Становятся ли почитатели могил равными идолопоклонникам в постановлении



 

 

Если же ты скажешь: "Становятся ли те, кто имеет такие убеждения относительно могил, праведников (аулия), грешников и падших людей – многобожниками подобно тем, кто имеет такие же убеждения относительно идолов?"

Я скажу тебе: «Да. Эти делают то же, что делали те. Одни равны в этом другим, более того, те, о ком мы говорим, превзошли первых многобожников в убеждении, подчинении и рабстве, поэтому нет причины разделять одних от других»( Подробный разбор вопроса схожести современных могилопоклонников с древними идолопоклонниками приведен в книге о Булгаре (с. 191-216) (2-ое издание). http://vk.com/doc181861343_233742464 )

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ ТРЕТЬЕГО СОМНЕНИЯ

   но ведь наше дело не поклонение, а значит, мы не совершаем многобожия

 

 

Если же ты скажешь: "Но ведь эти могилопоклонники говорят: мы не совершаем многобожия, и не делаем Аллаху равных, а наше обращение к умершим праведникам (аулия) и убеждение относительно них не является многобожием!!!"

Тогда я отвечу тебе: "Да, "говорят своими языками то, чего нет в их сердцах!" (3: 167). Но это лишь по причине их невежества относительно истинной сущности многобожия!!!

В действительности же, их возвеличивание этих "аулия", и принесение им жертвоприношений и есть многобожие, ведь Всевышний Аллах говорит: "Совершай намаз Твоему Господу и приноси жертву" (108: 2) – т.е. никому другому, кроме Него, как на это указывает выставление вперед фразы "Твоему Господу", тогда как в основе она должна быть в конце предложения(Сказал шейх Фатх уль-Кадаси: «В данном случае это не является применением правила «вынесение вперед того, что должно быть позади предложения, указывает на сужение смысла». В действительности фраза «Твоему Господу» не вынесена вперед относительно фразы: «приноси жертву», так как эти две фразы разделены союзом «и». Но здесь применено правило: «Удаление фразы из-за отсутствия нужды в ее повторении». Основа предложения: «Совершай намаз Твоему Господу и приноси жертву Твоему Господу». В повторении фразы «Твоему Господу» в конце предложения нет нужды из-за ясности этого смысла. («Шарх Татхир уль-И’тикад», 14-ый урок)).

И говорит Всевышний: "И мечети принадлежат Аллаху, не взывай же наряду с Ним ни к кому!" (72: 18).

И из того, что мы поведали тебе выше, ты уже узнал, что даже показуху Всевышний назвал многобожием, не говоря уже о том, о чем мы ведем разговор сейчас.

То, что они делают для своих умерших праведников (аулия) – именно это и есть дела многобожников. Поэтому, совершая эти деяния, эти люди становятся многобожниками, и не помогут им их слова: "мы не придаем Аллаху сотоварищей!" – потому что их дела указывают на ложность этих слов(одобное сомнение, но немного в ином ракурсе, разобрано в книге о Булгаре с. 212-216 (2-ое издание). http://vk.com/doc181861343_233742464 )

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО СОМНЕНИЯ

Но ведь они не знают того, что эти дела превращают их в многобожников

 

Если же ты скажешь: "Но ведь они не знают того, что эти дела превращают их в многобожников!"

Я скажу тебе: "В книгах фикха, в главе «вероотступничества», ученые явно заявляют о том, что высказавший слово неверия становится неверующим, даже если не подразумевал смысла этого слова(Смысл слов имама ас-Сан’ани заключается в том, что если человек произносит слова неверия, зная, что эти слова являются словами неверия, намереваясь их произнести – становится неверным, даже если не имеет намерения стать неверующим посредством произнесения этих слов.

 

И здесь необходимо отметить о том, что не всякое высказывание слов неверия выводит человека из Ислама и делает неверующим.

 

Сказал ‘алляма ‘Абдуллах ибн ‘Абдуррахман Абу Бутейн: «Что же касается того, кто высказал слово неверия, не зная, что это слово – слово неверия, но затем ему поведали об этом, и он отказался от этого слова – относительно него не выносится постановление о выведении из Ислама (такфир). Примером этому то, как некоторые из новообращенных сподвижников сказали пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Сделай нам Зат Ануат, такой же, как у них» («ад-Дурар ус-Сания» 10/419).

