Типичная для СМИ в интернете структура и форма



На иллюстрации изображена главная страница типичного новостийного интернет СМИ, так как она предстает перед своим читателем.
Цифрами на рисунке обозначены основные рабочие элементы страницы, которые необходимы для ее функционирования, и встречаются у любого интернет СМИ.
1. Логотип СМИ. Служит для представительских целей, давая пользователю информацию на какую страницу он попал. Также служит ссылкой для перехода на главную (первую) страницу с оглавлением и основными заголовками;
2. Баннер, рекламный блок (может использоваться графика и текст). Для размещения рекламы или анонсов;
3. Оглавление, меню рубрик СМИ. Основные рубрики информационной составляющей СМИ.
4. Второе меню рубрик, обычно дополняет первое, приводя другую систему рубрикации, не по теме, а, например, по географическому признаку.
5. Анонс статей актуальной тематики;
6. Текст и фото одной из новостей сайта;
7. Заголовки-ссылки последних новостей;
8. Меню разделов сайта в отличие от блоков 4 и 5 предназначено для перемещения между новостийной и другими службами сайта (если таковые имеются);
9. Инструментарий для поиска в архиве;
Любой из этих пунктов, кроме заголовков оглавления, может отсутствовать на сайте, это вызвано тем, что еще не сложились четкие профессиональные требования к оформлению интернет СМИ, однако опыт показывает, что все они повышают удобство и функциональность сайта.
Такой сайт представляет собой сложную многоуровневую систему организации информации: на высшем уровне – деление на информационный, коммуникационный и сервисный разделы. Первый включает в себя все новости и прочую журналистскую информацию, второй это разнообразные форумы (новейшая разновидность интернет конференций), доски объявлений (от англ. BBS - Bulletin Board Service, служба объявлений где каждый желающий может разместить свою информацию), чаты (страницы, где пользователи могут общаться друг с другом в режиме реального времени), сервисный раздел предоставляет пользователям возможность работы с архивами СМИ, а также получать новости сайта альтернативными способами при помощи электронной почты например.
На более низком (парадигма низкий - высокий в данном случае обозначает близость к пользователю, нижний уровень – уровень непосредственного восприятия, не требующий предварительной сортировки) уровне структуры информационное наполнение сайта рубрицируется по различным признакам: тематическим, жанровым, авторству, форме (текст, фото, аудио, видео). И на самом нижнем уровне информация делится по хронологии и популярности: «горячие новости недели», дня, часа.
Сравнив усредненные характеристики журналистских материалов прессы, радиовещания, телевидения и интернета мы создали следующую таблицу.

  Пресса Радио Телевидение Интернет
1. Строение текста сообщения линейный, рубрицированный текст полностью линейные устные сообщения взаимосвязь видео – и аудиоряда нелинейность, многоуровневое строение
2. Оперативность подачи информации самая низкая высокая высокая, но ниже радийной очень высокая
3. Доступность для аудитории широкий спектр от массовых изданий до элитарных средняя, нередко ориентация на «своего слушателя» высокая, из-за массовости телевещания, наличие «закрытого» кабельного телевидения ограничена только индивидуальными возможностями пользователя
4.Либеральность цензура возможна цензура возможна, но есть пути обхода: вещание на коротких волнах из другой страны цензура распространена цензура невозможна
5. Характер подачи новостей информация + глубокая аналитика сжатая информация информация + аналитика информация + интерактивная аналитика
6.Отношение к информации критическое толерантное эмоциональное прагматическое
7.Создание эффекта присутствия требует применения особых средств возможно частично возможно виртуальное присутствие
8.Оперативность отклика отсрочена во времени средняя менее синхронный, чем на радио мгновенный
9.Сила эмоционального воздействия высокая высокая очень высокая варьируется

Табл. 1.4 «Сравнительный анализ контента СМИ»

Проанализировав, данные таблицы 1.4 «Сравнительный анализ контента СМИ», мы пришли к следующим выводам об усредненных характеристиках восприятия аудитории интернета:
• Информация должна быть максимально оперативна;
• Уровень субъективности, журналистики мнений должен быть высок, в то время как от журналистики фактов ожидается, охват максимального количества тем;
• В системе «радио сообщает о событии, телевидение показывает подробности, газета объясняет» интернет может выполнять все три роли, однако при этом доверие к нему в любом измерении будет иным;
• Широкие возможности зрительского отклика создают новые любопытные возможности для творчества, помогая развиваться новым и старым жанрам;
• Разнообразие и большое количество текстов порождают проблему дефицита внимания аудитории в интернет-журналистике;

Классификации СМИ в интернете
Для создания полной картины функционирования СМИ в интернете мы считаем необходимым привести несколько возможных классификаций СМИ в интернете на основе ситуации сложившийся на начало 2004 года. Классификация не претендует на то, чтобы быть полной, однако мы попытались максимально охватить все известные нам типы и разновидности интернет СМИ.
Прежде всего, мы предлагаем различать:
a) Многоязычные ресурсы (на пяти и более мировых языках);
b) Двуязычные (русско-английские, русско-украинские);
c) Одноязычные;
Языковая принадлежность ресурса – это первый и главный фактор при характеристике его аудитории, а, следовательно, и наполнения. Ведь знание языка необходимо для восприятия информации. В то же время нельзя не упомянуть, что сложившаяся в интернете ситуация показывает, что материал на многоязычных ресурсах проигрывает в актуальности, оперативности и качестве материалу одноязычных.
Следующая классификация по содержанию:
а) издания, которые возникли и функционируют исключительно в интернете, который является для них основным полем деятельности и информационным ресурсом;
б) СМИ, пришедшие в интернет извне и использующие внешние ресурсы: корпункты, архивы, базы данных, фотобанки и т. д.;
По характеру содержимого можно разделить СМИ в интернете на три группы:
1. Дающие исключительно информацию без аналитики;
2. Исключительно аналитические;
3. Синтетические;
Творческий подход к материалу предполагает следующую классификацию:
1. Созданные силами одного автора (т. н. авторские). Существование такого типа средств массовой информации стало возможным только благодаря технологиям Всемирной паутины;
2. Те, которые создаются коллективом редакции (традиционный подход);
3. Смешанный тип;
Классификация с точки зрения креативного приоритета:
1. Авторство;
2. Технология;
3. Гармония;
Эта классификация чрезвычайно важна, поскольку на сегодня интернет-СМИ строят свою стратегию успеха, связывая свою деятельность с одним из аспектов данной классификации. В то же время существование и взаимосвязь всех типов способствует динамике информационных потоков в пространстве Всемирной паутине, создавая и структурируя информацию.
Иван Давыдов [9] приводит в своей статье «Масс-медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации» также следующие классификации:
«монотематические (внутри этой группы деление может стать почти бесконечным ввиду обилия вариантов представленных монотематических ресурсов)
политематические;

и классификация по принадлежности:

• принадлежащие государству,
• принадлежащие медийным группам,
• политическим группам,
• бизнес-группам,
• независимые (впрочем, на данный момент не существует сколько-нибудь значимых независимых медийных ресурсов).

