Опора на доводы и полный отказ от слепого следования.



 

ОЧИЩЕНИЕ ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ

ОТ

ПРИМЕСЕЙ БЕЗБОЖИЯ

(ТАТХИР УЛЬ-И'ТИКАД 'АН АДРАН ИЛЬ-ИЛЬХАД)

АВТОР

 ИМАМ АЛЬ - 'АЛЛЯМА АЛЬ-МУЖАДДИД

Мухаммад ибн Исма'иль ибн аль-Амир

Ас-Сан'ани

(1099-1182)

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА ПЕРЕВОДА……………………………………………………………….2

БИОГРАФИЯ АВТОРА КНИГИ……………………………………………………………….……….3

ВОСХВАЛЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕНЫХ ОТНОСИТЕЛЬНО КНИГИ………....8

ИЗВЕСТНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ (ШАРХИ) К КНИГЕ………………………………………....8

ВСТУПЛЕНИЕ АВТОРА КНИГИ…………………………………………………….……….….9

ОСНОВА ПЕРВАЯ(все, что в Коране – Истина)………………………………………..……12

ОСНОВА ВТОРАЯ(все посланники были посланы для призыва к единобожию

в поклонении)………………………………..……………………………………………………..12

ОСНОВА ТРЕТЬЯ(единобожие делится на два вида)………………………………..…….13

ОСНОВА ЧЕТВЕРТАЯ(многобожники подтверждали Господство Аллаха)………...…15

ОСНОВА ПЯТАЯ(поклонение принимается только от единобожника)……………….17

ГЛАВА(виды поклонения)………………………………………………………………………19

ГЛАВА(в чем заключалось многобожие многобожников)………………………………...25

ГЛАВА(могилопоклонники подобны идолопоклонникам)…..............................................28

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПЕРВОГО СОМНЕНИЯ(я приношу жертву у могилы ради

Одного Аллаха и с Его Именем)……………………………………………..……………….…32

РАЗЪЯСНЕНИЕ ВТОРОГО СОМНЕНИЯ(становятся ли почитатели могил

равными идолопоклонникам в постановлении)…………………………………….………34

РАЗЪЯСНЕНИЕ ТРЕТЬЕГО СОМНЕНИЯ(но ведь наше дело не поклонение,

а значит, мы не совершаем многобожия)……………………………………..…………....…34

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО СОМНЕНИЯ(но ведь они не знают того,

что эти дела превращают их в многобожников)……………………………………….…….35

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПЯТОГО СОМНЕНИЯ(если они многобожники,

значит сражение с ними обязательно)…………………………………………………….….36

РАЗЪЯСНЕНИЕ ШЕСТОГО СОМНЕНИЯ(но ведь просьба помощи

не у Аллаха утверждена в хадисах)………………………………….…………………….…..37

РАЗЪЯСНЕНИЕ СЕДЬМОГО СОМНЕНИЯ(могилопоклонники

не равны многобожникам, так как произносят свидетельство Ислама,

совершают намаз, уразу, Хадж)…………………………………………………………..…….41

РАЗЪЯСНЕНИЕ ВОСЬМОГО СОМНЕНИЯ(но ведь в хадисах порицается

сражение с теми, кто произносит свидетельство Ислама)……………………..…….……43

РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЕВЯТОГО СОМНЕНИЯ(но ведь мы не поклоняемся могилам,

 и не посвящаем им намаз, уразу и Хадж)……………………..……………………………..44

РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЕСЯТОГО СОМНЕНИЯ(но ведь человек действительно

получает пользу от своего поклонения могилам)………………………………….……….47

РАЗЪЯСНЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО СОМНЕНИЯ(но ведь почитание могил

покрыло собой все страны Ислама, и никто этого не порицает)…………………..……48

РАЗЪЯСНЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО СОМНЕНИЯ(но ведь раз никто этого

не порицает, значит, на узаконенность этого есть единогласное мнение)……...…….51

РАЗЪЯСНЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО СОМНЕНИЯ(но ведь даже над могилой

пророка установлен купол)……………………………………………………….……….…...54

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО СОМНЕНИЯ(но ведь некоторые

из этих аулия совершают сверхъестественные явления)…………………………………55

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО СОМНЕНИЯ(разве эти

сверхъестественные явления не карамат (почет) от Аллаха этим аулия)………

Перевод и комментарии

Руслан Абу Ибрахим Татарстани

(первое издание)

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА ПЕРЕВОДА.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение посланнику Аллаху, а также его семейству, сподвижникам и всем, кто последовал за ними наилучшим образом до самого Судного Дня.

