Формы экономической интеграции в современном мире



Экономи́ческая интегра́ция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики. Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики. экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней зона свободной торговли,таможенный союз,общий рынок,экономический союз иполитический союз. Сначала создается зона свободной торговли – снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. После завершения создания зоны свободной торговли участники интеграционного блока переходят к таможенному союзу. Теперь уже унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика – участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Первые таможенные союзы появились еще в 19 в. (например, германский таможенный союз, Zollverein, объединявший в 1834–1871 ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Третьей ступенью развития интеграционных объединений являетсяобщий рынок. Теперь к минимизации внутренних пошлин добавляется устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства – инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. Общий рынок создан в ЕС; НАФТА приближается к нему.Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства мало свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого внутрирегионального рынка экономически объединившихся стран. Данную ступень интеграции принято называтьэкономическим союзом. На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента в ЕС), способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения от имени всего блока. До этого уровня экономической интеграции дошел пока только ЕС. По мере развития экономического союза в странах могут сложиться предпосылки для высшей ступени региональной интеграции –политического союза. Речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм.

 

Стили разрешения конфликтов

Стиль конкуренции - человек активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои волевые качества. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать нужное ему решение проблемы. Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения, уклонятся от решения проблемы. Стиль приспособления - это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов. Тот, кто следует стилю сотрудничества, активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обоих сторон, а затем идет их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместного поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях. При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путем торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне - один уступает в чем-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идет не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон. Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда принимаются все пять тактик поведения.А.В. Дмитриев и В.П. Казимирчук, принимая во внимание также аспект в определении разрешения конфликта, указывают так же на четыре способа разрешения социальных конфликтов: - соглашение в результате совпадения мнений конфликтующих сторон; - cоглашение, достигнутое в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы; - соглашение, навязанное одной из сторон; - самоликвидация конфликта, когда он теряет свою актуальность.

 

Агон в Древней Греции

Гераклит Эфе́сский (544—483 гг. до н. э) — древнегреческий философ-досократик. Гераклита по праву называют создателем первоначальной формы диалектики. Диалектика - это учение о наиболее общих закономерных связях и становлении бытия и познании и основанный на этом учении метод познания. Диалектика есть философская теория, метод и методология научного познания. Диалектика у Гераклита - утверждение о вечности происходящих в мире изменений. Существует знаменитое краткое изречение, приписываемое Гераклиту: «Всё течет, всё изменяется». Согласно Гераклиту, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Специфика диалектики Гераклита ещё и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположней: «Мудрость в том, чтобы знать всё как одно». Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. Мы можем утверждать, что впервые в истории науки была предпринята попытка научного осмысления конфликтов. Не случайно, идеи Гераклита о борьбе противоположностей сегодня цитируются во многих учебниках по конфликтологии. «Враждующее соединяется, из расходящегося - прекраснейшая гармония, и всё проходит через борьбу». В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, Т.е., к самой жизни. «Должно знать, что война общепринята, что вражда - обычный порядок вещей, ... и что всё возникает через вражду и заимообразно (за счёт другого). В этой связи Гераклит вступает в полемику с Гомером, ведь тот, молясь «Чтобы вражда сгинула меж богами и меж людьми», сам того не ведая, накликает проклятья на рожденье всех, «ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия». Гераклит был известен как отчаянный спорщик. В истории греческой философии он предвосхищает публичный диалог как способ философской беседы. Парменид был современником Гераклита. Он жил в греческой колонии Элея на юге Италии. Парменид утверждает, что изменения логически невозможны. Агоны мудрецов - состязания в мудрости на общегреческих играх - были единственным институтом, который давал новой элите возможность закрепить определенные формы культивирования интеллектуальной деятельности, достаточно независимой от непосредственно практических нужд. Состязания разного рода пронизывают всю древнегреческую культуру. Ключевым понятием здесь является понятие агон. Агон - борьба, состязание. Отличительной чертой греческого быта было неудержимое стремление к состязаниям почти во всех сферах общественной жизни. Главную роль играли спортивные, художественные (поэтические и музыкальные) и конные соревнования. Как уже подчеркивалось, с 582 г. учреждены Пифийские (или Дельфийские) игры, где проводились состязания мудрецов. На принципах состязания были построены и многие знаменитые философские школы в Греции. Агоном (или агонистикой) называют и стремление к успехам с целью достижения самоуважения. Таким образом, греческая культура дает пример того, что на современном научном языке называется конфликтным менеджментом. Урегулирование конфликта в современной конфликтологии подразумевает действия конфликтующих сторон «по правилам» и привлечение третьей стороны в качестве посредника. Яркие образцы такого «цивилизованного» поведения в конфликтных ситуациях мы находим в древнегреческой культуре.

