Путь исканий Пьера Безухова (по роману «Война и мир»)



Высшие духовные нравственные ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с миром, — вот что утверждает русская классическая литература XIX века. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой на примере Пьера Безухова показывает человека, который ищет истину и делает это не умом, а сердцем. На мой взгляд, писатель не случайно обращается в своем произведении к 1812 году. События этого времени сказались на людях разных сословий, заставили их по-новому осмыслить жизнь, понять, что в ней является самым ценным и дорогим. То есть сама героическая эпоха 1812 года помогает человеку прийти к полному согласию с жизнью, найти ее смысл.
Пьер Безухов — один из самых любимых и дорогих Толстому героев. Писатель показывает его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Толстой прослеживает, как меняется характер Пьера Безухова, формирует мировоззрение передового человека эпохи — декабриста. Но жизненный путь Пьера, полный открытий и разочарований, это не типичный путь декабриста, а только особая, толстовская версия этого пути.
В начале романа перед нами предстает толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой.
Сначала Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то “произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...” Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки. Мне кажется, что одной из таких ошибок была его женитьба на Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на счастье. Он осознает, что настоящей семьи у него нет. В Пьере растет недовольство самим собой. Он расходится с женой, отдает ей значительную долю своего состояния, после чего стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни.
Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, задает себе нелегкие вопросы: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я...” Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает “переродить порочный род человеческий”. В учении масонов Пьера привлекают идеи “равенства, братства и любви”, оно дает герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, а высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Поэтому Пьер Безухов начинает поиски возможностей для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело.
Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Он сочувствует им и заботится о том, чтобы наказания были только увещательными, а не телесными, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой, а в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы. Ему кажется, что он нашел наконец цель и смысл жизни: “И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни”. Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях. Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его “братьями”, и к тому же Пьер видит, что и в среде масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами и к тому, что он попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния.
“К чему? Зачем? Что такое творится на свете?” — эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта не прекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, как Андрей Болконский, желая разделить судьбу страны, выразить свою любовь к отечеству, Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Он формирует на свои средства полк, берет его на обеспечение, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. И именно здесь мы видим, как раскрывается в полной мере доброта Пьера. Он не может видеть многочисленные человеческие драмы, оставаясь при этом пассивным свидетелем, и поэтому, не думая о собственной безопасности, защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах чинят насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Все эти жуткие и тягостные впечатления еще больше усугубляются обстановкой плена, где происходит крушение веры Пьера в справедливое устройство мира, в человека и Бога.
Но в убогом бараке происходит его встреча с Платоном Каратаевым, которая сблизила героя с простыми людьми. Этот солдат заставляет Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро, любовь, справедливость. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”, он “...узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом,
в удовлетворении естественных человеческих потребностей...” Пьер Безухов всегда искал ответ на вопрос: “В чем смысл жизни?” “Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его”. Герой закономерно приходит к идеям декабристов, вступает в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека.
В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.
Проблемы, поднятые Толстым в романе “Война и мир”, имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам Горького, — “документальное изложение всех исканий, которые предприняла в XIX веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело...”