Кроме того, существенно деление, которое, несмотря на используемую терминологию, относится не столько к географическому положению редакций конкретных ресурсов, сколько к аудитории, на которую данные ресурсы ориентированы в первую очередь:
• общероссийские ресурсы,
• региональные ресурсы (к данному типу могут быть отнесены также зарубежные русскоязычные ресурсы, ориентированные на относительно узкие диаспоры)»
Считаем необходимым уточнить и расширить его последнюю классификацию применительно к нашей работе до:
• Интернациональные ресурсы (представительства и аудитория во всем мире);
• Национальные (охватывают лишь одно государство);
• Региональные;

Жанровая специфика сетевых СМИ
Итак, мы выяснили аспекты корреляции традиционных форм медиа в интернете. Теперь рассмотрим вопрос жанровой специфики сетевых СМИ. В определении жанра мы отталкивались от работ Виноградова и Шмелева о жанрообразовании в словесном творчестве.
Жанр в нашем понимании это конкретизация понятия литературного рода (эпоса лирики и драмы) в формально-структурной организации произведения. Жанр – это исторически сложившееся внутреннее подразделение всех видов человеческого творчества. И сетевая журналистика не является исключением. В своих определениях журналистских жанров мы использовали работы Ворошилова и Розенталя.
Анализ показал, что наиболее востребованными в интернете являются новостийные жанры, публицистические и эпистолярные.
Жанр новости с его пирамидальной структурой, свойственной ему лаконичностью и концентрацией внимания на факте наиболее популярен в сетевой журналистике. Это связано с тем, что огромный массив информации в интернете трудно поддается упорядочению путем использования сложных выразительных средств. Оперативность и точность подачи материала, свойственные этому жанру востребованы в интернете. Также присутствую из новостийных жанров репортаж и заметка
В противовес ему серьезно представлены в интернете аналитические и публицистические жанры статьи, очерка, эссе и корреспонденции. Собственно, они и составляют художественное лицо журналистики Всемирной паутины. Особо следует выделить роль корреспонденции жанра, который наиболее точно вписывается в схему коммуникации в сети. Создается эффект диалога, при пространственной отдаленности автора и адресата.
Эпистолярность сетевых жанров обусловлена характером коммуникации во Всемирной паутине, обмен сообщениями по примеру традиционной переписки, когда текст или послание доставляются адресату не непосредственно путем чувственного восприятия (зрения или слуха), а могут быть восприняты лишь посредством медиума, телекоммуникационной сети. При этом движение информации можно сравнить не с однонаправленным вектором, а со сложной спиралью, которая каждым своим оборотом (автор - адресат), вносит коррективы и в форму, и в содержание информации.
Новое развитие в интернете получили такие публицистические жанры как эссеистика, жанр путевых и бытовых записок, поскольку терпимость и автономность, заложенные в концепции всемирной паутины, всячески поощряют сколь угодно большую индивидуализацию журналистского творчества. Присутствует и обратная тенденция к общинности, свойственная Интернету вообще, а русскоязычному Интернету в особенности. На страницах сетевых СМИ можно встретить множество обсуждений дискуссий, открытых диалогов. Диалогичность, даже многоголосие были тоже свойственна паутине изначально. Также в сетевой журналистике можно встретить множество образцов коллективного творчества. Общинность, которая свойственна обитателям сети, весьма располагает к этому. В качестве примера такого коллективного творчества можно привести интернет энциклопедию «Wikkipedia», куда каждый желающий может добавить свою статью или комментарий.
На данный момент не было выработано четкой законодательной системы регламентации сети. Сетевые авторы подчиняются лишь законам художественной образности, пользовательского спроса и технологическим требованиям. Вероятно, последнее и привело к тому, что во Всемирной паутине наиболее развитыми являются виды печатной журналистики, пресса, как мы убедились, популярна в сети значительно больше чем ее «медиа-сестры». Это связанно с тем, что информация в сети, как мы писали выше, прежде чем быть представленной пользователю должна быть упорядочена, каталогизирована и проиндексирована. И чем более точно, тем больше ее шанс найти себе аудиторию, а современные технические средства интернета, ориентированы в первую очередь на то, чтобы индексировать текстовую, а не аудиовизуальную информацию. Впрочем, такое свойство сети как мультимедийность позволяет ей с легкостью преодолевать традиционные рамки телевизионной и радио журналистики, удачно совмещая их достижения с достижениями прессы.

Вопрос 2

История ТТЦ «Останкино»

«Вот увидите, пройдет двадцать лет, и ничего не будет - ни газет, ни кино — одно сплошное телевидение». Так звучало смелое по тем временам предположение героя-«шестидесятника» в фильме «Москва слезам не верит».
Прошло сорок лет с момента создания телевизионного технического центра «Останкино». До гибели прочих СМИ дело не дошло, но телевидение остается наиболее и влиятельным средством массовой информации. А определяющая роль в развитии телевидения принадлежит технологиям, символом которых было и остается «Останкино».

Сорок лет назад, в ноябре 1967 году, произошло важнейшее событие в истории советского телевидения: вступила в строй первая очередь крупнейшего в мире телевизионного комплекса, расположенного в одном из самых живописных районов Москвы – Останкине.

До «Останкино»…
Начало отечественного электронного телевизионного вещания отмечено опытными передачами Московского телецентра на Шаболовке в 1938 году, которые стали регулярными с марта 1939 года. В 1948 году МТЦ впервые в мире начал ТВ-вещание в наивысшем стандарте четкости 625 строк. Новый стандарт был разработан отечественными специалистами и учеными. Позже 625-строчный стандарт был принят в большинстве европейских стран и функционирует до настоящего времени.
С 1936 года (еще до начала вещания МТЦ) в СССР была начата разработка плана телефикации страны с использованием успешного опыта радиофикации. Центральным звеном телевизионной системы СССР должен был стать высотный Дворец Советов, который с 1931 года проектировался в Москве. В проекте этого огромного здания, по объему в семь раз большего, чем Останкинский Телевизионный центр (7,5 млн. куб. метров против 1,07 млн. куб. метров), был предусмотрен большой двухпрограммный телецентр, внутренняя система кабельного телевидения на 20 тыс. абонентов, а в венчающую дворец статую Ленина на высоте 420 метров предполагалось встроить антенны телепередатчиков. Правда, Дворец Советов так и не был построен - его место в телевизионной системе СССР занял Останкинский Телевизионный центр.
В марте 1939 года «План телефикации СССР» был одобрен XVIII съездом ВКП (б). Он предполагал строительство телецентров в 10 крупнейших городах и охват двухпрограммным телевещанием всего населения страны. Причем в связи с успешным развитием в СССР систем проводной радиофикации, планировалось большую часть населения охватить телевидением с помощью домовых кабельных сетей. Великая отечественная война задержала реализацию этого грандиозного плана. Но уже к 1965 году своими телецентрами обзавелись 130 регионов страны (из 170).
В последующее десятилетие (1965-1975 гг.) строительство местных телецентров было временно прекращено, а средства и ресурсы были направлены на строительство Общесоюзного телецентра в Останкино и создание сетей связи для распространения программ Центрального телевидения по стране.

