Возникновение художественного отношения к миру



КОМПОНЕНТЫ И ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ
Творческое взаимодействие с миром имеет не только иерархическую содержательную, но и временную структуру, включающую ряд последовательных этапов: восприятие и переживание объектов действительности, их анализ и осмысление, манипуляцию и оперирование ними.
Последовательная и в то же время симультанная реализация этих этапов и составляет действенную основу творческого видения. Творческое видение конституируется структурированным потоком определенных мысленных усилий, сбрасывающих с мира плотную пелену обыденности, разрушающих мысленные шаблоны и стереотипы, дающих возможность видеть все богатство связей, голографическую глубину смыслов и подлинные сущности вещей.
Творческое восприятие действительности начинается с освобождения от традиционных представлений, стереотипов и фиксированностей, с возвращения в первозданное незнание, в "ничто", в тишину и начало мира. Безмолвие разума и чувств, отключение от внешних и внутренних импульсов создают условия свободного развертывания внутренних глубинно-творческих структур и проявления автохонной активности внешних объектов. Полное отречение от своего "Я", с его искажающими внутренними импульсами и грузом наличных знаний, рождает мир во всей его чистоте, свежести и первозданности и вызывает состояние озарения восторга и удивления перед богатством и разнообразием Мира. При этом с помощью направленных и систематических творческих усилий снижается порог ощущений и повышается их интенсивность, акцентируется и обостряется каждое из них, при отключении действия остальных, а также одномоментно активизируются все вместе, синтезируясь в яркий целостный образ. Творческая визуальная манипуляция с объектами позволяет рассматривать их с различных оптических точек зрения: снизу, сверху, изнутри, видеть в них новое, необычное, таинственное различать тонкости и детали, воспринимать гармонию и красоту, угадывать их будущее и идеальную сущность.
Творческое переживание. Восприятие действительности имманентно насыщено переживанием, наслаждением от игры красок, звуков и линий окружающего мира. Особым видом трансперсональных переживаний является слияние с объектами восприятия, вживание и погружение в них, интуитивное постижение их уникальной сущности. Полное, насыщенное пиковыми переживаниями, "растворение" в объекте закономерно сменяется когнитивным отстранением, бесстрастным созерцанием его структуры, гармонии и красоты. Отрешенность и дистанцированность от объекта активизирует и раскрепощает подсознательные процессы, ведет к разрушению стереотипов, спонтанному переструктурированию наличного опыта, к установлению новых связей, сближению отдельных, часто противоположных структур.
Творческий анализ. Если творческое восприятие начинается с избавления от фиксированностей и стереотипов, то творческий анализ и осмысление действительности - с сомнения, избавление от плена здравого смысла и отрицания наличных теоретических концепций. Важнейшим свойством творческого мышления является проницательность, способность проникнуть в сущность объекта, умение разложить его на признаки и выделить из них сильные, противоположные, а также скрытые, но полезные. Творческий анализ объектов окружающей действительности предполагает свободный переход к их над- и подсистемам, видение причин и следствий их проявления, развертывание временных структур и определение траекторий развития. Объемное, полифоническое видение объектов достигается путем генерации различных подходов к их исследованию, наложением разнообразных позиций, включающих точки зрения профессионала, дилетанта, гения, женщины, ребенка, объектов живой и неживой природы. Творческий анализ предполагает выявление всех противоречий системы, выделение и обострение главного, ключевого, определяющего истинную причину и линию ее развития.
Творческое осмысление объектов и явлений действительности предполагает понимание их основных тенденций развития, предвидение и прогнозирование их будущих состояний, мысленное конструирование их идеальных признаков, свойств и обстоятельств. Творческое осмысление объекта включает его ресакрализацию, принятие его безусловной ценности, понимание его как необходимого звена во Вселенской цепи событий, видение в нем сгустков человеческого духа, труда и эмоций, распознавание в нем структуры и сущности Абсолюта. Познание структуры и законов Вселенной, растворение своего "Я" в Высшем Разуме ведет к качественно новым трансперсональным переживаниям, к формированию космического, планетарного сознания, к выработке способности воспринимать пространственно-временные вибрации и энерго-информационные потоки из более высоких миров.
Творческая манипуляция. Творческое взаимодействие с миром включает не только отражение и познание его идеальной сущности и подчинение его основным законам, но и спонтанное и экспрессивное самораскрытие, стремление поиграть сущностями и формами мира, разорвать привычные связи, преодолеть причинность и время, ощутить его податливость и пластичность.
Творческое отношение к миру всегда предполагает игру, риск и юмор, обретение"сказочного всевластия", способности свободно манипулировать его объектами, идеями и законами. Творческая личность сознательно вносит в свое отношение к Миру интригу, тайну и парадоксы, насыщает его проблемностью, обостряет конфликты, наделяет объекты субъектностью и определяет правила игры. Она оживляет объекты, уcиляет и концентрирует их сущности, насыщает их признаками и свойствами идеала, включает их в необычные парадоксальные обстоятельства, свободно манипулирует с их свойствами, состоянием, формами и временем, разлагает их многочисленные признаки, создавая из них новые и полезные сочетания и узоры.
При этом стремление к творческой манипуляции с объектами окружающего мира основывается на осознании того, что реальная действительность уже имплицитно содержит в себе свое будущее, что в природе все уже существует, только в предельно увеличенном или уменьшенном, развернутом или свернутом во времени виде, что все уже связано со всем и только естественная эволюция или произвольное экспериментирование с реальностью позволяют пробуждать и создавать новые связи, сущности и формы.
Сложное, многостороннее и информативно насыщенное взаимодействие личности с миром сжимается, обобщается и структурируется с помощью специального метода, представляющего разворачивающийся алгоритм, который включает в себя ряд последовательных операций и направленных умственных усилий.

МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ДИАЛОГА С МИРОМ
Творческое восприятие
1. Очищение. Возвращение к Началу: остановить время, разорвать все связи, погрузиться в первозданное незнание, в "ничто", в тишину и пустоту мира.
2. Яркое, острое, чистое восприятие признаков объекта.
2.1. Звуки:
а). воспринимать только звуки, поглощать их, растворяться в них. Существуют только звуки и больше ничего;
б). выделять поочередно каждый звук, произвольно повышать его интенсивность;
в). слышать новые неизвестные шумы, тонкие вибрации космоса.
2.2. Краски (а, б, в):
а). воспринимать только краски;
б). выделять каждую краску и произвольно повышать ее интенсивность;
в). видеть мерцание красок Космоса.
2.3. Запахи (а,б,в). 2.4. Вкус (а,б,в). 2.5. Тактильные ощущения (а,б,в).
2.6. Формы (а,б,в). 2.7. Движение (а,б,в).
2.8. Воспринимать все признаки сразу.
а) синтезировать все ощущения, создать целостный полифонический образ б) Преодолеть границы между собой и миром, открыться его ритмам, чувствовать себя его нераздельной частью.
2.9. Удивление и восторг. Заново открыть мир, взглянуть на него как на незнакомый, новым и свежим взглядом. Видеть вещи такими как они есть.

