Реставрационная наука и практика XX в. в России



В России реставрационные работы велись систематически и в больших объемах (охватывая памятники архитектуры и истории, музейные собрания и пр.). Особенно большой размах эти работы приобрели после окончания Великой Отечественной войны, когда были реставрированы многочисленные памятники архитектуры в Новгороде, Пскове, Ростове, Ярославле, Суздале, Ленинграде, Москве, Киеве, в республиках Прибалтики и Средней Азии. Выдающимся достижением советских реставраторов стала реставрация дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Ленинграда – в Павловске, Петродворце, Пушкине и др., которым фашистская оккупация нанесла особенно значительный урон. Учитывая их большое историко-художественное значение и необходимость сохранить для грядущих поколений произведения выдающихся зодчих, ваятелей, садоводов и строителей XIX – XX вв., на основе использования синтетического метода была поставлена и решена задача целостной реставрации ансамблей.[10] Сразу после освобождения от оккупации развернулись обширные работы по укреплению и обмеру руин дворцов и садово-парковых сооружений, сбору их уцелевших фрагментов, по расчистке парков от завалов и подсадка молодых деревьев взамен уничтоженных и многое др. Позже была восстановлена грандиозная система фонтанов Петродворца, началась реставрация дворцов, павильонов и их интерьеров (полностью не закончена). На строго научной основе, с использованием обширных архивных и изобразительных материалов, восстановлены как сами многочисленные постройки, так и их декоративная скульптура, лепнина, резной позолоченный декор из дерева, наборные паркеты, плафоны и многое др. В ходе реставрации были разработаны новые приемы моделирования и восстановления деталей (например, резьбы по дереву, лепных украшений). Эти крупнейшие в мире реставрационные работы проведены большим коллективом архитекторов-градостроителей (Н. В. Баранов и др.), архитекторов-реставраторов (А. Э. Гессен, И. Н. Бенуа, Е. В. Казанская и др.), скульпторов (И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.), художников (реставраторов П. Саусен, А. В. Трескин и др.) и специалистов других профессий[11]. При реставрации иногда восстанавливался первоначальный характер построек, измененный в XIX в. (например, воссоздан Актовый зал в Лицее в Пушкине, уничтоженный в 1843 г.). Эти работы, а также реставрация разрушенных в годы Великой Отечественной войны памятников архитектуры Новгорода, Пскова и других городов определили общее направление советского реставрационного дела: преобладает стремление восстановить близкий к первоначальному «оптимальный облик» памятника архитектуры. Значительные реставрационные работы провели советские специалисты: архитекторы – В. С. Баниге, П. Д. Барановский, А. Д. Варганов, Л. А. Давид и др.; в области живописи – В. О. Кириков, П. Д. и А. Д. Корины, Е. И. и Н. И. Брягины и др.; в области скульптуры – М. А. Александровский, И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.Обмен опытом между специалистами-реставраторами разных стран осуществляет Международный конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам[12].

Глава 2. Современные градостроительные проблемы

Во взаимоотношении с историческим наследием

2.1. Основы формирования современного отношения к исторической застройке Документальная база и законодательная основа принципов взаимодействия с исторической застройкой и памятниками архитектуры была заложена Венецианской хартией, Конвенцией всемирного наследия и Вашингтонской хартией. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия), принятая на II Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в мае 1964 г.[13] Конвенция об охране всемирного и культурного наследия (ЮНЕСКО), принятая на генеральной конференции Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже с 17 октября по 21 ноября 1972 г. Конвенция всемирного наследия: 1. Культурное и природное наследие является бесценным и невосполнимым достоянием не только каждого народа мира, но и всего человечества в целом. Утрата любой его части вследствие разрушения или исчезновения обедняет наследие всех народов мира. В силу присущих им исключительных достоинств некоторые объекты этого наследия могут быть признаны обладающими выдающейся мировой ценностью, и в качестве таковых заслуживают особой защиты от всевозрастающей угрозы их существованию. 2. Чтобы должным образом обеспечить, насколько это возможно, выявление, охрану, сохранение и популяризацию объектов, составляющих невосполнимое наследие человечества, государства – члены ЮНЕСКО приняли в 1972 г. Конвенцию всемирного наследия. Конвенция предусматривает создание «Комитета всемирного наследия» и «Фонда всемирного наследия». Данные Комитет и Фонд действуют с 1976 г. 3. С момента принятия Конвенции в 1972 г. международное сообщество приняло концепцию «устойчивого развития». Защита и сохранение природного и культурного наследия вносят существенный вклад в устойчивое развитие. 4. Конвенция направлена на выявление, защиту, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, представляющего выдающуюся мировую ценность. 5. Чтобы определять выдающуюся мировую ценность памятников и служить для государств-сторон Конвенции руководством по охране и менеджменту объектов всемирного наследия были разработаны критерии и условия для включения объектов в Список всемирного наследия. 6. Если объекту, внесенному в Список всемирного наследия, угрожают серьезные опасности особого характера, Комитет рассматривает вопрос о внесении этого объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. В случае утраты выдающейся мировой ценности объекта, определившей его включение в Список всемирного наследия, Комитет рассматривает вопрос об исключении объекта из Списка всемирного наследия. Международная хартия по охране исторических городов (Вашингтонская хартия), принятая на VIII Генеральной Ассамблее ICOMOS/ИКОМОСа (Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест) – это неправительственная организация со штаб-квартирой в Париже, Франция. Основан в 1965 г., его роль – содействовать применению теории, методологии и научного подхода в области сохранения архитектурного и археологического наследия. Его работа основана на принципах Международной хартии 1964 г. по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия)[14]. Особая роль ICOMOS в отношении Конвенции состоит в следующем: оценка объектов, предлагаемых к включению в Список всемирного наследия, мониторинг состояния сохранности объектов всемирного наследия, рассмотрение запросов на оказание Международной помощи, представленных государствами – сторонами Конвенции, участие и поддержка в деятельности по усилению потенциала.[15]

Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 622; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!