До-останкинский период в развитии телевидения был самым тесным образом связан с работой Центральной студии телевидения (ЦСТ), созданной на технической базе Московского телевизионного центра на Шаболовке. Общий объем вещания ЦСТ в середине 60-х годов составлял порядка 18 часов в сутки по трем программам черно-белого ТВ и одной цветной. К 1970 году планировалось довести общий объем вещания до 50 часов по шести программам. Значительную долю в общем объеме вещания ЦСТ составляли внестудийные передачи, которые обеспечивались в 1963-1964 годах более чем 10-ю передвижными телевизионными станциями и несколькими стационарными телевизионными трансляционными пунктами.
Тем не менее, имеющихся студийных и внестудийных технических средств МТЦ было недостаточно для обеспечения 50-часового вещания в сутки по шести программам к 1970 году. Кроме того, не было возможности установки дополнительных передающих антенн на башне Шухова, которая и так была предельно нагружена антеннами для приема внестудийных передач. Стоящая вблизи 110-метровая башня облегченного типа, специально построенная для Опытной станции цветного телевидения, также не имела возможностей для установки дополнительных антенн.
Необходимость многопрограммного вещания требовала существенного увеличения количества студий. Но на шаболовской площадке и вблизи нее не было свободного места для постройки новых студий.
Все это предопределило необходимость строительства нового телевизионного комплекса с новой, более высокой телевизионной передающей башней.

Выбор места
Сначала Телецентр планировали разместить на Ленинских горах – самой высокой точке столицы. Однако там в это же время было решено строить Пантеон, куда должны были быть перенесены саркофаги В. И. Ленина и И. В. Сталина, а также «останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлевской стены». Не подошла и площадка на месте бывшего Храма Христа Спасителя – там в 1957-59 годах снова задумали строить вышеупомянутый Дворец Советов, что закончилось курьезом: открытым бассейном «Москва». Существовали и другие варианты, но в итоге Телецентр обосновался на окраине Москвы, в живописном районе Останкино: там было вполне просторно для масштабного строительства, а почвы оказались достаточно прочными (моренные суглинки) для конструкции тяжелой железобетонной башни, которую лично выбрал Н.С. Хрущев.
У Телецентра и передающей башни был на первых порах один и тот же заказчик – Министерство связи СССР, их проектировали и строили одни и те же организации. Но вскоре после начала строительства башни, в сентябре 1960 года, было принято решение о передаче программно-технических комплексов телевидения из Минсвязи СССР в Радиокомитет СССР. Вспоминает Владимир Маковеев, первый главный инженер Общесоюзного телецентра: «В результате такого решения в течение нескольких лет по всей стране технические комплексы и коллективы телецентров буквально «резали по живому», делили территорию, помещения, электроподстанции и так далее. Это же решение разделило проект «Большая Москва» на две части: собственно Телецентр поручили строить Радиокомитету». Именно тогда в 1962 году у председателя Радиокомитета СССР М.А. Харламова появился новый заместитель по материально-техническим вопросам - Леонид Семенович Максаков.

Строительство Телецентра
Команда первых строителей Телецентра под руководством Л.С. Максакова сумела построить вдвое больший телецентр, чем это первоначально задумывалось в «недрах» Минсвязи. Основания для подобного масштаба были весомые – объект «Большая Москва» для огромного Советского Союза должен был быть не меньше, чем Олимпийский телецентр компании NHK в Токио, телецентр ORTF в Париже или новый телецентр ВВС в Лондоне.
Владимир Маковеев: «Мелкие людишки, - возмущался Максаков, - считают здание Останкинского телецентра слишком большим для Москвы, но ведь оно по объему (1,07 миллионов кубических метров) в семь раз меньше проекта Дворца Советов (7,5 миллионов)! Отягощенные трудным опытом первых лет становления телевидения, многие профессионалы – ветераны с Шаболовки – не верили в возможность реализации замысла, явно и неявно роптали: «Эта громадина будет простаивать … Да мы его и за двадцать лет не освоим …Кому здесь нужно более 20 студий, - хватило бы и десяти…».
Однако время подтвердило справедливость выбранного решения – не прошло и десяти лет, как в дополнение к работающему Останкинскому телецентру (сегодня он называется АСК-1) был срочно построен новый корпус телецентра – АСК-3! А за старым телевизионным комплексом на Шаболовке закрепилось название АСК-2.
Телецентр строился необычными для советской действительности методами и при помощи необычных материалов: пол в студиях «наливался» французской пластмассой «гранэластик» (резиновая крошка с тонким цементом на латексной стяжке), подвесные потолки в аппаратных и редакционных помещениях были из финского «травертона» (минеральная вата на крахмальной стяжке), на полах в коридорах и аппаратных лежали звукоизоляционные ковровые покрытия японского и финского производства.
Проект строительства был разработан «Моспроектом-1». Все общестроительные работы выполнил трест «Мосстрой -2» Главмосстроя. Технологическое оборудование комплекса разработали и ввели в эксплуатацию предприятия Министерства радиотехнической промышленности совместно с сотнями предприятий из многих городов страны. Отметим лишь некоторые: ВНИИТ (основное ТВ-оборудование), ВНИИРПА (звуковое оборудование), МНИТИ (теле- кинокамеры, телекинопосты, мониторы), ЛОМО и ВНИИРТ (аппаратные видеозaписи), НЗТМ (видеомагнитофоны «КАДР-3»); ВНИИ ЭЛП (телевизионные передающие и приемные трубки).
К моменту ввода в эксплуатацию первой очереди – 4 ноября 1967 года – Останкинский телевизионный комплекс включал в себя четыре АСБ со студиями (две - по 600 кв. метров и две по 150) и временную центральную аппаратную. В восточном крыле здания телецентра на третьем этаже была расположена концертная студия со сценой и залом на 800 зрителей, спроектированная с учетом телевизионной специфики.
Важно вспомнить, что в деле создания основного телевизионного оборудования для ОТЦ советская радиопромышленность впервые бесспорно «дотянулась» до мирового уровня. А те узлы телевизионной аппаратуры, которые в советском варианте заметно уступали зарубежным аналогам, решительно и твердо отвергались. В результате советские телекамеры КТ–87 были оснащены английскими автоматизированными вариообъективами «Варотал» (стоившими много дороже самой камеры). Устанавливались камеры на штативы «Винтен»; советские видеомагнитофоны «Кадр-3» работали на японской видеоленте Fuji.
Не обошлось при строительстве и без забавных случаев. Рассказывает Леонид Таубе, первый заместитель руководителя производственно-технологического департамента ВГТРК: «Я работал в дирекции строительства Общесоюзного телецентра (так он тогда назывался). Мое рабочее место было в небольшом здании с окнами, выходящими на стройплощадку, а рядом с площадкой была небольшая автомобильная стоянка. В один прекрасный июльский день 1967 года под моими окнами появилась «Чайка» красного цвета. На таких авто обычно передвигались только министры, но вместо министра из машины вылез генерал, как оказалось главный начальник противопожарной службы города Москвы. Этот человек посмотрел на часы, и буквально через несколько минут к Останкино уже было невозможно подъехать, более того, все улицы, прилегающие к Телецентру, были забиты пожарными расчетами. Оказалось, была назначена тренировка на случай пожара на стратегически важном объекте – строительстве всесоюзного телецентра. Получив необходимые почести и благодарности, довольные пожарные разъехались.
Прошло совсем немного времени: может, неделя, а может, и дней десять. Мы обедали в столовой для строителей напротив улицы Королева. И вот, выходя из столовой, смотрю – дымок идет какой-то странный с шестого этажа телецентра. Пожар, говорю я. Пожар, соглашаются мои коллеги. Прихожу к себе в кабинет и вызываю пожарную охрану. По телефону мне говорят, что все под контролем и у них уже есть сигнал о возгорании. Прошло минимум минут пятьдесят, прежде чем появилась первая и единственная неторопливая пожарная команда. Удивительно, но к этому моменту пожар успел заметно разгореться – гореть-то на стройке телецентра, кроме железа и бетона, было особо не чему. А дело было вот в чем: вентиляционные короба обшивались тепло- и звукоизолирующими материалами, которые и подпалил во время работы какой-то незадачливый сварщик.
В общем, в отличие от тренировки, к моменту прибытия пожарной команды и начала тушения жестяные венткороба вовсю горели, расплавились и потеряли форму. Проблема заключалась в том, что эти короба нельзя было купить в магазине, потому как нестандартное оборудование, их надо было заказывать на специальном заводе, а для установки полностью разобрать поврежденные… До запуска оставалась всего пара месяцев. Слава богу, справились».

