Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт



Виды деятельности и творчество


Каждый вид деятельности предполагает наличие цели, владение средствами ее достижения, создание некоторого конкретного продукта, необходимого обще­ству. Творчество может быть внесено в любой вид деятельности. Однако внесение творчества в разные виды деятельности происходит по-разному. В некото­рых случаях сама деятельность блокирует проявления творчества, хотя сама же требует его.

Можно выделить три основных типа деятельности.

Первый тип — деятельность, которая может выпол­няться стандартно, но в нее по индивидуальной ини­циативе может вноситься творческое начало — изоб­ретение, совершенствование способа действия и т. п.

К этому типу относится вся система материально-технического производства, обеспечивающего людей продуктами и условиями, необходимыми для их суще­ствования. «Обслуживает» этот вид профессиональной деятельности научное и техническое творчество.

В этих видах творчества идет обычно длительный подготовительный и поисковый период, который закан­чивается изобретением или открытием, которое быва­ет, как правило, итоговым и неповторимым. Изобретен­ный велосипед только совершенствуют в деталях, а открытым Ньютоном законом всемирного тяготения пользуются в разных вариантах постоянно.

Такой итог является однократным творческим от­крытием или изобретением, не требующим повторения, а только тиражирования.

Второй тип — деятельность, которая требует по­стоянной готовности к поиску индивидуального «твор­ческого стиля», выполнения ее, поскольку нестандар­тные ситуации могут возникнуть неожиданно. Этот тип творчества, оперативный, необходимый педагогам, организаторам, полководцам, продуктом которого яв­ляется нахождение нового способа действия, непов­торимого и конкретного, требует постоянного напря­жения и готовности к поиску. Он требует контакта с постоянно меняющейся средой и виденья в ней всех переменных.

Выбор правильной стратегии действий в конк­ретной ситуации возможен с учетом всех перемен­ных, в том числе человеческих характеров. Особен­но это относится к педагогическому процессу, когда возникают нестандартные, критические ситуации. Например, студент, проходящий педагогическую практику, столкнулся с неожиданной для него про­блемой — ученик не хотел рисовать и сказал, что ему «лень» рисовать очередной натюрморт. Когда сту­дент предложил ему нарисовать свою «лень», тот с вдохновением принялся за работу и изобразил ее в виде змеи, опутывающей его ноги и руки и шепчущей на ухо «не работай».

Третий тип деятельности относится к разряду «творческих», которые предполагают обязательное внесение новизны в продукт деятельности. К числу таких относится художественно-творческая деятельность, которая на фоне других видов деятельности имеет свою специфику. Искусство всегда органичес­ки связано с индивидуальностью и личностью худож­ника. Произведения искусства не могут быть повторе­ны, как и любая индивидуальность, ни по содержанию, ни по форме и требуют нового в каждом произведе­нии, картине. Искусство, отражая конкретное и непов­торимое время, как бы фиксирует его навечно (по принципу «остановись, мгновенье, ты прекрасно!»). Для этого требуется постоянное углубленное позна­ние реальности, выработка потребности к познанию и совершенствованию.

 

Специфика художественно-творческой деятельности


Каждый вид профессиональной деятельности име­ет свои структурные особенности, связанные с режи­мом труда, направленностью труда, ролью индивиду­альных особенностей в его выполнении и социальным контролем за продуктом труда или стоящим за ним человеком.

Режим труда определяется либо природными ус­ловиями (труд крестьянина), либо условиями производ­ства, учреждения или другими внешними факторами и необходимостями. Режим творческого труда задается самим творцом.

Направленность труда во всех видах профессий имеет четкую и конкретную направленность и необхо­димость, отработанную в социуме. Творец должен сам определить свою направленность и необходимость.

Роль личностных особенностей в каждом виде про­фессиональной деятельности имеет акцентуацию на определенном качестве или группе качеств, необходи­мых для продуктивности деятельности. Они могут быть связаны с активационно-энергетическим блоком, эмоционально-регуляторным или информационно-интел­лектуальным блоком. В художественно-творческой де­ятельности все эти блоки имеют равную значимость.

Социальный контроль идет во всех видах деятельно­сти главным образом за продуктом. Никого не интересу­ет характер и интеллект поставщика товаров. Главное, чтобы был хороший продукт. По таким же критериям оцениваются и продукты творчества. Однако социальный контроль начинается за личностью художника, его жиз­нью и деятельностью только после того, как он создает нечто значительное. Это объясняется тем, что художе­ственное творчество как вид профессиональной деятельности имеет свои «ловушки» для своего осуществ­ления, по сравнению с другими видами деятельности и творчества.

Во-первых, по своей направленности и цели. Так, научно-техническое и оперативное творчество бази­руется на очевидной необходимости, а отсюда имеет достаточно определенный объект поиска и достиже­ния конкретной задачи, цели, легко проверяемой прак­тикой. Художественное творчество, направленное на

совершенствование духовного мира человека, не име­ет такой «очевидной» задачи.