 

А затем:

Призыв приверженцев Сунны и единой общины во все времена и на всех землях отличался особым вниманием к вопросам единобожия. Причин этому множество, но главное из этого то, что при отсутствии единобожия в поклонении Всевышнему Аллаху все остальное становится бессмысленным и не приносящим пользы. Всевышний не принимает от человека даже частички его благих деяний и слов, если тот не входит в число единобожников.

И удивительно положение тех, кто находился в поисках шариатского знания многие годы, а затем, вернувшись на свои земли, всю свою заботу и внимание направляет на исправление так называемых «пороков общества», но когда речь заходит о вопросах единобожия и многобожия, то вдруг выясняется, что на разъяснение этих вопросов «не хватает времени»!!!

Автором книги, перевод которой находится в руках уважаемого читателя, является великий имам этой общины, абсолютный муджтахид и обновитель религии своего времени – Мухаммад ибн Исма’иль ас-Сан’ани.

Перевод именно этого труда был выбран не случайно. Дело в том, что этим своим посланием имам ас-Сан’ани обращается к обществу своего времени, которое очень схоже с обществом людей, живущих в странах СНГ сегодня. К тому же, автор нашей книги прекрасно излагает, казалось бы, ясные, а иногда наоборот, затруднительные вопросы идеологии в новом, непривычном ракурсе, что позволяет поразмышлять над изложенными вопросами с другой точки зрения и увидеть в них неизвестные доселе грани и моменты.

Что же касается комментариев к этой книге, то нет в этом из наших заслуг ничего, кроме приведения примечаний, уже имеющихся в разъяснениях ученых к этому труду, или к трудам, в которых разобраны подобные же вопросы.

Прошу Всевышнего Аллаха Его Прекрасными Именами, а также тем, что свидетельствую о Его исключительном праве на искреннее поклонение и обожествление, чтобы Он принес пользу этой книгой тем, кто ее прочитал.

 

                                                                                         Руслан Абу Ибрахим Татарстани

                                                                                                    «Дар уль-Хадис» Даммадж    

                                                                                                     30 Зуль-Ка’да 1434 г/х

 

 

БИОГРАФИЯ АВТОРА КНИГИ

Подробную биографию автора книги можно найти в следующих источниках: «аль-А’лям» 6/38, «’Инуан уль-Мажд» 1/53, «Фахрас уль-фахарис» Каттани 1/387, «Му’жам уль-муаллифин» 9/56-57, «Бадр ут-Тали’» 2/13, «Хадият уль-‘Арифин» 2/338 и др.

Его полное имя:

Мухаммад ибн Исма’иль ибн Салях ибн уль-Амир ас-Сан’ани. Его род возвращается к Хасану ибн ‘Али ибн Аби Талибу, т.е. автор нашей книги принадлежал к семейству пророка Мухаммада .

Родился:

 

В городе Кахлян, одной из провинций Йемена в месяце Джумад уль-Ахира в 1099 году хиджры(Что равняется 1688 году христианского летоисчисления.) Его отец перебрался в столицу Йемена – Сан’а со всей семьей в 1107 году. В столице отец автора нашей книги отдал его на обучение религиозным наукам самым известным ученым Йемена того времени [Сказал имам аш-Шаукани об отце имама ас-Сан’ани: «Его отец был благородным человеком, ведущим аскетичный образ жизни. Совершал множество поклонений, обладал полноценным знанием и пониманием, и был также прекрасным поэтом. Скончался третьего числа месяца зуль-хиджа 1142 г/х».]

 

Имена некоторых его шейхов, у которых он обучался, будучи в Йемене:

1) ‘алляма Зейд ибн Мухаммад ибн уль-Хусейн(Сказал о нем имам аш-Шаукани: «Большой специалист, шейх шейхов Саны своего времени в абсолютно всех науках средств. От него эти знания переняли самые большие ученые того времени. Скончался в 1123 г/х».)

2) ‘алляма Салях ибн уль-Хусейн аль-Ахфаш(Сказал о нем имам аш-Шаукани: «Ученый, специалист, известный аскет, вел скромный образ жизни, и жил лишь на те средства, которые заработал своими руками. Имеет славную историю в порицании порицаемого. Его слово было принимаемо правителями, обладал невиданным уважением. Не боялся ради Аллаха порицаний порицающих. Скончался в 1142 г/х».)

3) ‘алляма ‘Абдуллах ибн ‘Али аль-Уазир(Сказал о нем имам аш-Шаукани: «Прославился знаниями в науках средств и тафсире Корана. Скончался в 1147 г/х».)