Здание Телецентра
Торжественная закладка здания состоялась 22 апреля 1964 года. Останкинский телецентр должен был стать самым передовым в стране, в том числе и как архитектурное сооружение. С точки зрения градостроительства, конструкция здания оказалась исключительно интересной. Конструктор А.А. Левенштейн предложил расположить сооружение протяженностью в сотни метров на плите с небольшой глубиной залегания (грунты в районе Останкинских прудов чрезвычайно слабые). Чтобы избежать деформаций и осадки, были предусмотрены оригинальные приспособления, а ряд узлов конструкции был сделан «скользящим».
13-этажное здание Останкинского телевизионного комплекса построено в простых и лаконичных формах, сочетающих бетон и стекло. Торец здания, выходящий в сторону пруда, отличается от всех остальных фасадов. Третий этаж, на котором располагается концертная студия, выдвинут на 24 метра с 9-метровой консолью и опорой на пилоны, поставленные на гранитный стилобат.
Объем здания превышает 1 млн. куб. метров. В соответствии с проектом здание имело два «объема»: нижний (с первого по 10-й этажи) размером 415х87х20 метров и верхний (с 11 по 13 этажи) размером 125х62х35 метров. Общая высота здания - 55 метров, полезная площадь - 154000 кв. метров.
Студии размещены в середине широкого корпуса, что надежно защищает их от внешних помех. Продольные коридоры – пешеходный и транспортный, по которому передвигаются машины с декорациями – связывают всю систему помещений, вытянутых вдоль фронта студий. Основной узел всех коммуникаций огромного здания – вестибюль первого этажа, проходящий сквозь корпус по его поперечной оси. Сюда входит группа лифтов, ведущая в высотную часть здания, где расположены редакции и административные помещения.
Вначале открытие ТТЦ «Останкино» было замечено только телезрителями Москвы и Московской области: телевизионные антенны, ориентированные ранее на Шаболовку, были повернуты теперь в сторону Останкина. Кроме того, за счет построенной высокой радиопередающей башни почти в два раза увеличился радиус уверенного приема телепрограмм, в эфире появилась новая, четвертая телевизионная программа, техническое качество телепередач стало заметно выше. А затем москвичи увидели воочию источник и причину нового качества вещания – грандиозное сооружение, напоминающее океанский лайнер – здание Телевизионного технического центра имени 50-летия Октября.
С возведением Телецентра изменился не только «ландшафт» окружающей местности – кардинально изменилась телевизионная отрасль. Телевизионный технический центр в Останкине обеспечил повышение качества общесоюзных программ телевидения, регулярную передачу цветных телевизионных программ, производство дублей первой программы Центрального телевидения для восточных районов страны – программ «Восток» и «Орбита». В здании телецентра удалось объединить все звенья сложной технологической линейки создания отдельных передач и фрагментов, а также формирования из них целостных общесоюзных программ.

Передвижные телевизионные станции
Основная причина создания передвижных телевизионных станций (ПТС) – это расширение тематики телевизионных программ, обеспечение возможности прямых трансляций, особенно спортивных. История ПТС началась с того, что в 1948 году работники Московского телевизионного центра – главный инженер С.В. Новаковский и старший инженер Л.Н.Шверник – привезли из США мобильное ТВ-оборудование, приобретенное у фирмы RCA. Отечественные специалисты сразу же принялись ее изучать и «обкатывать», первые технические пробы проводились на МТЦ и стадионе «Динамо». Был смонтирован временный радиоканал, позволявший транслировать футбольные матчи. И все-таки это было только первое приближение к внестудийному вещанию, для организации которого требовались и мобильный радиоканал, и спецавтобус со стационарно размещенной аппаратурой. Усилия специалистов увенчались успехом. Первая ПТС-МТЦ в стандарте 625 строк была построена в конце 1949 года, и в том же году начали проводиться первые опытные передачи футбольных матчей со стадиона «Динамо».
Вспоминает Лев Лейтес, главный специалист музея телецентра ФГУП «ТТЦ «Останкино»: «Организация телепередач имеет ряд особенностей. Так, для сантиметрового диапазона радиоволн обязательна прямая видимость от объекта трансляции на отметку 150 метров башни Шухова, что не всегда было возможно. Для трансляции, к примеру, из Колонного зала Дома Союзов приходилось устанавливать на крышу соседнего 13-ти этажного здания Совета Министров СССР (теперь это Госдума РФ) антенны с передатчиками. Такая процедура затягивала процесс развертывания радиолинии ПТС. Да и сама специфика радиолинии вынуждала всегда проводить предварительное обследование нового объекта. Его проводили организатор передачи, как правило, сотрудник редакции и два технических работника ПТС, один из которых, мачтовик, выезжал на объект непременно с биноклем. Об оперативной подготовке внестудийных программ тогда и мечтать не приходилось. Каждой настройке радиолинии ПТС предшествовал 20-минутный подъем мачтовика в открытой люльке. Но несмотря на все сложности, ни одна внестудийная передача не была отменена – ни в лютый мороз, ни при сильном ветре, ни под проливным дождем».
Передвижные телевизионные станции стали своего рода «кузницей кадров» нескольких поколений телевизионщиков. Вспоминает Марина Сальман, главный специалист ВГТРК: «Профессию телевизионщика я получила «по наследству»: мои родители проработали на телевидении не один десяток лет. Мой отец, Абрам Ильич Сальман был первым начальником отдела телевидения во Всесоюзном Радиокомитете. Сама же я попала на телевидение прямо со студенческой скамьи – на строительство нового телекомплекса на Шаболовке под названием «Большая Москва», оборудование для которого разрабатывал ленинградский ВНИИТ.
В Останкино меня перевели в марте 1968 года в преддверии запуска первых цветных аппаратно-студийных комплексов. Вначале я в течение трех месяцев на крыше Останкинского телецентра (другого места просто не было, здание еще достраивалось) изучала основы колориметрии и систем цветного телевидения. А когда два первых цветных аппаратно-студийных комплекса запустили, меня перевели во Владыкино – осваивать новую передвижную технику цветного телевидения. К моменту моего прихода в ТТЦ была куплена первая цветная ПТС фирмы Marconi. Через пять лет их число перевалило за десять. Все внестудийное вещание обеспечивалось в цвете, наши передвижные станции ТТЦ работали не только по всему Союзу, но и во всем мире – в Индии, на Кубе, в Монголии и так далее».
Чтобы лишний раз подтвердить конкурентоспособность отечественных ПТС, переместимся из XX века в XXI. В 2005 году была создана первая в России передвижная телевизионная станция, работающая в формате телевидения высокой четкости. Проект разработан и осуществлен специалистами Телевизионного технического центра «Останкино». Новая ПТС отличается тем, что способна поддерживать сразу два формата – стандартный и высокой четкости. Новая ПТС была опробована на трансляции записи концерта группы «Моральный кодекс» во МХАТе им. М. Горького, когда продюсером выступил известный английский звукорежиссер Крис Кимзи. ПТС укомплектована десятью камерами ТВЧ, две из которых могут работать в режиме суперзамедленного воспроизведения изображения. В СК «Олимпийский» камеры были впервые опробованы в действии и кадры замедленных повторов получились достойного качества.
«Свою задачу мы видим в производстве контента, рассчитанного на долгое время, - прокомментировал одну из причин создания ПТС Михаил Белоусов, на момент запуска ПТС в формате ТВЧ - и.о. генерального директора ФГУП «ТТЦ «Останкино»: «Сегодня перед телевизионным сообществом стоит задача сохранить в формате ТВЧ передачи, отражающие главные события культурной жизни современной России и на новом технологическом уровне создать их электронный архив».
ПТС сыграли огромную роль в освещении всевозможных мероприятий: от военных парадов и демонстраций на Красной Площади в Москве и в столицах союзных республик до спортивных состязаний, международных встреч руководителей государств и т.д. Были и курьезные случаи. Рассказывает Валерий Механик, советник генерального директора по развитию телерадиопроизводства ФГУП «ТТЦ «Останкино»: «Когда режиссер Владимир Меньшов работал над фильмом «Москва слезам не верит», для одного из эпизодов (когда один из героев картины – телеоператор – едет в передвижке со съемок) он попросил нашу смену сыграть в ПТС во что-нибудь – мол, это оживит кадр. Предложили шахматы, но окончательный выбор пал на карты. Эпизод был маленький и, по сути, безобидный. Но руководство наш поступок очень рассердил. В результате – строгий выговор и лишение премии за снижение престижа профессии».

