Элементы оформления иллюстрации.



Книжная иллюстрация. Понятие. Значение.

В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или наглядные изображения. Их назначение — помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным.

Существует много определений для искусства книжной графики, достаточно адекватное и распространенное – это разновидность искусства декоративной графики, воплощающая образы литературного произведения.

Иллюстрация - вид книжной графики, ее основа. Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, ее форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т.п. Термин «иллюстрация»; можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций.

Виды книжной иллюстрации.

Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на: - научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.); - художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации могут быть: - пояснительным изображением к тексту, дополняющим текст; - изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст. В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: - фронтиспис; - заставка; - полосная иллюстрация (во всю страницу); - полуполосная; - разворотная (на двух страницах); - оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом);

Научно-познавательные иллюстрации

ЧЕРТЕЖИ, ГРАФИКИ, СХЕМЫ

Художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики)

Графика - это рисунок, который может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных. Графику можно разделить на два вида : непосредственный рисунок и печатная графика. Особое значение имеет работа художника в книге. По месту, занимаемому в книге , иллюстрации делятся на разворотные ( которые помещаются на двух страницах ), полосные или страничные, полуполосные и мелкие, иллюстрации, окруженные с двух сторон текстом, называются оборочными. Работая над текстом, художник решает разные проблемы : композиционной организации, декоративности, эмоциональной выразительности, стилистического соответствия духу литературного произведения, изображаемой эпохе.

7. РИСУНОК ГРАВЮ́РА

8. Гравюра Приемы гравирования на поверхности специальной пластины с последующим печатанием рельефного или углубленного рисунка. Выгравированный рисунок. Оттиск с клише, изготовленного путем гравирования

9. ОФОРТ Офорт (от франц. eau-forte азотная кислота), вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

10. Литография Литография способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Литография явилась прообразом плоской печати .

11. КСИЛОГРАФИЯ КСИЛОГРАФИЯ -вид гравюры , получение изображения с плоской деревянной печатной формы .

12. Факсимиле ФАКСИМИЛЕ- точное воспроизведение рукописи, документа, подписи, изображения; клише, воспроизводящее такую подпись, изображение.

13. Иллюстрации полосные, полуполосные, оборонные и рисунки на полях Иллюстрации полосные, полуполосные на развороте, оборонные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т.д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые - изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

14. Фронтиспис (Франц. frontispice) - иллюстрация в книге, помещенная на левой стороне разворота титульного листа. В качестве фронтисписа помещают портрет автора книги или того человека, о ком рассказывается в ней; это может быть и рисунок, отражающий основное содержание произведения, и иллюстрация к узловому эпизоду повествования. Обычно фронтиспис печатается отдельно, на более плотной или мелованной бумаге, и приклеивается к первой тетради книжного блока .

15. Буквица Буквица-цветная, расписная заглавная буква с декором в виде растений, птиц и животных, а также сценами из жизни человечества и выполняющие функцию украшения рукописного или печатного издания, иллюстрирующая текст в начале книги, страницы с новой темой, или нового абзаца. Буквица происходит от слова «буква», что созвучно с английским слово Book . Буквицы были известны давно, ими разрисовывались страницы рукописных книг. Эти заглавные буквы употреблялись только в начале абзаца или, как говорится, "с красной строки", что означает с красивой строки. Эта большая прописная буква искусно, затейливо разрисованная и мастерски украшенная красками из порошка изумрудов и рубинов, приготовленных древними писарями, являлась произведением искусства и не повторялась. Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами. В настоящее время, термином "буквица" называют типографский прием, при котором первая буква абзаца выполняется большим размером, отличным (от основного текста) начертанием или украшением вязью и рисунками, цветом.