3. Выделение и восприятие отдельных качеств объекта.
3.1. Видеть только новое.
3.2. Видеть только красивое и гармоничное.
3.3. Видеть тайну, загадку.
3.4. Видеть тонкости, детали, нюансы.
4 . Оптическая децентрация
4.1. Воспринимать объект:
а). сверху; б). снизу; в). сбоку; г). изнутри...
4.2. Восприятие объекта с позиции: а) маленького насекомого, б) огромной горы. с) любого другого объекта и субъекта
5. Временная децентрация:
а). видеть объект в прошлом и будущем;
б). видеть в объекте ростки будущего и следы прошлого.
6. Расширение видения
a). Видеть одновременно все существующие в комнате объекты, б) одновременно видеть все события происходящие в доме в данный момент, в) ... в городе, г) ... в вашей стране, д) ... на Земле , е) ... во Вселенной.
b). Видеть на застывшем развернутом экране рождение, кульминацию и окончание функционирования объекта.
Творческое эмоциональное переживание
1. Переживание игры красок, звуков и линий, наслаждение красотой и гармонией объекта.
2. Эмоциональная децентрация. Относиться к объекту:
а). с любовью; б). с ненавистью; в). с апатией; г). с иронией; д). со смехом;
е). с точки зрения вечности...
3. Идентификация с объектом, вживание в него, переживание своей связи с ним, интуитивное предчувствие и постижение его таинственности, уникальности и неповторимости.
4. Когнитивное самоотрстранение от объекта, целостное и одновременное восприятие связей объекта, его гармонии и симметрии.
5. Наслаждение от игры с объектом: манипуляция его качествами и восприятие его неожиданных проявлений.
6. Трансперсональное, пиковое переживание его изначальной, безусловной ценности.
Творческий анализ
1. Подвергнуть все сомнению. Критически взглянуть на очевидное. Открыться новому опыту, избавиться от стереотипов.
2. Определить сущность объекта.
2.1. Какую функцию он выполняет.
2.2. Какие его цепи и потребности.
2.3. Что он производит.
2.4. Представить объект максимально просто, отбросить все несущественное, второстепенное, оставить чистую функцию, выразить его сущность одним:
а). словом; б). символом; в). метафорой; г). формулой; д). схемой; е). рисунком;
ж). краской; и). звуком; к). запахом.
3. Разделить объект на признаки. Выделить:
а). существенные; б). противоположные; в). слабые, но полезные.
4. Определить структуру объекта.
4.1. Выделить содержательную структуру:
а). какая надсистема и ее цели; б). каковы подсистемы и их цели (определить как система преобразовывает материю, энергию, информацию);
в). какая антисистема и ее цель.
4.2. Определить временную структуру:
а). представить объект в прошлом, определить его цепи;
б). представить объект в будущем, определить его цели;
в). определить линию развития объекта, в какой точке траектории он находится.
5. Смысловая децентрация объекта.
5.1. Представить точку зрения на объект в философии, экономике, психологии, биологии, математике...
5.2. Наложить точки зрения на объект:
а). гения; б). профессионала; в). дилетанта; г). ребенка; д). женщины; е). животных;
ж). неодушевленных объектов.
5.3. Помещение объекта в парадоксальные, фантастические ситуации.
5.4. Содержательное "вращение" объекта с помощью различных списков вопросов.
6. Определить основные противоречия объекта:
а). между идеалом и реальностью;
б). между целями системы и надсистемы;
в). между целями системы и подсистемы;
г). между целями системы и антисистемы;
д). между целями подсистем;
е). между настоящим, прошлым и будущим системы;
ж). между наличием потенций и их использованием;
з). между противоположными признаками

Творческое осмысление
1. Видение идеальной сущности объекта, мысленное конструирование его Идеального образа и условий существования.
2. Ресакрализация объекта, принятие его безусловной ценности, распознавание в нем сгустка человеческого духа, труда и эмоций.
3. Понимание объекта как необходимого звена истории, ведение в нем отражения Абсолюта.

Творческое самовыражение. Свободное, глубокое и искреннее самовыражение, экспрессивное утверждение своей сущности, переживание уникальности своего существования, наслаждение свободой творить, преодолевать причинность и время, усиливать сущность объектов и приближать их к идеалу. Головокружительное осознание того, что "Все возможно" и "Все достижимо".
Описанный выше метод может служить как форма творческого самотренинга или медитации, где последовательность, значение и время реализации этапов может быть изменена в зависимости от условий и качественного характера взаимодействия. С помощью механизмов погружения, коагуляции и автоматизации его присвоены личности, консолидированной и превратилась в устойчивый личный состав творческой позиции личности.
В то же время этот метод является способом целостного творческого видения реальности, служит основой для выявления и определения ключевых противоречий объекта и представляет возможность создания различных методов решения конкретных жизненных проблем.