Цветное телевидение
Запуск цветного вещания состоялся 1 октября 1967 года и был приурочен, как тогда было принято, к знаменательной дате – 50-летию Октябрьской революции. Отдельную задачу пришлось решать по подготовке кадрового состава. Были организованы курсы для режиссеров, редакторов, операторов – все должны были познать азы работы с цветом. Особенности цветного телевидения обнаруживались во всем: допустим, цвет пола в студии, стены, ширмы, мебель – какими они должны быть? Тоже и при монтаже – необходимо было учиться принимать во внимание сочетание цветов и оттенков. Спецкурс по цветоведению для переходящих из «черно-беленьких» в «цветные» читал инженер Л. Скобейников. Тем временем инженеры и техники работали над созданием цветной отечественной передвижной телевизионной станции (ПТС). Ее «дебют» - репортаж с Красной площади – вошел в историю телевидения.
Не обошлось и без накладок. Был случай, когда «заполосила», стала выдавать брак одна из камер – потребовалось срочно заменить вышедшую из строя деталь. Камера эта, как назло, держала в кадре мавзолей. Проблема в том, что допуск на Красную площадь имели только четыре оператора, которые работали с этими четырьмя камерами. Больше никто из съемочной группы такового допуска не имел. Дело запахло увольнениями. И вот заместитель председателя Государственного комитета по радиовещанию и телевидению Г. Иванов, который располагал все-таки более широкими возможностями для прохода на Красную площадь, прокрался, как партизан, от ПТС к злополучной камере и доставил деталь на замену. Впрочем, зампреды Гостелерадио, когда дело касалось внедрения цветного телевидения, проявляли чудеса самоотверженности. Еще пример: другой заместитель главы телерадийного ведомства Л. Максаков провез из Парижа… краску для пола – мастику в цветную студию – в Советском Союзе она еще не производилась.
Ранняя осень 1967 года – день открытия цветного телевидения в СССР, получивший название «Радуга, зажгись!». В витринах больших магазинов по улице Горького, в Даниловском универмаге и других местах Москвы были установлены цветные телевизоры. Перед ними толпились зрители, вглядываясь в «радужную» программу – дома практически ни у кого не было цветных телеприемников, их массовый выпуск еще предстояло наладить. День открытия цветного вещания в эфире вела актриса театра им. Е. Вахтангова Элеонора Шашкова, сыгравшая роль жены Исаева-Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны». Звучала музыка Хачатуряна, заказанная композитору специально для такого случая. Впечатляли и студийные эпизоды: сцена в черно-белом изображении сменялась такой же, но уже в цветном варианте. Представьте: танцуют балерины Большого театра, и изображение черно-белое – и вдруг все вспыхивает цветом: костюмы, лица… Публика ахала!
В день открытия цветного вещания в СССР Москва и Париж обменялись взаимными любезностями. В трансляции из нашей столицы выступили председатель Госкомитета по радиовещанию и телевидению Н. Месяцев и посол Франции в Советском Союзе. Участие посла не было случайностью: президент Франции Шарль де Голль специально приезжал в СССР, чтобы заручиться поддержкой в продвижении системы СЕКАМ.

Олимпийский рекорд
Вспоминает Константин Кочуашвили, советник Генерального директора ОАО «НТВ Плюс»: «За пять лет до Олимпиады-80 началась подготовка к одному из самых значительных событий в истории «Останкино». На выполнение поставленной задачи были брошены лучшие силы телевизионной и строительной отраслей. В общей сложности к Олимпиаде-80 было сдано в эксплуатацию 78 объектов. В Москве над малой ареной Лужников был построен универсальный зал «Дружба», в Крылатском - гребной канал, велотрек, поля для стрельбы из лука, спорткомплекс «Измайлово». Параллельно проспекту Мира появился Олимпийский проспект, где расположились бассейн и крытый стадион. Специально к Олимпиаде построили аэропорт «Шереметьево». Для показа спортивных состязаний по телевидению был сооружен олимпийский телерадиокомплекс (ОТРК) Телевизионного технического центра и Олимпийский коммутационный центр (ОКЦ) Минсвязи.