16. Инициал Инициал и буквица не совсем одно и тоже (и не произошло от иностранного слова ИНИЦИАЛ): - используемый в монограмме инициал « S » выгравирован на ложке - инициал, как первоначальная буква имени, ставится (пишется, гравируется, чеканится) в виде вензелей, а так же на сувенирах, личных вещах и отражает принадлежность вещи к какому-либо субъекту. Инициал, в основном пишется прописной или готической начальной буквой имени (фамилии). Инициал - укрупненная заглавная буква раздела в тексте рукописной или печатной книги. В рукописных книгах инициал богато расцвечивался сложными орнаментами, украшался изображениями человеческих фигур и животных, жанровыми сценками

17. Виньетка Виньетка - элемент книжного декора; небольшая орнаментальная или сюжетная композиция, которая предваряет или завершает текст.

18. Заставка Заставка - небольшая орнаментальная или изобразительная композиция, выделяющая и украшающая начало раздела в рукописной либо печатной книге. Обычно заставка находится вверху страницы и отделяется от текста белым полем. Считается, что заставка выполняет роль увертюры, подготавливающей читателя к активному восприятию литературного произведения.

19. Концовка КОНЦОВКА- графическая композиция, завершающая и украшающая книгу или отдельный ее раздел. Различают концовку - орнаментальную или изобразительную, сюжетно-тематическую, орнаментально-декоративную и символическую. Считается, что концовки должны быть выполнены в том же стиле, что и заставки. Концовка к «Сказке о Царе Салтане» А.С.Пушкина

20. Оформление заставок и концовок Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

21. Расположение иллюстраций в тексте Открыто — в верху или в низу полосы Закрыто, или вразрез полосы В оборку — иллюстрация «обобрана» строками текста . Некоторые наиболее распространенные способы заверстки иллюстраций.

Виды иллюстрации.

Иллюстрации различают по …

расположению в тексте:

Иллюстрации в книге могут быть расположены на суперобложке, обложке, переплете, форзаце, фронтисписе, шмуцтитуле, в виде заставок (перед началом текста) или буквиц (в начале глав, частей и т.д.), в любом месте текста, а также в виде концовки (в конце книги). Существует много способов верстки иллюстраций в тексте: распашные, полосные, полуполосные, под обрез, на полях, закрытые, глухие и др.

документальные

художественно-образные

декоративно-орнаментальные по способу исполнения: оригинальные (творческий рисунок, технический рисунок, чертеж, схема, диаграмма, фотография); заимствованные. по цвету: одноцветные (черно-белые штриховые и тоновые); многоцветные по способу воспроизводства: высокая плоская и глубокая печать, которая предваряет или завершает текст.

 

Элементы оформления иллюстрации.

В зависимости от размера и расположения в книге можно выделить следующие виды основных элементов:

К элементам внешнего оформления относятся:

1. суперобложка

2. обложка

3. переплет

4. футляр

5. форзац

К элементам внутреннего оформления относятся:

1. авантитул

2. фронтиспис

3. титул и контртитул

4. шмуцтитул и контршмуцтитул

5. начальные полосы

6. иллюстрация - заставка

7. полосная иллюстрация (занимает полностью страницу)

8. полуполосная иллюстрация (занимает часть страницы)

9. разворотная иллюстрация (занимает разворот)

10. оборочная иллюстрация (небольшой рисунок, окруженный текстом)

11. рисунки на полях

12. иллюстрация – концовка

Эти элементы располагаются внутри книжного блока и нумеруются. Для учащихся можно значительно сократить и упростить ознакомительную информацию (например, ознакомить их только с основными элементами – выд. курсивом) Учителю же необходимо подробно рассмотреть особенности всех элементов книжного оформления и четко представлять их назначение и художественное содержание, хотя бы краткое, например:

· Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от значимости иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание иллюстраций, расположенных внутри текста, обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают наиболее важные события произведения, а менее значимые отображают на маленьких оборочных иллюстрациях или изображают на книжных полях.

Можно так же выделить иллюстрации по характеру их связи с литературным текстом: повествовательные и метафорические.

1. Для решения композиционных задач оформления необходимо рассмотреть следующие средства композиции книги: симметрия и асимметрия, ритм, композиционные контрасты, формат, цвет и шрифт.

2. Кроме того, педагог должен объяснить учащемуся соответствие между стилем художественного решения книжного оформления и стилем литературного произведения: странно было бы увидеть в иллюстрациях к «Колобку» элементы кибертехники, или изобразить Алису Л.Кэррола в русском народном костюме. Смелые эксперименты могут быть, но только именно как эксперименты, а не как элементарное непонимание «стилевого несоответствия».