Билет 19

"Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир" повествует о славных событиях прошлого, воссоздавая типичные черты эпохи начала XIX века. В центре изображения находится Отечественная война 1812 года, которая объединила население России в едином патриотическом порыве, заставила людей очиститься от всего наносного и случайного и со всей отчетливостью и остротой осознать вечные человеческие ценности. Отечественная война 1812 года помогла Андрею Болконскому и Пьеру Безухову обрести утраченный смысл жизни, забыть о своих личных проблемах и переживаниях. Кризисная обстановка в стране, вызванная стремительным продвижением наполеоновских войск в глубь России, выявила в людях их лучшие качества, дала возможность пристальнее всмотреться в того мужика, который прежде воспринимался дворянами лишь как обязательный атрибут помещичьей усадьбы, уделом которого был тяжелый крестьянский труд. Теперь, когда над Россией нависла серьезная угроза порабощения, мужики, одетые в солдатские шинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе с "господами" мужественно и стойко защищали родину от могущественного врага. Командуя полком, Андрей Болконский впервые увидел в крепостных рабах героев-патриотов, готовых на смерть ради спасения отечества. В этих главных человеческих ценностях, в духе "простоты, добра и правды" видит Толстой "мысль народную", которая составляет душу романа и основной его смысл. Именно она объединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью — борьбой за свободу отечества. Поэтому я думаю, что под словом "народ" Толстой понимал все патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Конечно, любовь к отечеству, готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом. Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощным противником. Их чувство любви к Родине не допускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к Родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения "одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера", широкий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. "Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться", — сказал он смеясь". Но солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб вскоре после этого короткого диалога, как десятки тысяч других, но не сдался и не отступил. Однако патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию. "Карпы и Власы" не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск просил солдат бесплатно забирать его товар, так как если "решилась Расея", он сам все сожжет. Так же поступали жители Москвы и Смоленска, сжигая свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. Пьер Безухов вкладывает огромные средства в формирование полка, который берет на свое обеспечение, а сам остается в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию. Огромную роль в окончательном уничтожении врага сыграло крестьянство, которое организовывало партизанские отряды, бесстрашно истребляющие наполеоновскую армию в тылу. Наиболее ярким и запоминающимся является образ Тихона Щербатого, который выделяется в отряде Денисова своей необычной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с "миродерами" в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде. Сосредоточив в этом герое типичные черты русского народного характера. Толстой показывает в романе и иной тип мужика в образе Платона Каратаева, с которым встретился Пьер Безухов во французском плену. Чем же поразил Пьера этот неприметный кругленький мужичок, сумевший возвратить ему веру в людей, добро, любовь, справедливость? Наверное, своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма. Эти качества резко контрастировали с высокомерием, эгоизмом и карьеризмом высшего петербургского света. Платон Каратаев так и остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, "олицетворением всего русского, доброго и круглого". Мы видим, что Толстой, рисуя контрастные образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, сосредоточил в каждом из них основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Там есть эпизод, когда человек двадцать худых, истомленных сапожников, которых обманул мастер, не спешат покинуть Москву. Откликнувшись на призывы графа Растопчина, они хотят записаться в московское ополчение, чтобы защищать древнюю столицу. Истинному чувству любви к родине противопоставлен показной, фальшивый патриотизм Растопчина, который вместо выполнения возложенной на него обязанности — вывезти из Москвы все ценное — волновал народ раздачей оружия и афишами, так как ему нравилась "красивая роль руководителя народного чувства". В то время, когда решалась судьба России, этот лжепатриот мечтал лишь о "героическом эффекте". Когда огромное количество людей жертвовало своей жизнью ради спасения родины, петербургская знать желала для себя только одного: выгод и удовольствий. Все эти люди "ловили рубли, кресты, чины", используя для своих корыстных целей даже такое бедствие, как война. Яркий тип карьериста дан в образе Бориса Друбецкого, который умело и ловко использовал связи, искреннюю доброжелательность людей, притворяясь патриотом, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Проблема истинного и ложного патриотизма, поставленная писателем, позволяет широко и всесторонне нарисовать картину военных будней, выразить свое отношение к войне. Агрессивная, захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому, но, с точки зрения народа, она была справедливой, освободительной. Взгляды писателя раскрываются и в реалистических картинах, рисующих кровь, смерть, страдания, и в контрастном сопоставлении вечной гармонии природы с безумием убивающих друг друга людей. Толстой нередко вкладывает в уста своих любимых героев собственные мысли о войне. Андрей Болконский ненавидит ее, так как понимает, что ее основная цель — убийство, которое сопровождается изменой, воровством, грабежами, пьянством, то есть война обнажает в людях их самые низменные инстинкты. Пьер во время Бородинского сражения с ужасом осознает, что многие из тех людей, которые с удивлением смотрят на его шляпу, обречены на раны и смерть. Таким образом, роман Толстого утверждает античеловеческую сущность войны, когда гибель десятков тысяч людей становится результатом честолюбивых замыслов одного человека. Значит, мы видим здесь соединение гуманистических взглядов писателя с мыслью о национальном достоинстве русского народа, его мощи, силе, нравственной красоте.

Билет 21


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!