Проектирование началось в 1973 году, за год до объявления Москвы столицей Олимпиады. Главным заказчиком строительства и оснащения было Гостелерадио СССР (заместитель председателя Г.З. Юшкявичюс). Строительство ОТРК возглавил А.М. Мельберг, а технологическую составляющую возглавил ваш покорный слуга, назначенный заместителем главного инженера ТТЦ. Непосредственно участки работ возглавляли: К.К. Шабский (главный технолог), И.А. Мусатов, Б.Б. Степанов, С.К. Мацаль, С.И. Ермолаев, И.Г. Кудрин, М.А. Сальман, В.И. Лобач, Н.П. Довгвалюк».
Строить начали осенью 1976 года. Строили всей страной; на отделочные работы были приглашены строители почти со всех республик. Строительство и монтаж оборудования наметили завершить к Спартакиаде народов СССР приуроченной к тому же времени года, что и Олимпиада... Успели.
Константин Кочуашвили: «Понятно, что на проекте подобного масштаба нашлось место подвигам. Некоторые из них носили международный характер. Одна история связана с вещательной компанией NBC, которая получила для США право на трансляцию с Олимпиады. Им был выделен один из трех аппаратно-программных комплексов. Оборудование они привезли свое, да и монтаж также вели своим персоналом. Но из-за бойкота в связи с вводом советских войск в Афганистан, на московские Олимпийские игры не прибыли спортивные делегации США, ФРГ, Японии, Канады и Китая. В итоге в Играх приняли участие спортсмены из 81 страны вместо 144-х. Монтаж американцы не успели завершить. Американским монтажникам их профсоюзы предложили прекратить работы или соответственно объявить бойкот. В то же время, показ фрагментов отдельных соревнований был разрешен. Что было с техническим директором! Он был в отчаянии, но мы ему помогли. Наши монтажники из доблестного подразделения «Каскад», который вел монтаж всего телевизионного оборудования, по нашей просьбе, бесплатно завершили монтажные работы в аппаратной».
Строительство Останкинского телецентра поддерживали многие. Генрих Юшкявичюс, советник Генерального Директора ЮНЕСКО (во время проведения Олимпиады-80 в Москве занимал должность заместителя председателя Гостелерадио СССР): «Надо отдать должное Председателю Гостелерадио СССР Сергею Георгиевичу Лапину и его первому заместителю Энверу Назимовичу Мамедову, которые поверили в целесообразность создания олимпийского телерадиовещательного комплекса. Идею поддержал Олимпийский комитет СССР и Спорткомитет (в лице Виталия Смирнова и Марата Грамова), а также председатель Оргкомитета Олимпиады-80 Игнат Трофимович Новиков. Но, как и на любом крупном проекте, сразу на этапе обсуждения строительства появились противники идеи. Олимпиада потребовала жертв. Я уверен, что из-за многочисленных бюрократических войн преждевременно ушли из жизни Абрам Моисеевич Мельберг, главный строитель Олимпийского телерадиоцентра, Кирилл Алексеевич Ященко, начальник управления капитального строительства Гостелерадио СССР. Они работали днем и ночью, а между тем в Комитет партийного контроля шли анонимки, обвиняя их во всех смертных грехах. Следует вспомнить московских строителей Валерия Серова, Владимира Ресина, секретаря горкома Игоря Пономарева, без их активного участия этот уникальный объект не был бы построен. А надо было не только строить. Надо было разработать и произвести всю гамму оборудования цветного телевидения, так как в связи с вводом войск в Афганистан западные страны усилили и без того уже существовавшее эмбарго на цветное оборудование. Как заказчик, я тогда испортил немало крови министрам Эрлену Первышину, Василию Шамшину, но только благодаря им и руководимым ими институтам и заводам Москва создала Олимпийское телевидение.
Директор Шауляйского завода (в Литве) Леонас Янкаускас дневал и ночевал в Москве, вообще, по-моему, не спал. Владимир Маковеев, Сергей Никаноров, Валентин Хлебников, Леонид Таубе, Константин Кочуашвили выполняли нелегкую роль привередливых заказчиков... В результате совместных усилий «олимпийская» задача была выполнена. К моменту проведения Игр Телецентр формировал и выдавал в эфир одновременно до 20-ти телевизионных программ со 100 комментаторскими каналами, а также до 100 радиопрограмм на все континенты земного шара».
Оборудование, использованное на Олимпиаде-80, было в основном, отечественного производства. Телевизионные студии и ПТС поставлял Шауляйский телевизионный завод, телевизионные камеры – Новгородский телевизионный завод, видеомагнитофоны – Новосибирский завод точного машиностроения. Мониторы – Александровский радиозавод. Звуковое оборудование было получено из Венгрии по кооперации в рамках Совета Эко. Исключение было сделано только для уникального телевизионного оборудования, которое не выпускалось в СССР и закупалось у ведущих зарубежных фирм. Работы по созданию комплекса велись оперативно, постоянно проводился авторский надзор.
Вспоминает Борис Степанов, главный метролог ТТЦ «Останкино»: «Большую организационную работу вело Гостелерадио СССР. Для освещения Олимпиады в Москве был создан коллектив творческих и технических работников. Это были лучшие представители телекомпаний. Олимпиада-80 прошла успешно. Москва получила высокую оценку МОК. Для тех, кто готовил Олимпиаду, лучшей оценкой стало признание зарубежных коллег из ведущих телерадиовещательных компаний – EBU, OIRT, BBC и другие. Олимпиада-80 завершилась. Но построенные к ней телерадиовещательный комплекс и Олимпийский коммутационный центр Министерства связи, как и планировалось, стали обеспечивать трансляции 1-ой и 2-ой программ Центрального телевидения, а также программ радио на всю территорию страны с учетом ее часовых поясов. Это стало вехой в истории отечественного телевидения».
Подготовка к Олимпийским играм стала мощным импульсом для развития цветного телевидения в стране, подготовки специалистов телевидения и радио. Высокий уровень трансляции Олимпийских игр показал всему миру, что у нас есть сильная промышленность и талантливые специалисты.
Со временем строительство Олимпийского центра обросло различными мифами. Вспоминает Константин Кочуашвили: «Сразу после Олимпиады появилась «байка», будто рядом с ОТРК закопан трактор, который, дескать, впопыхах забыли вытащить. На самом деле в яму, выкопанную для устройства колодца, трактор действительно съехал, но его усилием нескольких тракторов вытащили обратно.
Еще ходили нелепые слухи о том, что здание ОТРК строили наспех и в результате построили с точностью до наоборот. Но кто разбирается в строительстве, тот поймет, что строить здание со двором, выходящим на улицу Академика Королева, - абсурд. Так что не верьте слухам! На самом деле, Олимпиада запомнилась не слухами, а целым рядом технологических находок. Так, впервые было использовано очень удачное решение нашего главного звукорежиссера Владимира Виноградова по формированию международного звука – так называемого «интершума». Для того чтобы добиться нужного эффекта, часть микрофонов он просто «закопал» на полях стадионов».

Третий – не лишний
Создание АСК-3 – еще одна важная веха в истории ТТЦ. Успешно пройдя олимпийскую службу, ОТРК, переименованный в АСК-3, уже с октября 1980 года стал обеспечивать многопрограммное вещание со сдвигом во времени. Огромная страна, растянувшаяся на 11 часовых поясов, была разбита на 5 зон, куда две общесоюзные программы поступали в большем или меньшем соответствии с местным временем. Именно для этой задачи создавался АСК-3, а Московская олимпиада стала хорошим поводом «убить двух зайцев одним выстрелом». Эта схема многопрограммного вещания поныне исправно служит при трансляциях Общероссийских программ.
С первых дней ТТЦ стал полигоном, где проходила опытную обкатку практически вся отечественная аппаратура. Телецентр стал фактически производственной базой для отработки нового оборудования и новых технологий в условиях телевизионного производства. Более того, именно в «Останкино» давалось «добро» на серийное производство оборудования и комплексов, которые затем уходили на многочисленные телецентры, которых в СССР насчитывалось до 130.

Останкино сегодня
И сегодня, несмотря на прожитые годы, ТТЦ «Останкино» нет равных. Комментирует Анатолий Соколов, главный инженер «Останкино»: «Телецентр – это тот остов, та технологическая основа, без которой не может состояться ни телевидение, ни радио. Ведь любое производство телевизионной или радиокомпании начинается с создания их технологической базы. И роль Телевизионного технического центра «Останкино», обеспечивающего постоянную техническую поддержку множеству вещательных компаний, трудно переоценить. Именно в студиях телецентра рождаются телерадиопрограммы, которые затем смотрит вся страна.
Отсюда, «из святая святых», транслируются эти программы по многочисленным каналам связи на передатчики Останкинской телебашни и распространяются по кабельным, наземным и спутниковым каналам в российские города. Днем и ночью, без перерыва, идет в телецентре их предэфирная подготовка, а выход в эфир комплекс обеспечивает таким телерадиокомпаниям, как «Первый канал», «НТВ», «МузТВ», «7ТВ», «Столица», «НТВ-Плюс» и другие. Кроме того, еще почти 200 вещательных компаний постоянно прибегают к техническим средствам телецентра. Ежемесячно ТТЦ предоставляет более 100 тыс. часов услуг. Сегодня на ТТЦ проводится реконструкция телецентра и совершенствование его структуры, организация строительства прилегающих к телецентру площадках новых больших студий, что увеличит общую площадь студийных комплексов примерно в полтора раза».

