Использование устаревших слов в стилистических целях.



К устаревшей лексике относятся историзмы и архаизмы.

Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия, например: кольчуга, барщина, конка; совр. субботник, воскресник; соцсоревнование, Политбюро. Эти слова вышли из употребления вместе с обозначаемыми ими предметами, понятиями и перешли в пассивную лексику: мы их знаем, но не употребляем а своей повседневной речи. Историзмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Архаизмы – это устаревшие названия существующих и в современности явлений и понятий, для обозначения которых возникли другие, современные названия.

Существует несколько видов архаизмов:

1) слово может устареть целиком и полностью выйти из употребления: ланиты – ‘щеки’, выя – ‘шея’, десница – ‘правая рука’, шуйца – ‘левая рука’, дабы – ‘чтобы’, пагуба – ‘погибель’;

2) у слова может устареть одно из значений, в то время как остальные продолжают использоваться в современном языке: живот – ‘жизнь’, вор – ‘государственный преступник’ (Лжедмитрия II называли «Тушинский вор»); у слова давать в течение последних 10 лет исчезло значение ‘продавать’, а у слова выбросить – значение ‘пустить в продажу’;

3) в слове могут измениться 1-2 звука и / или место ударения: нумер – номер, библио́тека – библиотека, зерцало – зеркало, снурок – шнурок;

4) устаревшее слово может отличаться от современных приставкой и / или суффиксом (дружество – дружба, ресторация – ресторан, рыбарь – рыбак);

5) у слова могут измениться отдельные грамматические формы (ср.: название поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» – современная форма цыгане) или принадлежность этого слова к определенному грамматическому классу (слова рояль, зала употреблялись как существительные женского рода, а в современном русском языке это слова мужского рода).

Устаревание слов – это процесс, и разные слова могут находиться на разных его стадиях. Слова, которые еще не вышли из активного употребления, но уже употребляются реже, чем раньше, называются устаревающими (ваучер).

Функции устаревших слов разнообразны. Во-первых, они могут употребляться непосредственно для называния, обозначения соответствующих предметов, явлений. Таким образом устаревшие слова употребляются, например, в научно-исторических трудах. В художественных произведениях на исторические темы эта лексика используется не только для обозначения вышедших из употребления реалий, устаревших понятий, но и для создания определенного колорита эпохи. Устаревшие слова могут использоваться в художественном тексте для указания на время, в которое происходит действие. Устаревшие слова (преимущественно архаизмы) могут выполнять и собственно стилистические функции – использоваться для создания торжественности текста.

Стилистика текста. Типы связи предложений в тексте. Единицы текста

Одно из направлений стилистики. Предмет изучения: целый текст. Изучает закономерности организации текста как речевого произведения в зависимости от целей, задачей общения, содержания и функционально-стилевой принадлежности.

Основы стилистики текста были заложены в работе Виноградова, Ларина, Винокура, Бахтина.

В качестве особого направления оформились лишь в последнее десятилетие.. связана с развитием лингвистики текста.

Лингвистика текста изучает структуру текста и текстуальные единицы (занимается грамматикой текста). Стилистика текста изучает стилистическую значимость языковой единицы в конкретном тексте или типе текстов, роль этих единиц в создании стилевой специфике текста, выражение его содержания, таким образом, функциональный аспект предполагает единство формы и содержания.

Один из разделов функциональной стилистики.

Еще одной особенностью текста является его связность, основу которой составляет коммуникативная преемственность предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. Образующиеся при этом тематические цепочки могут быть представлены несколькими моделями:

1. Наиболее распространенной является модель, в которой используется последовательный, или цепной, способ связи предложений.

Например:

Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

2. Вторая модель представляет собой цепочку предложений со сквозной темой и параллельным способом связи.

Например: Пригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление оставляет он далее в пасмурные дни. Это прекрасное место является любимым для семейных праздников и дружеских бесед. (К.Паустовский)

3. Третий тип модели также формируется на базе параллельного способа соединения предложений, только в отличие от второго в нем отсутствует сквозная тема; связь между предложениями осуществляется через общую коммуникативную задачу и ту воображаемую картину действительности. Которую они вместе рисуют. (Ассоциативная (смысловая))

Например: За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые сосульки. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко. (А.Гайдар)

Текст складывается из отдельных, связанных между собой частей. Эти части и являются единицами текста.
Так как текст представляет собой одновременно и синтаксическое, и композиционно-стилистическое единство, то принято различать два типа его членения. На композиционно-стилистическом уровне выделяется абзац, глава и т. д. (то есть графически выделенные части). На синтаксическом уровне одной из основных единиц членения текста является сложное синтаксическое целое (или, в иной терминологии, сверхфразовое единство).
Сложное синтаксическое целое — это единица монологической речи, состоящая из двух или нескольких предложений, раскрывающих одну микротему, объединённых по смыслу и структурно, но не выделенная графически.
Сложное синтаксическое целое не следует отождествлять с абзацем, хотя границы их часто совпадают.
Абзац — это отступ в начале строки (красная строка) и отрезок письменной речи от одной красной строки до другой.
Абзац оформляет начало новой мысли и в то же время сигнализирует об окончании предшествующей. Он используется для отделения друг от друга на письме реплик диалога или композиционно-смысловых отрезков монологического текста.
Деление на абзацы проясняет композицию текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудновоспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.
Соотношение абзаца и сложного синтаксического целого может быть следующим: 1) абзац = сложному синтаксическому целому; 2) абзац состоит из двух или более сложных синтаксических целых; 3) границы абзаца и сложного синтаксического целого не совпадают.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1847; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!