Художнику требуется самостоятельный анализ духовных потребностей человека и выбор того содержания и формы подачи материала в каждом произве­дении, которые соответствуют конкретному времени и будущей необходимости в духовном развитии человека в стремительно меняющейся реальности под влияни­ем научно-технического прогресса.

Рождение идеи, замысла, выбора объекта изобра­жения — инициируются самим художником.

Во-вторых, продукт других видов творчества имеет конкретный и проверяемый результат. Произведения искусства, в том числе и все виды динамического, исполнительского творчества, конкретны лишь фор­мально. Результат их реального воздействия на умы и души людей трудно определить, поскольку в восприя­тие включается подсознание, роль которого очень ве­лика в формировании человеческой психики и может иметь «отсроченное воздействие» на нее. Достаточно вспомнить переоценку художественных произведений, «не принятых современниками» в силу укоренивших­ся традиций.

Такая неопределенность и целей, и значимости продукта требует индивидуального преодоления через подключение себя ко всеобщему, глубокой веры в свои способности познать и отразить необходимое для лю­дей «потребное будущее» в их духовном развитии.

В-третьих, индивидуальное творчество, не регла­ментированное временем и социальной поддержкой, как это бывает в других видах творчества, требует самоорганизации, нахождения индивидуального стиля деятельности, оптимальных условий для его пробуж­дения, в том числе путем выбора тем разной сложно­сти. Понимание себя, нахождение оптимальных усло­вий для пробуждения своего творческого потенциала приравнивается по значимости к врожденным задат­кам. Любое вмешательство в творческий процесс со сто­роны других людей вызывает «сопротивление навязан­ному стилю» и тормозит его.

Поэтому когда художник преодолевает все эти препятствия и в своих произведениях доносит до зри­теля новые мысли, своеобразное виденье реальности, проявляет высокий уровень исполнительского ма­стерства, все начинают интересоваться его биогра­фией, способом деятельности, его личностными ка­чествами.

 

Творчество как процесс


Процесс творчества проходит на разных уровнях по отношению к сознанию и имеет три фазы.

Уровни протекания творческого процесса.Едини­цей отсчета разных уровней протекания творчества является сознание как главный регулятор психических процессов и «инструмента» разума.

Творчество как процесс происходит на разных уровнях: бессознательном, подсознания, сознания и сверхсознания. Каждый из уровней имеет свою спе­цифику образования, механизмов протекания и харак­тера выдаваемых продуктов творчества. Высшим уров­нем развития творчества является взаимодействие между ними, когда «креативное поле» захватывает все участки мозга в момент возникновения.

Для управления процессом творчества и его раз­вития очень важно «подключить сознание», т. е. знать специфику каждого уровня.

Понятие бессознательного включает в себя сово­купность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Термин этот использу­ется для характеристики индивидуального и группо­вого поведения, действительные цели и последствия ко­торого не осознаются, и по своей функции может быть приравнен к инстинктам.

Бессознательное психическое базируется на глу­бинных законах жизни, этапах эволюционного процес­са и генетической памяти, в которой хранится пред­шествующий опыт. Например, в состоянии лунного гипнотизма у человека воспроизводится навык обезь­яны в прыжках с ветки на ветку. Все индивидуальное развитие (начиная с утробного) повторяет филогенез как поэтапное развитие человечества.

Хранение такого глубинного опыта лежит в осно­ве формирования многих навыков (в том числе к цирковому искусству), потребности в определенном фун­кционировании детей в период их созревания и разви­тия, пробуждения и потребностей в разных видах де­ятельности.

Кроме бессознательного психического, обусловлен­ного филогенетическим опытом человечества, существу­ет индивидуальное бессознательное влечение к опреде­ленным видам деятельности на основе природных задатков, в число которых входят и способности к ней.

Не меньшую роль играет опыт раннего детства, когда закладываются на уровне бессознательного основы эмоциональных, волевых и интеллектуальных качеств человека и идет активная адаптация к среде.

В структуру бессознательного входят нейро-физиологические задатки, особенности темперамента и специальные способности, которые являются наиболее «жесткими» образованиями и менее всего поддающи­еся изменениям. К ним относится контакт со средой и активационные, регуляторные и информационные бло­ки мозга. Именно они определяют потребности в опре­деленных формах деятельности.

Творчество на уровне подсознания, которое скла­дывается на основании индивидуального опыта и прижизненно сложившихся в мозгу психических конструктов, интегрирующих в себе неосознанный опыт раннего детства, сформированные навыки и по­требности, продиктованные природными задатками, усвоенными социальными нормами и характером взаимодействия со средой, прошедшим через созна­ние. Поэтому оно многолико. В нем интегрируются и адаптивные функции, и творческие. Подсознание со­здает стереотипы мышления, поведения, отношений, устойчивые характеристики личности, которые стан­дартно проявляются при определенных ситуациях. Вместе с тем оно очень «верит сознанию», считая, что если человек осознает себя «нетворческим», то под­сознание верит этому и блокирует творчество. Созна­ние и подсознание работают синхронно в состоянии бодрствования.