 

Сказал шейх ‘Абдульмухсин аль -‘Аббад, разъясняя эти слова имама ас-Сан’ани в своем шархе: «Слова автора не нужно понимать в широком смысле. Потому что произнесение слов неверия может изойти по принуждению или по оговорке языка без намерения произнесения этих слов, например из-за сильной радости. Об этом приходит хадис у имама Муслима о человеке, который потерял свою верблюдицу, отчаялся в том, что найдет ее, а затем обнаружил ее рядом с собой и воскликнул от ликования: «О Аллах, Ты мой раб, а я твой Господь». Сюда же можно отнести то, когда человек передает слова неверия, высказанные кем-либо, или произносит их без намерения, как в бреду или во сне. (См. также шарх шейха ар-Ражихи с. 88).

 

Что же касается того, кто произносит слова неверия шутя или играя, то он не имеет оправдания и выходит этим из Ислама. (См. «ад-Дурар ус-Сания» 10/419).)

К тому же, это указывает на то, что эти люди изначально не познали истинной сути Ислама, а также сущности единобожия, поэтому они являются неверующими в основе, изначально не вошедшими в Ислам(Аргументация имама ас-Сан’ани в этом чрезвычайно важном вопросе следующая: «те, кто носит название «могилопоклонников» сегодня, родились и выросли в среде тех, кто причисляет себя к Исламу, однако их убеждения и действия противоречат Исламу в его фундаменте. Они не понимают смысл свидетельства Ислама «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» правильным пониманием и не знают его. Соответственно, они изначально не вошли в Ислам, т.к. одним из условий принятия свидетельства является «знание» смысла свидетельства. А значит эти люди – неверующие в основе, вообще не вошедшие в Ислам, а не вероотступники, которые вошли в Ислам, а затем вышли из него своими убеждениями или действиями многобожия».

 

Однако, подавляющее большинство ученых, если не сказать все, не согласились с автором книги в его аргументации.

 

Сказал шейх аль-‘алляма ‘Абдуллатыф ибн ‘Абдуррахман ибн Хасан: «Известно и единогласно среди ученых, что тот, кто сделает это (т.е. действия многобожия), вместе с тем, что он произносит два свидетельства Ислама, до него доводится довод, если же он не принимает этот довод, то относительно него выносится постановление неверия и вероотступничества. Ученые не рассматривают этих людей в качестве неверующих в основе, вообще не вошедших в Ислам. И я не видел никого из обладателей знания, кто бы сказал такое, кроме Мухаммада ибн Исма’иля (ас-Сан’ани) в его книге «Очищение вероубеждения». Аргументировал он это тем, что люди эти не поняли смысл свидетельства Ислама, а соответственно не вошли в Ислам, но наш шейх (т.е. шейх ан-Нежди) не согласен с ним в этом» («Мисбах уз-Залям» с. 53).

 

Подобные же фетвы несогласные с имамом ас-Сан’ани имеются у шейха Мухаммада ибн Ибрахима али-Шейха, а также шейха ‘Абдурраззака аль-‘Афифи.

(от абу АбдуЛлаха однако это не значит кто совершил большой ширк что он мусульманин:

Здесь есть маленький нюанс братья, есть книга т.н. ХУЛЯСАТУЛЬ КАЛЯМ ФИ МАСАИЛЯЛЬ АСМА УАЛЬ АХКАМ. Там говорится что есть разница между ширком и куфром. Тот человек который делает ширк но он в основе мусульманин, мы не говорим что он кафир , не выносим такфир. Но мы говорим мушрик, потому что он делает ширк, деяние ширка и по другому его не назовешь. Мы поступаем с ним согласно этому, то есть такфир не можем вынести. Такфир имеется в виду разрешенность крови, имущества пока не будет установлена худжа. А называть его мушриком, да, мы его называем мушриком и это его положение. Такфир имеется в виду вечное пребывание в огне, мы не можем этого говорить так как это знание сокровенного, может до него на самом деле не доходил пророческий призыв. Это разница между КУФРОМ И ШИРКОМ, мушриком мы называем любого кто совершит ширк вне зависимости от его положения но не называем кафиром. Поэтому нельзя понимать слова шейх аль-‘алляма ‘Абдуллатыф ибн ‘Абдуррахман ибн Хасан что он считает тех кто совершает большой ширк мусульманами, и это видно из других слво ученных наджда:

 

Ибн Таймия сказал:

«Доказано Кораном и сунной, то что надо именовать совершающих ширк как "мушрик" еще и до призыва. Он преступил границы, придал Аллаху равных до прихода посланника, поэтому название "мушрик" ему дается и до прихода посланника.»

