Романтические черты в ранних рассказах М. Горького: романтический герой, романтический пейзаж, романтический конфликт. (“Макар Чудра , Старуха Изергиль”).



Особенности романтических рассказов Горького:

1) Наличие слушателя и рассказчика;

2) Рассказчик так важен, что в его честь назвали рассказ;

3) Действия на фоне экзотической природы;

4) Романтическая обстановка располагает к откровенному рассказу;

5) Герои рассказов Горького горды, конфликт очень напряжённый, а борьба бескомпромиссна;

6) Рассказчик восхищается героями своих легенд и с горечью замечает, что красавцев становится всё меньше;

7) Рассказы музыкальны и ритмичны.

 

 "Макар Чудра".

Рассказ в рассказе. Старый цыган (Макар) рассказывает историю про Раду и Лойку Забара, приключившуюся в его таборе. Макар - человек прошлого поколения. Разделяет нынешнее и прошлое. В прошлом были молодые, решительные, смелые люди.

У Лойко и Рады конфликт любви и свободы. Влюблённый человек не может быть свободным. Поединок равных соперников. Смерть героев воспринимается не как трагедия, а как ритуал.

 

 "Старуха Изергиль":

1) Легенда о Ларе: ?

2) Рассказ старухи о собственной жизни: с одной стороны старуха пытается жить по зову своего сердца, с другой стороны её симпатии меняются настолько быстро, что мы начинаем сомневаться в искренности. Старуха была свободна, пока не начала стареть. Героиня совершает много злых поступков. В молодые годы героиня была своенравной, гордой, любила многих, но чувства не были озарены духовным светом. Она жила по велению собственного сердца. Она стремилась к плотскому наслаждению.

3) Легенда о Данко: Тёмный лес. Люди желали покинуть его. Данко повёл всех вперёд, осветив путь своим сердцем (которое он достал из груди). Он пожертвовал своей жизнью ради других. Люди не оценили подвига Данко. Кто-то из толпы наступил на сердце Данко, потому что люди не любят индивидуальность и даже боятся её. Данко утвердил бессмертие подвига.

 

 Итог: каждый герой представляет свой вариант свободы. Лара (сын орла) - свобода генетически заложена. Он представляет собой абсолютную свободу, абсолютное одиночество, тяжесть такой свободы для человека. Промежуточное звено между героями легенд - старуха Изергиль. Изначально она свободна, торгует своим собственным телом, меняет возлюбленных. Приносит в жертву свою гордость ради своего любимого. Данко - любовь к людям, желание свободы именно для них. Он ощущает себя единственным носителем свободы и в этом черпает счастье.

Лара - жизнь для себя и без людей.

Изергиль - жизнь для себя и с людьми.

Данко - жизнь для людей и с людьми.

   

  

Спор о лжи и правде в пьесе М. Горького «На дне».

Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь, - вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении. Можно условно выделить три разновидности обмана:

ложь в смысле не истина, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна,

затем ложь во спасение и, наконец,

ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей.

Позиция Луки – это идея сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни». Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: «Отдохнешь там!..» - хотя сам не верит в Бога, делает вид, что верит Насте: «Я – верю!.. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!». Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…», указывает дорогу Пеплу: «Уйди с ней отсюда…». Лука считает, что человеку в жизни нужно дать опору, «навеять золотой сон» мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая идея, если она способна утешить человека, защитить его. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь».

С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он пробудил в нем человека. Сатину не принимает позицию Луки, но все же задумывается. Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!»), что правда открывает перед человеком возможности реально, трезво мыслить. Прослеживая развитие сюжета, можно предположить, что сам Горький поддерживает данного персонажа: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь. Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться. Но в то же время Лука не лгал о существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться. И когда пришло время проснуться от «сна», навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей мечты.

Первый акт пьесы рисует изображает нам «униженных и оскорбленных» людей, но они еще не потеряли надежду на лучшую жизнь. В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру. Тут снова видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1372; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!