Другие качества показывает подсознание в сновидениях. Все дневные впечатления уравниваются по силе и значимости, к ним подключаются впечатления из памяти и все это творчески перерабатывается по принципу «что будет, если». Поэтому сны могут быть вещими, предсказывать будущие события. Как доказы­вают экспериментальные исследования, во сне проис­ходит доучивание, поиск выхода из критической ситу­ации, открытия закономерностей, над которыми думал человек, рождаются замыслы. Путь к творческому под­сознанию идет через сознание. Если сознание включа­ется в творческий поиск, то подсознание подключает­ся к нему. Как говорит К. Роджерс, перед подсознанием надо ставить четкие и ясные вопросы, на которые оно обязательно даст ответ.

Сознательная форма творчества имеет свой, особый инструмент — логические операции. Эти операции — анализа, синтеза, абстракции и обобщения, а также умо­заключения — направленные на познание реальности, приводят не только к открытию в ней новых закономер­ностей, но и к изобретению, к созданию некоторого нового продукта.

Для художественного творчества первая фаза яв­ляется продуктом осознанного познания реальности. Только через сознание можно увидеть в конкретном всеобщее, рассмотреть это конкретное с разных кате­гориальных позиций. Без логики, абстрактного позна­ния, выключения левого полушария, творчество худо­жественное становится бессмысленным, хаотичным.

Сверхсознание. В основе высших проявлений твор­чества лежит сверхсознание. Как пишет П.В.Симонов: «сверхсознание — неосознаваемые первоначальные этапы любого вида творчества, рождения гениальных догадок, внезапных озарений». Оно совмещает все уров­ни работы мозга до уровня интуиции, т. е. одномомент­ного познания целого и сущного. По мнению ученых, сверхсознание интегрирует в себе работу бессознатель­ного, подсознания, что позволяет сознанию подключить­ся к ноосфере как форме существования разума и по­лучать оттуда необходимую информацию. Именно этим объясняется одновременные изобретения и открытия, существовавшие и существующие в науке и технике, которые иногда называются именами сразу двух изоб­ретателей.

Неосознаваемые компоненты, базирующиеся на биологически детерминированной необходимости в творчестве, трансформируются в потребности в определенной форме деятельности, превращаются для че­ловека в осознанную цель, которая способствует вклю­чению сверхсознания.

 

Фазы творческого процесса


Творческий процесс имеет три, наиболее общие фазы: пусковую (побудительную и подготовительную), поиско­вую и исполнительную. Каждая из них имеет свою спе­цифику и по возникновению, и по процессу, и по продук­ту. Каждая фаза имеет свои показатели творчества.

Первая фаза пусковая, характеризуется интел­лектуальной инициативой или умением самостоятель­но видеть и ставить проблемы. В этой фазе, которая называется еще и подготовительной, проявляются ин­дивидуальная готовность к творчеству, развитость по­знавательных процессов, эмоциональная и рациональ­ная способность к контакту с миром, потребность в напряженной деятельности. Все требования данной фазы являются программой развития творческих спо­собностей, целевой матрицей этого процесса. Началом побуждения к построению программы являются внут­ренние и внешние факторы, в зависимости от которых протекает подготовительный процесс, продуктом которого является рождение идеи, замысла.

Вторая фаза поисковая, начинается с острого желания воплотить задуманное, протекает в поиске средств для его осуществления и кончается их нахож­дением, принятием решения относительно конкретных способов воплощения.

Третья фаза исполнительная, реализация заду­манного в действиях, контроле за промежуточными результатами и коррекции способов выполнения, кри­тической оценки продукта.

Первая фаза является наиболее сложной, по­скольку пусковым механизмом для нее всегда явля­ется либо виденье нового или мысленное открытие нового, необходимого, требующего преобразования, творческого поиска. Для этого требуется развитие познавательных и интеллектуальных процессов, особого контакта со средой, включения сознания в об­щий инновационный процесс, постоянно происходя­щий в природе и обществе. Первым объектом изучения является инициация, побудительные мотивы к возникновению творческого процесса.
Структура первой фазы

Природа побуждений к творчеству различна. В ос­нове побуждения к творчеству лежат и общебиологичес­кие, неосознаваемые законы жизни и неосознаваемые потребности в развитии у ребенка, и индивидуальные природные задатки, детерминированные и потребностью в напряженной деятельности, и способностью творческого типа к деятельности.

На фоне всех этих форм сознание играет особую роль.