(Маджмууль-фатауа, том 20, стр38)

 

Следовательно когда АбадульВахаб не называет кафиром того кто поклоняется могиле Джийлани или другой могиле, тем самым хотел сказать что он мушрик но не муслим, также он не считал кафиром кроме как после того как доведут довод до него, как об этом сказал сам же в Дурар асСанийа 18том 534 стр:

 

«И этот род мушриков и им подобные которые поклоняются святым и праведникам,мы судим их что они мушрики, и мы считаем их кафирами после того как установят над ними худжу.Зато для других грехов менее тяжких чем это по степени и вредности, мы не делаем такфир ….»

Он считает, что те, кто поклоняется святым, мушриками, но он их признает кафирами только после установления худжы.

И сыновья Мухаммад ибн АбдульВаххаб так же как Шейх Хаммад ибн Насир аль Му’аммар сказали в Дурар ас 10/136, 137:

« Если он совершает куфр или ширк по невежеству, и нету того кто мог бы ему разъяснить, тогда мы ему не даем хукм кафир, пока не установят над ним худжу, но также мы не даем хукма что он муслим; мы скажем, что его действие куфр, позволяющее пролить его кровь и захватить его имущество. И даже если мы не даем конкретный хукм об этом человеке по причине того что не было установлена худжа, не надо говорить, «если он не является кафиром, тогда, он муслим». Мы скажем, что его деяние, деяние кафира , что касается утверждения этого хукма об этом человеке в частности ,то нужно знать, доказательство до него дошло ли или нет, И уже упоминали люди Знания что те кто живут в периодах фатра они будут испытаны и они им не дали хукм кафиров ни хукма праведных» Из это становится понтяно что не надо обманыватся словами ученных Наджда что они не выносят такфир тем кто делает большой ширк, да ен выносят но и мусулимом такого не считают. На этом споткнулись многие люди и начали оправдывать многобожников по невежеству. И я был обязан указать на это, также как руслан сделал примечание к этим словам имама Ас-Санаани)

Ведь, воистину, Всевышний обязал Своих рабов уединять Его в поклонении: "Чтобы вы не поклонялись никому, кроме Аллаха" (11: 2), и быть искренним в нем: "И не было им приказано ничего, кроме как поклоняться Аллаху искренне перед ним в вере" (98: 5). А что касается того, кто взывает к Аллаху ночью и днем, скрыто и явно, со страхом и надеждой, а затем взывает наряду с Ним еще к кому-либо, тот совершает многобожие в поклонении.

Это потому что взывание с мольбой является одним из видов поклонения, и Всевышний назвал его таковым в Своих Словах: "Поистине те, которые возгордились от поклонения Мне, зайдут в Ад униженными", после Слов: "Взывайте ко Мне и Я отвечу вам" (40: 60).

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПЯТОГО СОМНЕНИЯ

 

Если же ты скажешь: "Если они являются многобожниками, значит сражение с ними обязательно, и обязательно совершать относительно них то, что совершал посланник Аллаха  относительно многобожников!"

Тогда я отвечу тебе: "Этого мнения придерживается целая группа обладателей знания(Сказал шейх Исма’иль аль-Ансари, комментируя эту фразу автора книги: «Прочитав эту фразу можно подумать, что существует другая группа обладателей знания, которые не согласны с этой первой группой. В действительности же такой группы не существует. Этот вопрос – вопрос, основанный на контекстах Откровения, а не вопрос разногласия».). Они говорят: вначале необходимо призвать этих людей к единобожию, и разъяснить им то, что их божества, от которых они ждут пользы и отведения вреда, не способны помочь им перед Аллахом ничем.

Также необходимо донести до них то, что эти божества такие же рабы, как и сами эти люди, и что это убеждение относительно этих их божеств – многобожие.

