Особенности редактирования в издательской практике России 1860-х гг. Основные имена. Разработка принципов пропаганды научных знаний



Начало 60-х годов XIX века:

· освобождение крестьянства от крепостной зависимости,

· активизация в общественном движении нового класса - разночинцев,

· подъем национального самосознания.

Реформа 19 февраля 1861 года показала бесперспективность надежд на улучшение жизни простого народа.

Характерная черта издат. дела- попытки создания нелегальной печати в России: прокламации с требованиями изменения крестьянской реформы. Некоторые из них печатались в России. Но наладить полноценное нелегальное печатное дело в 60-е годы не удавалось.

Создатели подпольной печати в России, занимавшиеся еще и пропагандой, не могли обеспечить стабильной работы своих типографий. В этой области было мало профессиональных издателей и редакторов, и их продукция с точки зрения качества подготовки изданий была на невысоком уровне. Например, номер журнала «Земля и воля», напечатанный в подпольной типографии, не могли распространить из-за плохой печати и изобилия опечаток. Поэтому подпольные издания предпочитали печатать в профессиональных типографиях за границей.

В этот период несколько ослабела цензура легальной печати. В 1865 году был введен новый закон о печати. Этот закон освобождал журналы от предварительной цензуры, но всякий журнал мог быть закрыт после двух предупреждений. По сути, предварительная цензура возлагалась теперь на редактора и издателя, которые должны были предугадывать возможные замечания цензора.

Наблюдается резкое увеличение выпуска книг. Увеличивается массовая потребность в книге, и появляется постоянный спрос на определенные виды литературы: практические пособия, книги для широких кругов народного читателя. Именно в этот момент поток изданий резко дифференцируется. В нем обозначается продукция массового спроса и предназначенная узкому кругу читателей. Этот процесс связан с развитием редактирования. Редактор специализируется на подготовке к изданию произведений различных видов литературы.

Постепенно формировалась сеть издательств и редакций, определялись функции, задачи, обязанности редактора, работающего в издательстве или журнале. Разграничивалась ответственность за подготовку издания между редактором и корректором, происходит становление редакционно-издательского процесса.

В 60-е годы становление редакторской деятельности проходило под влиянием трех факторов:

  • ослабела цензура;
  • революционное движение общественной мысли сосредотачивается на двух задачах: подготовка революции и просвещение народа; в издательском потоке используются самые разнообразные типы и виды изданий, учитывающие интересы практически всех слоев населения;
  • существует как легальная, так и нелегальная печать.

В деятельности частных типографий постепенно вырабатываются основные организационные аспекты редакторской работы. Редактор становится основным организатором издания, определяет главные аспекты работы над произведением, формирования справочного аппарата иллюстрирования.

Редакторская подготовка книжных изданий

В пореформенный период в России наблюдается серьезный рост книжной продукции. Ведущее место среди изданий занимает учебная и религиозная литература, кроме того, издается легкая беллетристическая и серьезная социально-экономическая и естественнонаучная литература.

Среди имен издателей, осуществлявших легальное издание передовой литературы просветительского толка, И.П. Огрызко, типография которого была первой в ряду идейных демократических предприятий, издатели и владельцы типографий Н.Л. Тиблен, О.И. Бакст, Ф.С. Сущинский.

В 1862 году группой «землевольцев» во главе с А.Д. Путятой было создано «Общество по изданию дешевых книг для народа», которое смогло выпустить только одну книгу - «Сборник рассказов в прозе и стихах». Возможно, в его составлении участвовал Н.Г. Чернышевский.

В 60-е годы развивается просветительское книгоиздание, направленное на подъем культурного уровня народа. Вырабатываются критерии оценки содержания произведений литературы: отбирались преимущественно те произведения, которые развивали самосознание читателя, раскрывали тяжелую участь народа, будили в нем протест.

Можно сказать, что прогрессивное книгоиздание формировалось во многом под влиянием «Современника», его издателей и редакторов.

Книгоиздатель И.П. Огрызко выпустил труды крупнейших русских педагогов и специалистов в области народного образования того времени – Ушинского и Пирогова, - в которых развивались идеи демократизации и радикальной перестройки школьного обучения с учетом потребностей широких народных масс.

Издательская деятельность Некрасова этого периода представляет значительный интерес с точки зрения формирования массива изданий. После окончания Крымской войны Некрасов приступает к изданию сборников «Для легкого чтения». В них помещают произведения, опубликованные в «Современнике». Этот опыт взаимодействия журнального и книжного издания оказался весьма продуктивным, так как в серию входили те произведения, которые уже получили одобрение читателей.

