Сохранение архитектурного наследия в России



О реставрации какого-либо объекта можно говорить лишь с того момента, с которого он осознается памятником. Значение памятников архитектуры всегда было широким, и часто трудно выявить, какой из аспектов – исторический, художественный или функциональный – повлиял на принятое реставрационное решение, определил методику реставрации.
В начале XIX в. в русском обществе постепенно растет интерес к «памятникам древности». Одними из первых в разряд памятников входят древнерусские крепости. Исторический материал, связанный с памятниками этого рода, позволяет с особой ясностью увидеть некоторые существенные черты в эволюции отношения к архитектурному наследию и в развитии реставрационной методики в XIX в. Во-первых, к концу ХVIII в. большинство крепостей лишается функциональной значимости.
Их «бесполезность» дает возможность оценить отношение к исторической и эстетической ценности наследия, не осложненное функциональной значимостью памятников, характерной, например, для культовых сооружений. Сильная руинированность и потеря целостности художественного облика – вторая черта, отличавшая к началу XIX в. большинство древнерусских крепостей от памятников другого типа.
Это заставляло решать вопрос о судьбе руин (об их восстановлении, консервации или разборке), а с определенного момента и более конкретный вопрос об их первоначальном виде. Третьей особенностью была яркая специфика их художественного облика, определявшаяся протяженностью сооружения и повторяемостью двух его основных элементов – стен и башен. Кажущееся однообразие элементов вместе с невозможностью зрительно воспринять сразу всю крепость накладывали свой отпечаток, на формирование методики реставрации крепостных сооружений.Естественно, что в крепостных сооружениях выявлялось, восстанавливалось и реставрировалось то, что в каждый момент отечественной истории считалось самым ценным. До конца ХVIII в., пока крепости имели стратегическое значение, городские власти обязаны были поддерживать в порядке их физическое состояние и задачей регулярных ремонтов являлось сохранение их конструктивной целости. Поэтому лицевые поверхности крепостных стен чинились, сильно разрушенные места перекладывались. Крупные ремонтные работы по крепостям были связаны с рядом войн во времена Петра I. По последнему слову военного искусства были возведены земляные редуты в Москве вокруг Китай-города, укреплены и перестроены со значительным изменением формы завершений стены Пскова, Смоленска и других важных стратегических пунктов. К концу ХVIII в., когда внешние границы Русского государства сильно раздвинулись, оборонительные сооружения его старых городов потеряли свое прямое назначение и стали быстро приходить в упадок: «во многих внутри России крепостях, кои починкою содержать не положено, и в ведомстве Канцелярии Главной Артиллерии и Фортификации не состоят, деревянные и каменные башни и прочее так обветшали и обвалились, что мимо их и под ними ходить и ездить весьма опасно...»[1], – говорится в указе 1759 г., позволявшем такие сооружения разбирать. Однако этот указ применялся не ко всем крепостям, поскольку спорадически (изредка, непостоянно) уже возникал интерес к воссозданию древних стен «в прежнем виде». Это могло быть связано с тем, что такие кремли, как Новгородский и Московский, рассматривались современниками целиком как своего рода «памятники древности». Исторической реликвией воспринималась вся совокупность старых сооружений – и соборы, и стены с башнями. Крепостные стены как часть памятника должны были поддерживаться и воссоздаваться.В первой четверти XIX в. представление о ценности оборонных сооружений постепенно развивается и детализируется. В памятниках оборонного зодчества видели, прежде всего, историческую ценность, т. е. ценили стены и башни как «древние сооружения», затем – как свидетелей боевой славы. В это же время постепенно начала открываться для общества красота древнерусских крепостей. В методах подхода к сохранению и восстановлению крепостей и других видов наследия прослеживаются общие черты. При общей хорошей сохранности памятников сильно разрушенные детали ремонтировались с повторением их в прежнем виде[2].Однако для начала XIX в. столь же характерным было и введение при реставрации древних сооружений современных архитектурных мотивов, прежде всего классицистических. Примерно в то же время распространяется идея введения «готических» мотивов, которые, как считалось, подчеркивали древность и национальную самобытность древнерусских памятников. Характер намечавшихся по памятникам реставрационных работ не был однороден и зависел во многом от индивидуальных особенностей сооружения: его размеров, материала, техники строительства, стоимости, времени последнего ремонта и пр. По большинству крепостей годами шла переписка о необходимости, порядке и стоимости работ, лишь спустя десятилетия завершавшаяся незначительными восстановительными мероприятиями.В первой половине XIX в. для предложений по воссозданию крепостных сооружений было характерно следующее: признавая их историческую ценность, сохранить и реставрировать только фрагмент, чаще всего отдельные башни или ворота. К концу XIX в. в среде профессиональных архитекторов складывается понимание необходимости сохранять крепостное сооружение целиком как единый исторический и художественный памятник. Псковский, Коломенский, Смоленский и другие кремли во второй половине XIX в. были реставрированы фрагментарно[3]. Это позволило лучше увидеть недостатки предыдущих работ. Фрагментарный ремонт оказался своего рода школой, которая вывела реставрационную методику на принципиально новый уровень к моменту комплексного восстановления таких кремлей, как Смоленский, Коломенский и, конечно, Московский. Постепенно тщательное исследование древних форм здания и попытка восстановить их на основании натурных данных становились основными мотивами деятельности реставраторов.Становление интереса к памятникам способствовало развитию реставрационной деятельности. Одна из особенностей этого времени – отсутствие либо очень поверхностный уровень предшествующих реставрации исследований. Например, в 1834 – 1843 гг. по распоряжению Николая I был приведен в так называемый «первобытный» вид один из известнейших памятников русского зодчества – Дмитриевский собор во Владимире (построен в 1193 – 1197 гг.). Уникальное скульптурное убранство фасадов было частично заменено новой резьбой, частично дополнено в местах утрат. Этот пример ясно показывает, что реставраторы первой половины XIX в. не обладали еще ни серьезной исследовательской базой, ни представлением о ценности поздних наслоений, ни пониманием принципиального различия между подлинником и реставрационным дополнением[4].

Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1026; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!