Они должны узнать, что вера человека в то, с чем пришли посланники не будет действительной, пока они не оставят эти свои убеждения и не покаются от них. Также как вера их не будет действительной, пока они не воплотят единобожие в жизнь -  как в убеждениях, так и на делах.

И это обязанность обладателей знания – разъяснить, что убеждения этих людей, из которых в дальнейшем исходят обеты, жертвоприношения, обходы вокруг могил – запретное многобожие. А также разъяснить, что действия этих людей, это как раз именно то, что делали многобожники относительно своих идолов.

А после того, как ученые разъяснят эти положения правителям, те, в свою очередь, обязаны послать к людям призывающих к искреннему единобожию(В этих словах имама ас-Сан’ани важное указание на то, что подобные действия, такие как – сражение с вероотступниками, или разрушение мест язычества, мавзолеев, гробниц и т.п., не является делом отдельных личностей, наполненных энтузиазмом. Но дело это – совместное, которое выполняется обладателями знания и обладателями власти рука об руку. Иначе же это не приводит ни к чему хорошему, но, наоборот приводит к смуте и усилению многобожия и многобожников. И только к Аллаху необходимо направлять жалобы о нашей слабости!!!). Тот из людей, кто возвратится от многобожия и согласится с единобожием, защитит этим свои кровь, имущество и семьи. Тот же, кто станет упорствовать, то Всевышний сделал дозволенным относительно него то же, что сделал дозволенным своему посланнику  относительно многобожников.

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ ШЕСТОГО СОМНЕНИЯ

 

Если же ты скажешь: "Но ведь обращение с просьбами к кому-либо, кроме Аллаха утверждено в хадисах. Пришло достоверно то, что люди в Судный День будут обращаться со своими просьбами к отцу человечества Адаму, а затем к Нуху (Ной), затем к Ибрахиму (Авраам), затем к Мусе (Моисей), затем к 'Исе (Иисус), а затем дойдут и до Мухаммада , после того, как все перечисленные пророки откажутся помочь((Хадис об этом достоверен; Бухари 3340; со слов Абу Хурайры).) Это является явным доводом на то, что обращение с просьбами к кому-либо помимо Аллаха не является чем-либо порицаемым!"

Я отвечу тебе: твои слова здесь не к месту. Это потому что никто не отрицает узаконенность обращения с просьбами к живым, способным помочь(Здесь необходимо добавить еще два условия – чтобы этот живой, способный помочь, был слышащим обращение, а также присутствующим физически, или же имел постановление присутствующего физически (пример последнего – тот, с кем связались по телефону или посредством иных средств связи).). Слова Аллаха об истории пророка Мусы (мир ему) с израильтянином и коптом говорят об этом: "Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов" (28: 15)( Сказал имам аш-Шаукани: «И нет разногласия, что разрешено просить помощи у творения в том, в чем оно способно помочь. Все это не нуждается в приведении довода, так как итак ясно как день. И я не думаю, что кто-либо разногласит в этом» («ад Дурр ун-Назыд фи ихлас калимат ит-таухид» с.20 (изд. «Дар ‘Умар ибн уль-Хаттаб»))) Мы же говорим здесь о просьбах и взываниях о помощи, которые совершают могилопоклонники и другие к своим аулия. А также о том, что они просят своих аулия выполнения таких вещей, выполнить которые не способен никто, кроме Аллаха, как, например, излечение больного и другое.

И еще более удивительно то, что могилопоклонники и другие им подобные, выделяют этим аулия долю от своего ребенка, если ребенок останется жить, и даже отдают их приспешникам свое имущество для того, чтобы плод выжил во чреве матери. А также совершают такие порицаемые и мерзкие поступки, которые не совершали даже многобожники первых времен!!

Поведал мне один из тех, кто отвечает за принятие денег по обету, отдаваемых могилопоклонниками на могилу одного из «аулия» о том, что однажды пришел к нему один человек с деньгами и женскими украшениями и сказал: "Это господину такому-то (имея в виду захороненного в могиле) – это половина приданого (махр) моей дочери, я выдал ее замуж, а при ее рождении дал обет о том, что половина моей дочери принадлежит этому моему господину!!!"

