Значение философского анализа конфликтных ситуаций



 Философская мысль на протяжении многих веков обращается к проблеме конфликта, которая касается самых сложных, противоречивых сторон человеческого бытия. Интерес к проблеме конфликта особенно усиливается в кризисные, переломные периоды истории, когда возникает потребность осмыслить эти противоречия, найти пути дальнейшего движения вперед. Поэтому не случайно в последние годы в отечественной философии эта тема привлекла к себе внимание. Интерес к категории "конфликт" тем более объясним, что долгое время в советской философии проблема конфликта разрабатывалась преимущественно в историко-философском аспекте, а также в связи с вопросами идеологической борьбы и критики зарубежных концепций конфликта. Конфликт как социальное явление признавался исключительно атрибутом капиталистического общества; утверждалось, что в социалистическом обществе нет и не может быть конфликтов. Лишь с модернизацией общественных отношений в стране в теоретическом и массовом сознании утвердилось понимание того, что конфликты не только не исчезли, но, выступая в новых, не виданных ранее формах, приобрели едва ли не всеобщий характер. Конфликт, как феномен в структуре социума, многогранное явление, в нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру социальные связи как материальные, так и духовные: экономические, политические, нравственные, правовые, которые поддаются логическому анализу, рациональному осмыслению, выражению в логико-понятийной форме. Но здесь же присутствуют и такие связи и отношения, которые в рациональных формах, т.е. в привычной для нас логике понятий, непостижимы. Поэтому познание конфликтов требует новых подходов, которые, в отличие от рационалистических методов, ориентированных на поиск сущности и смысла познаваемых феноменов, направлены на внедрение, внесение смысла в конфликтную ситуацию, прояснение для участников конфликта их действительного положения в создавшемся конфликтном социокультурном пространстве. Остановить конфликтное столкновение можно только путем приобретения участвующими в нем субъектами смысла, понимаемого в данном случае как со-мысль, сопряжение мыслей, единомыслие, что, несомненно, достижимо в силу того, что между людьми всегда больше общего, нежели того, что их разъединяет. В этом случае отношение к другому человеку перестает быть отношением к внешнему объекту, другой становится компонентом меня самого, утверждается диалог, который меняет каждого его участника.Для решения этой задачи важно исследовать человека не только как субъект, направленный на внешний мир, но и как уникальное экзистенциальное существо, обладающее внутренним миром, который наиболее адекватно отражает сущностные человеческие качества. Под этим углом зрения актуально исследование нового способа бытия экзистенциальных характеристик человека и основных форм его деятельности, что привлекает внимание к философской антропологии. В поисках новых подходов к решению проблемы выхода из сложившейся кризисной ситуации понятна актуальность разработки таких фундаментальных вопросов теории конфликта, как проблема природы (сущности), оснований и генезиса конфликтов в обществе, а также их смягчение, предотвращение и разрешение. Осознание и осмысление конфликта как социального феномена выступает не только общетеоретической, но и практическо-политической задачей современности, а также является условием движения по пути цивилизованной жизни, общемирового прогресса.

К сожалению , исторически сложилось так, что проблема конфликта из области философского рассмотрения отошла на уровень социологических и психологических исследований. В настоящее время вновь намечается возвращение к философскому анализу феномена «Конфликт ». При этом важно подчеркнуть, что главным вопросом философии конфликта был и остается вопрос о природе конфликта

.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 611; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!