3. И конечно учитель должен позволить детям выбрать свою самую любимую книгу для работы по оформлению – это будет и мотивацией к работе и постоянным источником вдохновения.

Естественно, для занятий с детьми в начальной школе материал, касающийся книжного оформления, следует сильно упростить, не давать сложных терминов, не перегружать основными понятиями. Но как грамотно избрать из массы интересной и важной информации о книжном оформлении самую интересную и самую важную, и главное, доступную детям информацию – каждый учитель решает сам.

История иллюстрации

Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, ее основа. Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса "Дон Кихот", или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова.

В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения

История иллюстрации уходит далеко вглубь веков. В Древнем Египте иллюстрации сопровождали написанные на папирусах заклинания и гимны. Сохранились античные образцы первых веков нашей эры в рукописях "Илиады", "Энеиды", а также иллюстрации в византийских, средневековых рукописях.

В Древней Руси уже в XI веке создавались иллюстрации к рукописным книгам ("Остромирово евангелие", "Изборник Святослава"). Они были цветными, украшались золотом, исполнялись тонко. Такие книги делались в одном экземпляре, высоко ценились и стоили очень дорого. Они были недоступны людям, имевшим ограниченные средства, а потребность в книге становилась все более и более насущной. И тогда возникла мысль о печатной книге.

Изобретение книгопечатания в Европе относится к концу XIV - началу XV века. Печать производилась путем прижимания бумаги к доске, на которой гравировался текст иллюстрации. Доски смазывались черной краской, поэтому иллюстрации были такими же черными, как и текст. В середине XV века И. Гутенберг в Германии разрабатывает новый способ печатания. Он создает металлические наборные литеры (буквы), из которых набирались слова, строки. В России Иван Федоров в 1564 году напечатал первую книгу "Апостол", самостоятельно разработав процесс книгопечатания. До конца XVIII века книгопечатание не подвергалось существенному изменению, но воспроизведение иллюстраций стало более совершенным. Их стали печатать с гравированной металлической доски. Штрихи рисунка получались от углублений, прорезанных резцом. В них затиралась краска, которая при печати переходила на лист бумаги. Кроме резцовой гравюры, был открыт также способ получения углубленных штрихов в металлической доске с помощью травления кислотой (офорт).

Резцовая гравюра и офорт позволили делать иллюстрации гораздо более тонкими и сложными по рисунку, чем на деревянной доске.

Изобретение печати с литографского камня в 1798 году не только удешевило печатание книг, но и дало возможность передавать живой рисунок. В это же время создается так называемая торцовая тоновая репродукционная гравюра, применявшаяся в печати до начала XX века.

С изобретением в 1837 году фотографии начинается воспроизведение иллюстраций с помощью фотомеханических процессов. Так, последовательно были найдены цинкография (получение на цинковой доске штрихового рисунка), автотипия (воспроизведение рисунков полутонами), трехцветная печать (воспроизведение цветных иллюстраций). Современные офсетные машины позволяют за один прокат нанести на изображение от одной до девяти красок.

Развитие и совершенствование способов печати, однако, не совпадают с ростом качества самих иллюстраций как произведений искусства. И в очень далекие времена создавались прекрасные иллюстрации, а сейчас, при совершенных способах воспроизведения, встречаются нередко посредственные, а иногда и совсем плохие иллюстрации, которые относятся скорее к ремесленной продукции, чем к искусству.

Историю книжной иллюстрации нельзя рассматривать как прямой и последовательный путь художественного совершенствования.

В ней были моменты, когда создавались шедевры, но были и периоды упадка, утраты художественного мастерства.