Это явление, до которого не дошли даже идолопоклонники, и это без сомнения соответствует Словам Аллаха: "Они отдают долю из того, чем Мы их наделили, ради того, что им неизвестно" (16: 56).

Да! Нет сомнения в разрешенности того, что люди в Судный День будут просить у пророков, чтобы они воззвали к Аллаху с просьбами начать расчет рабов, чтобы избавить их от ужасов предстояния. Я имею в виду разрешенность просить кого-либо из людей, чтобы он воззвал с мольбой за тебя к Аллаху.

Более того, посланник Аллаха  сказал 'Умару, когда тот отправлялся на совершение Умры: "Не забывай нас, брат мой, в своих мольбах"((Хадис слабый; Ахмад 5229; Абу Дауд 1428; Тирмизи 3562; Ибн Маджа 2894. В его иснаде слабый передатчик ‘Асым ибн ‘Убейдиллях ибн ‘Асым ибн ‘Умар ибн уль-Хаттаб). Однако, за правильность слов имама ас-Сан’ани свидетельствует хадис Анаса ибн Малика о просьбе Умм Сулейм, который приведен им же далее по главе.).

Также Всевышний приказал нам совершать мольбу (ду'а) за верующих и просить у Него за них прощения: "О наш Господь! Прости нам, а также нашим братьям, которые опередили нас в принятии веры" (59: 10)( В действительности, этот аят не является годным для приведения его в довод в нашем вопросе. Это потому, что в нем нет указания на позволительность просить чего-либо у людей.).

А также Умм Сулейм сказала посланнику Аллаха : "О посланник Аллаха! Соверши мольбу за твоего слугу Анаса"(Этот хадис достоверен; Бухари 1982; Муслим 6372; со слов Анаса ибн Малика).

А также и другие сподвижники просили посланника Аллаха  сделать за них ду'а при его жизни(Из этого, например, история одной из сподвижниц, с которой случались приступы, после чего она падала без сознания и открывалась часть ее ‘аурата. Она попросила пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сделать за нее ду’а о том, чтобы не открывался ее ‘аурат. Также хадис о семидесяти тысячах, которые войдут в рай без расчета и наказания. В нем приходит, что один из сподвижников по имени ‘Уккаша попросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сделать ду’а за него о том, чтобы он был из числа этих семидесяти тысяч. Оба этих хадиса приходят у имамов аль-Бухари и Муслима.

 

Более того, ханафитский имам Ну’ман ибн Махмуд аль-Алюси указал на то, что дозволено просить сделать мольбу у того, кто ниже по религиозному положению и праведности, нежели просящий. И в довод привел достоверный хадис о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал сподвижникам попросить Уэйса аль-Карани (который был табиином), чтоб тот попросил за них прощения у Аллаха. Хадис этот приведен у имама Муслима (См. «Джаля уль-‘айнейн» с. 481).).

Все это является дозволенным единогласно(Однако, несмотря на это, просьбу людей все же лучше оставить, полагаясь на Всевышнего Аллаха Одного. Сказал шейх уль-Ислам: «И просить что-либо у людей является запретным в своей основе, но стало разрешенным из-за всеобщей вынужденности людей к этому. Но все же оставить это, уповая на Аллаха предпочтительнее». Далее он же сказал: «Просьба чего-либо у людей несет в себе три дурных последствия:

1) проявление нужды в ком-либо, кроме Аллаха, а это один из видов многобожия.

2) причинение сложности тому, кого ты просишь, а это один из видов принесения несправедливости творениям.

3) унижение перед кем-либо, кроме Аллаха, а это уже причинение несправедливости самому себе.

В итоге, это явление содержит в себе все три вида несправедливости» («ат-Тауассуль уаль-уасиля» с. 54, 70).).

Мы же говорим о мольбах и просьбах могилопоклонников у мертвых, или живых, которые не владеют для себя ни пользой, ни вредом, ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением. Эти мольбы заключаются в том, чтобы те излечили их больных, или вернули их пропавших, или облегчили роды рожениц, или чтобы пролили на их посевы дождь, чтобы увеличили молоко их домашнего скота, и защитили его от сглаза, и подобные этому просьбы, выполнить которые не способен никто, кроме Всевышнего Аллаха.

