ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАДИОСТАНЦИИ



1. Радиостанция

Радиостанция - это аппаратный комплекс, предназначенный для осуществления различных типов радиовещания. Под словом "радиостанция" понимают также коллектив технических и творческих работников, осуществляющих вещание на таком комплексе. Коллектив радиостанции, в зависимости от ее организации и уровня сложности решаемых ей задач, может насчитывать от одного (автоматизированные коммерческие станции локального уровня) до нескольких сотен человек. Состав и функции отдельных членов коллектива заметно различаются при разных типах организации вещания.

2. Типы организации вещания

Типы организации вещания радиостанции условно можно разделить на традиционные и современные. Традиционные типы организации вещания в нашей стране свойственны главным образом государственным радиостанциям, а также негосударственным, работающим на арендуемой у государства материальной базе ("радиодома"). Современные типы осваивают главным образом негосударственные станции.

2.1. Традиционные типы организации вещания.

Традиционные типы организации вещания характеризуются раздельным расположением вещательной аппаратной и вещательной студии. При таком расположении ведущий (диктор, автор и т.п.), а также гости эфира и пр. находятся в звукоизолированном помещении (вещательная студия), где размещаются микрофоны. Вещательная аппаратная, как правило, отделена от вещательной студии многослойным звукоизолирующим стеклом, за которым находится микшерный (режиссерский) пульт, а также источники звуковых сигналов - аналоговые и цифровые магнитофоны, CD-плейеры, устройства воспроизведения служебных сигналов (джингловоды, компьютерные звуковоспроизводящие системы) и устройства записи. При такой организации вещания формирование вещательного сигнала радиостанции за микшерным пультом осуществляет звукорежиссер; во многих случаях в аппаратной присутствует еще один работник - звукооператор, осуществляющий обслуживание источников звуковых сигналов и устройств записи (установка, перемотка и замена бобин магнитной ленты, кассет, дисков и т.п.). Наконец, техническое обслуживание аппаратуры (коммутация, профилактика, ремонт, тестирование) осуществляет инженер эфира. Связь между ведущим в студии и техперсоналом в аппаратной осуществляется посредством специальных систем внутренней связи (интерком). Такая организация вещания, кроме всего прочего, требует сценария прямого эфира, которому подчиняются и ведущий, и звукорежиссер; возможность импровизационного построения эфира при таком типе организации вещания весьма невелика.

2.2. Современные типы организации вещания.

Современные типы организации вещания характеризуются совмещением студии и аппаратной вещания в одном помещении. Таким образом осуществляется возможность совмещения в одном лице функций ведущего эфира, звукорежиссера, а зачастую и звукооператора и даже инженера. Находясь за микшерным пультом, ведущий имеет возможность в процессе ведения эфира корректировать с пульта вещательный сигнал радиостанции, вводить звуковой сигнал с различных источников (цифровых и аналоговых магнитофонов, CD-плейеров и проигрывателей виниловых дисков, устройств воспроизведения служебных сигналов), а также производить замену звуковых носителей (ленты, кассеты, диски и т.п.) и даже выполнять инженерные функции (коммутация, регулировка аппаратуры и т.п.). Впрочем, такое совмещение требует достаточно высокой квалификации. На многих радиостанциях используется гибридная организация - аппаратная совмещена со студией, однако, кроме ведущего, в студии находится и режиссер-оператор, берущий на себя весь процесс формирования вещательного сигнала - от работы со звуковыми носителями до микширования сигнала на пульте. Что касается небольших шумов, возникающих при работе различных устройств в том же помещении, что и микрофон, то они либо оказываются пренебрежимо малыми, либо подавляются при помощи специальных устройств (шумовые пороговые фильтры - noise gate).
При современных типах организации вещания резко возрастает роль автоматизации. На протяжении последних 10-12 лет в зарубежном радиовещании непрерывно шел процесс автоматизации вещания, который с некоторым опозданием добрался и до российского радиовещания. С 1995 г. и в России работают полностью автоматизированные радиостанции, программируемые и обслуживаемые одним-двумя работниками (такие станции сотнями работают, например, в США на локальном уровне). Две из подобных станций учреждены американской компанией Story First Communications (соучредителем, кстати, сети "Радио Максимум") - Music Radio в Перми (с 07.06.1995) и Омске (с августа 1997; станция с таким же названием, учредителем и принципом работы есть и в ближнем зарубежье - в Киеве. В 1995 г. открылась автоматическая станция "Студия-М" во Владимире, 18.06.1998 - "Свежий Ветер" в Тольятти. На такой радиостанции основа аппаратного комплекса - компьютер, по составленной руководителем станции программе микширующий сигнал, вводящий в него звуковые фрагменты (песни, реклама) (с управляемых им же источников или непосредственно со своего жесткого диска) в заданной последовательности, чередуя их со служебными сигналами (заставками, джинглами); возможно даже подключение в определенные моменты (например, в начале каждого часа) выпусков новостей, приходящих по спутниковому каналу из какой-либо национальной информационной сети, и т.п. Тем не менее число полностью автоматизированных станций растет медленно. Это связано и с достаточно высокой стоимостью такого аппаратного комплекса, и с ненасыщенностью рынка радиовещания, потребности которого пока удовлетворяются при помощи более традиционной организации вещания.

