После смерти Фауста, Мефистофель хочет утащить его душу в ад, но вмешиваются божественные силы и уносят её на небо, где ей предстоит встреча с душой Гретхен.



Если весь путь героя является трагическим, это не означает, что жизнь его была пустой и бесплодной.

Он мучился, страдал, но жизнь его была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил.

Невозможно исчерпать всё богатство идей "Фауста" Гёте.

Общий смысл "Фауста" как прекрасной драматической поэмы едва ли может вызвать сомнения.

Творчество Расина.

Единственная комедия Расина Сутяги (Les Plaideurs) была поставлена в 1668. В 1669 с умеренным успехом прошла трагедия Британник (Britannicus). В Андромахе Расин впервые использовал сюжетную схему, которая станет обычной в его поздних пьесах: A преследует B, а тот любит C. Вариант этой модели дан в Британнике, где противостоят преступная и невинная пары: Агриппина и Нерон – Юния и Британник.

За Береникой последовали Баязет (1672), Митридат (1673), Ифигения (1674) и Федра (1677). Последняя трагедия является вершиной драматургии Расина. Она превосходит все другие его пьесы красотой стиха и глубоким проникновением в тайники человеческой души. Как и прежде, здесь нет конфликта между рациональными принципами и сердечными склонностями. Федра показана как женщина в высшей степени чувственная, однако любовь к Ипполиту отравлена для нее сознанием своей греховности.

Тема лирики Вийона.

Любовь становится продажной и грязной, основанной на

Лжи и корысти, потому что таково общество. Вийон мечтает о любви подлинной,

Свободной и правдивой, однако не находит такой в жизни. Отсюда пессимистический

Рефрен «Двойной баллады о любви» (входит в «Завещание)» - «Как счастлив тот,

кто не влюблен!» Куртуазное Средневековье, создавшее культ Дамы, далекий от

Реальной жизни, воспевало возвышенную любовь.

Тема смерти возникает в «Завещании» многократно, это один

Из лейтмотивов, особенно в прославленных строфах XXXIX-XLI, потрясающих

Трагической конкретностью.

Вийон пишет о смерти с поразительной настойчивостью и

Своеобразным трагическим вдохновением. Поэта не страшит загробное возмездие. Но

Перед ним открылся весь ужас, вся безысходность и неизбежность небытия.

Конечно, в картинах смерти у Вийона содержится требование наслаждаться благами

Бытия сейчас, ибо любая жизнь все же лучше смерти, и презрение к суетности

Могущественных и богатых, ибо смерть уравняет всех, однако чувство необоримого

Отчаяния оказывается сильнее обманчивого эпикуреизма.

Вийон первым в мировой литературе с такой страстью

Изобразил трагедию обездоленности, ужас одиночества. Он не идеализирует

Бедность, напротив, в «Балладе - споре с Франком Гонтье» Вийон будто с завистью

Перечисляет радости сытой, спокойной жизни.

Поэт апеллирует к властям предержащим, требует

Справедливости, утверждая свою правоту напоминаниями о смерти (ведь в могилу не

Потащишь свое богатство) и ссылками на Евангелие в духе уравнительных ересей.

В поэме раскрывается пропущенное через лирическое «я»

В «Лэ» уже возникают темы, характерные для последующих

Произведений Вийона, - тема одиночества, измены друзей и любимой, тема

Быстротечности земного; в поэме звучит то бесшабашное предраблезианское веселое

Молодечество, которое помогало поэту преодолевать все невзгоды.

Философские повести Вольтера.

Жанровая модель философского диалога является элементом структуры повести. Дискуссии по вопросам философии включаются в текст [8]. На повествовательном уровне жанр философского диалога моделирует структуру сюжета, предназначенного для выявления законов миропорядка. Сюжеты и судьбы героев служат испытательным полигоном философских концепций. Рационалистическая природа жанра проявляется в доминирующем влиянии идейной концепции на композицию и структуру сюжета, в подчинении их задачам «проверки» той или иной философской идеи. В основе сюжетов лежит соединение логики философских построений и повествовательных приемов. Само по себе сюжетное событие играет роль примера, аргумента в цепи доказательств.

Одна из важнейших функций иронии в философской повести Вольтера - жанрообразующая.

Так, в повести «Задиг, или Судьба», опубликованной в 1748 г., можно обнаружить ироническую стилизацию сюжетных мотивов, встречающихся в жанрах сказки, рыцарского и барочного романов. В основе линейного развертывания текста лежит сюжет испытаний, в котором герой, преодолевая трудности и совершая подвиги, подтверждает свое право на обладание высшими ценностями любви и власти. Об ориентации вольтеровской повести на эти жанры свидетельствуют, например, главы «Поединки» и «Загадки», где Задиг побеждает ложного героя Итобада, сражаясь с ним на рыцарском поединке и успешно разгадывая загадки великого мага.

Но жанровая схема романа испытаний переосмыслена в повести благодаря тому, что в качестве протагониста в ней выведен новый персонаж - философ, разоблачающий господствующие предрассудки. В результате в тексте иронически переосмысливаются традиционные мотивы. Так, например, вместо сражения с чудовищем, встречающегося в сказках и рыцарских романах, Вольтер включает в повесть эпизод, в котором философ доказывает, что чудовищ не существует (эпизод с василиском).

Шекспировский вопрос.

Источником огорчений и сомнений для биографов Шекспира послужило его завещание. В нем говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова — о книгах, о рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыватель. Завещание стало первым поводом задать так называемый «шекспировский вопрос»: а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем?

Вот уже сто лет находится немало сторонников отрицательного ответа: не был, не мог быть, поскольку был необразован, не путешествовал, не учился в университете. Стратфордианцами (сторонники традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество остроумных доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в «Шекспиры».

Однако в пользу Шекспира свидетельствует главный аргумент: его имя при жизни появилось на десятках изданий отдельных пьес, поэм, на сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих произведений (почему при каждом упоминании имени следовало ожидать уточнения, что речь идет об уроженце Стратфорда, а не о ком-то еще?). Сразу после смерти Шекспира двое его друзей-актеров издали его произведения, а четыре поэта, включая величайшего из современников Шекспира его друга Бена Джонсона, восславили его. И ни разу никакие опровержения или разоблачения не последовали. Никто из современников и потомков, вплоть до конца 18 в. не усомнился в шекспировском авторстве.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 425; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!