Сознание является высшей формой побуждающей к преобразовательной, творческой деятельности и вместе с тем главной тормозящей его силой. Это оп­ределяется самой природой и функцией сознания в человеческой психике управления поведением во вза­имодействии со средой.

Существуют три главных типа взаимоотношения со средой.

«Сознание — это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей». Эти знания о мире че­ловек начинает получать, попадая в этот мир и сопри­касаясь с ним после рождения. Когда ребенок начина­ет узнавать окружающих его людей и «знает человек это или вещь», то, по мнению К.Юнга, он уже обладает сознанием.

Вся ориентировка в среде, адаптация к ней, бази­руется на сознании, т. е. знании свойств, функций предметов и явлений окружающего мира, которые получает человек из собственного опыта и опыта пред­шествующих поколений.

Сознание человека играет ведущую роль в адапта­ции к требованиям социальной среды, поскольку оно формируется в процессе совместной трудовой деятель­ности и с появлением речи. Этимологически слово трактуется и как совместное знание, которое позволя­ет находить «общий язык» между людьми и ставить общие цели.

Сознание лежит в основе самопознания, нахожде­ния своего места во всеобщем.

Сознание находится в беспрерывном взаимодей­ствии с внутренней или внешней средой и имеет свою «временную» характеристику — направленность и опору на прошлый опыт, анализ настоящего и прогно­зирование будущего.

В так называемом «обыденном сознании», в кругу привычной и мало варьируемой обстановки главная функция его сводится к опознанию объектов и явлений реальности. Такое опознание происходит мгновенно, поскольку оно базируется на репродукции хорошо ус­военных знаниях. Доминирующей является репродук­ция прошлого опыта.

В том случае, когда человек встречается с новым объектом или явлением, то в этом случае сознание включает все познавательные процессы и все анали­заторные системы. Всякая, особенно неожиданная, но­визна автоматически включает ориентировочную ре­акцию, при которой активируются все участки мозга, направленную на всестороннее исследование неиз­вестного. «Центром» сознания становится анализ на­стоящего, (конкретного предмета или явления), целью которого является оценка степени полезности или вредности объекта анализа.

Таким образом, первым естественным толчком для включения в творческий процесс через сознание явля­ется появление нового в окружающей среде, вызываю­щего эмоциональную реакцию удивления, любопытства, непонимания. Особенно это касается социальных пре­образований, смены одной общественной формации на Другую, которые затрагивают всех людей и требуют гло­бальной перестройки всех аспектов жизни начиная со сферы сознания, отказа от сложившихся в нем стерео­типов и ценностных ориентацией.

Возникающие при этом критические ситуации на разных уровнях, от индивидуальных до государствен­ных — не могут быть решены стандартным путем и тре­буют поиска новых способов их решения.

Такой поиск начинается тогда, когда человек осоз­нает и представляет себе потребное будущее, т. е. оп­тимальные условия, которые необходимы как для него, так и для реализации потенциальных возможностей и Удовлетворения потребностей каждого и общества в Целом. Творческое сознание всегда пашет нераспаханное поле. Главным инструментом в такой работе слу­жат знания фундаментальных законов существования жизни, развития психики, индивидуального и массо­вого сознания. Особенно это касается художественно­го осмысления реальности. Художник должен строить свои произведения на твердом и вечном фундаменте человеческой психики, который выдерживает все на­тиски исторических событий, идейных вождей, полко­водцев и средств массовой информации.

Если социальные перестройки порождают множе­ство проблем, требующих творчества, то в мирное («за­стойное») время отсутствие внешних перемен также является побудителем к творчеству.

Другим внешним побудителем к творчеству явля­ется четко поставленная перед человеком конкретная поисковая задача. Например, в технике — найти спо­соб перехвата ракет. В изобразительном искусстве — заказной портрет, иллюстрация, оформительские ра­боты, плакат, реклама и др. работы, имеющие точные адресаты.

Третьим побудителем является внутренне детерми­нированная потребность в творческой деятельности, которая определяется специальными способностями к творческого вида деятельности, а также потребностью в напряженной мыслительной работе и творческим сознанием.

В психологических исследованиях сознания выде­ляются три типа его формирования, по-разному сти­мулирующие творчество.

Первый тип — формирование сознания под пре­обладающим влиянием социальной среды. Такой тип сознания является преобладающим в человеческом обществе и называется «полезависимым» и нетворчес­ким. Однако если социальная среда ориентирует чело­века на творческий поиск, вынуждает к нему, то по­тенциальные созидательные возможности начинают актуализироваться в деятельности.

Второй тип — независим от среды, более близок к спонтанному творчеству. Однако формирование со­знания без учета социальных факторов приводит к пре­обладанию тенденции в творчестве к самоутвержде­нию, часто не совпадающему с основной функцией искусства — приобщения ко всеобщему.

