Основные гипотезы и факторы антропогенеза.



Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.

Важнейшими этапами антропогенеза, отделившими человека от других гоминид и выделившими его из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня и появление языка. Позднее люди использовали каменные орудия, всё более искусно изготовленные

Гипотезы антропогенеза

1.Эволюционная теория (научная теория)

Согласно данной теории, имели место следующие основные стадии эволюции человека:

· Периоды последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек и др.); Способность и стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие стадных отношений. Двуногая походка и выпрямленное положение тела. Использование палок, камней и т.д.

· Существование древнейших людей: питекантропа (древнейшего человека, или протерантропа или архантропа); Архантропы уже умели пользоваться огнем, тем самым встав на ступеньку выше своих предшественников.

· Стадия палеоантропа, то есть древнего человека (неандертальцы и др.). Более совершенны как по технике обработки и использованию орудий, так и по разнообразию их формы и тщательности обработки.

· Развитие современных людей (неоантропов). Неоантропы представлены многочисленными стоянками и поселениями, где находят кремневые и костяные орудия, остатки жилых сооружений. У них существовали и сложные обряды погребения, украшения, ими были созданы первые шедевры изобразительного искусства и т.д.

2.Теория творения (религиозная концепция)

Креациони́зм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

3.Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория)

Согласно этой маргинальной паранаучной теории, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

· скрещивание иномирян с предками людей;

· порождение человека разумного методами генной инженерии;

· создание первых людей гомункулярным способом;

· управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

· эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

 

Факторы антропогенеза

Биологические

· Борьба за существование

· Наследственная изменчивость

· Естественный отбор

Социальные

· Трудовая деятельность

· Мышление

· Речь

· Общественный образ жизни

 

Общество: понятие и структура.

Общество - продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.

 

Структура общества:

· экономическая

· социально-классовая

· политическая

 

Понятие личности. Социализация личности. Личность и масса.

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Социализация личности
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) Интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей
2) Способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
социальных ролей
3) Сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
1) Имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
2) Игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
3) Групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные и вторичные формы.

 

Личность и массы

Масса - это особый вид исторической общности людей. Человеческий коллектив превращается в массу, если его сплоченность достигается за счет игнорирования либо подавления своеобразия личности.

Основными чертами массы являются: неоднородность, стихийность, внушаемость, изменчивость, которые служат манипуляции со стороны лидера. Способность отдельных личностей к управлению массами приводит к упорядочению последней. В своем бессознательном стремлении к порядку масса избирает лидера, воплощающего собой ее идеалы. Поэтому личность человека, возглавляющего массы, как правило, харизматична, а убеждения, которых она придерживается, бывают утопичны. Благодаря лидеру масса обретает свою законченную форму, подчиненную реализации некой сверх идеи, сплотившей коллектив.

 

Первый философский проект массового общества, управляемого мудрецами-философами, излагается в диалоге Платона "Государство". В контексте критики платоновского идеального государства Аристотель предложил различать единство абсолютное (унисональное), нивелирующее личность, и относительное (симфоническое) единство, сохраняющее своеобразие личности таким образом, что разнообразные личные качества гармонически дополняют друг друга в обществе.

 

К числу важнейших атрибутов массы относится безликость, т.е. по определению масса исключает личностное начало, заменяя его коллективным. Поэтому личность, как правило, желает отделения для обретения индивидуальной аутентичности.

 

В истории философии самоценность  личность отмечалась в эпоху Возрождения,

мировоззренческой основой которой был антропоцентризм. Философия воспитывала идеал чести и достоинства у человека, благодаря чему он превращался в личность. С вступлением общества в эпоху капитализма, личностная ориентации уступила место групповой, коллективной. Личность рассматривалась как выражающая общие интересы индивидуальность. В настоящее время примат (первенствующая роль) личного над общественным (массовым) узаконен действующими правами человека.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1110;