Развитие редактирования отдельных видов литературы в советский период



(по Антоновой «Редактирование»)

Редакционно-издательский процесс в советское время (1917 – 1991 гг.) ставился под контроль государства: в январе 1918 года был создан Революционный трибунал печати, который имел право налагать на издателей штрафные санкции, вплоть до конфискации типографий; 29.12.1917 – декрет правительства о Государственном издательстве, в соответствии с которым издательства при Наркоматах и учреждениях выступали как органы гос-ой власти; положение о «Государственном издательстве», утвержденное ВЦИК 20 мая 1919 года. На Госиздат возлагались функции контроля над другими издательствами (тематическое планирование, финансирование) и др., распределение заказов на типографские работы и лимитов на бумагу, предоставлялось право ограничивать наркоматы и ведомства в части выпуска специальной литературы. В дальнейшем Госиздат превращается в мощную государственную книгоиздательскую систему, объединявшую более 50 местных отделений. Еще одним этапом формирования советской издательской системы было образование в 1924 году Центрального издательства народов СССР (Центроиздат), которое сыграло определенную роль в становлении и развитии национальных издательств. С т.з. гос-ой политики в сфере книгоиздания в первые годы Советской власти важными показателями, влияющими на редакционно-издательскую деятельность, стали: поставленные государством задачи приобщения нового массового читателя (рабочего и крестьянина) к образованию, воспитание у него потребности в книге, привлечение его через печатное слово к источникам духовной и материальной культуры и формирование определенного мировоззрения.

Редакторская подготовка изданий произведений отдельных видов лит-ры. Редак-е научной и научно-популярной лит-ры (С. И. Вавилов, А. Е. Ферсман, В. А. Обручев). Определялись принципы и методы подготовки изданий нехуд. лит-ры. Вавилов – ученый-физик, президент Академии Наук (АН) СССР, автор многих оригин. н. работ, > 150 н.-поп. книг и статей. Был гл. р-ром или членом редколлегий многих н. ж-лов («Успехи физических наук», «Журнал эксперим. и теорет. физики», «Вестник АН СССР», «Наука и жизнь»), гл. р-ром 11-го изд. Большой Сов. Энциклопедии. В изд-ве АН разработал и запустил н.-поп. серии «Классики науки», «Мемуары», «Литер. памятники», «Биографии», «Массовая серия». По инициативе В. было создано Всесоюзное общество по распространению полит. и н. знаний. Имел глубоко осмысленную стройную систему принципов и методов подготовки н. изд-я – от замысла и до отбора образных средств - стилист. фигур, лекс. находок. Обладал н. прогнозированием.

Ферсман - геохимик и минеролог, академик АН СССР, автор многих н. книг и статей («Занимательная минералогия», «Заним. геохимия», «Путешествие за камнем», «Рассказы о самоцветах», «Воспоминания о камне»). Редактировал ж-л «Природа». Ставил цель не развлечь, заинтересовать читателя, а заставить его задуматься, приобщиться к процессу миропознания. Поэтому, когда Ф. пишет о своих наблюдениях над изменением цвета природных минералов, то параллельно говорит и о н. экспериментах, цель к-х получить заданную окраску нек. ценных минералов.

Обручев – геолог и географ, иссл-ль Сибири, Центр. и Ср. Азии, автор ~ 150 н. книг и статей. Постоянный автор ж-ла «Природа». В 20-е годы выпускает несколько н.-худож. и н.-поп. приключенческих романов: «Плутоний», «Земля Санникова» (1926). Для ред. практики значение имел целый ряд приемов популяризации, к-е исп-л в своем творчестве О. Например, избрав преимущественно жанр путешествия, для развития сюжетной основы О. прибегает и к худож. вымыслу, и к легендам и мифам. К созданию н.-поп. книги относился как к очень сложному и ответственному труду. Напр., работа над «От Кяхты до Кульджи» (1940). После н. экспедиции О. написал короткое сообщение, через 7 лет опубликовал н. описание части исследованного района, через 20 лет создал обобщающий н. труд, и только через 46 лет родилась н.-поп. книга.