Дополнение А к пунктам 1 и 2: программирование и импровизация.

Среди радиостанций современного типа организации вещания выделяются программируемые станции, наиболее близко подошедшие к принципам организации вещания зарубежного коммерческого вещания. Для ведущего такой радиостанции работа заключается в комментировании песен, список которых он получает в начале своей смены; музыкальную программу составляет при этом не ведущий, а музыкальный редактор (см. ниже). Принцип сплошного предварительного программирования эфира позволяет весьма точно соблюдать избранный формат вещания, что важно с коммерческой точки зрения (согласно зарубежным теориям радиовещания, считается, что именно точное следование формату позволяет стабильно удерживать аудиторию, которую привлекает именно этот формат); однако это ведет и к отрицательным последствиям - отсутствие импровизационного элемента отпугивает достаточно весомую часть аудитории. Многие станции, даже коммерческие, стараются вводить и удерживать импровизационные элементы в вещании.

Дополнение В к пунктам 1 и 2: состав аппаратного комплекса радиостанции.

Основные выразительные средства радиовещания - музыка, речь и служебные сигналы. Для сведения воедино в правильном балансе (микширования) всех звуковых сигналов служит основной элемент аппаратного комплекса радиовещания - микшерный пульт (mixing console). Сформированный на пульте сигнал с выхода пульта проходит через ряд специальных устройств обработки сигнала (компрессор, модулятор и т.п.) и подается (через линию связи или непосредственно) на передатчик. На входы пульта подаются сигналы всех источников: микрофонов, передающих речь ведущих и гостей эфира; устройств звуковоспроизведения; устройств воспроизведения сигналов. В современной радиостудии количество микрофонов может быть различным - от 1 до 6 и даже больше. Впрочем, для большинства случаев достаточно 2-3. Используются микрофоны самых разных типов.
До подачи на вход пульта сигнал микрофона может подвергаться различной обработке (компрессирование, частотная коррекция, в некоторых специальных случаях - реверберация, тональный сдвиг и т.п.) с целью повышения разборчивости речи, выравнивания уровня сигнала и т.д.
Устройства звуковоспроизведения на большинстве станций представлены CD-плейерами и магнитофонами. Спектр используемых магнитофонов зависит от специфики станции: это могут быть цифровые (DAT - цифровой кассетный магнитофон; MD - устройство записи и воспроизведения на цифровой минидиск) и аналоговые устройства (бобинные студийные магнитофоны , а также профессиональные кассетные деки). На некоторых станциях применяется и воспроизведение с виниловых дисков; для этого используются либо профессиональные "грамстолы", либо - чаще - просто высококачественные проигрыватели, а иногда и специальные "диджейские" вертушки, аналогичные используемым в практике дискотек.
На некоторых станциях, где широко применяется принцип ротации песен, используется воспроизведение музыки непосредственно с жесткого диска компьютера, куда определенный набор ротируемых на этой неделе песен записывается предварительно в виде волновых файлов (как правило, в формате WAV). Устройства воспроизведения служебных сигналов применяются самых разных типов. Как и в зарубежном радиовещании, довольно широко используются аналоговые кассетные устройства (джингловоды), носителем звука в которых служит особая кассета с лентой. На каждой кассете, как правило, записывается один сигнал (заставка, джингл, отбивка, подложка и т.п.); лента в кассетах джингловода закольцована, следовательно, сразу после использования она снова готова к воспроизведению. На многих радиостанциях, где используется традиционный тип организациях вещания, сигналы воспроизводятся с бобинных магнитофонов. Цифровые устройства представляют собой либо устройства, где носителем каждого отдельного сигнала являются флоппи-диски или специальные картриджи, либо устройства, где сигналы воспроизводятся непосредственно с жесткого диска компьютера.
В аппаратном комплексе радиовещания используются также различные устройства записи: это могут быть как аналоговые, так и цифровые магнитофоны. Эти устройства применяются как для записи отдельных фрагментов эфира в архив радиостанции или с целью последующего повтора, так и для сплошной контрольной записи всего эфира (так называемый police tape). Кроме того, в аппаратный комплекс радиовещания входят мониторные акустические системы как для прослушивания программного сигнала (микса на выходе с пульта), так и для предварительного прослушивания ("подслушки") сигнала с различных носителей перед выводом этого сигнала в эфир, а также головные телефоны (наушники), в которые подается программный сигнал, и т.п.Частью аппаратного комплекса может являться также устройство RDS (Radio Data System) - система, позволяющая слушателю, обладающему специальным приемным устройством, принимать не только звуковой сигнал, но и текстовый (название радиостанции, иногда - название и исполнитель звучащего произведения, другая инофрмация), отображаемый на специальном дисплее.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 738; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!