Художественная функция контраста Мандельштама



Неподражаемый художник слова, которого учила рисовать сама жизнь — это поэт мирового значения О. Мандельштам. Как высоконравственный и очень образованный человек, владеющий «магией слова», Мандельштам подарил нам свой поэтический мир. Возможно, это тот человек, который создал альтернативную поэтическую Вселенную, пусть не совершенную, но крайне реалистичную, духовную и бесконечную. И мы, не задумываясь, верим поэту. Один из секретов такой реалистичности, по нашему мнению, может скрываться в приеме контраста («взаимного противопоставления синтагматически соположенных единиц»), который позволил художнику воплотить своё особое восприятие действительности в поэтическом тексте, искусно уложить в формате, доступном для всеобщего понимания.

Например, мы читаем строки:

Тысячеструйный поток —
Журчала весенняя ласка.
Скользнула, мелькнула коляска,
Лёгкая, как мотылёк.

В представленном четверостишии стихотворения «Тысячеструйный поток» Мандельштамом описана «белая полоса» жизни: рождение, легкость, радость бытия. Все, что воодушевляет человека сегодня. И естественно, чтобы дать возможность читателю ощутить и прочувствовать все это в полной мере, поэт, прибегая к приему контраста, далее рисует антипод света. Это делает картину более реалистичной и законченной:

В путь убегала она,
В траурный шелк одета,
Тонкая вуалета —
Тоже была черна.

Второе четверостишие представляет собой объёмную конструкцию, состоящую, на первый взгляд, из простых слов, в которую Мандельштам «втиснул» невероятного объёма смысл: одиночество, смерть, разочарование, тьму. Совокупность же двух контрастирующих противоположностей создаёт эффект объемности изображаемого. Две картины, отражаясь друг от друга, в нашем понимании взаимно дополняют одна другую: свет — тьма, жизнь — смерть, счастье — одиночество.

Прием контраста невольно заставляет читателя сталкивать реальный и поэтический миры. Такое столкновение — тоже, своего рода, контраст, только не белого и черного, а материального и нематериального:

Квартира тиха, как бумага —
Пустая, без всяких затей, -
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.

Художественный мир О. Э. Мандельштама всецело держится на таких «китах», как Время и Пространство. Они совершенно не материальны, Скорее антиматериальны, но поэт вдохнул в них такую силу и подарил столько власти, что они в его творчестве затмили вещность, бренность нашего Мироздании. Хотим подчеркнуть, что в данном контексте Время и Пространство рассматриваются Мандельштамом с точки зрения контраста, а не как неразрывные и неотъемлемые части Мироздания:

Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моём
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.

Время, которое бесконечно тянется во мраке и бездонной пустоте Пространства в стихотворении «Тихо спорят в сердце ласковом», контрастирует с мгновенным, изобилующим светом и событиями стихотворением «Немного красного вина»:

Немного красного вина,
Немного солнечного мая —
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.

С удивительной точностью воспроизводится жизнь в поэзии О. Мандельштама. Возможно, такого эффекта в стихах позволяло добиться «мастеру» слова именно контрастирование, сопоставление бытовых реалий в том виде, в котором они существуют. Заметим, что Мандельштам — редчайшее исключение, обусловленное не только силой таланта, но и особенностью становления его человеческой и поэтической личности. В нем очень долго держался «мальчик» — по—отрочески скрытный, по—отрочески общительный. Наряду с этим он же необычно рано созрелкак «муж», способный смотреть на себя, «мальчика», со стороны и описывать душу этого мальчика точно и здраво, в стихах, по-своему вполне совершенных. Дело в том, что поэт вообще чаще всего бывает, с одной стороны, «наделён каким — то вечным детством», а с другой стороны, взрослее взрослых, ибо смотрит на вещи неожиданно смело и проницательно.
Таким образом, контрасты в поэзии Мандельштама обусловлены не только противоположностями реалий Мироздания, но и неординарностью, противоречивостью личности самого поэта.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 206; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