Худ.образ

Искусство - прежде всего, плод напряженного труда, результат творческого мышления, творческой фантазии, основанной только на опыте. Часто говорят, что художник мыслит образами. Образ - это отпечатанная в сознании реальная вещь или предмет. Художественный образ рождается в воображении художника. Художник нам раскрывает все жизненное содержание своего собственного видения. Образы рождаются только в голове, а произведения искусства есть уже воплощенные в материал художественные образы. Но для того чтобы они зародились, нужно мыслить художественно - образно, т.е. уметь оперировать впечатлениями жизни, которые ложились бы в ткань будущего произведения.
Воображение как психологический процесс позволяет представить результат труда до его начала, при этом не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируя человека в процессе его деятельности. В отличие от мышления, которое оперирует понятиями, воображение использует образы, и его основное назначение - преобразование образов, чтобы обеспечить создание новой, ранее не существовавшей ситуации или объекта, в нашем случае художественного произведения. Воображение включается в том случае, когда отсутствует необходимая полнота знаний и опередить сознанием результаты деятельности с помощью организованной системы понятий невозможно. Оперированиеобразами позволяет «перепрыгнуть» через какие-то не до конца ясные этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Значит, произведение - это воплощенная мечта. Воплощенное


чувство, переживание, в нем слились воедино жизненные наблюдения и творческая фантазия, образы действительности и образы искусства. Действительность, искренность - главная черта искусства, а искусство - свойство души человека. В искусстве, чтобы сказать что-то новое, нужно выстрадать это новое, пережить его умом, чувством, обладая, конечно, мастерством исполнения.
В каждом виде искусства художественный образ имеет свою структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражаемого в нем духовного содержания, а с другой - характером материала, в котором содержание это воплощается. Так, художественный образ в архитектуре статичен, а в литературе динамичен, в живописи изобразителен, а в музыке интонационен. В одних их жанрах образ предстает в образе человека, в других - выступает как образприроды, в третьих - вещи, в четвертых - соединяет представление человеческого действия и среды, в которой оно развертывается.

Художественный образ, так же как и искусство в целом, является сложнейшим и многогранным продуктом творческой деятельности человека. Сущность и черты художественного образа изучают и философы, и эстетики, и теоретики искусства, и художники. Изучают образ с точки зрения его идеологического, познавательного значения, и в этом состоит новое (научное) знание о жизни; изучают и с точки зрения чувственного познания во всем его многообразии, которое отражено в категориях эстетики и психологии художественного творчества.

Для того чтобы правильно понимать и глубже усваивать теоретические основы композиции, нужно знать сущность, основные черты, свойства, качества художественного образа.

Начать нужно прежде всего с сущности искусства вообще. Искусство — это специфическая область человеческой деятельности, через которую познается объективная реальность. Познание это осуществляется в специфической для искусства форме, в форме художественных образов.

Художественный образ — это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей.

«Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» — так определяет Л. И. Тимофеев образ в литературном творчестве. Но такое определение вполне подходит и для других искусств, в том числе и для изобразительного искусства. Если проанализировать это определение, то можно увидеть, что художественный образ характеризуется несколькими важными чертами или свойствами. Ими являются: 1) наличие индивидуального, характерного, 2) наличие общего, типического, 3) наличие эстетического отношения художника (писателя) к отображаемому, 4) наличие вымысла (работа творческого воображения) и художественного понимания, включающего в себя как наглядно-образное, так и абстрактно-теоретическое мышление, т. е. работу разума (рациональное в художественном образе). Очевидно, к этим важнейшим, основным чертам художественного образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как новизна, объективность и субъективность.

Степень проявления каждого из этих свойств в каждом отдельном образе различна. В одном образе сильнее выступает обобщение, в другом эстетическое, лирическое, в третьем они имеют одинаково важное значение. Раскроем кратко эти основные свойства художественного образа.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 924; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!