизнь, предлагаемая мне на этих условиях, столь жалка, что я добровольно отказываюсь от сделки

Очевидно, практика вызова на Божий Суд связана с верой в высшую справедливость, перед лицом которой виновные отвечают жизнью. На Божий Суд вызывали в предсмертном состоянии - это было последние желание умирающего. Согласно средневековым представлениям, последняя воля, последнее желание умирающего выполняется. Такая точка зрения не является характерной только для Средневековья. Взгляд этот мы можем встретить в разные периоды истории человечества в абсолютно разных регионах. Отголоски такого рода представлений практически дошли до Нового времени - последнее желание передгильотиной например, или современная практика завещания - весь смысл которого и заключается в точном исполнении воли покойного.

Таким образом, Божий Суд из испытаний раскалённым железом, кипящей водой и судебных поединков в XIV веке превратился в рассмотрение дела перед лицом Бога, где истец - покойник, а ответчики - живы. Практика такого рода судов была достаточно обычной и Г. Ли приводит несколько примеров вызовов на Божий Суд. Нет ничего необычного, таким образом, в вызове великим магистром своих виновников на Божий Суд. Постепенно практика таких судов была забыта, и сознание недобросовестных историков создало легенду о проклятии тамплиеров. Эта легенда была широко раздута и послужила одним из оснований для приписываний Ордену различных магических практик.

Задыхаясь в языках пламени, Жак де Моле предал анафеме папу, короля, Ногарэ и всё их потомство на вечные времена, предрекая, что оно будет унесено великим смерчем и развеяно по ветру.

Здесь-то и начинается самое загадочное. Чуть более чем через месяц (20 апреля 1314 года) от кровавого поноса в ужасных судорогах скончался папа Климент V. Почти сразу же за ним умирает верный соратник короля де Ногарэ (на самом деле к моменту казни магистра (18 марта 1314) Ногарэ не было в живых уже около года - он умер в марте 1313 года [8]). В ноябре того же года якобы от инсульта скончался абсолютно здоровый Филипп Красивый.

Судьбу Филиппа разделили и три его сына, которых в народе окрестили "проклятыми королями". На протяжении 14 лет (1314-1328 гг.) они погибли один за другим при загадочных обстоятельствах, не оставив потомства. Со смертью Карла IV, последнего из них, династия Капетингов прервалась.

Как ни странно, но и это ещё далеко не всё. Уже на первых представителей новой династии Валуа, родственной Капетингам, посыпались неслыханные бедствия. Началась широко известная Столетняя война (1337-1453 гг.). В ходе этой войны один из Валуа, Жан Добрый, умер в плену у англичан, другой, Карл VI, сошёл с ума.

Валуа, как и Капетинги, кончили полным вырождением, при этом все последние представители династии погибли насильственной смертью: Генрих II (1547-1559) погиб на турнире, Франциск II (1559-1560) умер от усердного лечения, Карл IX (1560-1574) умирает от болезни, Генрих III (1574-1589) смертельно ранен монахом-фанатиком.

И Бурбоны, сменившие Валуа в конце XVI века, продолжали испытывать на себе проклятие Жака де Моле: основатель династииГенрих IV пал от ножа убийцы, последний же её представитель при "старом порядке" Людовик XVI погиб на эшафоте в ходереволюции. Любопытная деталь: перед казнью этот король был заточен в Тампльской башне, некогда бывшей твердыней тамплиеров. По словам современников, после того, как короля обезглавили на эшафоте, какой-то мужчина прыгнул на помост, окунул руку в кровь мёртвого монарха и показал её толпе, громко крикнув:
- Жак де Моле, ты отмщён! [ источник не указан 436 дней ]

Не менші лиха спіткали і "проклятих" пап. Едва кончилось "авиньонское пленение" - началась "схизма": двое, а то и трое пап, избранных одновременно, в течение почти всего XV века предавали анафеме друг друга. Не успела закончиться "схизма", началасьРеформация : сначала Ян Гус, потом Лютер, Цвингли и Кальвин свели на "нет" влияние "апостольских наместников" в центральной Европе, а Великая революция 1789-1799 годов вырвала из-под власти пап и Францию.

Следует отметить, что ещё на заре своей деятельности орден в глазах современников виделся как некий мистический институт. Рыцарей Храма подозревали в волшебстве, колдовстве и алхимии. Считалось, что тамплиеры связаны с тёмными силами. В 1208 году папа Иннокентий III призывал храмовников к порядку по причине их "нехристианских действ" и "заклинания духов". Кроме того, легенды утверждают, что тамплиеры были весьма искусны в изготовлении сильнодействующих ядов.

Тамплиеры были истреблены лишь во Франции. Английский король Эдуард II отправил рыцарей Храма в монастыри, чтобы они искупили свои грехи. Шотландия даже предоставила убежище тамплиерам из Англии и, возможно, Франции. Германские храмовники после роспуска ордена перешли в состав Тевтонського ордена. В Португалии рыцари Храма были оправданы судом и в 1318 году лишь изменили своё название, став рыцарями Христа. Под таким названием орден сохранился до XVI века. Корабли ордена плавали под восьмиконечными тамплиерскими крестами. Под этими же флагами плавал в Индию Васко да Гама.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 379; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!