Редактирование детской лит-ры (С. Я. Маршак). Руководил редакцией детского отдела Ленгосиздата (1924-37), сотрудничал с период. изд-ми «Воробей, «Чиж», «Новый Робинзон», «Костер». Глубоко понимал эмоц.-псих. природу восприятия ребенком окр. мира, искал разделявших его позицию авторов. Умел привлечь авторов на свою сторону, раскрыть даже тех, кто не подозревал о своих талантах. Он привлек таких писателей, как К. А. Федин, М. М. Пришвин, А. Н. Толстой, М. М. Зощенко, Н. А. Заболоцкий, О. Э. Мандельштам. Его волновали вопросы о том, какой д.б. совр. сказка для детей младшего возраста, какие произв-я народного эпоса и нар. поэзии подойдут детской аудитории, какой д.б. структура справочного аппарата, чтобы заинтересовать детей. Умел проникнуть в замысел произв-я и оценить его. Требовал, чтобы каждое слово, деталь или фраза помогали раскрытию идеи, характеров героев. Боролся против безликого, отфильтрованного языка, говорил о чувстве меры в исп-и образных средств.

Редакторская подготовка художественных произведений в условиях «социального заказа»: К.М. Симонов, А.Т. Твардовский. Жесткая централиз. изд. ситема, полностью подконтрольная гос-ву, поэтому работали р-ры в условиях творч. несвободы, и чтобы говорить правду, требовалось иметь огромную силу воли и любовь к народу, для которого они творили.

Симонов был гл. р-ром ж-ла «Новый мир», редактировал «Лит. газету», был членом редсовета изд-ва «Сов. писатель». Осн. принцип отбора худ. произв-й по С. – подлинно худ. произв-е должно дойти до своего читателя. Как р-ру Симонову были чужды диктаторство и безапелляционность в оценке произв-я. Особенно ценны оценки военно-ист. прозы, данные С., т.к. он хорошо понимал проблему сохранения в произв-и ист. контекста. Выступал против «осовременивания» реалий, искажения лексики передаваемого времени, проповедовал принцип историзма. Большое значение придавал в произв-и на ист. тему н.-справ. аппарату издания, его роли в воссоздании ист. контекста, ист.правды, особенно комментарию, сам много работал над ним при подготовке собственных произв-й.

Твардовский - гл. р-р ж-ла «Новый мир», критик, литературовед. Среди его работ > 2000 ответов на письма, статьи и выступления, посвященные лит. мастерству Пушкина, Блока, Маршака и др. Умел увидеть талантливое произв-е, поддержать писателя. Так, на страницах «Нового мира» увидели свет повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», уникальные военные повести В. Быкова и др. произв-я, вызвавшие огромный общ. резонанс. Считал, что р-р – ч-к, обладаюший худ. чутьем, обостренным соц. зрением, своеобразным даром восприятия реальности. Несмотря на сложнейшую обстановку, сумел сохранить целостную систему подлинных лит.-худ. ценностей, к-е служили для него мерилом в ред. работе. А.Т. Твардовский значительно упрочил творческое начало редакционно-издательской деятельности, резче очертил ее гражданскую направленность, способствовал повышению ее социальной эффективности и профессионализма.

Выводы. Процесс развития редактирования в советский период носит конкретно-исторический характер. Он обусловлен действием целого ряда идеологических, социально-экономических, психологических факторов, действовавших на разных этапах жизни общества. В начальный период на нем в значительной мере сказываются классические традиции редакторской школы прошлого. В дальнейшем идет формирование жесткой централизованной книгоиздательской системы, полностью подконтрольной государству, распространившему свой диктат и на сферу духовной жизни. Несомненный ущерб редактированию принесли догматизм в понимании процессов творчества, слепое следование идеологическим догмам, искаженные, но одобренные «сверху» представления о социальных функциях литературы. Вместе с тем, в советский период получают достаточно широкое развитие такие функциональные виды литературы, как научная, научно-популярная, справочная, учебная, обогащается практика издания произведений детской и художественной литературы.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1043; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!