Образ Наташи Ростовой в романе Л. Толстого «Война и мир»



Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысяч страниц романа.
Здесь всё: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.
Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями. Это гадкий утенок, готовый превратиться в прекрасного лебедя.
Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселья в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Наташа даже внешне, и, думается, совершенно не случайно, похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же природная, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами.
Вспомним, как Наташа отплясывает после охоты. “Чистое дело, марш”, — удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка”.
Однако, как литературный образ, Наташу невозможно полностью понять без определенных литературных реминисценций.
Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сходство бросается в глаза. Кроме того, у них общая культурная среда, любовь к русскому фольклору и французским романам, которыми зачитывались барышни той поры.
Во-вторых, это Софья из комедии Грибоедова “Горе от ума”. Влюбленность образованной, умной девушки в подленького и глуповатого Молчали-на и любовь-болезнь, любовь-наваждение Наташи к Анатолю Курагину имеют сходную природу.
Обе эти параллели не позволяют полностью понять Наташу, однако они помогают разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений.
Во время войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она просто повинуется некоему “роевому” инстинкту жизни.
После гибели Пети Ростова — она главная в семье. Она долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, — высокую, чистую, красивую душу, — Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа до самого конца находится с князем Андреем. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной нравственной силой. Теряя близких, имущество, переживая все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается “от жизни”, Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве “благоговейного умиления”, которое охватило ее душу. Оно, оставшись в ее душе навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила”. Уже ничего не напоминает в этой сильной, дородной матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее “сильной, красивой и плодовитой самкой”. Все мысли Наташи — о муже и семье. Да и мыслит она по-особенному: не умом, “а всем существом своим, то есть плотью”. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены все люди, земля, воздух, страны и народы.
Неудивительно, что подобное состояние романа не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору. Семья — обоюдное и добровольное рабство. “Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа”. Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни.
“Война и мир” — единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, — лучшее, чем он мог наделить их. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.

Билет 32,33

Любимые герои Л Н Толстого в романе "Война и мир" – сочинение

Любимыми героями автора в романе "Война и мир", на мой взгляд, являются три героя: Пьер, князь Андрей и княжна Марья. Толстой, конечно, любит всех своих героев - по возможности, как "отец". У всех героев есть свои недостатки и достоинства, но я хочу выделить трех этих героев, так как они совмещают в себе некий идеал, которого следует придерживаться .

Княжна Марья - это идеал удивительной любви ко всем, в особенности к своему сварливому, всегда недовольному отцу. Она желала видеть в своем отце любящего и никогда не ошибающегося человека. Даже когда он на нее сердился, княжна знала, что ее отец, конечно, в глубине души ее любит. Как она была рада, когда нашла подтверждение своим чувствам в словах отца: "Спасибо тебе... дочь, дружок... за все...". "Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу". Не зря княжна Марья столько потерпела от своего отца, столько любила его и ждала отзыва в его сердце.Анализируя роман, мы можем проследить, как душа Пьера, пробираясь сквозь чащу искушений и трудностей, находит удовлетворение в семейной жизни; как Пьер от неразумного, беззаботного молодого человека становится любящим мужем и отцом. Он в жизни сделал множество ошибок, которые ему и помогли найти ту истину, которую он искал. Недаром говорят: "На ошибках учатся". Первой его ошибкой была женитьба на Элен, которая не любила Пьера, а вышла замуж ради денег. Потом, в поисках истины, он вступил в масонскую ложу, и там увидел, что кроме него никто не выполняет обещания, которые давали при вступлении. Потом он решил наладить дела в своих имениях, но там у него тоже ничего не получилось. На Пьера очень большое впечатление произвело его общение с Наташей Ростовой. Тут он в первый раз почувствовал настоящую любовь - к Наташе. "Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей". Потом он поехал на войну, где в последний раз видел своего лучшего друга, князя Андрея, а потом попал в плен.В плену его душа почти успокоилась. Там он ощутил присутствие Бога, и на этом его искания кончились. У него началась новая жизнь с того момента, когда он вернулся из плена. Он как бы заново родился. Платон Каратаев сыграл большую роль в жизни Пьера. Он научил Пьера смиряться, видеть во всем хорошее и терпеть муки и лишения, которых в плену очень много. После плена у Пьера изменился взгляд на мир. Впоследствии Пьер занял место своего лучшего друга князя Андрея в жизни Наташи Ростовой.Князь Андрей - самый любимый мой герой. В романе князь Андрей занимает не меньшее место, чем Пьер. У князя Андрея есть множество своих "плюсов", но чего-то в жизни ему не хватало. Он умеет любить Родину и очень достойно ведет себя на войне. Насколько битва при Аустерлице была не нужна и невыгодна для России, настолько князь Андрей занимал в ней ненужное место. Он был адъютантом. Я считаю, что хороший рядовой солдат нужнее на войне, чем адъютант. А при Бородине было все наоборот. Князь Андрей был полковым командиром. Когда князя Андрея ранило, он подумал: "Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...". Этого "люблю" ему не хватало всю жизнь. Без него он не мог умереть. В князе Андрее была борьба жизни и смерти. Когда он увидел рядом Анатоля, без ноги, он полюбил его. Он был весь наполнен любовью ко всему миру. Он не перестал любить Наташу. Князь Андрей получил удовлетворение в жизни только тогда, когда он увидел Наташу и почувствовал ее любовь к себе. Он впустил в себя любовь, которой ему всю жизнь не хватало.

Билет  17


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 661; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!