Третий тип — взаимодействия и сотрудничества со средой, приобщения к инновационному процессу. Именно такое сознание было у великих творцов раз­ных эпох.

Продуктом подготовительной фазы является вхож­дение и виденье главных проблем конкретного време­ни, нахождение собственной темы и проблемы, кото­рую можно решать средствами искусства. Последнее является самым важным и сложным для художника.

Для диагностики творческих способностей суще­ствует специальный тест «Виденье проблем», направ­ленный на выявление чувствительности к социальным процессам, а также на понимание сущности проблем. (Проблемное мышление направлено не только на то, «что» надо решить, но и на то, «как» это можно сделать.) Испытуемым предлагается перечислить те проблемы, которые они видят разных областях, образовании, на­уке, искусстве, социальном строе и др.

При выполнении теста студенты перечисляли де­сятки проблем по каждой отрасли, «перепевая» пробле­мы, поднимаемые в средствах массовой информации. Когда же им предложили определить, какую из проблем они могли бы решить сами или присоединиться к ее ре­шению, они оказались в затруднении. Выяснилось, что молодые люди фиксируют в своем сознании лишь те проблемы, которые должны и могут решаться только на высшем уровне.

Умение видеть «свою проблему» базируется на твердой оценке своих собственных возможностей, а также на понимании главной направленности художе­ственной деятельности, которой занимается художник, и ее функции в социуме со времен возникновения. Для этого требуется широта и глубина мышления.
Поисковая фаза творчества

Включает в себя работу сознания, подсознания и сверхсознания.

Каждое из них выполняет свою функцию. Функция сознания — четкая постановка вопроса, ясная цель, идея, концепция, которые включают подсознание и сверхсоз­нание. Сознание видит необходимость, потребное буду­щее, главную цель задуманного, но сам поисковый про­цесс, направленный на то, чтобы отыскать лучший способ для воплощения идеи, должен проходить по за­конам работы подсознания и сверхсознания.

Для этого необходимо вывести в сознание те твор­ческие операции, которыми оперирует подсознание, и попытаться тренировать их на конкретном материале.

Первый объект конкретизация поиска. В чем, в каких новых формах подачи изобразительных средств можно передать замысел. Все основные компоненты языка изобразительного искусства — линия, форма, цвет, композиция — должны пропуститься в сознании через творческие операции, которыми пользуется под­сознание в сновидном мышлении.

Вторая особенность работы подсознания — это абсолютная смелость в соединении несоединимого, и всех других творческих операций с материалом, на которые не решается сознание, привыкшее к стереотипам и истинам в последней инстанции. Этой смело­сти и операциям должно учиться сознание во время поисковой фазы.

Третья особенность работы подсознания — урав­нивание по силе и значимости всех запечатленных объектов. Такое уравнивание помогает нарушать сте­реотипы сознания и «Нос» превращать в живой пер­сонаж.

Подсознание и его работу необходимо так же орга­низовывать, как и сознание, направленное на позна­ние реальности. При этом необходимо помнить, что подсознание обладает другим качеством — высокой лабильностью и свойством творчества. И эту гибкость и лабильность необходимо формировать у сознания в поисковой фазе, предлагая ему множество вариантов. Подсознание начинает «помогать сознанию», если со­знание включено само в творческий поиск. Вера в сознание, что «так надо» искать способ решения ка­кой-либо творческой задачи, автоматически подклю­чается к такому поиску, и в конце концов выдает под­сказку.

Сверхсознание как «магический синтез», как ин­теграция в новую целостную картину, проявляется в периоды «инсайта, озарения», может происходить вне­запно, даже во время принятия ванны, как у Архимеда.

Именно на совместном развитии сознания и подсознания — формируется сверхсознание как интуитивное и мгновенное включение творческого решения в любой вид деятельности.

Кроме того, в поисковой фазе очень хорошо тре­нируется взаимодействие правого и левого полушария.

Продуктом поисковой фазы является конкретное виденье воплощения замысла.
Исполнительная фаза творчества

Исполнительная фаза называется «автокоррекцион-ной». Именно на исполнительной фазе происходит фор­мирование основных компонентов творчества на уровне не только бессознательного, но и сознания, т. е. если художник не ставит перед собой новые конкретные дей­ственные задачи, направленные на совершенствование всех компонентов творческих способностей, начинается его превращение в ремесленника, репродуцирующего самого себя. Творческие способности формируются в деятельности, построенной по законам творчества.

Такая деятельность требует создания «творческо­го инструмента», соответствующего конкретному виду исполнения и создания творческого продукта. В изоб­разительном искусстве основным инструментом явля­ется рука. Создание «творческой руки» происходит в исполнительной фазе творчества.

