Тема любви в творчестве И. А. Бунина, (рассказы по выбору «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание», «Митина любовь», сборник рассказов «Тёмные аллеи»).



Трагедия и поэзия любви воспеты А. И. Буниным во многих произведениях. Один из наиболее типичных таких рассказов, объясняющих представления автора о любви, — «Солнечный удар». Сюжет обычен: дорожное приключение замужней дамы и молодого офицера. Поручик привык к легким победам над женщинами, и его мотивы чисто потребительские, эгоистичные. О женщине он знает лишь то, что она замужем, у нее маленькая дочь, к ней она возвращается после отдыха в Анапе. Они всего одну ночь провели в гостинице и расстались. Героиня уезжает одна, на прощание сказав ему странные для него слова о том, что их обоих постигло «что-то вроде солнечного удара». Возвращение к обыденной жизни после необыкновенной ночи не только испугало ее, но и показалось единственным выходом — оставить эту ночь ярким воспоминанием своей жизни. А герой испытывает совершенно необычную гамму чувств «душе настало пробужденье». Автор подробно рисует страдание героя, как мучительно для него равнодушие и счастье окружающего мира, какой бессмысленной кажется ему жизнь без любимой женщины. У него обострены все чувства: зрение, слух, обоняние, он остро ощущает все запахи и звуки, сердце его переполняет страдание. Измученный, он заснул и, проснувшись, чувствует себя постаревшим на десять лет. Сила любви пробудила в нем духовное начало.

Любовь представляется писателю как гармония духовного и плотского, земного и неземного, и позднее прозрение героя привело к перерождению его души. Сила любви — в духовной значимости ее для человека, она превращает быт в бытие, существование — в подлинную жизнь, жизнь человеческой души, оставляя глубокий след в духовном мире человека. И здесь возникает еще одно противоречие: по мысли Бунина, всякая любовь — великое счастье, но она кратковременна, трагична. Счастье не может быть длительным, оно всегда ярко и недолговечно.

---------------------------------------------------------------------------

Короткое счастье Мити, героя рассказа «Митина любовь», сменяется муками ревности и разлуки и ожиданием письма от любимой девушки. Надо отметить, что Бунин — один из первых художников, кто так тонко и целомудренно-показал чувственную сторону любви, не переступая грани прекрасного и возвышенного. Причем сама по себе физическая любовь мало что дает человеку. В отсутствие Кати староста устраивает Мите свидание с Аленкой, но ничего, кроме разочарования, ему это не приносит. Тем более опошляющими их близость звучат слова Аленки о том, где и почем можно купить поросят, что приземляет чувства героя, усиливая его страдания. Физиология не заменяет любви, мир реальной жизни противопоставлен миру чувств в душе героя как нечто пошлое, грязное, обыденно-серое. И трагедия Мити и Кати, соблазненной директором театральной школы, — торжество этой грязной прозы жизни. Единственный способ прекратить страдание, раздирающее его душу, Митя видит в самоубийстве.

----------------------------------------------------------------------------

Грубая и грязная проза жизни торжествует в рассказе «Легкое дыхание», где Оля Мещерская, чистая и юная душа, готовая любить и быть счастливой, становится жертвой этого мира. Ее переживания не показаны детально, дана лишь страничка из дневника, где она вначале описывает свою радость и счастье от окружающего ее мира и отвращение после того, как ее соблазнил немолодой уже человек. Ей кажется, что жить после этого невозможно, и ее смерть представляется не случайной — впечатление такое, что она сама стремится к этому. Пронзительный холодный весенний ветер, звон фарфорового венка на кладбище — и живые радостные глаза девушки на фотографии. Такой контраст оставляет ощущение трагичности происходящего, горькое сожаление о гибели души, чье «легкое дыхание» теперь рассеяно в холодном весеннем ветре. Чистая любовь противопоставлена грязи, прозе жизни и быта. Герои рассказа «Темные аллеи» давно расстались, но Надежда, сохранившая любовь в своем сердце, сумела и сохранить себя как личность, многого добиться в жизни.

Вечные проблемы человечества в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Рассказ Бунина Господин из Сан-Франциско имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение вечных проблем человечества в развитии цивилизации.

В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала.

В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен.

В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах Умер человек. Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обитающих слышали сирену ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра...

Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили,

цедили коньяк и ликеры... Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги.

На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, кого некогда взял себе за образец. К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью крепкая лысина.

Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 5127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!