В 1862-1863 годах выходила в свет серия «Красные книжки». В первом выпуске была опубликована поэма Некрасова «Коробейники», во втором - рассказ Аф. Погоцкого «Наум-Сорокодум» и стихотворения Некрасова «Забытая деревня», «Огородники», «Городская кляча», «Школьник». Отбор произведений показывает, что серия имела пропагандистское, агитационное значение. По существу, эта серия стала одним из шагов осуществления плана «Современника» легальной печатной пропаганды среди народных масс».

В 1867 году Тиблен начинает издавать периодические «Сборники произведений новых писателей». Задачу данного издания он видел в том, чтобы давать место всякому произведению живой мысли и честного, искреннего убеждения.

После 1863 года Бакст начинает издавать серию «Классические иностранные писатели в русском переводе». Кроме того, Бакст выпустил цикл естественнонаучных изданий (сочинения Фарадея, Гельмгольца, Шлейдена, Кетле и пр.), преследуя цель пропаганды материализма, которому демократы 60-70-х годов придавали огромное значение.

Активная книгоиздательская деятельность способствует развитию литературных жанров. Особенно привлекателен для массового читателя жанр биографии: серия «Новый Плутарх. Биографии знаменитых людей в истории» (с 1857).

Много сделала для просвещения еще одна типография демократической направленности - типография Ф.С. Сущинского. За 1864-1874 годы из этой типографии вышло более 120 названий книг. Среди них книги по естественным наукам, по вопросам просвещения, беллетристика, справочные издания, календари, библиографические указатели. В качестве редакторов и переводчиков книг, печатавшихся в этой типографии, выступали Д.И. Писарев, М.А. Антонович, П.Д. Баллод, М.К. Цебрикова, Н.Э. Сорокин и др.

60-70-е годы вошли в историю книгоиздания тем, что в это время активно формировались принципы пропаганды научных знаний, которые впоследствии были развиты и вошли в теорию редактирования научно-популярной литературы.

По наблюдениям теоретиков-демократов, работа популяризатора-публициста складывалась из двух компонентов:

  • переработка научных идей в социально-политические убеждения, адресованные современному читателю;
  • практическая оценка достижений науки. Причем наука воспринимается как духовное образование прежде всего.

В это время разворачивается деятельность по пропаганде научных знаний крупнейших русских ученых: Бутлерова, Менделеева, Сеченова.

Академический тип издания формировался постепенно и был характерен тем, что при подготовке использовались архивы писателей, а издание включало научно-справочный аппарат.

Некрасов на посту редактора журнала «Современник» последовательно разрабатывает критерии оценки материалов, на первое место выдвигая идеологическую сторону содержания. Крестьянский вопрос постепенно занимает основное место в журнале.

Отбор материалов: в совокупности они должны показывать общее направление издания. Можно сказать что опыт «Современника» данного периода показывает, за счет чего может редакция формировать общий облик издания.

В условиях жесткой цензуры «Современник» встретил реформу «проклятием молчания».

М.Е. Салтыков-Щедрин в качестве редактора впервые начинает работать в «Современнике» с конца 1862 года. Он был ближайшим помощником Некрасова, принимал участие в распределении материала, вел переписку с авторами, переговоры с цензурой.

В редакторской деятельности Салтыкова-Щедрина нашли отражение его политические и эстетические взгляды. Он пропагандирует революционно-демократическую программу, отстаивает материалистическую эстетики, разработанную Белинским, а затем развитую Чернышевским и Добролюбовым.

В 1866 году издание «Современника» было запрещено. В конце 1867 года Некрасов заключает договор с издателем журнала «Отечественные записки» А.А. Краевским и становится фактическим издателем и редактором журнала. Совместно с Некрасовым редактором журнала становятся его ближайшие сотрудники по «Современнику» - М.Е. Салтыков-Щедрин и Г.В. Елисеев.

С конца 1876 года Щедрин возглавляет редакцию «Отечественных записок» один, так как Некрасов тяжело заболел. После смерти Некрасова Щедрин руководит беллетристическим отделом, и демократическое направление было выражено в этом отделе яснее, чем в публицистическом.

Важное место в редакторской деятельности Щедрина занимали организационные аспекты.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 760; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!