«Творческая рука» не просто владеет набором авто­матизированных стандартных профессиональных навы­ков, а является «живым инструментом», обладающим гибкостью, вариативностью движений, выражающим самые тонкие эмоциональные состояния художника, точно так же как это делает на непроизвольном уровне мимика, пантомимика, мышечный тонус тела у каждого человека. Однако если в жизни возникают естествен­ные, биологически детерминированные и веками отра­ботанные эмоциональные двигательные реакции, то в художественно-творческой изобразительной деятельно­сти их необходимо отрабатывать, пропускать через со­знание, поскольку в этом случае должна образоваться новая, нестандартная связь между эмоциями и движе­нием. Достаточно вспомнить Ф.И.Шаляпина, который отводил много времени на отработку мимики и жестов.

В Вальдорфской педагогике при овладении изобра­зительной грамотой отводятся специальные занятия на осознанное построение в абстрактной форме эмоциональных состояний — нежности, тревоги, любви, из мягких пластических материалов и при линейных ритмических построениях на плоскости. При этом основное внимание уделяется не эмоциональным реакциям, а более длитель­ным состояниям, которые наиболее адекватны для пере­дачи образности в изобразительном искусстве.

Линейные построения в разных эмоциональных ритмах служат также для коррекции состояний и осо­бенностей самих учащихся. Так, инертных, мало под­вижных, заторможенных детей постоянно включают в рисование энергичных, разнообразных линий, а воз­будимых — наоборот, побуждают рисовать медленные и плавные.

Таким образом, сами руки, знакомясь с эмоциональ­ными ритмами и ощущая их, более легко и свободно включаются в замысел художника и помогают ему. Образуется, как и зрительно-двигательная, эмоциональ­но-двигательная координация, столь необходимая в творчестве.

Автоматически, в ходе овладения изобразительны­ми навыками, эта связь не образуется. Об этом свиде­тельствуют проведенные на пятом курсе ХГФ простые эксперименты. Студентов попросили написать одну и ту же фразу («Жизнь очень хороша») в разных эмоци­ональных состояниях так, чтобы в почерке прослежи­вался характер этого состояния — радости, тревоги, возмущения, безнадежности (которые, согласно данным криминалистики, в естественных условиях отражают­ся в почерке). С заданием справились единицы.

Затем было дано задание написать эту же фразу так, чтобы адресат понял, в каком состоянии писавший находится только по почерку, но не по содержанию сообщения в целях консперации. Когда в эксперимент был включен сознательный поиск, уже единицы не справились с заданием.

Подробнее о тренировке эмоционально-творческих рук будет сказано в разделе, посвященном методам развития творческих способностей.

Вторым компонентом преодоления профессиональ­ного шаблона в исполнительной фазе является умение свободно экспериментировать и импровизировать в процессе реализации замысла. Отсутствие такого уме­ния является часто тормозом в творчестве. Художник начинает «штамповать» в свойственной ему манере и жанре сходные образы и сюжеты с разными вариаци­ями в деталях. Художники в узком кругу называют такое явление «штукарством», которое лишь условно можно назвать творчеством.

Творчество всегда стимулируется новой задачей, требующей поиска, напряжения, перестройки сложив­шихся стереотипов. Это является своеобразной «под­питкой» творческой энергии.

Поэтому все выдающиеся художники разных эпох, особенно Ренессанса, инстинктивно стремились к ов­ладению всеми видами изобразительного искусства. В работах некоторых художников прослеживаются разные периоды в их творчестве.

Кроме того, тормозом для творчества является стрем­ление к выполнению одной какой-либо темы под заранее продуманной идеей, отраженной в названии. Например, Д.Корин, задумав полотно «Русь уходящая», не смог сра­зу найти композиционное решение данной темы с пси­хологической точки зрения только потому, что само на­звание предполагало либо единичное воплощение ее в образах, что и сделал автор, либо поиски некоторого композиционного центра («Явление Христа народу») или события, объединяющего людей («Гибель Помпеи»). Вме­сте с тем, поставив перед собой задачу показать не толь­ко «кто» ухолит, но и «куда» и «как», художник, несом­ненно, не оставил бы пустое натянутое полотно в своей мастерской. Поиск метафорических, аллегорических, символических решений, несомненно, подсказал худож­нику единственно правильное творческое решение темы.

Третий объект совершенствования — формирова­ние чувства зрителя и постоянного контакта с ним в процессе исполнения. Это чувство складывается из понимания функции искусства, направленного на ду­ховное совершенствование человека, внутреннего чув­ства долга художника выполнять эту функцию. Для этого необходимо понимание потребностей зрителя, желания помочь ему разобраться в хаосе социальных и житейских проблем, вывести его на более высокий и обобщенный уровень сознания, помочь понять красоту и радость бытия.

Для контакта со зрителем существует единственно верный путь — понимание того, что ты желаешь пробудить у зрителя, для чего ты создаешь конкретное произведение. Именно желание пробудить в человеке то или иное чувство, мысль является прекрасным сти­мулом для творчества. Важно не что рисует художник, а для чего. Опыты с рисованием печального дерева и дерева, которое должен пожалеть зритель, являются наглядным подтверждением этого.

