Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией детей среднего дошкольного возраста.



В среднем возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

С детьми рассматривают картинки-иллюстрации приемом соотнесения фраз текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки "Гуси-лебеди" дети пятого года жизни рассматривают картинки в книжке-игрушке (панораме). Работа воспитателя на занятиях по рассматриванию данной книжки-панорамы может состоять в том, что он читает крошечный отрывок (естественно, такой, к которому есть иллюстрация) и просит ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный вариант: педагог показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из сказки здесь изображен. Этот же прием используется и при рассматривании обычных плоскостных иллюстраций. У ребенка начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. Например, после чтения произведения Е. Чарушина "Медведица и медвежата" детям шестого года жизни воспитатель показывает рисунок, иллюстрирующий такие фразы: "А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи!" - и предлагает ребенку вспомнить их, поскольку рассказ этот был прочитан по меньшей мере 2 раза.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя

Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.

В старшей и подготовительной группах дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы ("Понравилась или не понравилась картинка?", "Почему?"), могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.

Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией детей старшего дошкольного возраста.

Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.

Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.

Используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;

просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом).

В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающейся наглядностью, уже вполне сформирован.

Знакомство детей с книжной графикой

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

В разделе ”Красота в жизни и изобразительном искусстве” (пр.”Радуга”) авторы пишут о необходимости знакомить детей с художниками – иллюстраторами, вызывать у детей эмоциональную отзывчивость к природе, к эстетической стороне окружающей действительности.

Анализ программы позволяет выделить некоторые затруднения, связанные с тем, что этот раздел не разработан.

Проведя диагностику художественного восприятия иллюстраций детей среднего дошкольного возраста по следующим критериям:

Устойчивый интерес, желание внимательно рассматривать иллюстрации. Сопереживание герою.

Правильное соотнесение иллюстрации с текстом. Понимание особенностей, использованных художником, средств выразительности, передающих характер героя (с помощью линий, штрихов, пятен). Цвет – как средство передачи настроения героев.

Знание имен художников – иллюстраторов.

 выявила, что уровень эстетического восприятия детьми произведений художников – иллюстраторов достаточно низкий. Однако его можно повысить, посредством специально организованной педагогической работы. Педагогическая работа будет эффективна, в том случае, если она будет направлена на:

Обогащение знаний детей о книжной графике, о ее выразительных средствах.

Формирование эмоционально – положительного отношения к книжным иллюстрациям.

Развитие практических умений и навыков и воспитание эстетического вкуса у детей.

Носить системный характер.

Актуальность данной работы заключается в систематизации материала по знакомству детей с книжной графикой, приобщение их к книге, развитие способности наблюдать, фиксируя форму, строение, величину.

В решении данной проблемы большую роль играет мотив личной заинтересованности, а также изучение теоретических источников, освещающих с одной стороны, организацию методической работы по знакомству детей с графикой, а с другой стороны психологический аспект развития восприятия.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1105;