Первой же иллюстрированной детской книгой в России был знаменитый "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным, вышедший в Москве в 1692 и 1694 годах. В нем имелись прекрасные рисунки, которые сопровождали текст. Каждой букве отводилась отдельная страница, вверху которой помещалось изображение буквы в виде людей, стоящих в разных позах (отсюда название "Лицевой букварь"). Листы букваря были украшены изображениями людей, животных, растений, построек, предметов быта. Среди них можно было увидеть историка, держащего в руках раскрытую книгу и чернильницу, звездочета со зрительной трубой и многое другое. Занимательные и высокохудожественные рисунки должны были заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению азбуки. Текст и рисунок были органично слиты, иллюстрации несли познавательную нагрузку.

С изобретением в XIX веке фотомеханического способа печати возросли художественные возможности. Иллюстрации смогли передавать любую живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло и др.). Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные художественные материалы. Например, иллюстрации к детской книге "Усатый полосатый" выполнены цветными карандашами, которые наилучшим способом передают мягкую шерстку главного героя - котенка. А.П. Пластов многие иллюстрации выполнял в технике масляной живописи.

Выбор материала, изобразительного языка, принципы построения книги во многом зависят от характера и стиля литературного произведения. Для детской иллюстрированной книги работали известные писатели, выдающиеся живописцы и графики. В конце XIX века к иллюстрированию книг для детей обратились выдающиеся живописцы В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, И. Е.Репин, В. И. Суриков, М. В.Нестеров и др. Они создали яркие, выразительные, запоминающиеся рисунки для детских книг.

Именно с этой поры детская книга окончательно отделилась от взрослой, приобрела свой индивидуальный облик, особую структуру. Отличительными особенностями книг для детей стало обилие иллюстраций, которые подробно раскрывали основные события произведения, и обилие цвета, ставшего одним из основных выразительных средств. Иллюстрации могли даже преобладать над текстом. Сюжет можно было проследить только по одним иллюстрациям. Именно эти особенности сохраняются в дальнейшем в качестве одной из отличительных черт детской книги.

Что же делает иллюстрацию художественной, по каким признакам мы вправе отнести ее к высокому искусству? Рассматривая произведения изобразительного искусства, можно легко различить в них три основных свойства. Во-первых, они содержат какой-то рассказ, иногда сложный, например, об историческом событии, иногда простой, как бывает в натюрморте, иногда рассказ о связях отвлеченных форм и цветов, как в абстрактной живописи. Так или иначе, но в произведениях изобразительного искусства этот рассказ всегда присутствует.

Но для изображения предметов художнику нужны такие средства, как линия, определяющая границу формы предмета, пятно, светлое или темное, передающее светотень, от которой форма и положение предметов становятся более конкретными, и, наконец, цвет, сообщающий предметам большую жизненность. В великих произведениях изобразительного искусства мы видим органическое, естественное слияние и взаимосвязь всех этих сторон - рассказа, изображения и узорной, декоративной стороны. Произведения изобразительного искусства высоко оцениваются тогда, когда они удовлетворяют требованиям красоты, целостности, глубокой содержательности и неповторимости образов.

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге - о событиях и действиях, а также об общей идее, которая побудила автора написать книгу.

Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Среди этих литературных шедевров следует выделить Библию, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными - фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п. И конечно, особенное место принадлежит книге.

Книжная иллюстрация - это жанр графического искусства. Естественно, что книга своими размерами и своим устройством, структурой не может не влиять на особенности иллюстрации. Размеры страницы ограничивают размеры иллюстраций, их непосредственное соседство со шрифтом обязывает художника найти гармоническое решение книжного разворота. Техника печати также принуждает художника согласовать средства изображения со способом печати, который предназначен в данном издании. Изобразительный язык иллюстрации зависит от времени ее создания. Определяющими являются и те обстоятельства, при которых выпускается книга. Рукописная и малотиражная книга украшалась и иллюстрировалась лучшими мастерами. Становясь ходовым товаром, книга конца XIX века нередко оказывается в руках иллюстраторов-ремесленников.

Нельзя, однако, оценивать художественное качество иллюстрации только на том основании, нравится она или не нравится. Такие оценки могут объясняться недостаточным знакомством с художественными произведениями, неразвитой еще способностью анализировать. Неудовольствие может быть вызвано встречей с непривычным, неожиданным способом изображения, хотя этот способ диктуется самим литературным произведением.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 3084; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