Задача совершенствования зрителя — главное. Если художник проникся этой идеей, он невольно вник­нет в понятие совершенства, потребное будущее для человека.

Совершенствование общения со зрителем, читате­лем, ориентировка на него и коррекция для него. Уме­ние смотреть глазами другого человека в пределах всего человеческого рода. Воображать, творить, это и значит постоянно сообразовывать «свое» виденье дей­ствительности с «чужим».

Совершенствование потребителя искусства, пони­мание того, что необходимо актуализировать в его со­знании, отношении к себе и социуму. Любить зрителя, верить в его потенциальные возможности, вызывать эмпатическое виденье, любовь к миру и ближнему. Человека не надо переделывать и совершенствовать, как техническое устройство, в нем необходимо пробудить заложенные потенциальные человеческие качества.

Основным показателем отношения к зрителю явля­ется созданное произведение искусства или «продукт».

 

Творчество как продукт


Каждый вид творчества имеет свой конкретный продукт.

Критерии творчества в изобразительном искусст­ве особенно тонки и разнообразны. В них на равных участвуют знания конкретной специфики художе­ственного творчества, понимание законов общения со зрителем, стремление к совершенствованию личност­ных образований.

Условно все виды продуктов можно подразделить в соответствии с основной направленностью мысли­тельного творческого поиска: на познание скрытых закономерностей, нахождение способов лучшей адаптации к среде, создание новых материальных и духов­ных объектов.

Отсюда основными продуктами творчества явля­ются:

 


  • открытия на всех уровнях, от всеобщих закономер­ностей существования материи до открытия про­явления всеобщего в конкретном;

  • изобретения, направленные на совершенствование способов адаптации к среде как через орудия тру­да, так и посредством нахождения оптимальных способов организации деятельности, взаимодей­ствий между людьми, воздействий на них;

  • создание новой формы материи начиная с матери­алов, типа металлов, и кончая произведением ис­кусства.


Художественное произведение должно содержать все перечисленные «продукты творчества». Поэтому на каждом из них необходимо остановиться отдельно и более подробно рассмотреть их сущность.

Если проанализировать смысл открытий, сделан­ные человечеством, можно заметить, что почти все они связаны с установлением связи, взаимодействия, взаи­мозависимости явлений, отражающими их сущность. Открытие как продукт творчества касается некоторых скрытых от непосредственного наблюдения закономер­ностей. Например, взаимосвязь между появлением тем­ных облаков и дождем может увидеть каждый, а слия­ние водорода с кислородом в молекуле воды — продукт открытия ученых.

В изобразительном искусстве продуктом творческо­го открытия является установление связи конкретного со всеобщим. Таким «всеобщим» является близкое, понят­ное всем зрителям состояние объекта изображения, вы­зывающее множество ассоциаций о взаимодействии и взаимоотношениях между людьми. Например, картина «Башмак» Ван Гога, где изображен старый башмак, от­служивший свой век, вызывает аналогии с человеческой жизнью, отношением к ней в старости. Открытия таких связей между конкретным и всеобщим присутствуют практически во всех полотнах великих мастеров, не имеющих границ ни во времени, ни в пространстве.

Не менее важным является открытие связи между «невидимым и видимым» в произведениях искусства. Мы не можем видеть мысли, чувства, отношения меж­ду людьми, кроме как при помощи косвенных показа­телей мимики, жестов, веса тела, ритма движений, окружения и пр. Вместе с тем основное назначение ис­кусства именно в том, чтобы невидимое сделать види­мым, раскрыть глубинную сущность явлений через образную подачу.

Наиболее ярким примером тому служит «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, где поза, положение рук, мимика и сама пустыня передают всю гамму чувств героя перед распятием.

Таким открытием может быть и взаимоотношение цветовой гаммы для передачи настроений, и линейное построение для передачи сущности, и совмещение несовместимого. По существу, без открытия нового и репродукции банального и знакомого искусство теря­ет свою главную информационную функцию — образ­ного познания реальности.

Изобретение всегда связано с нахождением средств, помогающих совершенствованию способов адаптации к среде. К числу изобретений относятся все предметы, которые тиражируются для массового ис­пользования. Такими изобретениями являются орудия труда, облегчающие физическую и умственную рабо­ту, средства передвижения и коммуникации, средства, необходимые для самосохранения (сооружения жи­лищ, одежды и др.). Другим продуктом изобретений являются сами способы действий: организация учеб­ной и трудовой деятельности, нахождение способа решения проблемных задач, в том числе построения рисунка по законам академической грамоты. На фоне этих всеобщих законов, изобретенных кем-то и отра­ботанных в вековой практике, каждый художник сталкивается с необходимостью поиска способа передачи своих мыслей, чувств, отношений, которые, будучи новыми, не могут быть решены только старыми спо­собами.