 

Платон и Аристотель

Платон (428 или 427 г. до Н.э. -346 или 347 г. до н.э.) представитель старинного аристократического афинского семейства. В своих произведениях он сам упоминает своего предка Солона, знаменитого законодателя и поэта. Платон - ученик Сократа Основной конфликт, по мнению Платона, - это противоречие между индивидуальной добродетелью и несовершенным государственным устройством что привело к гибели «старинного моего друга, дорогого мне Сократа, которого я обинуясь могу назвать справедливейшим из живших тогда людей. В платоновском государстве действует жестокая цензура, ряд произведений и даже жанров искусства для стражей запрещены. Так, запрещено всякое искусство, где человек подражает другому человеку. Кроме того, запрещено всякое изображение пороков, слабости, лжи, безрассудства и прочее. Дозволяефтся изображать только нравственное, высокое и уравновешенное. Модель государства, предложенная Платоном, нередко рассматривается как предшественница социализма и тоталитаризма. Социализма - потому что главный источник социальных конфликтов он видел в частной собственности, тоталитаризма - потому что его утопическая модель предполагала не только ограничение участия жителей государства в политической жизни, как обыкновенные" аристократия, олигархия или тирания, но и контроль над их мыслями и чувствами, который должен повести к ликвидации разномыслия. Если раньше Платон писал о войне как о величайшем зле, то в "Законах" он вдруг начинает проповедовать, что война на самом деле идет всегда и везде: "То, что большинство людей называет миром, есть только имя, на деле же от природы существует вечная непримиримая война между всеми государствами" .Аристотель (384-322 г. до н. э.) Его отец был придворным врачом и другом царя Македонии Аминты. В 17 лет Аристотель приехал в Афины и поступил в платоновскую Академию. В Академии он провел 20 лет. Сам Платон называл Аристотеля «философом истины» и «умом своей школы». В 343 г. до н. э. македонским царем Филиппом П ( брата умершего Аминты) Аристотель приглашен воспитателем к наследнику престола- будущему прославленному полководцу Александру Македонскому. В должности воспитателя Александра Аристотель пробыл четыре года. Сам Александр Македонский так оценил своего учителя: «От отца я получил жизнь, а от него (Аристотеля) научился прекрасно и правильно жить». В 334 г. до н. э. Аристотель открыл в Афинах Лицей-школу, названную в честь храма Аполлона Ликейского. Государство естественно. Человек - политическое, Т.е. общественное существо. Отношение человека к государству, как частное к целому. Деление на властвующих и подчиненных, по мнению Аристотеля - естественный закон. Причина конфликта преобладание несправедливого начала над справедливым, Т.е. стремление государственных деятелей заботится сначала о своем благе. Главное - мера распределения благ и почестей, особенно в распределении должностей. Суть государственного устройства - в порядке замещения должностей. люди не равны от природы, можно лишь сгладить это неравенство, создать предпосылки для лучшей жизни. Освободить от заботы о насущном граждан. Таким образом в философии Аристотеля выражена идея первичности государства и естественной бесконфликтности человека, если по отношению к нему не допускается несправедливость.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 349; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