Это они те, о которых сказал Аллах: "А те, к кому вы взываете вместо Него, не способны оказать вам поддержку и не способны помочь даже самим себе" (7: 197), а также: "Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим" (7: 194).

Как же человек обращается с мольбами к неживым предметам, или же к живым, которые настолько дурны, что неживые предметы предпочтительнее их, ведь неживые не обременены обязанностями шариата?!( Имеется в виду, что неживые предметы, как камни или деревья, не обременены обязанностями шариата. А что касается грешников, которым поклоняются люди, как колдуны, суфийские шейхи и т.п., то они хуже по положению, нежели неживые предметы, т.к. эти люди обременены обязанностями шариата, но этих обязанностей не выполняют.)

Это как раз то, что делали многобожники относительно идолов. Это и есть настоящее поклонение.

Из этого также то, что они отдают часть своего имущества в виде обетов, отдают часть имущества могилам, а также выделяют часть своего урожая на нужды этого мавзолея. В некоторых местах Йемена это называется "тильм"(«Тильм» - это борозда, остающаяся в земле после плуга. Автор говорит о том, что могилопоклонники делили эти тильмы между Аллахом и их «аулия», говоря – то, что вырастет из этой борозды, отдадим на пути Аллаха, а то, что вырастит из этой, отдадим на нужды мавзолея уали такого-то.).

Также они выделяют своим "аулия" определенную часть своих животных, а это как раз то, что делали многобожники первых времен, как поведал об этом Всевышний: "Они предназначают Аллаху долю того, что Он вырастил из посевов и скота, и по своему разумению говорят: «Это – Аллаху, а это – нашим сотоварищам" (6: 136), а также: "Они отдают долю из того, чем Мы их наделили, ради того, что им неизвестно. Клянусь Аллахом, вы будете спрошены обо всем, что измышляете!" (16: 56).

Поэтому эти могилопоклонники, а также имеющие ложные убеждения относительно невежественных и заблудших живых, идут по путям многобожников след в след, и имеют относительно творений такие убеждения, иметь которые позволительно лишь относительно Аллаха.

Они выделяют им часть своего имущества, направляются к этим могилам со своих городов(Посещение могил бывает трех видов: 1) узаконенное 2) с элементами нововведения 3) с элементами многобожия. Узаконенное – это посещение могил своего населенного пункта для получения личной пользы (напоминание о смерти и Судном Дне), а также для принесения пользы умершему (его приветствие и просьбы Аллаха за умершего о прощении). При этом узаконенное посещение могил не должно сопровождаться противоречием Сунне – как сидение на могиле, совершение различных поклонений у могил и т.п. Что касается посещения могил с элементами нововведения, то сюда входит совершение различных видов поклонения у могил, особенно если это сопровождается убеждением о том, что поклонение у могил более предпочтительно и более любимо Аллаху. Что касается посещения с элементами многобожия, то сюда входит обращение с мольбами к умершему, просьбы о его заступничестве, посвящение умершему других видов поклонения – как обет, жертвоприношение, обход вокруг могилы и т.п. Последние два вида строго запрещены в Исламе.

 

Что же касается вопроса о запрете отправляться к могилам в другой населенный пункт, то он подробно рассмотрен в книге о Булгаре (с. 75-78 (2-ое издание)). http://vk.com/doc181861343_233742464 ) для посещения их, делают вокруг этих могил обходы, стоят перед этими могилами со смирением, взывают к этим умершим при горестях, приносят жертвоприношения, желая приблизиться к ним, а ведь все это и есть одни из видов поклонения, о которых мы тебе уже поведали.

И я не знаю, есть ли среди них те, кто совершает этим живым людям земные поклоны, но не удивлюсь, если среди них есть и такие.

Сообщил мне один из тех, кому я доверяю, что он видел одного из них, совершающим земной поклон у порога мавзолея "аулия", к которому он прибыл в знак возвеличивания, и, поклоняясь ему этим. Также он сообщил мне о том, что они клянутся именами этих умерших.