В поиск средств включается весь язык изобрази­тельного искусства —линия, цвет, форма, композиция. При этом все должно просчитываться до миллиметров. Один из художников рассказывал, как во время вой­ны, в эвакуации, их попросили сделать копию с карти­ны С.А. Верещагина «Апофеоз войны». Холст оказался на несколько сантиметров выше необходимого разме­ра, и художники решили добавить на нем немного неба. Этих сантиметров оказалось достаточно, чтобы вместо апофеоза войны, задуманного автором, получилась «кучка черепов».

Создание конкретного продукта — всегда есть некоторая материализованная идея, например, создание холодильника является материализованной иде­ей прибора, способного хранить продукты в кварти­рах. Основным показателем реализации этой идеи является работа прибора, то есть выполняет он или нет задуманную функцию. И пока холодильник не выполняет своего предназначения, он не является «про­дуктом творчества», как и любой технический прибор. Такой же принцип, по большому счету, лежит в осно­ве создания произведения искусства. Показателем того, работает или нет продукт творчества, служит реакция зрителей, которую можно предугадать на ос­нове понимания потребностей зрителя, а также того, что ожидают они от художественного произведения.

Прежде всего зритель ориентирован на познание нового, индивидуального и неповторимого. И это новое и неповторимое, созданное много веков назад и даже хорошо знакомое, неизменно вызывает восторг и эсте­тическое переживание. Зритель не терпит шаблона, повторения и плагиата. Подражание кому-нибудь или просто копирование природы вызывает у зрителя не­гативную реакцию.

Как уже говорилось выше, жесткая и безусловная зависимость от среды порождает потребность в инди­видуальной свободе самовыражения и независимости у каждого человека. И реализацию этой потребности может играть искусство, которое «вольно или неволь­но поощряет в человеке его ощущение индивидуально­сти, уникальности, отдельности», если художник пока­зывает это в своих произведениях. Каждый человек стремится быть неповторимой индивидуальностью и на Уровне подсознания требует это от художников, кото­рые свободно и смело должны отражать свои идеи.

Как и в технике, художественные произведения являются воплощением «материализованных идей», наличие которых и является гарантом их индивидуаль­ной неповторимости. Материализация идеи происходит только в том случае, когда художник представляет ее неожиданно и точно. Отступление от привычного стандарта, слом привычного представления являются всегда неожидан­ными. Например, выполняя первое задание на творче­ство «Дом — дерево — человек», два студента из потока выполнили его творчески. В одном случае была на­рисована голова плачущей женщины, на которой был помещен замок с экзотическими деревьями как неко­торая неосуществимая мечта. Во втором случае был нарисован земной шар, на котором сидел большой человек и сажал маленькое дерево.

Оба компонента — неожиданность и точность — являются основой привлечения внимания, с одной сто­роны, а с другой — выполняют коммуникативную фун­кцию, лежат в основе образного мышления, доступно­го для зрителя. Образное мышление всегда базируется на метафоричности, символичности, аллегоричности, соединении обобщенности и конкретности, мысли и чувства. Содержание обогащается формой.

Через творчество человек достигает своего бессмер­тия, даже если он изобрел иголку, вилку, колесо, нарисо­вал первое изображение на скале. Продукты творчества человека становятся его «детьми», которые служат лю­дям в течение веков. Именно к этому стремится на нео­сознаваемом уровне каждый человек, ища смысл своей индивидуальной жизни, стремясь найти свое место во всеобщем. Таким же бессмертным является любое дея­ние, направленное на сохранение жизни. Поэтому встре­чаясь с произведением искусства, человек ощущает свою сопричастность к вечности, к бесконечной силе челове­ческих возможностей, к сохранению жизни.

Среди множества критериев оценки проявления творчества в искусстве можно отметить три главных:

 


  • отражение в конкретном всеобщего с новых, ин­дивидуальных, позиций;

  • передача мыслей и отношений к реальности в не­ожиданной и точной форме;

  • присутствие всех компонентов, соответствующих коренным духовным потребностям человека — в познании сущностных явлений, в гармонии с пре­красным миром, в пробуждении новых мыслей (со­творчестве).


Единицей отсчета индивидуального своеобразия является социально-типическое, которое формируется главным образом в процессе конкретной профессио­нальной деятельности. Социально-типическим для ху­дожника является его неповторимая индивидуальность.

Чтобы искусство выполняло свою главную функ­цию — помощи в совершенствовании духовного мира людей, художник должен сам стремиться к совершен­ству, начинать с формирования новообразований в себе, развивать в себе личностное качество креативно­сти, созидательности.

Для этого необходимо знать специфику продукта художественного творчества, которая заключается в равной вероятности его отрицательного и положитель­ного влияния.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 6122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!