Новаторство А.П. Чехова-драматурга (по пьесе “Вишневый сад”).



Новаторство в литературе - это разрушение канонов, воспринимаемых в определенный момент как норма. Отступление от канонов диктуется особенностями того жизненного материала, на основе которого писатель-новатор создает свои произведения. А жизненный материал несет на себе печать своего времени. Есть «идеи времени», то есть и «формы времени», в которых эти идеи раскрываются. Писатель-новатор отступает от сложившихся правил в изображении жизни потому, что они не дают возможности выразить «новое содержание». Новое содержание, новый предмет изображения требуют новых литературных форм. Что считалось нормой применительно к драматическому произведению в то время, когда писал Чехов ? Пьесы Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островского. Какое отступление сделал Чехов от этих сложившихся канонов? Предметом изображения в его пьесах является не действие, развивающееся как конфликт, а уклонение главных героев от действия.

Чехов-драматург строит свои произведения на таких жизненных ситуациях, которые содержат в себе все условия для конфликта и, следовательно», для активного, напряженного действия. Например, 22 августа вишневый сад будет продан за долги. Хозяевам имения это известно. Они должны совершить какое-то активное действие, чтобы спасти себя от разорения. Лопахин предлагает им определенную «линию борьбы», берется руководить ими в этой борьбе, но они уклоняются от борьбы. Они даже совершают словесные и физические действия, чтобы… уклониться от борьбы. «Чеховская драма вызвала в свое время бурную дискуссию. Чехова упрекали в отсутствии действия. Это неверно. Станиславский на основе чеховской драмы разрабатывал систему актерской игры как действия. Но действие «Вишневого сада» особое: это действие слабых людей, направленное в основном на то, чтобы отвлечься от своих страданий».

Почему Чехов в своих пьесах изображает не активное действие, а уклонение героев от него? Потому что его герои не способны к активному действию. Пьесы Чехова - это пьесы характеров, так же как и комедии Грибоедова и Гоголя. Но это характеры «средних интеллигентов». Его герои недовольны всем укладом жизни, они его не принимают. Но у них нет ясного идеала общественного устройства, поэтому нет ясной, осознанной цели.

Раневская и Гаев - дворянские интеллигенты. Они не принимают нового общественного уклада - буржуазного. Если вырубить вишневый сад, снести дом и другие постройки, разбить усадьбу на участки и сдавать их дачникам, имение будет приносить 25 тысяч дохода в год. Жизненная ситуация, изображенная в «Вишневом саде», давала все возможности для построения остроконфликтного сюжета. Но герои не способны вести конфликт. Поэтому «конфликтное» событие развивается где-то за сценой, а на сцене мы видим только развязку.

На самом деле обстоятельства «драматического узла» просты: «задолженность имения, роман Раневской с каким-то беспутным человеком, расточившим ее деньги в Париже, дружба с Лопахиным». «В течение двух с половиной актов, вплоть до заявления Лопахини о том, что он купил вишневый сад, не происходит им одного события, которое могло бы изменить создавшееся положение. Над помещиками повис дамоклов меч, и к концу третьего акта он на них обрушивается» - это сцены не борьбы, а уклонения от борьбы. Поэтому в расположении сцен нет градации, пет кульминации.

Поэзия начала XX века. Характеристика основных поэтических течений рубежа веков: символизм, акмеизм, футуризм. Чтение наизусть одного стихотворения.

Итак, литература XX века. В литературе XX века ощущается смелое новаторство в поэзии, в прозе, в драматургии. Причиной этому послужила грозовая атмосфера 20-ого столетия, войны, революции. Всё это повлияло на художественные искания поэтов. Авторы начинают постигать внутренний мир людей, его ценность, изменения этого внутреннего мира.

В период конца XIX, начала XX веков поэзия начинает своё бурное развитие (этот период называют "Серебреный век"). Появляется огромное количество поэтов и новых поэтических течений.

В прозе в XX веке герои - это простые, обычные люди, чаще - это несчастные существа. Авторы XX века не обличают свих героев, но и не сочувствуют им. Читатель может сделать выбор сам.

В литературе возникают новые направления, общее название которых - модернизм (от лат. - "современный"). Теперь поподробнее о каждом:

Символизм- направление возникло во Франции в 70-х, 80-х годах XIX века. В России с 90-ого года XIX в. по 10-ый год XX в.. В поэзии используют символы, недосказанность, намёки, таинственность, загадочность. Поэтов этого течения не интересуют социальные, злободневные вопросы, а интересуют вечные, философские. Стихотворения обращены не к массовому, а посвящённому, вхожему в их круг, читателю. На русский символизм повлиял символизм французский, а ещё произведения Фета и Блока. Символ в поэзии включает в себя вещь или образ, но не сводится к ним, т. к. подразумевает некий смысл, слитый с образом. Символ всегда многозначен. Истолковать символ невозможно. Символизм делится на Старших символистов, куда относятся Константин Бальмонт ("Бабочка"), Зинаида Гиппиус ("Стук"), Фёдор Сологуб ("В тихий вечер на распутье двух дорог""), Валерий Брюсов, и младших: А. А. Блок (поэма "12", "Коршун", цикл "Стихи о Прекрасной Даме"), Андрей Белый.

Акмеизм- это одно из модернистических течений в русской поэзии, сформировавшийся как реакция на крайности символизма, а именно, на стремление к сверхреальному, на многозначность, текучесть образов.

Основные черты акмеизма: ясность образа, точность поэтического слова. Реалистичный взгляд на жизнь, вместо мистики и таинственности. Туманная зыбкость, нечёткость символов заменены точными словестными копиями. Акмеисты считали, что слово должно сохранить свой первозданный вид. Акмеистами назвали себя Николай Гумилёв ("Жираф"), Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Анна Ахматова ("Я научилась просто мудро жить"). Эти поэты, в противовес символистам, не отказывались от окружающего мира, от вещей и предметов. Наоборот, как будто стремились вернуть вещи её конкретность, чтобы «роза снова стала просто розой, цветком», а не знаком вечной женственности.

Особенности акмеистов:

- освобождение поэзии от символистических призывов, возвращение ей ясности;

- отказ от мистической реальности;

- стремление передать слову точное значение, которое должно стать истинным;

- обращение к подлинным чувствам.

Футуризм - общее название для движений авангарда (авангард - обобщающее название течений в европейском искусстве) 1910 - 1920 гг. в Италии и России. Основатель: Маринетти "Манифест футуризма". Это искусство будущего, считали Футуристы. Они отрицали весь предшествующий художественный опыт. Футуристы заявляли: "только мы лицо нашего времени. Призывали сбросить Пушкина, Достоевского с теплохода современности. Призывали поэтов заниматься словотворчеством, испытывать ненависть к существующему. Начало XX в. - это ускоренный темп, ритм жизни. Футуристы преклоняются перед движением, скоростью, силой, агрессией. Презерают слабых, предвкушаются войной.

Особенности:

- разрушают общепринятый синтаксис;

- глаголы употребляют в неопределённом наклонении;

- не используют знаки препинания и союзы.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 887; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!