Более того, если один из должников поклянется Именем Аллаха, они не примут от него его заверений, но если заверит свои слова клятвой одним из этих "аулия", то тут же принимают его слова и верят ему. Именно таковыми были идолопоклонники: "Когда поминают одного лишь Аллаха, содрогаются от отвращения сердца тех, которые не веруют в Последнюю жизнь. А когда поминают тех, которые ниже Него, они радуются" (39: 45). И как пришло в достоверном хадисе: "Если кто-то из вас клянется, то пусть клянется Аллахом или молчит"(Хадис достоверный; Бухари 2679, 6108, 6646; Муслим 4257; со слов Ибн ‘Умара).А также однажды, посланник Аллаха  услышал одного человека, клянущегося именем аль-Лят, и приказал ему сказать: "Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха" ("ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ ЛЛАХ")(Хадис достоверный; Бухари 6107; Муслим 4260; со слов Абу Хурайры).

Этот хадис указывает на то, что этот поклявшийся идолом человек совершил этой клятвой вероотступничество, и приказал ему пророк  обновить свой Ислам. Это именно потому, что этот человек стал этой клятвой неверным(Наиболее известное и распространенное мнение ученых в этом вопросе заключается в том, что клятва не Аллахом входит в разряд малого многобожия, но может стать большим многобожием в зависимости от намерения человека.

 

Что касается слов имама ас-Сан’ани, то здесь он назвал клятву не Аллахом большим многобожием. Подобный же вывод можно встретить в словах имама Ибн Дакык аль-‘Ида (в книге «аль-Ихкам»), а также имама аш-Шаукани (в «ад-Дурр ан-Назыд»). Но из их слов, как впрочем, и из слов имама ас-Сан’ани понимается, что они ведут речь об особом виде клятвы, из которой понимается возвеличивание того, кем клянутся, выше, чем возвеличивание Аллаха. На это указывают слова автора: «Более того, если один из должников поклянется Именем Аллаха, они не примут от него его заверений, но если заверит свои слова клятвой одним из этих "аулия", то тут же принимают его слова и верят ему».

 

Сказал шейх Сулейман ибн ‘Абдиллях: «Слова хадиса: «Кто поклялся не Аллахом, тот стал неверным или многобожником» - целая группа ученых основывалась на эти слова и сказала: «такой человек совершил большое неверие, поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал этому человеку принять Ислам заново, сказав «ля иляха илля Ллах». А если бы он не вышел из Ислама этой клятвой, пророк не приказал бы ему этого».   

 

Однако, большинство ученых сказали: «Клятва не Аллахом не выводит человека из Ислама, но является малым многобожием, как заявил об этом Ибн ‘Аббас и другие. А что касается того, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал тому, кто поклялся божествами аль-Лят и аль-‘Узза произнести «ля иляха илля Ллах», то это в качестве искупления за этот грех. Это потому что своей клятвой этот человек проявил внешнее возвеличивание этих божеств. Поэтому пророк приказал это не для обновления Ислама.

 

Но, вместе с этим, действие могилопоклонников уходит глубже этого. Они клянутся Аллахом на что угодно, правдиво и ложно, но если попросишь его поклясться шейхом или землей его могилы, или жизнью его шейха и т.п., то они ни в коем случае не клянутся, если знают, что не правдивы в своих словах. Это является большим многобожием без сомнения, потому что этот шейх более уважаем ими и более возвеличиваем, нежели Всевышний Аллах. До такого предела не дошли даже идолопоклонники, самой серьезной клятвой у которых считалась клятва Аллахом, как сказал Всевышний: «Именем Аллаха они принесли величайшие клятвы» (16: 38). А тот, чья самая серьезная и величайшая клятва – это клятва шейхом, или землей его могилы, или его жизнью, то его многобожие хуже, чем многобожие первых идолопоклонников. Это и есть подробный разбор этого вопроса» («Тайсир уль-‘Азиз иль-Хамид» с. 593-594).), как мы это подробно разъяснили в книгах "Субул юс-Салям шарх Булуг уль-марам(Обсуждение этого вопроса в "Субуль юс-Салям» под первым хадисом книги «клятв и обетов». Однако, имам ас-Сан’ани не приводит в нем окончательного постановления о клятве не Аллахом – является ли она большим многобожием или же малым.),а также "Минхат уль-Гаффар"(«Минхат уль-Гаффар» - это комментарии имама ас-Сан’ани к книге «ад-Дау ун-Нахар». Что касается этого вопроса, то он обсуждается в «Минхат уль-Гаффар» 4/1840-1841.).

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 271;