Особенности структуры сложных предложений с точки зрения стилистики.



В самом общем виде сложное предложение представляет мысль, действительность, ситуацию как единое целое, части которого тесно взаимосвязаны, объединены интонацией, смыслом, союзами и не выделяются как самостоятельные содержательные отрезки. Именно такова общая мотивация употребления сложных предложений.

Полностью стилистические ресурсы сложного предложения раскрываются, реализуются в тексте в зависимости от функционального стиля, жанра, индивидуальной манеры пишущего и других факторов. Разумеется, важную роль играет и тип сложного предложения — сложноподчиненное, сложносочиненное или бессоюзное. Каждый тип сложного предложения обладает стилистической спецификой и по-разному представлен в функциональных стилях.

 

Так, сложноподчиненное предложение благодаря богатой союзной связи позволяет выразить многообразные отношения между частями — временные, причинно-следственные, условные и др. Поэтому сложноподчиненные предложения в наибольшей степени свойственны научной речи, а также официально-деловой.

Стилистическая специфика сложносочиненного предложения заключается в том, что это структура более свободная, чем сложноподчиненное предложение.

Во многих сложносочиненных предложениях с союзом «и» выражаются временные отношения — одновременность или последовательность действий. Такие предложения широко употребляются в языке художественной литературы — в описаниях, характеристиках, изображениях картин природы.

Соединяя, как правило, равноправные в смысловом отношении части, сложносочиненные предложения выражают не только временные, но и сопоставительные отношения — Труд человека кормит, а лень портит; присоединительные — Ты скучаешь, не находишь себе места, а скука и праздность заразительны (А. П. Чехов) и др.

Возможность выражать эти отношения и определяет сферы использования сложносочиненных предложений. Они употребительны во всех функциональных стилях, но особенно характерны для языка художественной литературы, публицистики, где выражаемые сложносочиненными предложениями отношения (сопоставление, противопоставление, последовательность действий, явлений при описании и повествовании) весьма актуальны.

Вообще следует заметить, что синтаксическая форма сложного предложения не закреплена жестко за тем или иным функциональным стилем. Поэтому в принципе можно говорить лишь о преимущественном употреблении того или иного типа сложного предложения в том или ином функциональном стиле (или стилях).

Среди типов сложного предложения бессоюзное предложение выделяется тем, что характеризует прежде всего разговорную речь. Отсутствие четких логических связей между частями бессоюзного предложения возмещается в разговорной речи жестом, мимикой, интонацией.

К числу особенностей бессоюзных сложных предложений, которые проявляются исключительно в разговорной речи, относится связь свободного соединения — связь, при которой одна из предикативных конструкций (свободная) произносится по сравнению с другой (основной) в убыстренном темпе и может занимать по отношению к основной предикативной конструкции разные позиции, причем наиболее характерна для свободной конструкции интерпозиция: Никуда — я плохо себя чувствую — не поеду, Я — жара начнется — на дачу уеду.

Помимо разговорной речи бессоюзные сложные предложения представлены в тех сферах, которые ориентируются на разговорную речь. К ним относятся язык художественной литературы, публицистический стиль, в котором часто ставится цель передать интонацию живой речи.

В языке художественной литературы можно выделить по меньшей мере три области использования бессоюзных сложных предложений: речь персонажей, авторское повествование и поэтические тексты.

Речь персонажей никогда не соответствует полностью подлинной спонтанной устной речи. Писатель не фотографирует последнюю, но трансформирует ее, стремясь наиболее точно передать характер, атмосферу разговорной речи.

Бессоюзные сложные предложения широко представлены и в публицистике. Для последней характерны прежде всего бессоюзные сложные предложения с различными смысловыми отношениями, в которых часто используется оценочный компонент, например: «В одном сходились все — преподаватель не имел права ни юридического, ни морального передавать управление несовершеннолетнему и необученному».


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 834; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!