Новость

В марте 2011 года ЗАО «Телекоммуникационный Центр «Останкино» отметил свое 16-летие. А началась история компании с успешной реализации большого инновационного проекта по расширению системы Московских городских кабельных сетей для организации вещания новых телевизионных каналов: СТС, Рен-ТВ, Муз-ТВ и М-1. Это стало настоящим прорывом в отечественном телевизионном вещании. Затем, для правительства Москвы была создана региональная сеть вещания в крупных городах России. Таким образом, даже на заре своего существования, ТЦ «Останкино» заявил о себе как о серьезной, перспективной компании, располагающей штатом высокопрофессиональных и продвинутых специалистов, готовых к реализации сложнейших проектов. История становления и развития ЗАО «ТЦ «Останкино» неразрывно связана с деятельностью крупнейшего в Европе Телевизионного технического центра «Останкино», его развитием и реформированием. Все политические, экономические и управленческие трудности эти две структуры преодолевали совместно — ведя поиск наиболее эффективных и ситуационно оправданных решений на каждом из этапов рыночных преобразований. Их главной целью было как поддержание непрерывных производственных процессов, связанных с вещанием ведущих российских телерадиокомпаний, множества других, обслуживающих компаний, так и предоставление этим структурам коммуникационных технологий современного уровня. В 2007 году ФГУП ТТЦ «Останкино» стал 100% -ым акционером ЗАО «ТЦ «Останкино».

 

Сегодня ЗАО «ТЦ «Останкино» является поставщиком всего комплекса телекоммуникационных услуг (Лицензии), в том числе услуг местной телефонной связи, оперативно-диспетчерской связи, систем охранно-пожарной сигнализации, электрочасофикации, обслуживание факсимильных аппаратов, ремонт телефонных аппаратов, предоставление каналов связи, информационных каналов телеграфных агентств, а также интернет-провайдером для более чем 140 компаний и организаций, работающих на территории ФГУП «ТТЦ «Останкино». В их числе - Первый канал, НТВ, НТВ-плюс, Вид, Столица ТВ, Московия, Спортивный телеканал 7ТВ, Европа плюс и многие другие.

 

Ответственность перед клиентами за качество и ассортимент предоставляемых услуг всегда определяла стратегию компании на постоянное совершенствование и модернизацию своего технического и технологического потенциала. Сегодня в арсенале ТЦ «Останкино» новейшее телекоммуникационное оборудование, основу которого составляет городская АТС «Алкатель Энтерпрайз» емкостью 5000 номеров. Возможности станции позволяют предлагать клиентам порядка 30 наименований основных и дополнительных услуг. Реализуя принцип индивидуального подхода, мы стремимся предлагать каждому клиенту тот набор услуг, который будет для него оптимален как по функциональности, так и по стоимости.

Билет 4

Вопрос1

http://www.consultant.ru/popular/smi/42_1.html

 

(в ред. Федеральных законов

от 13.01.1995 N 6-ФЗ, от 06.06.1995 N 87-ФЗ,

от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ,

от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ,

от 05.08.2000 N 110-ФЗ, от 04.08.2001 N 107-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,

от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ,

от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,

от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ,

от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 10-ФЗ,

от 14.06.2011 N 142-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

 

Допол

Можно ли отнести Интернет к СМИ и в какой мере следует и можно руководствоваться законодательством о средствах массовой информации при рассмотрении вопросов, связанных с Интернетом?» - этот вопрос возникает сейчас у многих заинтересованных лиц, связанных со СМИ. Для ответа на вопрос надо четко определить, чем является СМИ и что такое Интернет.

Как известно, под средством массовой информации закон понимает периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации.

Интернет - это глобальная коммуникационная сеть, глобальная система, дающая широкие возможности ее использования. Хочу отметить, что существует значимая разница между понятиями информационная и коммуникационная сеть. Интернет - это средство общения и получения информации, поэтому информация является способом деятельности в Интернете (то, по средствам чего она осуществляется) и информационная сеть - это более узкое понятие Интернета; коммуникационная сеть включает в себя понятие информационной сети и коммуникаций.

В Интернете существуют «магазины», через Интернет можно вести бухгалтерию, можно вести переговоры, использовать в качестве телефона; Интернет позволяет иметь личную электронную почту, доступ к которой ограничен и которая не предназначена для неограниченного круга лиц; есть и другие способы его использования, не связанные с деятельностью СМИ.

Одним из видов деятельности субъектов Интернета может быть деятельность в качестве электронного СМИ, что следует отличать от обычного распространения информации, так как любое лицо может распространить информацию, поместив ее на свою страничку или разослав по сайтам (притом периодичность таких сообщений и заявлений скорее исключение чем правило).

В смысле статьи 24 закона «О СМИ» правила, установленные законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения текстов, созданных с помощью компьютеров и хранящихся в их банках и базах данных, в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Соответственно электронная газета как иное средство массовой информации подпадает под действие данной статьи не зависимо от того, была ли она зарегистрирована как печатное СМИ или нет. По аналогии правила, установленные данным законом для информационных агентств, распространяются на электронные информационные агентства. В соответствии с п.2 статьи 24 правила, установленные законом «О СМИ» для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста или иные телекоммуникационные сети.

Мне также кажется необходимым отметить, что электронным может быть признано СМИ существующее не только в Интернете. Так в случае, если газета не печатается в типографии, а только набирается на компьютере и передается читателям с помощью факс-модемной связи (по факсу, т.е. телефонной связи, которая является электросвязью), такая газета является периодически распространяемой массовой информацией через телекоммуникационные сети, т.е. является электронной газетой.

Конечный же вид продукции в данном случае не имеет значения (такая газета может появляться в виде печатной копии или оставаться в электронном виде в зависимости от желания конечного потребителя - владельца факс-модема, которому была отправлена информация). Такое широкое трактование электронного СМИ дала СПИС РФ в разъяснении по делу «Об обращении Начальника государственного Комитета РФ по печати Северо - Западного регионального управления г. Санкт - Петербурга». В обращении Судебную палату просили дать разъяснение о возможности отнесения к газетным печатным изданиям СМИ (газету «Слово Орлова»), которое не печатается в типографии, а набирается на компьютере и передается читателям по факсу.

Субъектами, на которые может и должна распространяться ответственность, являются производители и владельцы аудио-визуальной продукции и информационных услуг в Интернете. Сложность привлечение к ответственности состоит в сложности доказывания, так как необходимо предъявить доказательства существования деяния, для чего необходимо информацию сохранить, доказать существования данной информации в источнике, указанный в качестве такового, а также установить владельца или производителя этого источника.

Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ уже не раз сталкивалась с исками, связанными с обнародованием ложных сведений в электронных СМИ. Для решения споров использовалось законодательство о средствах массовой информации РФ. В качестве еще одного примера я бы хотела привести дело «Об обращении губернатора Кемеровской области А.М. Тулеева по поводу сведений, распространенных Агентством политических новостей». А.М. Тулеев обратился в Палату в связи с тем, что 25 июня 1999 года через интернет Агентством политических новостей была распространена информация о том, что он «принял православное вероисповедание: прошел обряд крещения и стал членом местного церковного прихода». Агентство политических новостей использовала в качестве информационного ресурса Интернет: http://www.apn.ru.

Новость была также анонсирована в нескольких значимых журналах и газетах. В последующих сообщениях этих же газет сообщалось, что на экстренном заседании Шуры алимов А.М. Тулеев был приговорен к смертной казни за отказ от ислама. По сообщению Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Агентство политических новостей не было зарегистрировано в качестве СМИ, хотя активно распространяла информацию с использованием Интернета. Судебная палата посчитала, оценивая организационно-правовую природу Агентства, что оно представляет собой информационное агентство, использующее «иную форму» периодического распространения массовой информации в смысле части 2 ст.2 Закона «О СМИ», т.е. сеть Интернет.

Судебная палата, опираясь на ст. 23 Закона «О СМИ», в смысле которой «в отношении информационных агентств на них одновременно распространяется статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации», применила положения ст. 56 Закона «О СМИ», в соответствии с которой «учредители, редакции, распространители..., журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации». Газеты и журналы были освобождены от ответственности, так как получили сообщение (взяли информацию для статьей) от Агентства политических новостей.

В связи с ответственностью, мне бы хотелось привести еще один случай из практики СПИС, связанный с избирательным правом. В Судебную палату обратилась Генеральная прокуратура РФ в связи проведением проверки по обращению Председателя Центральной избирательной комиссии Вешнякова А.А. и начальника Центрального штаба избирательного блока «Отечество - Вся Россия» Бооса Г.В. с просьбой дать разъяснение о возможности отнесения к нарушению законодательства о СМИ и избирательного законодательства публикации в глобальной сети Интернет опросов общественного мнения и иных социологических данных в день проведения выборов. Автором и основателем проекта в сети был Глеб Павловский. Любой желающий мог открыть нужный сайт и ознакомится с последними результатами голосования по регионам и комментариями политиков, экспертов и политологов. Логика СПИС по данному вопросу была следующей:

В смысле пункта 2 статьи 8 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» под предвыборной агитацией понимается осуществление деятельности, побуждающей или имеющей целью побудить избирателей к участию в выборах, а также голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, за любой зарегистрированный ЦИК РФ федеральный список кандидатов или против него.

В смысле подпункта «г» пункта 1 статьи 52 предвыборная агитация может проводится в «иных не запрещенных законом формах» - «иных» от указанный подпунктами «а», «б», «в» данной статьи.

Исходя из вышеизложенного Судебная палата решила, что:
а) публикация данных опроса общественного мнения в глобальной сети Интернет является предвыборной агитацией, так как побуждала к участию в выборах, а также голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, за любой зарегистрированный ЦИК РФ федеральный список кандидатов или против него;
б) агитация проводилась в «иной не запрещенной законом форме»;
в) в данном случае было нарушено избирательное законодательство РФ, так как в соответствии с п. 1 статьи 53 предвыборная агитация в любой форме в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Однако, Судебная палата также отметила, что каналы организаций, осуществлявшие телерадиовещание («ОРТ» и «ВГТРК») и поместившие в дневные часы в день голосования информацию об открытии сайта в глобальной сети Интернет, на котором можно было ознакомиться с результатами опросов общественного мнения по результатам голосования, могут быть привлечены к ответственности в смысле пункта 3 статьи 54, только в случае, если обнародование данной информации было дано с точным указанием адресов оговоренных выше сайтов. В случае если данная информация распространялась без указания на конкретные адреса в Интернете как констатация факта существования подобного, каналы не могут быть привлечены к ответственности.

Подводя итог, хочу отметить, что Интернет может затрагивать широкий аспект правоотношений, регулирование которых является проблемным без внесения дополнений в существующие законы (в законодательство об авторских правах, о выборах, о рекламе и т.п.), либо создания специальных законов (о цифровой подписи, например). Перечисленные мной области отношений напрямую затрагивают также и сетевые СМИ, что явно видно из рассмотренных СПИС дел.

Мною сознательно не затрагиваются проблемы, связанные с регулированием экономических отношений в Сети, которым посвящено много работ и которые заслуживают быть рассмотренными отдельно, и таковые должны найти свое отражение в законотворчестве сегодня.

Существует третий способ - это распространение уже существующих норм на новые отношения. Такую возможность я проиллюстрировала практикой СПИС, которая наглядно показала, что российское законодательство можно и нужно использоваться, решая проблемы, связанные с Интернетом, распространяя нормы российского права на более широкий круг правоотношений.

Необходимо подчеркнуть, что для достижения наибольшего эффекта, необходимо использовать все три способа, т.е. создание новых законов, дополнение уже существующих, распространение норм путем их расширительного толкования. В любом случае, подготавливаемые законопроекты должны максимально иметь прямое действие, оставляя пространство для применения международных принципов организации работы с сетью Интернет, выработанных неправительственными организациями.

Отдельно хотелось бы затронуть вопрос о необходимости усиления охраны авторских и смежных прав. Практически все современные акты зарубежного законодательства, так или иначе связанные с Интернетом (точнее с «цифровыми технологиями»), уделяют особое внимание данному вопросу, а в ряде случаев целиком посвящены ему (действующий в США The Digital Millenniun Copyright Act 1998 года). Об устойчивости данной тенденции свидетельствуют также законопроектные работы, ведущиеся во всех развитых странах мира: Директивы Европейского Союза, деятельность ряда международных организаций (например, Всемирной организацией интеллектуальной собственности).

Также необходимо учитывать, что в ряде случаев, учитывая специфику сети Интернет, реальное и оперативное пресечение или предотвращение нарушений (в том числе и преступлений) может быть осуществлено только с использованием возможностей, имеющихся у организаций, оказывающих услуги связи, т.е. провайдеров. Отмечу, что сами организации, оказывающие услуги связи, заинтересованы в четком определении случаев и пределов своей ответственности, так как вполне естественно, что полностью освобождены от ответственности они быть не могут. Также должны быть четко определены меры, которые они должны (могут) предпринимать по отношению к нарушителям, и основания для принятия таких мер.

Для того, чтобы упорядочить законотворческую деятельность необходима выработка общей политики. Такая политика должна опираться на тот факт, что регулирование отношений, связанных с использованием Интернета в России, должно осуществляться на основе сочетания государственного регулирования и общественного самоуправления (саморегулирования). При выборе «политики» регулирования необходимо учитывать, что она должна руководствоваться такими принципами, как:
1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией РФ и международными актами;
2) учет особенностей построения и развития сети, включая применяемые технические и организационные правила, а также сложившиеся в сообществах операторов и пользователей сети правил и обычаев, не противоречащих российскому законодательству;
3) нераспространение методов правового регулирования на организационные и технологические аспекты развития и функционирования Интернета, не затрагивающие установленные законодательством РФ права и интересы личности и государства.

Таким образом, необходимо в законодательном порядке закрепить систему, позволяющую обеспечивать высокий уровень защищенности правообладателей и оперативность в принятии мер к нарушителям, которая в то же время обеспечивала соблюдение прав и охраняемых законом интересов всех заинтересованных сторон.

Билет 6

Вопрос 1


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 753; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!