4) кады ‘Али ибн Мухаммад аль-‘Ансий(Сказал о нем имам аш-Шаукани: «Красноречивый поэт, известный судья. Требовал знания и преподавал различные виды наук. Скоропостижно скончался в 1139 г/х».)

5) хафиз Хашим ибн Яхья аш-Шами(Сказал о нем имам аш-Шаукани: «Один из известных ученых, великих поэтов. Достиг великих знаний во всех науках, обогнал в этом всех своих сверстников. Преподавал различные науки своим студентам. Требующие знания Саны получили от него много пользы, и на его руках была воспитана целая группа ученых. Скончался в 1158 г/х».)

6) шейх ‘Абдульхалик ибн Зейн аз-Зужажи аз-Забиди(Воспитал целую группу обладающих знанием, среди которых имам ас-Сан’ани. Скончался в Сане в 1152 г/х.) и др.

Но вместе с глубиной знаний перечисленных выше ученых, и их известностью, слабой стороной ученых Йемена того времени было слепое следование за мазхабами в вопросах фикха, и слабая практика науки хадисоведения. Все это сподвигло автора нашей книги отправиться за знаниями дальше.

В итоге имам ас-Сан’ани отправился на земли Мекки и Медины, и требовал знания у ученых тех земель. Среди этих шейхов:

1) ‘Абдуррахман ибн Аби аль-Гайс аль-Хатыб.

2) Тахир ибн Ибрахим ибн Хасан аль-Курди аль-Мадани.

3) Мухаммад ибн Аби аль-Хасан ас-Синди.

4) Мухаммад ибн Ахмад аль-Асади.

5) Салим ибн ‘Абдиллях аль-Басри.

Все перечисленные выше люди были известными учеными земель Хиджаза того времени.

Имам ас-Сан’ани отправлялся в Мекку и Медину четырежды, а также требовал знания в Таифе. Однажды при одном из возвращений от шейха ас-Синди в Йемен, их корабль перевернулся и затонул в море, но имаму ас-Сан’ани удалось спастись.

 

Из его учеников:

 

В первую очередь его сыновья – Ибрахим, ‘Абдуллах и Касим. А также те, кто затем стал выдающимся ученым тех времен – как ‘Абдулькадир ибн Ахмад, Ахмад ибн Мухаммад Катын, Ахмад ибн Салих ибн Аби р-Рижаль, аль-Хасан ибн Исхак аль-Махди, аль-Хусейн ибн ‘Абдулькадир ибн ‘Али и др.

Сказал имам аш-Шаукани: «Увеличилось количество последователей ас-Сан’ани из требующих знания и простонародья. Люди стали действовать по его иджтихаду, придали ему известность, и читали ему книги хадиса. Он воспитал множество требующих знания, более того ученых-муджтахидов». («Бадр ут-Тали’» 1/137).

 

Похвала ученых в его сторону:

Сказал имам аш-Шаукани: «Большой имам, абсолютный муджтахид, автор множества произведений».

А также: «Он усовершенствовал знания во всех науках без исключения, и обогнал в этом сверстников. Он был единственным главой знания в Сане. Он проявил себя муджтахидом, действующим по доводу, удаляющимся от слепого следования (таклид), и рассеивающим всякие мнения, на которые нет шариатского довода».

А также: «И, говоря в общем, он был из имамов-муджаддидов, которые обновили религию». (Все эти высказывания имама аш-Шаукани из «Бадр ут-Тали’» 2/137-138).

Сказано в его биографии из книги «Дау ун-нахар» (1/16): «Имам, ‘алляма, муджтахид, специалист в самых различных науках, хафиз, отличился своей точностью в передаче знания и совершенством в его приобретении. Корона специалистов, султан знающих, автор множества произведений, муфтий своего времени, предводитель ученых, действующих по знаниям шариата».  

 

Некоторые случаи из его жизни:

Несколько раз в своей жизни имам ас-Сан’ани подвергался покушениям на его убийство, а также изгнанию из Саны за свои противоречащие ханафитским, зейдитским, му’тазилитским и т.п. воззрения и фетвы. Однажды он подвергся избиению прямо во время пятничной хутбы, будучи имамом за то, что не произнес некоторых фраз, обычно произносимых зейдитами. Также был заключен в тюрьму, в которой находился около двух месяцев.

Он был женат дважды. Впервые автор нашей книги женился в возрасте тридцати пяти лет (35). От этого брака у имама ас-Сан’ани родился сын, которого он назвал Ибрахимом. Затем он развел свою жену, сжалившись над ней после того, как его изгнали из Саны и разлучили их. Затем, через некоторое время он женился во второй раз, и вторая жена родила ему троих детей.

Однажды он заболел диареей, и его болезнь усилилась и сильно затянулась. Во время этой болезни он попросил принести ему две книги – «аль-Инсан уль-Камиль» (аль-Джийли) и «аль-Маднун бихи ‘ аля ахлихи» (аль-Газали). При чтении этих книг имам ас-Сан’ани увидел в них явное неверие, приказал сжечь эти книги и испечь ему на них хлеб. И после того, как съел этот хлеб, его диарея ушла, словно ее и не было. Более того, наш имам больше никогда не жаловался на болезни живота.

Он был из тех, кто первым завез в Сану книги хадисоведения и оживил в ней эту науку. Также был из тех, кто активно участвовал в жизни своего народа и в решении проблем государственного и общественного направления. Кроме наук хадисоведения и фикха прославился также и тем, что был великим поэтом, который разъяснял Истину в своих стихах и раскрывал ее.

Однажды распространились слухи о том, что Сан’ани желает стереть мазхаб зейдитов и заменить его, в чем его поддерживает правитель Саны. После чего на Сану двинулось многотысячное войско зейдитских племен-революционеров, которых с трудом удалось успокоить посредством выплаты им ежегодного налога со стороны правителя Саны.

О его бесстрашии и смелости в деле приказа одобряемого и запрета порицаемого говорит один из случаев. Однажды, правитель Йемена аль-Имам аль-Махди аль -‘Аббас ибн уль-Хусейн перевел в личную собственность общественное имущество мусульман (уакф) на многих землях Йемена, после чего имам ас-Сан’ани написал ему письмо, в котором разъяснял о запрете этого деяния и величии греха за него.

Также имам ас-Сан’ани прославился своей борьбой с общим невежеством и могилопоклонничеством. Он многократно писал вышеназванному правителю с требованиями отправить призывающих на разные земли Йемена, которые бы обучили людей правильным убеждениям в вопросах единобожия, обучили людей намазу и разрушили идолов различных местностей – как камни, деревья и могилы. И этот амир, да отблагодарит его Аллах, внял этим требованиям и действительно послал в различные концы Йемена различных проповедников и призывающих, результатом чего стало уничтожение многих идолов тех времен.

Также, однажды, группа индусов-многобожников провезла в Йемен множество своих идолов и, подкупив обладателей власти некоторых территорий, начала расширенный призыв к своей идеологии. Тогда, по требованию имама ас-Сан’ани, правитель лично выехал на эту территорию и встал перед этими людьми. После этого имам ас-Сан’ани отдал приказ на уничтожение их идолов, среди которых был идол в виде женщины. Идолы были разрушены и растоптаны ногами.

Также, в год своей смерти, имам ас-Сан’ани послал своего сына с письмом к правителям Мекки с требованием того, чтобы они приостановили грабежи, которые творятся на аравийском полуострове с их молчаливого согласия.

 

Его книги:

 

Перу автора принадлежит более пятидесяти наименований книг, некоторые из которых являются многотомными трудами. Имам ас-Сан’ани был автором книг различных наук – идеология (единобожие в поклонении, опровержения различным нововведенцам), хадисоведение, науки средств (как грамматика, красноречие, сарф и т.п.), разбор отдельных вопросов, в которых была острая нужда в его времена, стихи.     

Также биографические произведения, шархи (разъяснения) на различные книги, опровержения на книги некоторых известных зейдитов того времени и т.д.

 

Отличительные признаки его трудов:

 

Широта охватывания вопросов.

Книги ас-Сан’ани отличаются подробным рассмотрением разбираемых вопросов, с упоминанием мнений ученых, опровержением противной стороны. Отличаются обращением внимания на тонкие вопросы, разъяснением того, чем один вопрос отличается от второго, вместе с тем, что вопросы, при поверхностном изучении кажутся равными. Его произведения содержат разбор и упоминание вопросов самых разных наук, и свидетельствуют за то, что имам ас-Сан’ани проделал титанический труд, изучив и просмотрев невиданное количество книг и трудов, написанных до него древними и современными учеными.

 

 

Опора на доводы и полный отказ от слепого следования.

В этом имаму ас-Сан’ани способствовало данное ему Всевышним бесстрашие и самостоятельность мысли, которая не подгибалась под кнут «большинства ученых».

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 229;